AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 1322 / 9 103 804
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


19.08.2009 22.20

Новые правила – кнут без пряника


Психологи говорят, что самую большую тревогу вызывает неизвестность. И потому очень долго производители алкогольной продукции буквально места себе не находили, ожидая - какие же новые "правила игры" предложит им правительство?

И вот – свершилось! Правительство огласило весь список по "улучшению, совершенствованию и пресечению", который, по мысли создателей, должен "навести порядок" в производстве и продаже алкогольной продукции. Однако радоваться этому как-то не хочется - не в обычае государства Российского облегчать жизнь своим гражданам. Так, собственно, и произошло в очередной раз…

До чего нового договорились на совещании у премьер-министра Владимира Путина – на котором и вырабатывался этот списочек мероприятий?

Прежде всего – квотирования спирта, которым пугали алкогольную общественность, не будет (это, конечно, хорошо). Но расслабляться не стоит - одобрена единая максимальная ставка акциза на спирт (сейчас производители крепкого или слабого алкоголя платят соответственно 191 руб. и 121 руб. за 1 л спирта в готовой продукции). То есть производители слабоалкогольных напитков будут платить столько же, сколько и производители водки – а это "слабоалкогольщиков", естественно, не радует. Напомню - в 2007 году уже вводилась единая ставка для крепкого и слабого алкоголя. В итоге легальный рынок слабоалкогольных коктейлей упал на 41%, а доля нелегальной водки осталась на прежнем уровне…

Определено на совещании, как производители будут платить за спирт: 100-процентная предоплата акциза покупателем спирта или предоставление банковской гарантии на эту сумму с максимально шестимесячной отсрочкой платежа. Система эта, безусловно, удобна для статистики. Но явно неудобна для производителей. Во-первых, своих денег у заводов нет – прибыль с бутылки водки "болтается" где-то в пределах двух рублей. То есть – "подкожного жирка" не накопишь. Брать кредит – попробуйте найти банк, который этот кредит даст, тем более на полгода. А если даст – то под такие проценты, что вспотеешь отдавать. Значит, надо повышать цену бутылки. А она и так находится на пределе покупательной способности – во всех категориях, от дешевой до премиальной.

Теперь – о том, у кого этот спирт покупать. На совещании предложено "Сформировать единый реестр мощностей по производству этилового спирта". Ребята, скажите непонятливому – а чем это отличается от квотирования? Спиртзаводу надо только попасть в реестр – и о качестве спирта можно уже не заботиться. Все равно купят, поскольку товар автоматически становится дефицитом – в реестр, конечно, войдет ограниченное количество заводов…

Следующий пункт мероприятий наглухо перекрывает рыночную конкуренцию – "Установить нормы минимального использования производственных мощностей как одного из условий получения лицензии на производство спирта и алкоголя". Теперь построить новый ЛВЗ будет невозможно. Как, кстати, и переоборудовать старый – при реконструкции оборудование простаивает. Значит – хрен тебе, а не лицензия! Или решай "в рабочем порядке".

А решение о том, что к перевозкам спирта теперь будут допущены только лицензированные операторы – меня вообще потрясло! Перед глазами прямо-таки встала картина: бронированные грузовики, окруженные бронированными же "Нивами", набитыми суровыми мужиками в бронежилетах и с помповыми ружьями, впереди колонны - машина ГАИ с включенными маяками.

  • Чего везете, служивые? Золото? Бриллианты? Картину "Мона Лиза" великого итальянского гения Леонардо да Винчи?
  • Нет! Шесть ящиков водки в магазин "Ромашка"!

…Ребята, не смешите мои тапочки. Денег с продажи подобных лицензий государство много не получит. А "нелицензированные операторы", как всегда, отделаются "пятихаткой", сунутой приватно инспектору. В результате просто водка станет дороже – и все.

А теперь о том, как планируется торговать спиртными напитками и спиртосодержащими жидкостями.

На совещании принято решение - "Установить типовые правила и условия розничной продажи алкоголя", а также "Установить единый порядок лицензирования и предоставления деклараций о розничной продаже алкоголя".

Собственно, слова-то правильные. Но вот в какие документы они реализуются – это вопрос. В одном подмосковном кафе при передаче смены бармены каждый раз переливают все вино и крепкий алкоголь из открытых бутылок в мерные емкости – и назад. Чтобы до грамма знать – сколько продал и сколько осталось. Что при этом происходит с вином или коньяком - никого не волнует. Вино переокислится, а то и просто скиснет, коньяк от частых переливов тоже лучше не станет. Но ничего не сделаешь – правила… И сильно я подозреваю, что нечто такое появится и в новых "Типовых правилах". Поскольку пишут их экономисты, без привлечения специалистов алкогольной промышленности.

…История в тему: в свое время на "Мосфильм" пригласили кладовщика. Честного, ответственного – потому как возникло подозрение, что кинооператоры берут на съемки больше пленки, чем используют в реальности. И вот однажды приходит к этому кладовщику ассистент оператора с заявкой: выдать 500 метров пленки для съемки одной сцены фильма. И кладовщик открывает коробку с новой пленкой и начинает с помощью портновского метра отмерять эти самые 500 метров. На свету, разумеется – чтобы было видно. Пленка, конечно, засветилась – снимать на нее было нельзя. Но выдано-то было точно 500 метров! Ни сантиметром больше!

Вот почему-то кажется мне, что и "Типовые правила" будут чем-то похожими на этого честного кладовщика. И перекрестился – но все равно кажется…

Вообще, странная ситуация – всегда считалось, что наиболее действенным является принцип "кнута и пряника". Но вот в во всех предложениях, принятых на совещании у премьер-министра, "пряников" я как-то не заметил. А вот "кнутов" - больше, чем достаточно. Вот, например: "Наделить уполномоченный орган исполнительной власти правом аннулирования лицензии во внесудебном порядке за нарушение правил и условий розничной продажи алкоголя". Или "Усилить уголовную и административную ответственность за нарушения в сфере производства и оборота (включая розничную продажу) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Ужаснулись? Как-то – не очень? Вот и я - как-то не очень… Чем этот самый представитель "уполномоченного органа" будет отличаться от представителя пожарного? Или представителя торгинспекции? Ответ – ничем. Но водка станет, как понимаете – дороже…

Пункт: "Внести изменения в правила маркировки алкогольной продукции, а также ввести более совершенные федеральные специальные марки" - тоже знакомый. Кризис "дефицита" алкогольных напитков из-за введения новых марок еще в памяти…

В свое время Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – чахлый, вредный и ядовитый вице-губернатор Вологодской губернии (а заодно и великий русский писатель), придумал фразу, которую надо бы отлить из чистого золота и разместить на кремлевской стене рядом с мавзолеем: "Жестокость российских законов смягчается их невыполнением".

И потому у меня возникает вопрос – а нафига все эти сложности? Нет, по отдельности почти каждый из пунктов, принятых на совещании, как говорится: "имеет место быть" - за исключением только совсем уж одиозных, типа максимальной акцизной ставки, "особых перевозчиков" и удушения конкуренции в отрасли.

Но вот сама идеология правительства непонятна – куда идем-то, товарищи? Гайки закрутить – и так закручены. Навести порядок в отрасли? Да для легальных производителей он и так уже наведен. Пресечь нелегальное производство и перевозку спирта? Не смешите – прямо вот так сразу 40% нелегального алкогольного рынка России возьмут и исчезнут. Наверное – устыдившись своей незаконности…

Чтобы навести порядок в алкогольной отрасли РФ, надо не гайки закручивать – у них и так уже резьбу срывает. Надо дать возможность легальным производителям хотя бы вздохнуть немного. Но при этом обеспечить конкурентность – без которой и пресловутый "Горный Дубняк" покажется элитным напитком…

Последний пункт решений совещания – "В целях совершенствования регулирования образовать правительственную комиссию по регулированию алкогольного рынка под председательством Виктора Зубкова" - внушает надежду, что не все еще потеряно. Возможно, найдутся умные головы, которые поймут простую штуку – нельзя драть семь шкур с отрасли. Поскольку она может уйти в нелегальную "тину" и там себя неплохо чувствовать. Чтобы овца регулярно давала шерсть, ее надо если не кормить, то хотя бы не отнимать еду. А китайский принцип – "Если побить палкой, то мясо будет мягким", действует только один раз…

Михаил Смирнов


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |