AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 3154 / 9 116 111
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


17.09.2009 09.17

Нацпроект "Трезвая Россия": сколько шагов до победы?


Великая вещь- арифметика. Сегодня будет много цифр и чисел. Но зато- материал короткий.  Вновь вернуться к алкогольным и антиалкогольным цифрам  заставила беседа с умной женщиной из умной алкогольной компании. И действительно- а с кем, собственно, будет бороться государство? С алкоголем? А чего с ним бороться? С потребителем? С умеренно пьющим? С излишне пьющим?

Со злоупотребляющим  бороться надо. Молодежи в руки бутылку не дать надо. Но тот же запрет продажи в ночное время – мероприятие сомнительное. И т.д.

Берем   100% российских потребителей алкоголя. Это около 100 млн человек (для ровного счета) или 70% населения России. Мы предлагаем воспользоваться все-таки не завышенным показателем потребления абсолютного алкоголя в 18 л, а реальным (по нашим расчетам) – 14 л на каждую российскую душу из 142 млн человек. Здесь учтен весь алкоголь и его суррогаты, а также пиво.

Берем за основу опыт и расчеты ВОЗ: критическим является для начала деградации нации объем потребления 8 л абсолютного алкоголя в год на человека в государстве. Значительная часть стран перешагнула этот показатель. В западных странах алкоголь умеренно и неумеренно (проблемы алкоголизации стоят остро практически во всех странах Европы и Америки) потребляет не менее 60% населения (сделаем реверанс в сторону просвещенного запада). Таким образом (что нам считать на всех, выделим только потребляющих), в этом случае на одного среднего реально потребляющего алкоголь показатель в 8 л для всех превращается в 11,2 л. То есть, критический показатель – 11,2 л для государства на среднего потребителя алкоголя.

Возвращаемся в Россию. Есть еще одна закономерность-   если до сих пор многие не совсем точно толковали один из законов маркетинга как "20% на 80%" (20% клиентов должны "давать"  80%  объема), то в алкогольном потреблении закономерность другая: примерно 25%  потребителей выпивают примерно 50% алкоголя. Весь объем абсолютного алкоголя в России в год - (14 л Х 142 млн человек)=  1 988 млн л. Для ровного счета- 2 000 млн л. Здесь один нюанс – на самом деле эти 25%  пьют в основном нелегальную водку и суррогаты. Поэтому в объеме абсолютного алкоголя их вклад даже скорей всего больше 50% (вина, САН  и пива они практически не пьют). Но мы этим пренебрежем. Итак, 25 млн человек  выпивают в год 1 000 млн л абсолютного алкоголя. На душу в год – по 40 л чистого спирта или по 200 бутылок водки или по 0,27 л водки каждый день (или чуть больше стакана водки в день).

На остальные 75 млн россиян – потребителей приходится также около 1 млрд л абсолютного алкоголя, но уже в гораздо более приятном ассортименте (тут тебе и вино, и водка с коньяком, и виски с ромом, и пиво, и САН и т.д.). Эта  благородная "куча" алкоголя дает в среднем примерно ( 1 млрд л : 75 млн чел)= по 13,3 л чистого спирта на душу в год.

Сравниваем с западным показателем: на их пьющих при 8 л на всех приходится 11,2 л – критический показатель для нации. А у нас 75% потребителей в среднем пьет 13,3 л. Таким образом, мы приходим к пониманию: чтобы достичь западного максимума умеренно пьющее население должно в среднем сократить свое потребление всего на 2,1 л в год (13,3 – 11,2) или на 16%.  Методы работы с этим населением нужны одни. Здесь же и основная масса пьющей молодежи. В этой группе не менее 10 млн молодежи так или иначе употребляющей пиво и САН. Ограничить молодежь; и т.д. Правда, в этом случае и остальным придется все равно придется ужаться в потреблении для достижения хотя бы критического показателя в этой группе.

Со второй группой – сложнее. Эта группа социально- экономически  практически обречена на пьянство.  Они в среднем потребляют  (40 л: 11,2 л) = в 3,57  раза абсолютного алкоголя больше, чем составляет показатель "критической черты".

И нам кажется абсолютно неправильным общий антиалкогольный подход, при котором одной  гребенкой  будут "причесывать"  обе группы сразу. Есть какие –то общие меры, а есть социально- индивидуальные. Пока антиалкогольная компания – именно компания, хотя и объявил крестовый поход против алкоголизации сам Президент. У политиков выборы на носу, а нам –то и дальше жить в нашем государстве. И хотелось бы, чтобы все процессы были более осмысленными.

Что мы видим- у нас 75 млн потребителей (в среднем) пьют по 13,3 л. И сегодня ассортимент очень широк.  Если, к примеру, человек сознательно выходит на уровень 11,2 л, то надо ли его заставлять даже в рамках этого объема переходить на вино или он вправе сам вправе распорядиться своей свободой потребителя?

Продолжим расчеты: из 14 л среднероссийского потребления абсолютного алкоголя  водка, другой крепкий алкоголь и суррогаты дают в среднем не менее 7,66 л (да, потому что только пиво дало в 2008 г.  еще почти 4 л на душу). Таким образом, на 142 млн приходится крепкого алкоголя и суррогатов не менее (7,66 л Х 142 млн)= 1 088 млн л. Рынок коньяка и виски (и т.д.) в этом объеме мизерен- менее 0,5 л на каждого в год или 71 млн л чистого алкоголя на всех. Остается 1 млрд л на всех водки и ее суррогатов. Это сопоставимо  с потреблением  абсолютного алкоголя  "обреченной" группой из 25 млн человек.

Всего рынок легальной водки и ее суррогатов в обычных (не чистоспиртовых) показателях составляет (берем усреднено 2007 -2008 г.г.):  около 125 млн дал легальной водки (в 2009 будет не более 108) + около 65 млн дал нелегальной водки (в 2009 г. будет не менее 78- 80) + не менее 55- 60 млн дал  суррогатов или в целом около 245- 250 млн дал. Эти (как их любил называть депутат- автор 102 закона- маргиналы) 25 млн маргиналов пьют  в основном нелегальную водку и суррогаты или 125 млн водки и суррогатов + не менее еще 30 млн дал легальной водки. 155 млн дал водки и суррогатов- это 62 млн дал абсолютного алкоголя  или по 25 л  абсолютного алкоголя на каждую душу из 25 млн человек. А пьют они по 40 л, значит- добавляют еще 15 л абсолютного алкоголя и другой продукцией.

Мы сейчас пытаемся разобраться в структуре потребления каждой группы. Значит, мы были плохого мнения изначально о маргинальной группе: каждый из них в среднем выпивает по 25 л абсолютного алкоголя  в виде крепкого алкоголя и по 15  л абсолютного алкоголя в виде  прочей  продукции крепостью ниже 40%, включая  нелегальные портвейны и т.д.  Явно – ярко выраженная российская, северная,  маргинальная  структура потребления.

Теперь настал черед группы потребления – умеренно и культурно пьющих. Их 75 млн человек. Водки и крепкого алкоголя в  объеме самой продукции приходится (за вычетом того, что выпили маргиналы) на них приходится около 125 млн дал + 13 млн дал коньяка +1,5 млн дал виски и т.д. Итого около 140 млн дал продукции. Будем считать, что эта публика культурна и интеллигентна по своей природе и не пьет суррогаты и нелегальную водку, а пробавляется только легальной  и фальсифицированной (по незнанию) продукцией.  140 млн дал крепкой продукции – это 56 млн дал абсолютного алкоголя. Или (56 млн дал: 75 млн чел)= 7,47 л на душу абсолютного алкоголя в виде крепкого алкоголя. А пьют они по 13,3 л абсолютного алкоголя на душу в среднем. Итого, на низко алкогольную продукцию приходится (13,3 – 7,47)=  5,83 л (43,8%). Условно это: 37,4 бутылок водки, коньяка или виски в год объемом  по 0,5 л на каждого пьющего умеренно  или по полбутылки в неделю. А также  примерно по 90 -93  л вина, шампанского и игристого, пива и САН в год или по 1,5 л в неделю. Итак: полбутылки крепкого в неделю и 1,5 л низко алкогольной продукции в среднем на каждого из 75 млн человек.

И вот нам даже и сравнить не с чем- много это или мало, или в самый раз. И может - уже не надо трогать эту группу? Только молодежь? И может не надо кошмарить дальше операторов легального рынка, которые работают только на эту группу?  Но ясно и так, что только эта группа может увеличить потребление вина, если государство соберется  менять структуру потребления (знать бы еще - как это сделать?).

На самом деле нам "нравится" структура  потребления алкоголя во второй группе; она как раз и свидетельствует о том, о чем мы писали еще два года назад- в России есть какой-то внутренний самосохраняющий стержень, какой бы ни была политика российской власти.

Может, исходя из этих цифр тоже как-то избирательно формировать  алкогольную и антиалкогольную политику?

В заключение можно сравнить эти показатели с российскими среднесоветскими 1980 – 1984 г.г.: на душу 20 л пива (1 л абсолютного алкоголя) + 21,5  л вина (2,7 л абсолютного алкоголя)  + 13 л водки и коньяка (5,2 л абсолютного алкоголя) +   1,5 л минимум самогона (0,6 л абсолютного алкоголя). Итого: около 10,4 л абсолютного алкоголя на 150 с лишним млн человек. Или на всех – около 1 600 млн л абсолютного алкоголя. Берем то же соотношение: 25% на 75%. Мы считаем, что число потребителей того периода  можно считать – около 107 млн человек. 80,25 млн – это те, кто выпил 50% абсолютного алкоголя 800 млн л (по 9,86 л на душу). И 26,75 млн выпили  столько же- 800 млн л или по 30 л на душу. Жизнь стала хуже, пить мы стали больше в обеих  группах.

Думайте, господа чиновники, депутаты, антиалкогольщики, крепко думайте, прежде чем что-то популисткое и завиральное вводить. Это мы еще наше население только на 2 группы разбили, а на самом деле социальных слоев гораздо больше и все разные.

Мы даже никаких выводов из этого материала в конце повествования  не делаем. От победы нового нацпроекта в группе умеренно пьющих  не так уж  и далеко, а в меньшей группе – возможна ли в принципе его победа?


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |