AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 1468 / 9 097 849
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


07.09.2009 10.35

Барометр социально – экономического кризиса в РФ - производство легальной водки


Не такая уж  россиянин полная скотина, чтобы жить по старому анекдоту ("это не я буду меньше пить, это ты будешь меньше есть"). Тем более, что государство об этом позаботилось: для энергичных, продвинутых, стремящихся идти в ногу со временем и раздвигающих временные рамки  есть легальная водка от 90 руб. и дороже; для менее амбициозных  есть нелегальная водка- по 35- 70 руб. и есть совсем дешевые суррогаты (технические, домашние и аптечные). Чтобы ни делали с Россией, но показатель производства легальной водки в постсоветской жизни  остается для нас (как  экспертов алкогольного рынка) главным показателем развития всей социально- экономической системы РФ. К этому можно относиться по-разному.

Даже антиалкогольная компания может обрушить пивной рынок и рынок САН в России, но никак не сможет в течение нескольких лет сократить потребление водки и ее суррогатов в нашей стране. Это процесс более длительный. Поэтому объемы легального рынка водки будут четко свидетельствовать о течении социально- экономического кризиса в стране в ближайшие годы. Показатели ВВП как не очень увязаны с жизнью  конкретных людей, а вот показатели производства и потребления легальной водки – напрямую. Именно водки – как особого вида российской экономики – квинтэссенции организации нашей жизни.

Барометром может быть именно водка без учета ЛВИ. Дело в том, что дешевых ЛВИ в России нет, вся эта продукция продается вне дешевого алкогольного сегмента: сегодня это свыше 100 руб. мы отмечали периодически в своих материалах, что происходили и процессы роста производства ЛВИ (особенно крепких), который могли оттянуть на себя часть потребителей-водочников. Но объем в 2 млн дал очень существенен для сегмента ЛВИ, но не играет особой роли при 120 млн дал.  Рост производства и продаж продукции дороже 100 руб. в 2004- 2007 г.г.  характеризовал процессы перетекания потребителей в более высокие водочные сегменты при практическом сохранении общего объема легальной водки. В 2000- 2004 г.г. развитие экономики России привело к росту производства легальной водки со 111,1 млн дал до уровня 120 млн дал в год. Даже кризис продаж легальной водки в 2001 г. при  временном разрушении всей системы оптовых продаж алкоголя в период введения акцизных складов и смены марки не позволил рынку рухнуть. Подъем был. С 2004 по 2008 г.г. продолжался  сложный период (Таблица 1. Справочная таблица годовых производственных показателей легального алкогольного рынка России с 2000  по  2008 г.): 2004- 121 млн дал; 2005- 124,5 млн дал; 2006 г. – административный кризис алкогольного рынка и спад до 109,4 млн дал; 2007 г.- восстановление рынка до 119,4 млн дал; 2008 г.- падение уровня жизни населения только в последнем квартале обрушило рынок до 106,82 млн дал – на 11% относительно 2008; наш  самый оптимистичный прогноз на 2009 – менее 95 млн дал или (-11%  и более к 2008) или (-20% к 2007 г.).

Это падение невозможно объяснить переходом потребителей на пиво, САН или вино. Смотрите: в 2009 г. падение на 24,5 млн дал относительно 2007 г.; пусть 2,5 млн дал взял на себя  дешевый российский коньяк; отдадим 2 млн дал настойкам; пусть на 3 млн дал стали пить меньше; остается реальный спад на 17 млн дал легальной водки относительно 2007 г.

Таким образом, очевидно, что в 2004- 2008 г.г. по разным причинам  рост средних социально-экономических показателей не способствовал росту уровня жизни "нижних слоев населения" (либо рост их уровня доходов отставал от роста ставки акциза, что не позволяло им на протяжении этих  лет перейти в сегмент потребления легальной водки; а значит при формировании акцизной политики надо ориентировать не на уровень инфляции, а на другие показатели, поскольку уж слишком различен уровень инфляции для различных слоев нашего населения ; ведь надо действительно признать – водка у нас не самый дорогой продукт потребления, пусть даже и равен по относительной цене при сравнении минимальных и средних  зарплат водке в Скандинавских странах).  И поэтому (по нашему мнению) в 2006 г. мы имели не кризис алкогольного рынка, а социально- экономический кризис. Если человек  вместо легальной начинает покупать нелегальную водку – это его личный социально- экономический кризис; а если рынок упал на 10% - то это явно то же.    Поэтому и выход из кризиса мы увидим на примере восстановления производства и потребления легальной водки в России (как бы ни морщились от этого антиалкогольщики).

Нам нравится оптимизм Кудрина, который он теперь демонстрирует повсюду (в России и за рубежом). Он уже стер все свои прежние временные границы экономического кризиса в России. Вот сообщения СМИ от 4 сентября: "Российская экономика начнет активно восстанавливаться после кризиса в третьем квартале нынешнего года. С таким заявлением выступил глава Минфина РФ Алексей Кудрин. "У нас еще нет окончательных данных по второму кварталу. Но наш прогноз - Россия в третьем квартале будет иметь рост экономики по отношению ко второму кварталу, и третий квартал станет выходом России из рецессии", - подчеркнул министр. Напомним, сегодня стало известно о том, что впервые за последние четыре года в нашей стране зафиксирована инфляция на уровне ноль процентов".

В западных экономических словарях: Рецессия (от лат.  Recessus — отступление) — в экономике (в частности в макроэкономике) термин обозначает относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Спад производства характеризуется нулевым ростом валового национального продукта (ВНП) (стагнация) или его падением на протяжении более полугода. Рецессия является одной из фаз экономического цикла (конъюнктура), следующей после бума и сменяющейся депрессией.

Если следовать западному определению рецессии, то у нас должна быть еще и депрессия. Если верить Кудрину, то мы эту фазу депрессии уже  проскочили. Или наоборот, теперь должны в нее войти? Раз после рецессии должна быть депрессия? Экономистам, прозевавшим мировой кризис,  доверять надо с ограничениями.

Но радостные события все-таки есть (Таблица 2). Постепенно легальная водка сходит с убойного показателя спада производства в 20% (с марта по май: в январе- марте, январе- апреле и январе – мае спад составлял 20,3% - 20,4%) к (-15,4%) в июне и (-12,5%) в июле. Даже в условиях нормального развития производства коньяка и ЛВИ (то есть, процессы замещения водкой этой продукции можно опустить); даже в условиях стабилизации падения рынка низко  алкогольной продукции (а стабилизация произошла  до июня) мы видим  рост производства легальной водки. И его не спишешь на сезонный рост.  И не зря мы начали материал с критики старого еще советского анекдота (тогда этот анекдот был некритичен).

По итогам января – июля легальный рынок сократил спад на 1,9% относительно января-мая.  Слишком мал срок и процент пока мал, чтобы говорить о рождении тенденции. Посмотрим хотя бы результаты августа. Мы уже писали, что по нашей градации будущих процессов- 2009 год – это год привыкания населения к новым условиям жизни, которые мы будем иметь примерно до 2012-2013 г.г. Раз пошла вверх легальная водка, значит- втягиваемся.

Таблица 2. Динамика кризиса производства легальной алкогольной продукции (прирост объема производства кризисного месяца к соответствующему месяцу докризисного года).


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |