AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 3422 / 10 212 755
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


19.11.2009 15.24

Начало начал


Тем не менее, даже 13 октября г. Грызлов все еще напоминает про ГМП в нашей отрасли: "Возможно, в перспективе не надо сбрасывать со счетов и введение государственной монополии в этой сфере" - заявил он журналистам. При этом, однако, Грызлов приоритетом считает антиалкогольную профилактику "культурного и просветительского" характера. То есть, все –таки не отобрать алкогольную собственность у частника, а уговорить народ пить меньше. А в такой ситуации даже лучше, если алкоголь будет в руках частника: неудачи антиалкогольного "просвещения" всегда можно будет списать на нерадивого собственника- частника. А в случае введения ГМП  государство  будет единственным виновником алкоголизации населения, да еще зарабатывающим на этом некие деньги (оборот рынка около 1 трлн рублей). А кто будет в этой ситуации козлом отпущения? Кого будут критиковать антиалкогольные борцы- общественники?  В сегодняшнем проекте - варианте алкогольно- антиалкогольной  Концепции, который вывешен на сайте "Росалкоголя" (кстати, очень странно, что первым в списке поручений Президента в разработке этой концепции стоит "Росалкоголь", а не Минздравсоцразвития с Роспотребнадзором, которые уже лет 7 разрабатывают эту концепцию и даже выдавали на-гора какие-то ее варианты) ни слова про ГМП. Понадеемся на этот вариант.

Есть два  встречных направления движения: предложение г. Миронова в отношении спиртовой отрасли  в  алкоголе - от частной собственности к  государственно- частной, а в госкорпорациях  от государственной  к   частно- государственной. Чувствуете разницу.

В последние две недели  СМИ "откопали" проблемы у нескольких наших крупных компаний. И позитивная новость только у "ОСТ-Алко"- срок кредита продлили на 3 года. Это хороший симптом, станет ли только он "заразительным"? Чем еще знаменательно  это событие с ОСТом: группе дали кредит не только потому, что владеет им политик Пекарев, но и потому, что  государственный "Россельхозбанк" не знает, что делать с этим активом. Банкротить? А смысл? Все равно его  никто не купит, если нет за спиной банка уже стоящей в очереди опытной, грамотной и толковой профессиональной профильной компании- покупателя. Даже те теневые алкогольные фамилии, часто называемые в СМИ, которые контролируют частично многие алкогольные заводы- не профессионалы. Они лишь могут контролировать, но не руководить. И не хочет банк остаться наедине с "подмосковной грудой железа" в случае банкротства компании. Есть пример "Веды", бренды вывели, железо осталось в Ленинградской области и Мордовии. И ничего. Даже если бы бренды сохранили в активе обанкроченной собственности, тоже ничего бы не произошло. Грамотного покупателя –то все равно нет. Есть пример "Гросса": хороший завод "Кедр", ну и что? А кто им будет заниматься? Банк в случае банкротства компании должен сохранить и железо, и бренды, и команду (или купить новую команду менеджеров заранее). И получается, что обжегшись на предыдущих вариантах, - нет никакого смысла банкам банкротить наши заводы и компании. Никто и ничего от этого не выиграет. Есть смысл дать им продолжение жизни под финансовым контролем банков. Даже пример сильного собственника – государственного банка "ВТБ" в отношении полученных алкогольных активов: что хорошего смог сделать банк за 2 года владения активами для этих заводов? Ничего.    Нельзя государству сегодня ослаблять частный сектор производства алкоголя. Да, сегодня есть попытка "Росспиртпрома" доказать, что государство в алкоголе чего-то стоит. Но ведь и этот проект целиком стоит на ногах административного влияния на рынок, а перспективы его будущего более чем на 50%  зависят от  частно- государственного проекта ("РСП"+ "ВЕДК"). Единственное- если государство договориться с банками- кредиторами  "слегка задавить" частный сектор производства водки и ЛВИ. Но это слишком сложно для нашего государства. Все равно алкогольный  госсектор слаб, и очень возможно, что его доля не превысит более 35% рынка водки и ЛВИ в России и в перспективе.    А вообще – с госкорпорациями государство должно разобраться до 1 марта (с предложениями: кого закрыть, кого разгосударствить), и с нашим алкогольным рынком (возможность введения ГМП). Не может же одновременно родиться в одних условиях два противоположных решения. А вот, кстати, в новых условиях обновленный, очищенный от старых грехов и долгов "Росспиртпром" (а ФГУП "Росспиртпром" преобразовано в ОАО со 100% участием государства) стал  очень лакомым куском для его нынешнего превращения его в частно- государственную структуру в условиях экономического кризиса вслед за госкорпорациями. А почему бы и нет?  Наверняка, есть заинтересованные в таком раскладе лица. И уж эти авторитетные лица также не заинтересованы во введении алкогольной ГМП.

Практически определилось наше государство и с минимальной ценой- она будет вполне средневзвешенной: "с 1 января 2010 года минимальная цена на 0,5 литра водки составит 89 рублей. Об этом говорится в проекте приказа, размещенном на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка". Вот и пройдет водораздел по нашему водочному рынку. Останется обеспечить главное- тотальный контроль за производством, оптовой торговлей  и розничной торговлей нелегальной водкой. Как это будет сделано – пока не очень ясно. Даже если уйдет из магазинов водка дешевле 89 руб., то потребители водки по 40-50 руб. никуда не денутся.

Допустим, что рынок  водки и ЛВИ в 2009 г. составит 185 млн дал. Из них легальной – около 105 млн дал; соответственно – нелегальной – около 80 млн дал. Это и водка по 35- 45  руб. и по 65-70 руб. за бутылку. Мы можем предположить, что в 2010 г. за счет всего вводимого комплекса мер рынок легальной водки может вернуться на средний уровень 2007 г.- 2008 г.  или 125 млн дал (то есть, сократить нынешний объем нелегального рынка на 20 млн дал). Пусть какая-то часть потребителей водки по 60- 70 руб. перейдет в легальный сегмент.  Это позволит государству запланировать получение с этого объема водки и ЛВИ в виде акцизных платежей не менее 95- 96  млрд руб., если государство сможет их собрать с легального объема (раньше у государства  никак не получалось собрать акцизы с легальных производителей- десятки млрд руб. "падали в пропасть", хотя и данные, и заводы, и весь контроль вплоть до лицензирования были в руках одного загадочного ведомства – ФНС РФ). 

Остается  основная масса  потребителей нелегальной водки (о потребителях суррогатов мы здесь вообще не говорим- их потребительская жизнь от этого процесса не изменится – они будут и дальше пить ССЖ, если этот канал им не перекроют; но нам кажется, что государство постарается вести работу поэтапно- сейчас рынок ССЖ трогать не будут, этот продукт точно заменить сегодня на рынке нечем) и объем в 60 млн дал нелегальной водки, который также должен перераспределиться и "рассосаться" за пару лет: часть объема "умрет", часть будет заменена ССЖ и т.д. Введение минимальной цены на крепкий алкоголь резко усилит поляризационное "движение" в самом отныне интересном сегменте российского алкогольного потребления – до 100 рублей за бутылку (не важно чего).

Что-то должно произойти с заводами, компаниями (их владельцами и сотрудниками), которые производят и продают нелегальную водку. О них проявлять заботу не будем, они о себе позаботятся сами.

Если легальное производство водки и ЛВИ в 2010 выйдет на уровень 125 млн дал, а налоговые органы соберут не менее 92- 93  млрд руб. с водки и ЛВИ, то мы бы считали начало алкогольной  реформы удачным.    Ну, и в заключение этого раздела хотелось  бы поздравить спиртовую отрасль за месяц до остановки, но еще рано. Проблема все равно существует. Профильный Экспертный Совет вновь выступил с инициативой решения  проблемы. Надеемся, что ее решат.   "Проблему барды" вроде бы надо перенести  еще на год- два, как получится.  Смысла нет  останавливать значительное число заводов отрасли с 1 января 2010 г.  в условиях  антиалкогольной компании (зачем людей злить дефицитом алкоголя?), в условиях кризиса и т.д., да еще в условиях угрозы введения ГМП по Миронову. Какой смысл отбирать у частников неработающие заводы через год, когда можно дать им еще хотя бы этот год поработать и без уничтожения барды (техника лучше сохранится). В то же время государство, может быть, захочет сознательно прикрыть большую  часть частных заводов за неготовность к утилизации барды, что открывает путь программе Миронова.

И, как оказалось,  нерадиво ведут себя опять не столько "жадные" производители, сколько неповоротливое  государство. Прошло почти 2 года, а за это время наше родное государство (как информирует профильный Экспертный Совет  Госдумы) "не ypeгулировало  на федеральном уровне технико-технологические вопросы утилизации и (или) переработки барды; отсутствует четкое понимание какими именно способами допускается утилизация барды, отсутствует законодательное регламентирование, какое оборудование и какие технологические схемы возможно применять для утилизации (или) переработки барды". В таких условиях принять решение производителю о применении той или иной технологии переработки и утилизации барды, означает подвергать пока еще свой  бизнес рискам несоответствия принятой на спиртовом заводе технологии переработки барды в случае, если нормативно-технические требования, утвержденные после внедрения такой технологии, будут иными, нежели предполагало предприятие. А тут и комментировать нечего. Какой идиот будет сегодня вкладывать 100 млн руб. в оборудование, если  завод у него через год могут отнять? Дождемся 1 марта. В этот день будут готовы предложения для высшей власти по ГМП. До лета должна быть дана оценка ГМП на самом высшем российском уровне. А тогда и посмотрим – что будут делать спиртовики.   Мы действительно сегодня в "начале начал". Каким будет алкогольный бизнес в России: частный и государственный (как сегодня), государственный, частно- государственный или государственно- частный. От этого и будет зависеть деятельность операторов на рынке. В этих условиях не рискуют ничем только "Росспиртпром"  и "СПИ". На эти темы мы порассуждаем  на конференции в Институте Адама Смита в Москве 19 ноября (на эту тему будет доклад наших экспертов). 

А пока никак не может начать "процветание" крупнейший в России государственно (51%, которые находятся в руках на 75% государственного банка "ВТБ", то есть, теоретически- государство все же контролирует там не более 38,3% акций)- частный Московский завод "Кристалл". Схема более чем запутанная, но кто больше мешает процветанию- государственная часть завода или частная – пусть разбирается само государство. Но -  один из крупнейших производителей крепкого алкоголя в РФ усилиями государственных и частных компаний  за девять месяцев 2009 года снизил чистую прибыль по РСБУ на 35,7% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года - до 89,19 млн  руб., следует из опубликованного отчета компании. Выручка "Кристалла" снизилась на 23,7% - до 2,86 млрд  руб. Валовая прибыль сократилась на 17,4% - до 779,761 млн  руб. Итак, валовая прибыль компании – 27,3% от выручки; чистая прибыль – 3,1% от выручки и 11,4% от валовой прибыли. В 2008 г. прибыль также снижалась: чистая прибыль предприятия по РСБУ за  2008 год в целом  снизилась на 56,1% по сравнению с 2007  годом - до 157,8 млн  руб.

Все будет зависеть от того, кто будет принимать решение по ГМП: "политики" или "экономисты".

Воронежская область - "поле реформ".

К Воронежской области в последнее время закономерно приковано внимание СМИ и власти. Там проводит реформы жизни новый губернатор – "министр – долгожитель"  по вопросам сельского хозяйства и прямой куратор алкогольной отрасли вплоть до 2006 г. 

Это очень интересный российский в силу своей некой типичности в ЦФО – сердце России.

Пройдемся по некоторым показателям региона, чтобы понять – а как там может отразиться введение минимальной цены на водку и ЛВИ в том числе.

Итак, уровень жизни и доходы населения. Номинальные денежные доходы, полученные населением за девять месяцев 2009 года, сложились в сумме 224,5 млрд.рублей  и увеличились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 10,7%. Ежемесячный среднедушевой денежный доход за этот период составил 10,99 тыс.  руб. Достаточно высокий средний уровень. Хотя  средняя зарплата (а не доход) в России по Росстату около 19 тыс. руб. Условно – средняя семья воронежцев из трех человек (родители и ребенок) с доходом в месяц 22 тыс. руб. может себе позволить не употреблять нелегальную водку, а пить легальную по 89 руб. за бутылку (пусть по 3 бутылки в неделю). Итого, почти 270 руб. + пару бутылок вина женщине (еще 200 руб.) + по бутылке пива отцу семейства в день (еще 600 руб.) = около 1 000 – 1 100 руб. в месяц или 5% (а у нас сегодня около 10% в России в среднем).      Реальные денежные доходы (номинальные денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-сентябре 2009 года уменьшились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4.6%. Денежные расходы за девять месяцев 2009 года составили 232,9 млрд.руб. и возросли по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 24,1%. Очень интересно- народ перестал копить, а предпочитает тратить деньги. Период январь- сентябрь тем и интересен, что сравнивает кризисный и докризисный периоды. Начиная с октября 2009 в сравнении уже будет участвовать кризисный октябрь 2008.  То есть, траты на душу составили в области в месяц в среднем- 11,4 тыс. руб. Тоже высокой уровень доходов и отношений.

Среднемесячная номинальная заработная плата работников в январе-сентябре 2009 года достигла 12,8 тыс. руб. Достаточно высокий уровень. В целом здесь можно активно бороться с нелегальной водкой, а маргиналов полностью перевести на самогон.  Реальный размер средней зарплаты, рассчитанный с учетом сводного индекса потребительских цен, составил 94,4% к уровню соответствующего периода 2008 года.

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения (в среднем за месяц) на рынке продуктов питания в январе-сентябре 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года сократилась по мороженой рыбе, полукопченой колбасе и сахару (на 17%), вермишели (на 15%), говядине (на 14%), рису (на 12%), вареной колбасе и макаронным изделиям (на 7%), сливочному маслу (на 4%), пшеничному хлебу (на 3%); одновременно она увеличилась по молоку (на 3%), яйцам (на 10%), картофелю (на 12%), яблокам (на 13%), сыру (на 16%), луку (на 24%), подсолнечному маслу (на 31%), капусте (на 39%). Демографическая ситуация. Численность постоянного населения области на начало 2009 года составила 2 270 тыс. человек, что на 0,5% ниже  предыдущего года.

Потребительский рынок товаров и услуг. Оборот розничной торговли за январь-сентябрь 2009 года составил 122,4 млрд.руб. (или по 4,49 тыс. руб. в месяц в среднем на душу), увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,8%. Доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составила 12,5%. Очень интересный факт: в макроструктуре оборота розничной торговли преобладали непродовольственные товары, удельный вес которых составил 61,8%. А ведь считали, что в кризис должно произойти смещение в продовольственный сектор. Видимо, вновь народ больше надеется на подсобное хозяйство, дачи  и родственников в деревне. То есть, из 4,49 тыс. руб. в месяц на продовольствие и напитки тратилось всего в среднем 1,72 тыс. руб. Очень мало, но, видимо, исходя из этих денег,  и считают минимальную потребительскую корзину в России на уровне 2,2 тыс. руб. в месяц. В товарной массе  по пищевым продуктам, включая напитки, и табачным изделиям соответствует уровню прошлого года. 

И вот здесь появляется следующее: если семья с доходов в 22 000 руб. в месяц на троих вроде бы свободно может тратить 1 000 руб. (5%) на алкоголь, то при переходе к конкретным тратам (в среднем) – картина иная. Эта средняя семья из 3 человек потратила на питание и напитки в месяц в среднем – 5 200 (1 720 Х 3) руб. И здесь "вылезает" (мы же ничего не подгоняли) та самая для алкогольных трат в России в среднем от продуктовых – 20%. Это 1 000- 1 100 руб. (которые  мы просто прикинули в среднем на нормальную молодую сегодняшнюю семью) от 5 200 руб. И эти 20% вылезают не потому, что это реальная огромная "цифра", а потому, что никто не учитывает- а сколько наша статистика недоучитывает продуктов, полученных со своего поля и купленных вне объектов, где  торговля учитывается.   

То есть, семьи из 3 человек, доход в которых выше 7 000 руб. на человека в среднем вполне могут при умеренном уровне потребления алкоголя пользоваться продукцией только из легального сектора. А с доходом ниже 7 000 руб. в месяц на человека у нас в России не менее 50 млн человек. Если отбросить пенсионеров и т.д., то останутся как раз те самые 30 млн маргиналов, которые предоставлены сами себе. Поскольку маргинал в западных странах имеет доступ к легальному алкоголю, а наш – теперь будет иметь доступ только к суррогатам, поскольку нелегальная качественная заводская водка получила свой "приговор".

Да, еще оборот общественного питания с начала года составил 3,41 млрд руб., или 77,2% к уровню соответствующего периода предыдущего года. То есть, падает питание и питье в секторе общественного питания. Каждый житель Воронежской области наел и напил в местной Хореке в среднем на 170 руб. в месяц. А это практически – 10% от трат на продовольствие  и напитки среднего воронежца (каждый десятый рубль средний воронежец относит в местную Хореку).

Удачи Воронежской области и ее Губернатору.

Украинские будни

Несколько украинских новостей.

Международный бренд Nemiroff признан самым дорогим украинским брендом по версии рейтинга "УкрБренд – ТОП-50 национальных брендов", проведенного MMR Consulting. Эксперты оценили бренд Nemiroff в 325 млн долларов. По отношению к 2008 году позиция бренда Nemiroff в рейтинге "УкрБренд – ТОП-50 национальных брендов" укрепилась на 22,5 млн дол. Мы ранее неоднократно пользовались материалами рейтинга компании "Гвардия брендов", но они свои результаты по 2008 и 2009 г.г. "засекретили". Поэтому  нашли рейтинги  "Укрбренда" за последние 3 года. Хотя они нас не утраивают. Если с лидерами все, может быть, и нормально, то в отношении других компаний – очень много вопросов. В рейтинге Топ-50 отсутствуют бренды водки и коньяка, которые явно должны бы там находиться. Например, коньяк "Шустов" и ряд других. И если честно, то не очень понятно- почему падала стоимость, например, "Хортицы"? Непонятно и почему так резко росла стоимость пивных брендов при такой слабой динамике изменения алкогольных брендов?

Таблица 1. Выборка из Топ-50 стоимости украинских алкогольных и пивобезалкогольных брендов по версии "Укрбренда" (А – крепкий алкоголь или вино; ПБ – пивобезалкогольная продукция).


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |