AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 3454 / 9 109 567
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


10.08.2009 13.56

К совещанию у Президента РФ по алкоголизации


6 августа в связи с заявлением Президента о проведении до конца недели (с 10 по 16 августа) совещания по алкоголизации и алкоголизму группа общественных идеологов борьбы с алкоголизацией провела в РИА "Новости" пресс- конференцию. Их переполошил тот факт, что государство вроде бы не собирается одним махом и чохом повысить акциз на крепкий алкоголь на 30%.

Мы собрали все, что они предложили. Лейтмотивом их заявлений был: "рост смертности неизбежен, если будет сохранено принятое решение". По мнению экспертов- общественников, если не увеличить акцизы на 30%, крепкий алкоголь будет более доступен для населения, а общая смертность в России, в результате, вырастет на 350 тысяч человек в год. Разумной ценой на водку эксперты считают 250 рублей, поскольку в Польше- 500 руб. И это снизило там потребление крепкого алкоголя и увеличило продолжительность жизни. 2, 5 млн. жизней унесет в России течение последующих пяти лет правительственное решение об отказе повысить акцизные ставки на крепкий алкоголь. Согласно исследованиям ВОЗ, подъем акцизов на алкоголь - это самый эффективный способ снижения уровня заболевания алкоголизмом среди населения; поэтому никто сейчас в мире почти не снижает акцизы на алкоголь. Цена на водку, которая, по мнению ученых и общественников, поможет решить проблему с алкоголизацией страны и, соответственно, снизить смертность населения, составляет 250 руб., но повышение цены должно происходить постепенно. Если повысить действующую акцизу на алкоголь на 100%, то стоимость одного литра водки составит всего 150 руб., подсчитали они. Эксперты считают, что ценовая структура сегодня толкает наше российское население к тому, чтобы пить водку. Эксперты на пресс-конференции в РИА Новости в четверг высказались за значительное повышение цены на крепкий алкоголь.

Ясно, что на совещание у Президента алкогольный бизнес не позовут, а участников конференции позовут.

Поэтому – некоторые комментарии. Алкоголизация – проблема, с которой надо бороться разумными государственными решениями. Подробно уже надоело на эти темы писать (не о ценовых причинах алкоголизации России, а о социально – экономических).

Конечно, потеря 2,5 млн человек – факт страшный по своей эмоциональности. И он убивает наповал, но является плодом воображения самих общественников. В этом плане можно сказать одно, абсолютное большинство из этих 2,5 млн человек, на которых сократится население России в ближайшие 4 года) – в своей жизни в разной степени были потребителями алкоголя. И алкоголь – лишь одна из причин смерти. И безусловно – важная. Но что виновато в том, что алкоголь из элемента радости (для чего он и существует) превратился в элемент смерти? Только наша жизнь. В который раз приведем собственный афоризм: отравлению алкоголем предшествует отравление жизнью. И не мифическая цена и мифическая доступность легального алкоголя тому причина.

Алкогольный бизнес не виноват в том, что государство не выполняет свои прямые обязанности и не защищает население от нелегальной, фальсифицированной и суррогатной продукции.

Эксперты на пресс- конференции отметили, что водочное лобби искажает цифры. Это, видимо, пассаж в сторону "ЦИФРРА". Общественные эксперты считают, что в кризис в России стали меньше пить и травиться алкоголем. Пришли они к таким обнадеживающим выводам на основании данных Росстата. Сочувствуем общественникам и их источникам; кстати, у нас и средняя зарплата у нас в июле по России всего 18,9 тыс. руб.; и минимальная статистическая продовольственная корзина 2,5 тыс. руб. и многое другое. При пользовании данными Росстата надо постоянно включать мозги. Потому, наши данные о росте потребления (или в лучшем случае- прежнем уровне потребления) алкоголя и суррогатов в России в кризис и носят экспертно- аналитический характер.

После того, как мы на цифрах убедительно доказали, что относительная цена на легальную водку в России и Финляндии со Швецией практически идентичны относительно уровня средних зарплат, а относительно минимальных зарплат наша водка в 1,5 раза дороже, то упоминать эти страны борцы прекратили в качестве примера. Но Польшу мы им до поры до времени оставили. Они про нее и упоминали на пресс- конференции. Последний антиалкогольный тезис.

Еще раз поясним - мы не против борьбы с алкоголизацией; мы против бездумных мер, которые ухудшат ситуацию. Бездумное повышение цен на легальный алкоголь в России приведет к сохранению прежнего уровня потребления; вырастут нелегальный и суррогатный сегмент и все. Смысла в этом никакого нет. Есть программа постепенного повышения ставки акциза; она тоже бессмысленна в плане борьбы с алкоголизацией (в России давно алкоголь относительно других стран очень дорог – относительно уровня цен на алкоголь и зарплат, а то, что алкоголь дешев относительно колбасы- так это следствие отсутствия нормального регулирования всей экономики в России и очень высоких относительно зарплат цен на колбасу; Россией все эти годы правит не здравый смысл, а экономическая стихия), но хотя бы сохраняла баланс до поры до времени между легальным и нелегальным рынком на уровне 70% на 30%.

Итак, Польша. Несколько лет назад мы уже об этом писали. До реформы в 2002- 2003 г. потребление легальной водки (а уж в Польше нелегальной водки и самогона – страна сельскохозяйственная- всегда было и будет сколько надо) в Польше составляло 230 – 240 млн л в год. Подняли серьезно акцизы. Потребление легальной водки упало примерно до 200 млн л в год (пусть на 20%); нет никаких сомнений, чем был компенсирован спад. Но – ровно на 3 года; а уже в 2006 потребление легальной продукции при высоком уровне акциза восстановилось до уровня 240 млн л. Государство выиграло.

"Односторонний специалист- подобен флюсу" - говаривал К. Прутков. Именно такое отношение вызывают у нас и борцы с алкоголем, когда вырывают из контекста жизни других стран один алкоголь как главное в нашей жизни. Они упорно твердят про дешевый алкоголь в России и его ценовую доступность. А если взглянуть на другие факторы жизни населения в сравниваемых странах: уровень жизни; медицины; социальная защита населения до кризиса и в кризис. А живет ли село сегодня в Польше так же, как в России или есть разница? Мы уже не говорим о скандинавских странах.

А теперь мы вновь неприятно удивим борцов. Даже если бы у поляков была водка 500 руб. (а она там есть), то и у нас есть "Кауфман" по 5 000 руб. То есть, наша дороже в 10 раз. Мы еще раз покажем, что ценовая недоступность водки в Польше – миф. Пьют водки теперь они столько же; пива – больше; вина практически не пьют; а живут дольше; значит не столько алкоголь – был причиной польских бед, а что-то еще.

Итак, поговорим чуть о минимальных зарплатах. Россия – пока 4,3 тыс. руб. (в Москве около 7 000 руб.). Около 96 евро. В странах ЕС- как правило- это не менее 800 евро. Ирландия- 1 462 евро; Бельгия- 1 387 евро. Теперь бедные станы: Болгария- 123 евро; Румыния- 153 евро; Латвия- 232 евро; Литва- 254 евро; Польша – 281 евро; Турция- 319 евро.

Должны огорчить борцов и тем, что водка в Польше стоит от 5 дол. за бутылку и выше (местная). Это не 500 руб. Пусть – от 160 руб. "Немирофф" – по 10 дол; "Абсолют"- по 11 дол; "Финляндия"- по 14 дол. и т.д. Давайте уж будем честны, если собрались на государственном уровне выяснять причины алкоголизации, приводя успехи в других странах (а оказывается в результате, что их нынешняя ценовая недоступность на уровне нашей сверхдоступности относительно уровня доходов населения).

Итак: минимальные зарплаты. Наша- 96 евро; польская- 281 евро. Польская выше нашей в 2,93 раза. Наша легальная водка- 85,9 руб.; польская – 160 руб. Польская дороже в 1,86 раза. Заметно, что наша водка относительно уровня минимальной зарплаты дороже в 1,5 раза.

Но не удовлетворимся этим, посмотрим на средние зарплаты. Готовы даже взять мифическо – статистическую среднюю для России зарплату в 18,9 тыс. руб. в июле 2009 г. Средняя зарплата в Польше – около 3 000 злотых, или 940 дол., или 30,1 тыс. руб. Польская выше российской в 1,59 раза. При этом соотношение цены водки не изменилось- польская дороже в 1,86 раза. Наша относительно средних зарплат на 15% сегодня дешевле (но реально –то средняя зарплата явно завышена). Чтобы уничтожить эту относительную разницу (чего так хотят борцы), надо всего лишь выполнить в 2010 и 2011 пункты существующей акцизной программы, предусматривающий рост на 10% ставки акциза в год (если это позволит сделать социально- экономическое положение населения).

Ну, пора бы уже более серьезно посмотреть на процессы алкоголизации страны не только с медицинской точки зрения. Глубже и серьезнее. Мы уже говорили, что как только звучат цифры о миллионах, загубленных алкоголем, сталинскими репрессиями и т.д., то мозги тут же отключаются и уходят в эмоциональную плоскость. Медицинский аспект помогает осознать серьезность проблематики; а дальше начинаются одни эмоции. И ни одной разумной реальной меры. В России.

А разумной может быть только одна (помимо запретов на возраст, пол, время и т.д.) – постепенное изменение структуры потребления. Надо осознать, что 75% взросло населения России не откажутся от алкоголя в ближайшие 10- 15 лет. В странах, которые хорошо жили до кризиса (это главное условие успеха реформы), были попытки при сохранении прежнего уровня потребления в абсолютном алкоголе сместить потребление в сторону низко алкогольной продукции. Но не так, как было сделано в России (потребление пива выросло в 5,5 раз и 4 раза относительно советского периода при сохранении уровня крепкого алкоголя и его суррогатов на прежнем уровне и спаде потребления вина в 3,5 раза относительно советского периода). В Польше вина как не пили, так и не пьют (и не будут) – 2 л в год на душу. Их приучали той реформой к пиву. И в России приучали к пиву; при том, что у нас была собственная хорошо развитая винная культура потребления (пусть не элитных, но натуральных вин в советский период).

И сценарий борьбы с алкоголизацией должен быть не эмоциональным, а разумным.

2. Конкурс сценариев квотирования

Актер Галкин попадет под раздачу за пьяный дебош в баре. Раньше бы простили и спустили на тормозах. А ныне постараются сделать из этого факта антиалкогольное общественное судилище. Полоскать его везде и всюду будут долго. Будет образцово- показательный суд. Лишь бы флаг антиалкогольной компании не заслонил реальные причины алкоголизации – социальные. И не прикрыл проблемы алкогольного рынка. Тем более, что Медведев пообещал провести антиалкогольное совещание до середины августа. Правительству как раз хватит времени до конца месяца, чтобы подкорректировать свой взгляд на проблему.

По недавним словам г. Грызлова, если посмотреть на товарную структуру оборота розничной торговли, то получится, что на алкоголь и пиво пришлось 7,7% ее общего объема, в то время как на легковые автомобили лишь немногим больше – 8%. "Россияне каждый год пропивают столько же новых автомобилей, сколько покупают; чтобы изменить ситуацию, нужно подходить к проблеме комплексно. Пропаганда здорового образа жизни не должна сводиться лишь к ограничению потребления алкоголя. Необходимо развивать физкультуру и спорт, вовлекая в него не только детей, но и взрослых, для чего нужны большие государственные программы". Абсолютно согласны с г. Грызловым. Но на первое место ставим: обеспечить 100%- трудовую занятость населения России; уровень минимальной зарплаты – 500 дол. в месяц; минимальный набор продуктовой корзины в России не 2,5 тыс. руб. как сегодня, а не менее 5 000 руб.; гарантированная работа для молодежи; бесплатное государственное жилье для молодежи при заключении брака (при расторжении брака – отбирать) с переходом жилья в собственность при рождении 2 детей и более при условии нормального общественного поведения родителей; изоляция алкоголиков через суд от общества – принудительные работы в сельском хозяйстве и других местах; и т.д.

А пока – имеем то, что хотим. Если 50-51% зарплаты (а 85% насления живет на зарплату, а не на доходы) тратится населением на питание. 7,7% - на алкоголь. То есть, 15,1% от продовольственных денег. Видимо, занижено. Но даже официально – 15 руб. из каждой продовольственной сотни – на алкоголь. Так и живем. И как эксперты- аналитки жизни, а не только профильного рынка никакой социально – экономической перспективы не видим. В лучшем случае- будет также. И автомобили, как правило, покупают и пропивают не совсем одни и те люди. Покупают 20% населения, пропивает 60% населения.

Операторы рынка не торопятся критиковать будущую систему квотирования. С одной стороны, ее может и не быть (тем более, что и не предполагается ее введение в течение ближайшего времени). С другой стороны, не хочется ссориться со службой (предложение- ее детище). А с третьей- не очень пока понятно- как все это будет выглядеть.

Хотя несколько операторов- водочников в СМИ уже осторожно сомневаются в том, что это будет удобно для легальных производителей водки. То, что нелегальные спирт и водка будут производиться в тех же режимах и, скорей всего, объемах - сомнений быть не может. Единственное – контроль над ними перейдет с регионального уровня на ярко- выраженный – федеральный. Нам кажется, что это неплохо. Это федеральный удар по "региональному сепаратизму в производстве нелегальной продукции" ряда регионов.

Хотелось бы, чтобы сегодня стал известен подробно механизм квотирования (мягкой ГМП на спирт); но раз он известен только в самых общих чертах, то мы пофантазируем на тему:

заводу надо на год какое-то количество спирта для производства водки (как наиболее спиртоемкого продукта). Объем он может рассчитать весьма приблизительно, если он легальный производитель. И разброс ошибки может достигать плюс- минус 20% в условиях кризиса (как в 2009 г.). Конечно, он может учесть и возможность вывода новых брендов и т.д. Но введет государство ставку акциза на 30% рухнет рынок легальной водки еще на 15%. Кстати, пока еще не очень понятно, что с этой ставкой будет. 5 августа странная публикация со ссылкой на источник в Минфине о том, что не 30% роста, а 20% вполне могут состояться. "В соответствии с бюджетным посланием мы должны индексировать акцизы в темпе, опережающем инфляцию, а инфляция в 2009 году, по планам правительства, составит 12,0-12,5%". В Правительстве сидят очень странные люди, так как на 2010 г. они планируют инфляцию на уровне 10%. Посмотрим.

завод, по всей видимости (не зря же инструмент назвали квотированием – вряд ли ошиблись в терминах), подает заявку в Росалкорегулирование на этот объем на весь год (тем же надо какую-то программу на год производства спирта разработать; акцизы заранее посчитать). На этом этапе завод должен получить хотя бы формальное разрешение (можно назвать его иначе - подтверждение) на приобретение данного объема спирта. А если завод не нравится органу по какой-либо причине. Или этот завод мешает в регионе продвижению водки "Росспиртпрома" (для примера) или какого еще близкого к чиновникам завода? Все бывает в жизни.

решил завод возможную проблему, а может решил этот вопрос без проблемы. Затем идет он к спиртзаводу (хорошо, если ему не укажут – куда; а ведь могут и указать – иди как ты, дружище, чтобы не было у тебя проблем в будущем на государственный спиртовой завод имени 20 –летия демократии в России; а почему, собственно, нет? Мы же фантазируем. А могут порекомендовать другой завод; опять-таки по какой-то причине близкий к чиновникам; рычагов регулирования поведения очень много).

теперь пора покупать спирт; народ требует водки. На основ заявки на год завод начинает выбирать свою годовую "квоту". Первый месяц работы. Ранее была заявка на год для общей картины. Теперь заявка в орган на первую партию спирта (так было, по крайней мере сказано- на каждую партию); допустим, что чиновники за это время не передумают. И одновременно водочный завод платит деньги за всю партию спирта на первый месяц (берем средний завод – 1 млн дал в год, то есть в месяц в среднем без учета усиления производства в осенние месяцы и декабрь – примерно 70 000 дал водки или 30 000 дал спирта). Водочный завод же не будет раз в неделю заявки подавать (хотя финансовая жизнь может заставить это делать). Чиновники не будут же одними заявками заниматься. Спирт нужен не менее чем 300 заводам в России; уже минимум 300 заявок на месяц. Но на две части месяц точно разобьют из-за необходимости привлечения денег (уже 600 заявок в месяц). В результате водочному заводу надо предополатить спиртзаводу своими деньгами акциз на сумму (300 000 л Х 210 руб акциза за 1 л – мы уверены, что минимум на 10% акциз все равно вырастет)= 63 000 000 руб. Или - банковскую гарантию на эту сумму 63 млн руб. Или кредит на эту сумму. Кредит под 20%, банковская гарантия не меньше, да еще придется им заложить под кредит или банковскую гарантию что-то (да еще под 40% стоимости). Сегодня банки получают собственность алкогольных компаний, проигравших битву в кризис ("Веда", второй вариант "Гросса" и т.д.). Оно им это надо? Можно представить, как сложно будет найти средним и небольшим производителям эти деньги. Раньше тоже находили, но на других условиях; ситуация была другая. Реально именно эти 63 млн рублей водочный завод может вернуть не скоро. Сейчас акциз платится через месяц после отгрузки продукции. Отсрочка оплаты дистрибьютором за продукцию- пара месяцев. То есть, даже сегодня есть дыра в получении денег от партнера в 1 месяц минимум.

Но самое интересное – еще ведь и банк надо будет найти для дополнительного кредита или гарантии. А если введут институт уполномоченных (близких государству и чиновникам) банков? А если не дадут дополнительно денег, ведь лояльность банка тоже надо купить, и она недешево стоит. А ведь банки чиновники могут тоже начать рекомендовать. Ну, не бывает коммунизма в отдельно взятой квартире. Схема просто обязан взять все самое нелучшее из других (это же наша российская современная ментальность). И так: мы не знаем, как это все будет на самом деле, но может быть введен институт уполномоченных банков и институт рекомендованных спиртзаводов. Крупные компании уже имеют или быстро обзаведутся своими спиртзаводами, а те, у кого не будет своего производства спирта – помучаются через государство- посредника и будут выживать не лучшим образом.

дальнейший процесс. Нашел деньги, заплатил; например- через неделю спирт привез; водку сделал, через какое-нибудь молоко или серебро почистил; на складе недельку она полежала; ушла к партнеру в регион. Дней 5- 10 едет. Попадает в регион усиленного регионального сепаратизма. Ждет контроля, марку наклеили. Еще 10 дней. Магазин сподобится сделать заказ. Отвезли. Еще дня 3-4. А заплатит магазин на 75-ый день как предписано. Он же не дурак платить раньше, чем в законе о торговле будет прописано в отношении алкоголя. Будем считать, что часть рисков по срокам берет на себя дистрибьютор и он заплати заводу через 1,5 мес после отгрузки. Условно, с момента получения спирта ты деньги за водку из него получишь в самом идеальном случае через 2,5 месяца, а реально - через все 3. А денежки капают за акцизный кредит или гарантию капают. И удорожают водку и прочую продукцию.

а тут следующий месяц подошел. И на следующий месяц опять 63 млн рублей с процентами будь добр выложить. И еще на следующий. То есть, первые 3 – 4 месяца- тяжко. А потом привыкнешь, и деньги за первый спирт будут приходить уже в 4-ом месяце. Дополнительную финансовую нагрузку заводы посчитают сами. Пусть посчитают- насколько им придется поднять цену на легальную продукцию.

а тут глядишь – подходит конец октября. Самый сезон. А ты наморщил лбы своих маркетологов, напряг трейд- маркетологов и увеличил продажи. И квоту (свою годовую заявку первоначальную) выбрал. И ты идешь к власть предержащим. И они тебе тут же безропотно дают продукт сверх твоей квоты. Наверное, все будет именно так или почти. А вдруг ты квоту (заявку) недовыбираешь к концу года? В Украине пару лет "Укрспирт" хотел за это штрафовать производителей легальной водки, они же нарушили планы государства. А там вновь начал тогда расти нелегальный рынок; а это уже забота государства – борьба с эти рынком.

Очевидно, что вся схема создана, продумана и будет работать в интересах только крупного бизнеса. Но поскольку Президент сегодня считает, что средний и малый тоже надо поддерживать, то есть надежда, что схема будет работать как часы – идеально.

3. Слегка про чужие акцизы. За кем будет победа?

Еще раз про публикацию за 5 августа в СМИ. Называлась она: "Минфин РФ сохраняет планы по повышению акцизов на табак и пиво". Со ссылкой на источник в Минфине дается информация: "Что касается акциза на водочную продукцию, то, как сообщалось ранее, правительство пока решило отказаться от его дополнительного повышения, но индексация все равно будет - на уровне 20%, а не 30%, как первоначально предлагал Минфин. "В соответствии с бюджетным посланием мы должны индексировать акцизы в темпе, опережающем инфляцию", - напомнил собеседник. Инфляция в 2009 году, по планам правительства, составит 12,0-12,5%. На 2010 год власти рассчитывают уложиться в 10% инфляции". Так, что как и писала все последнее время "ЦИФРРА", расслабляться повода нет. Вопрос открыт по всему спектру регулирования нашего рынка.

При этом не исключено, что пивной акциз, как и предлагалось раньше, в 2010 году будет увеличен в три раза. Это для государства как раз самое простое. При производстве (продаже) легального пива в объеме 1 150 000 000 дал в год в бюджет шло около 30 млрд руб. в год. Пусть в 2009 г. упадет производстве при нынешней ставке акциза до 1 050 млн дал (почти на 10%). Сумма акциза за счет роста ставки практически останутся на прежнем уровне в 2009 г. (при этом ставка в 2007 была 2,07 руб. с 1 л пива; в 2008 г. – 2,74 руб.; а в 2009 – 2,92 руб.). А вырастет акциз на 190%, то бутылка пива по 20 руб. станет стоить 28 руб. и т.д. Производство может потерять еще 15% (максимум 20%) потребления пива относительно 2009 г. (останется 850 млн дал в год или на душу 60 л пива в год). Пивной акциз в бутылке составит около 4,25 руб. (или 8,5 руб. с 1 лита); сумма акциза составит около 70 млрд. руб. одним махом. Дальнейшего роста уже, видимо, не будет. Государство одним махом за год вытащит из пивной отрасли все резервы. Общий спад пивного рынка в этом случае- 26% относительно 2008 г.

В целом пивная отрасль действует сегодня гораздо мягче. Иногда полезно возвращаться к истории. Для сравнения их действий приведем полностью заметку из архива РБК-дейли за 2003 г. (специально без всяких купюр).

"Пивная отрасль хочет доказать свою полезность. Три крупнейшие пивные компании подали иски на одного из руководителей Министерства РФ по налогам и сборам (МНС России), который заявил о необходимости повышения акциза на пиво. Но, как считают аналитики, чем бы ни закончилось судебное разбирательство, "заморозить" размер своих отчислений в бюджет производителям этого напитка не удастся.

На днях производители пива "Балтика", "Очаково" и "Вена" обратились в Арбитражный суд г. Москвы с требованием признать незаконным заявление руководителя Департамента налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции МНС России Валерия Губанова о необходимости повышения акциза на пиво. По его мнению, пивные компании получают "значительную прибыль", поэтому им ничего не стоит "поделиться с государством". Cами пивовары считают, что высказывания г-на Губанова не обоснованы, а приведенные им цифры некорректны. Однако вне зависимости от того, какой вердикт вынесет суд, налоговая нагрузка на пивоваров будет, судя по всему, возрастать.

Напомним, что еще в апреле Валерий Губанов заявил, что "налоговая нагрузка на производителей пива в настоящее время незначительна", следовательно, казна могла бы получать с этой отрасли гораздо больше. Причем свое высказывание он обосновал ссылкой на суммы акцизов, которые уплачивают зарубежные компании. Так, в прошлом году пивовары Германии перечислили в бюджет около 9 млрд долл., тогда как отечественные производители этого напитка – только 17 млрд руб. В связи с этим руководитель "алкогольного" департамента предложил увеличить акциз на пиво не менее чем в полтора раза (в частности, для напитка крепостью до 8,3% с 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 10 копеек за литр).

Пивовары поспешили опровергнуть заявление г-на Губанова. "По нашим данным, в прошлом году российские пивовары заплатили государству почти 1 млрд долл., – сообщил RBC daily Вячеслав Мамонтов, руководитель исполнительного секретариата Российского союза производителей пива. – Кроме того, если уж брать пример с Запада, то нужно учесть, что зарубежные организации уплачивают акциз на пиво в зависимости от объемов выручки: чем больше продают, тем больше платят. Наши же фискалы ни о какой дифференциации ставок не хотят даже слышать". Вячеслав Мамонтов также заявил о том, что выступление руководителя "алкогольного" департамента не что иное, как лоббирование интересов производителей крепких спиртных напитков. "Почему бы чиновникам не обратить свое внимание на тех, кто разливает водку? Организации этой отрасли преуспевают, поэтому они вполне могут "поделиться" с государством", – говорит г-н Мамонтов.

Более того, отечественные пивовары считают, что за свои слова Валерий Губанов должен ответить по закону. Чтобы его "наказать", производители пива "Балтика", "Очаково" и "Вена" направили в столичный арбитраж исковые заявления, в которых потребовали признать действия руководителя "алкогольного" департамента незаконными. "Прежде всего, высказывание г-на Губанова подрывает имидж всей пивоваренной отрасли. Кроме того, оно может привести к снижению количества иностранных инвесторов, а также стоимости ценных бумаг российских пивных компаний", – объясняет данное решение Вячеслав Мамонтов.

По мнению экспертов, у отечественных пивоваров есть все шансы на победу. "Заявление Валерия Губанова действительно неправомерно. Оно нарушает закон о конкуренции, в котором прямо сказано, что чиновники не могут совершать действия, ущемляющие интересы коммерческих организаций, – сообщила RBC daily независимый эксперт Виктория Саковец. – Тогда как повышение акциза на пиво приведет к снижению объема продаж этого напитка, что прямо отразится на кармане его производителей". Правда, юристы предупреждают, что в подобных спорах суды часто встают на сторону чиновников. "Хотя в Конституции РФ и прописано, что судьи не зависят от государства, деньги-то они все равно получают из бюджета, – поясняет Мария Шишкова, ведущий специалист ФГУП "Росспиртпром". – Поэтому вряд ли они отменят действия чиновников, которые могут пополнить государственную казну".

Как говорят эксперты, общественное мнение поддержит подобные меры. "И самое главное, что с социальной точки зрения такое решение столичного арбитража будет справедливым. Ведь количество пивных алкоголиков растет с каждым днем. Но страшно даже не это, а то, что большую их часть составляют подростки. Поэтому чемдороже будет стоитьпиво, тем меньше его будут покупать. Получается, что судьи должны определить, что важнее: здоровье молодежи или состояние бюджета", – сказала RBC daily г-жа Шишкова. Как оценивают свои шансы на победу сами налоговики - неизвестно. В пресс-службе МНС России давать какие-либо комментарии по этому вопросу отказываются. Аналитики же считают, что налоговики не придают иску пивоваров особого значения. "Даже если судьи признают, что г-н Губанов превысил свои полномочия, ничто не сможет помешать фискалам и дальше настаивать на повышении акциза на пиво, – сообщил RBC daily независимый эксперт Роман Соловьев. – Ведь суд не может запретить государству увеличивать налоговые ставки". Таким образом, единственное, чего могут добиться отечественные пивовары своими исками, – это поставить налоговиков в лице Валерия Губанова на место. "Мы надеемся на то, что чиновники столь высокого ранга будут ответственнее относиться к заявлениям в прессу", – заявил RBC daily генеральный директор ЗАО МПБК "Очаково" Владимир Антонов.

Отдел экономики Мария Иванова, 10.07.2003".

Чужая статья закончилась. Только один факт неясен- неужели Губанов (мы его хорошо помним) не знал точной цифры пивного акциза? Вряд ли он ошибся. Где сегодня Губанов? И где пивные компании! История всех рассудила.

4. Регионы борются со змием (о наших потребителях)

Камчатка

Камчатстат опубликовал аналитический материал "О проведении сплошного учета объемов розничной продажи алкогольной продукции в Камчатском крае". "Сведения за 2008 г. в адрес Камчатстата поступили от 547 организаций, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, что на 22 организации больше, чем за 2007 год. Из общего числа отчитавшихся организаций 96% составляли предприятия и организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства (то бишь, малый бизнес, а даже не средний). Уставной капитал (фонд) на конец 2008 года, предприятий и организаций, представивших свои сведения в адрес Камчатстата, составил 328 млн. рублей, среднесписочная численность работников – 9,7 тыс. человек. В 2008 году продажу алкогольной продукции осуществляли предприятия и организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в 693 магазинах (павильонах) с площадью торгового зала 32 тыс. кв. метров".

Перекинем кое- что на Россию. Хотя все данные и не самые показательные. Но у нас же некоторые депутаты хотят порулить розничной торговлей алкоголем. Итак, на 693 магазина – 9,7 тыс. рабочих мест. Край, как понимаем, не тронутый федеральными сетями. Итого, по 14 человек на магазин. Весьма неплохо. По России в среднем будет больше, но даже с учетом этих в системе розничной торговли, ориентированной на алкоголь и что-то еще – не менее 3 млн человек задействовано.

"Оборот розничной торговли организаций, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, за 2008 год составил 7,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 9,8% больше, чем годом ранее" (ну, это как раз и говорит о том, что люди меньше пить не стали в 2008 относительно 2007 – даже с учетом начала кризиса- это процент инфляции). На 343 000 человек- это на каждого в год – по 23 000 руб. в год. То есть, каждый житель Камчатки потратил в магазинах, имеющих лицензию на алкоголь, на разные товары (в том числе алкоголь) не менее 23 000 руб.

"По итогам сплошного учета за 2008 год 38% оборота розничной торговли и общественного питания приходилось на оборот алкогольных напитков и пива. Реализация алкогольной продукции и пива за 2008 год сложилась в размере 3,3 млрд. рублей, что в товарной массе на 5,8% больше, чем годом ранее". Таким образом, в каждом магазине, имеющем лицензию средний камчадал потратил на алкоголь (3 300 000 000 руб. : 343 000 чел.) = 9,62 тыс. руб. в год. То, есть (23 000 – 9 620)= 12 480 руб. в год – это покупки на каждого в среднем "сопутствующих к алкоголю" товаров.

Мы раньше отмечали, что по России до кризиса в среднем алкоголь составлял в малом бизнесе до 35% оборота; на Камчатке при абсолютном преобладании малого бизнеса в торговле - 38%.

Средние затраты на алкоголь на 1 человека на Камчатке в месяц достигают высокой цифры (там и алкоголь дорогой) – 800 руб. в месяц. В таких областях как Воронежская и прочие – значительно меньше.

Оборот общественного питания сложился на уровне 0,8 млрд. рублей и снизился по сравнению с 2007 годом на 5,1%. На душу пришлось – 2,3 тыс. руб. Или в месяц- около 200 руб. Алкоголь в общепите точно дает не менее 40%- 45%. Значит - более 100 руб. каждый средний житель Камчатки оставляет ежемесячно в алкогольном общепите.

За 2008 год розничная продажа водки и ЛВИ отчитавшихся предприятий и организаций составила 559 тыс. дал ( в такой ситуации считаем просто бездействием бизнеса отсутствие завода с объемом выпуска в 300 000 дал в год). На душу пришлось по 16,3 л водки и ЛВИ (0,3 л в неделю). Уникальная для России цифра; это практически как в Белоруссии, где нет нелегального рынка водки. Конечно, на Камчатке и пьют больше чем в Белоруссии. Поскольку из этих отчетных цифр формируется Отчет Росстата, то возьмем его розничную торговлю водкой и ЛВИ в 2008 – около 177 млн дал- это в среднем по России – менее 12,5 л. Разница серьезная. Пьют на Камчатке учтенного алкоголя много.

Вина виноградного и плодового (почему –то они объединяют, но плодового все равно не более 3,5%) – 235 тыс. дал. По 6,85 л вина на душу. Выше среднероссийского на 4%-5%.

Вин шампанских и игристых – 120 тыс. дал. По 3,5 л на душу в год. А о России 1,62 л в год на душу. Любили праздники на Камчатке до кризиса. И даже спад рынка и кризис все равно оставят уровень потребления этой продукции высоким в регионе.

Пива – 618 тыс. дал. – по 18 л на душу. Очень мало; по России было около 80 л; в больших городах по 100 л; в полусельской местности – по 40 л. Наглядный пример- водка замещает в суровом районе детский напиток пиво. Мог бы пивной рынок – все изменил; но даже деньги пивного рынка не смогли нарастить потребление до серьезного уровня. Может, туда пивная реклама не доходит? Какой простор для роста. К сожалению, нет под рукой информации – а сколько там пиво стоит?

Напитков слабоалкогольных – 143 тыс. дал. На душу – по 4,16 л. Очень высокий показатель. В лучшее время по России было в среднем 3,3 л. В 2008 г. было не более 2,6 л на среднюю российскую душу. В малой толике тоже не дает пиву развернуться.

Коньяка выпито – 54 тыс. дал. По 1,57 л в год на душу. На 70% больше чем по России. Явно тяготеют суровые камчадалы к крепкому алкоголю. Ничего не изменилось со времен покорения Камчатки (как описывал эти процессы Пикуль). Есть еще где поработать нашим операторам.

Красноярский Край

А в Красноярском крае за 2008 год было продано алкоголя на 13,2 млрд. рублей. С учетом проживающих там 2,89 млн человек, это 4,57 тыс руб. за год или 380 руб. в среднем в месяц.

Объем алкогольного рынка России в 2008 г. составил не менее 35 млрд дол (можно по-разному считать). Плюс пивной рынок не менее (11 500 000 000 л на 43-45 руб. за литр) 16 млрд дол. Итого для круглого счета около 50 млрд дол пропили. Если доля населения Красноярского Края примерно 2%, то Край пропорционально должен был выпить алкоголя не менее чем на 1 млрд дол- около 30 млрд руб. по усредненному курсу за 2008 г. А выпил всего на 13,2 млрд. Более чем подозрительно. Оказывается, пьют там в (30 : 13,2) в 2,27 раза меньше чем в среднем по России (по деньгам).

По сведениям Красноярскстата, пива выпили на 2,7 млрд руб. – по 934 руб. в год на жителя или по 78 руб. на душу в месяц (при средне- невысокой цене на бутылку) это по 4 бутылки пива в месяц на душу. Всего бутылка пива в неделю. Если считать, что пиво пьет в реалии не более 40% населения, то для развития пивного алкоголизма в Крае на пьющую пиво душу в среднем было выпито всего по 10 бутылок пива в месяц (4 Х 2,5). Пять литров в месяц дает всего 60 л. в год, что ниже общероссийского (по России в среднем было 80 л). Здесь явно недопили.

Импортной алкогольной продукции было реализовано на сумму 3,2 млрд. рублей. Из 13,2 млрд на весь алкоголь долой пиво (2,7 млрд), остается всего 10,5 млрд руб. То есть, импортный алкоголь в меню среднего красноярца составил 30,5% в денежном выражении. Не мало, если считать, что вся водка в России на 95% - российская; коньяк – на 80% был российский; шампанское и игристое- на 90% российское было; виноградные вина на 70% были в 2008 г. российские. Вот что значит- импортозависимость. При небольших объемах наши зарубежные друзья умудряются снимать по 30% с каждого потребителя в среднем. Красноярскстат по этому поводу ограничился такой фразой: "Около трети продаваемого в крае вина и коньяка — импортного производства. Среди других видов продукции доля импорта составляет от 5 до 10% общего объема продажи".

Сведения по форме сплошного учета представили 2 419 организаций, имеющих лицензию на продажу алкогольной продукции. Реализация алкоголя населению осуществлялась в 4 321 магазине и павильоне и в 50 торговых палатках и киосках. До сих пор возникает много споров по поводу количества реально торгующих алкоголем торговых точек по России. Зачем –то из этого создана военная тайна. Мы в последние годы считали (и в статьях с расчетами о провале госмонополии на розничную торговлю алкоголем пользовались этой нашей цифрой интуитивно), что по России не менее 220 000 таких торговых точек (не юрлиц, а точек). Красноярский Край ничем не лучше и не хуже других по географии. Несмотря на низкую плотность населения в целом, торговля же не в чистом поле располагается, а ярдом с людьми. И ее наличие определяется наличием покупателей, позволяющим торговле сводить концы с концами. В Красноярском Крае 1 розничный объект, продающий водку, удовлетворяет насущные потребности 660 жителей. 142 млн жителей России на 660 человек дают примерно 215 000 торговых точек. Значит, можно пользоваться расчетным показателем.

А вот еще интересное данное от "Красноярскстата": "по состоянию на 1 января 2009 года более 90% организаций — субъекты малого предпринимательства. На их долю приходится 80% розничной продажи. Вместе с тем продажа алкоголя в среднем на одно малое предприятие более чем в 5 раз ниже аналогичного показателя крупных и средних организаций". Кажется, сразу ясно с кем надо работать: все вези крупняку. Давайте разберемся.

Вроде все ясно: 10% субъектов (компаний) – крупные и средние, а продают они всего 20% алкоголя. Итак, 2 419 организаций продают алкоголь всего (4 371 объект торговли). Малых 80%- 1 935 организаций и 80% розничных продаж. 484 крупных и средних организаций - 20% объема розничных продаж алкоголя. Арифметика такова, что получается - абсолютно одинаково работают в среднем по продажам алкоголя на 1 организацию что крупные и средние, что малые предприятия. Может быть, именно здесь и всплыли неучтенные и "недопитые Краем" по нашим расчетам 0,5 млрд дол.

Но в любом случае, нравится нам Красноярский Край. Есть у них система. Есть желание навести порядок на алкогольном рынке. Но больше всего нравится их стремление восстановить сибирские заводы, чтобы не гонять эшелонами в Край очень финансово емкий воздух, под названием "федеральный водочный бренд".

Екатеринбург – "счастливы вместе"

Еще раз к этой теме. "Жители Екатеринбурга стали реже ходить в рестораны. По данным одной сети ресторанов, в первом полугодии рост выручки в ресторанах составил всего 4%, а продажи упали на 16%. Особенно пострадали из-за кризиса дорогие заведения, где число посетителей сократилось на 40%. В уральских ресторанах количество гостей в среднем упало на 20-30%. Для привлечения посетителей многие рестораны стараются удерживать цены на прежнем уровне, несмотря на то, что и алкоголь, и продукты заметно подорожали. Впрочем, эксперты рынка сомневаются, что до конца года ситуация в ресторанном бизнесе выправится. Скорее всего, зафиксированное в начале года падение оборота и трафика не предел и осенью ситуация только ухудшится".

Мы уверены, что рестораны врут о росте выручки. Во- первых, все и везде отметили, что средний чек упал практически во всех заведениях (кроме забегаловок). Если продажи упали на 16%, то не может быть роста выручки на 4% (чтобы это произошло, надо было цены поднять примерно на 15%-20%; вы где-нибудь слышали о таком росте цен? Даже на алкоголь (а он в ресторане – не более 45% выручки) цены так не поднимали (на импорт).

И в общем закономерно, что начинают сбываться наши старые кризисные прогнозы: народ с деньгами из ресторанов не просто уходит; он уходит к себе домой с бутылкой дорогого алкоголя, купленной в магазине в 2-3 раза дешевле к себе домой на евроотремонтированную кухню. В советское время мы с удовольствием сидели на своих маленьких и тесных кухнях. А сегодня у людей, которые ходили в рестораны до кризиса и пока ходят еще и сейчас. Кухни совсем другие. И зачастую, их интерьер не уступит ресторанному. Обстановка не хуже. Жена официанта заменит. Приглашай друзей и веселись. В октябрьских прогнозах мы описали только эту часть будущего (чтобы уж совсем не огорчить рестораторов); она уже превращается в настоящее.

Екатеринбургские статистики и социологи отмечают рост продаж пива и дорогого алкоголя – коньяка и шампанского (но в магазинах). Специалисты объясняют это изменившимися предпочтениями людей: большинство отказалось от активного отдыха и перешло на домашний досуг.

Абсолютно правильно. И сегодня уже вполне можно сказать- мы ожидаем сокращение российской Хореки в 2010 – 2012 г. ровно на 60%- 65%. Не менее. В России в период 1 этапа кризиса (2008 – 2015) вновь будет сформирована кухонная субкультура для среднего класса. И Хореке где-то с 2013- 2014 г. придется все начинать сначала. Состоятельные в ресторанах останутся. Но это не более 10% потребителей. Как нам кажется, произойдет поляризация Хореки (может, мы фантазируем): Хорека для богатых, Хорека – "дисканутер" для бедных (им нужно просто место, где музыку послушать и выпить). А вот Хорека для среднего класса загнется вместе с ним. Для верхнего сегмента ему денег жалко, пить вместе с плебсом он не будет. Так ему точно лучше на своей кухне в ипотечной квартире. Посмотрим.

Об изобилии российского закусона

Но не все же про алкоголь, надо и про закуску. А когда читаешь отчет государства о стоимости минимального набора продуктов питания, входящих в прожиточный минимум россиян в июле, то прошибает скупая мужественная слеза, и тут вспоминается Есенин (… И скажу – не надо Рая, Дайте Родину мою!)- где все так дешево и доступно. "Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в прожиточный минимум россиян, увеличилась в среднем по России за июль 2009 года на 1,5% и составила к концу месяца 2 тыс. 305 рублей на человека в месяц, сообщила Федеральная служба государственной статистики". За январь-июль продуктовый набор подорожал на 8,9%. Самым дорогим минимальный продуктовый набор среди российских регионов был в конце июля на Чукотке (7 022 руб.), в Камчатской области (3 887 руб.), в Магаданской области (3855 руб.), на Сахалине (3 765 руб.), в Якутии (3 672 руб.). Самым дешевым - в Саратовской области (1 889 руб.), в Татарстане (1 903 руб.), Оренбургской области (1 906 руб.), Удмуртской республике (1 916 руб.). Стоимость набора в Москве за июль увеличилась на 2,5%, составив 2 635 руб. (с начала года подорожал на 12,6%). В Санкт-Петербурге набор подорожал за минувший месяц на 2,7% - до 2 516 руб. (8,9%). А что тут комментировать? При таком уровне закуске то, что еще купит себе этот гражданин, как не бутылку нелегальной водки (в лучшем случае) – с горя. 5 000 руб. – минимальная зарплата. 2 500 – коммунальные расходы; 2 500 питание. Нормально. Мы еще раз подчеркнем для антиалкогольных борцов – Россия вновь входит в начало 90-х, когда значительное число граждан будет жить и пить за счет своих родителей - пенсионеров. Потому мудро государство и поднимает пенсии.

В Москве все относительно хорошо – по-прежнему. Инфляция в Москве за январь – июнь 2009 г. составила 8,0%. Среди основных продуктов питания наиболее высокий рост уровня цен (за счет сезонного фактора) зафиксирован на картофель и плодоовощную продукцию. Так, картофель, капуста, лук, морковь и свекла подорожали на 30%- 60%. Уровень цен на фрукты и цитрусовые возрос в среднем на 13%. Кроме того, значительный рост цен зафиксирован на сахар (на 21,4%), чай (на 19,3%), овощные консервы, оливковое масло (на 14%), рис (на 12,7%). Уровень цен на мясо, колбасные изделия, мясные консервы, рыбопродукты, кондитерские и макаронные изделия, мороженое и безалкогольные напитки вырос на 5-11%. Алкогольные напитки подорожали в среднем на 5,5%.

5. Наша служба и опасна и трудна

Пресса как-то очень вольно процитировала нашего эксперта в заметке "Налоговая передумала делиться контролем над алкогольным рынком в кризис" за 4-5 августа 2009. Получилось, что налоговая уже должна была сдать дела, но раздумала. А какая емкая фраза: "Росалкогольрегулирование проиграло битву за алкогольные сборы. Чиновники не смогли набрать штат контролеров".

Маленький нюанс – "битвы за акцизы" между ведомствами еще не было (если она когда-нибудь будет). И сбор акцизов и налоговый контроль – это одно; а контроль за деятельностью компаний и регулирование рынка – нечто другое.

Мы считаем, что для становления работы ведомства нужно время, не менее года. Хотя бы до лета 2010 г. И поэтому с удовлетворением увидели опубликованное Положение о межрегиональных управлениях службы, подписанное в середине июня.

Итак, в "Российской газете" документ появился 5 августа, значит – жить по нему начнем 15 августа. Приказ Росалкогольрегулирования от 15.06.2009 N 18 "О Типовом положении о территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.07.2009 N 14348). Документ большой и интересный. Путин также подписал документ о создании в Федеральных округах этих названных в Приказе службы МРУ (межрегиональных управлений службы в Федеральном округе).

Мы, главным образом, обратили внимание на полномочия МРУ (часть 2). Понятно, что написано оно было на перспективу. Но там 16 пунктов, которые охватывают все на алкогольном рынке. Мы лишние выкинули (они регулируют внутреннюю жизнь, осталось 11 емких пунктов).

Сначала по идее и недостатку денег будут создаваться эти самые МРУ и как-то взаимодействовать с местными органами власти и сегодняшнего надзора. Наверное, есть уже какие-то штаты, но нам и рынку они пока не известны. Предполагалось иметь 1 000 сотрудников (это анонсировалось в период новогодних праздников, когда Правительство еще было уверено, благодаря своим придворным экономистам, что кризис к концу года максимум кончится. На что может пойти власть сегодня. Не более 200 сотрудников на 2009 г. Из которых в Москве не более 90, а остальные в этих самых МРУ. Повторяем, это наши фантазии. 7 Федеральных округов, разных по количеству субъектов Федерации. Центральный округ- 18 регионов, включая Москву и область (человек 25 выделят); СЗФО- 10 регионов (человек 15); ЮФО – 6 областей и 7 республик (основное производство нелегального спирта и водки- сколько не выделяй – все равно толку не будет- человек 12); ПФО- 14 серьезных регионов (человек 18 надо); Урал как Федеральный округ в кризис "сдулся" - 7 регионов – человек 10-12; Сибирский ФО- 12 регионов – человек 15; ДФО- 9 разных регионов и человек 12. В идеале примерно надо иметь хотя бы одному человеку, который бы вел 1 субъект Федерации + какие-то руководители в округе.

По нашим предположениям (информации- то вакуум) будет управлять рынком в течение конца 2009- 2010 г.г. Денег в 2010 г. будет еще меньше. Мы уже писали, что хочет служба или не хочет, но подвиг ей совершать придется в 2010 г.

МРУ в такой ситуации может быть не контролером, а только координатором. Если не насытить субъекты Федераций региональными службами. У нас осталось 790 из обещанной 1 000 вакантных мест. Условно, это было бы от 5 до 10 человек в каждом субъекте Федерации. С таким костяком и то было бы проблематично заниматься всем, что прописано в Положении о службе.

А у нас не более 200- 250 "Матросовых" бросаются на амбразуру нелегального рынка, созданного самим же государством. Кто кого?

По всей видимости – до ноября должны быть созданы эти МРУ в Федеральных округах. У нас 600 алкогольных заводов и 250 пивных по всей России; расположено все это крайне неравномерно по всей России (хаотично, за исключением пивных заводов – там разумно выстраивали географическую политику; и значительная часть виноделия расположена в ЮФО), но по 100 с лишним заводов в среднем на 1 МРУ. Не менее, чем по 200 оптовых компаний на каждое МРУ. Как-то зависла алкогольная розница. Ее кто-то безуспешно контролирует уже все последние лет 10. Хотя в той же Татарии контролируют успешно. Поэтому, каким-то боком, но войдет розница в сферу МРУ; пусть в плане координации. Если ее еще посчитать, то это еще на каждое МРУ по 25 000 - 30 000 магазинов. Даже если отбросить розницу, то на каждое МРУ не менее, чем по 300 организаций.

Мы ниже приводим без дополнительных комментариев эти 11 пунктов, и каждый может пофантазировать как группа из 10- 15 человек будет все это осуществлять в 2010 г. в рамках каждого МРУ.

"8. Межрегиональное управление осуществляет на территории федерального округа следующие полномочия:

8.1. пломбирование автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции;

8.2. пломбирование технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

8.3. пломбирование технологического оборудования и коммуникаций в целях исключения несанкционированного доступа к производству и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

8.4. выдача федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;

8.5. ведение в установленном порядке единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

8.6. государственный контроль за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием в них денатурирующих веществ;

8.7. государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями;

8.8. контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции;

8.9. контроль и надзор за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

8.10. проверки в установленном порядке деятельности юридических лиц в указанной сфере деятельности;

8.11. рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях".

В работе федеральной службы ведь и алкогольный бизнес мог бы помочь и быть полезен, и эксперты. Но как в вакууме создается служба. И это более чем странно. Она создается уже 8 месяцев в режиме спецслужбы. Ничего не изменится в лучшую сторону, если у нее не будет диалога с алкогольным бизнесом. А его сегодня нет. И поддержки нескольких (пусть даже самых крупных компаний) – недостаточно. И придется смириться с тем, что на российском алкогольном рынке не будет 10 компаний, которые будут контролировать 80% алкогольного или водочного рынка (хотя чисто теоретически это возможно). И при этом на алкогольном рынке достаточное количество компаний, которые заинтересованы в нормализации ситуации. Раньше мнением алкогольного рынка не интересовались 8 министерств и ведомств, а сегодня одно.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |