AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 8502 / 10 182 161
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


30.11.2009 12.40

Аты-баты, шли дебаты!


Вот докатились мы и до зимы 2009 – 2010 г.г. Мы с вами  выжили на этом рынке. Главное во всем этом мировом экономическом кризисе – сохранить себя, а все остальное – как получится. Период пассионарности остался в прошлом.

Тема, набившая оскомину нашим экспертам, но продолжающая оставаться чрезвычайно актуальной- Госмонополия  на что-нибудь алкогольное. 26 ноября должны были пройти дебаты в рамках винной выставки в Москве на ВДНХ, но как таковых споров не было.

Даже участник мероприятия и представитель государства депутат Звягельский признал, что ГМП – это крайняя мера, а все меры государство вовсе еще не исчерпало. Особенно – главную, связанную с обеспечением серьезного и эффективного контроля за принимаемым государством решениями.

Наш эксперт вряд ли высказал что-то новое в ходе "дебатов" в отношении ГМП, но по просьбе участников (прежде всего прессы), мы размещаем краткие тезисы его выступления.

Начнем сразу с выводов выступления. ГМП на алкогольное сырье и алкоголь в России несостоятельна, даже если и кажется кому-то очень нужной. Первое- государство (его госаппарат и госмеханизм) не в состоянии организационно и административно обеспечить госмонополию  такой гигантской отрасли экономики, как производство, импорт  и оборот сырья и алкогольной продукции. Второе- ГМП не решит ни одну задачу или проблему, которые ей предписано решить по плану реформаторов (борьба с алкоголизацией населения и молодежи; борьба за качество и безопасность алкогольной продукции; борьба с нелегальным рынком сырья и алкоголя, рынками фальсификатов и суррогатов; боьба за увеличение налоговых поступлений в бюджет). ГМП не имеет никакого отношения ни к одной из этих проблем.

Тезисы

1. О какой ГМП мы говорим?

Юридически: ГМП – это собственность на средства производства и результат труда. ГМП возможна со 100% собственностью; в форме государственно – частного партнерства – ГЧП- (более 50% у государства); в форме частно- государственного партнерства – ЧГП- (менее 50% у государства). ГМП – это неизбежная смена топ- менеджмента компаний (есть похожий пример 1999 – 2002 г.г. при создании "Росспиртпрома", но без ГМП). По большому счету – в любом случае- ГМП – это передел собственности, так на 100% собственность государство "не способно", а значит – передел собственности в форме в условиях того уровня коррупции, который в России, в интересах  определенных лиц. Что, собственно и предполагает законопроект о ГМП на спирт. По-другому реализация этого проекта просто не получится.

Что такое алкогольная отрасль, на ГМП которой собирается посягнуть государство. Это:

  • 130 спиртзаводов (в основном – не в лучшей форме); с людьми и проблемами поселков, где они расположены;
  • около 600 заводов по производству алкоголя со всей инфраструктурой (производство, поставщики, склады, машины, люди и т.д.);
  • около 300 пивзаводов (пока пиво – не алкоголь; но – все возможно);
  • около 100 компаний- импортеров с контрактами по всему миру;
  • более 2 000 компаний – дистрибьюторов алкоголя и еще большое количество дистрибьюторов пива;
  • более 230 тыс. торговых точек по продаже алкоголя в России (при этом 40% населения живет в сельской местности, где эти точки имеют свою специфику и не всегда похожи на "Перекресток" и "МЕТРО");
  • более 1 млн человек, которые трудятся в этой отрасли.

Алкогольная отрасль – остросоциальный сегмент потребительского рынка России, даже если этого и не очень хочется. Ни одна Госкорпорация не сравнится с алкогольным рынком. И даже, если честно, со спиртовой отраслью. Слишком разные это рынки и отрасли, при всей важности "оборонки" и т.д.

Государство не смогло стать даже за 2000-2009 г.г. эффективным собственником. Государство не способно даже сегодня собрать от 0,5 до 1 млрд дол ежегодно с легального алкоголя. Оборот алкогольного рынка около 1 трлн рублей в год. При этом "чистая прибыль" государства в виде акцизов ежегодно около 75 млрд руб. (7,5%). В случае введения ГМП в отрасли не только не будет порядка, но и  вся алкогольная отрасль или часть ее (в случае введения  ГМП, например, на спирт) станет для государства убыточной; расходы на содержание отрасли и поддержание ГМП съедят и акцизные поступления при неэффективной системе государства в целом.

2. В России вынужденно объявлена программа либерализации экономики. Государственные предприятия передаются в частные руки. Стоит остро вопрос о дальнейшей судьбе госкорпораций. Государству нужны деньги для преодоления кризиса. Самое интересное, что деньги которые получит государство в результате продажи активов – крайне невелики. Никакие бреши ими не заделаешь. Но активы хотят продать. Либо – дело полный швах, либо – просто своим людям. В любом случае после создания госкорпораций в период кризиса стала ясна неспособность государства руководить реальными активами и компаниями, тем более – целой отраслью- например, спиртовой или алкогольной. Именно по этой причине идет разгосударствление экономики в кризис. Конечно, у государства есть еще запасной ход – назначить руководить государственной алкогольной отраслью лучшего менеджера России – г. Чубайса. Но он еще не расправился с нанотехнологиями. Может, его дождемся?

Либерализация экономики объявлена прежде всего с целью получения западных инвестиций. Не испугает ли возможность введения ГМП в одной отрасли западных инвесторов, которые как огня боятся всяких госмонополий.

3. ГМП в России несостоятельна: экономически, административно. Но красиво выглядит с политической точки зрения. Придает "важности" государству; депутатам позволяет гордиться  иллюзией возможности государства. В России нет государственной организации, способной честно  проанализировать негативные и позитивные последствия от введения ГМП; внедрить ГМП алкогольной отрасли, если позитивные моменты вдруг "перевесят",  поддерживать ее работу.

Сегодня  ГМП –это рекламно- политический лозунг ряда депутатов, оторванных от реальной жизни государства и общества, в котором они живут и которым-  считают, что управляют.

Не согласны с главой "Роспотребнадзора", который заявил, что вина в алкоголизации России – в отмене ГМП в 1992 г. С 1992 по 1995 г.г. у нас вообще не было никакого "государства". И алкоголизация началась именно по причине развала государства и экономики, потери работы и т.д.

4. Нам не указ и не пример чужой позитивный опыт (собственного прошлого и других стра), мы слишком самобытны по государственному устройству и менталитету властей и населения. Опыт  ГМП советского периода – часть общей ГМП на все, вытащить его из общего контекста невозможно. Опыт Белоруссии положителен благодаря сохранению там советских порядков, минимизации коррупции  и наличия сильного государства и государственного механизма. Опыт скандинавских стран, имеющих ГМП на какие-то сегменты алкогольной отрасли, базируется на совсем другом госаппарате и другом населении (по менталитету, уровню доходов и жизни, медицины и т.д.).

Гораздо ближе нам негативный опыт ГМП на спирт Украины (по государственному устройству, по менталитету власти и населения и т.д.). Более 14 лет  государственное производство спирта обеспечивает рынок нелегального спирта и водки продукцией (в разные периоды объемы нелегального рынка достигали от 25% до 65%, в настоящее время не менее 35%).

5. Есть не самый  успешный  опыт руководства  государством  алкогольного- сырьевыми и нематериальными алкогольными активами в России с 1992 по 2009 г.г. Это касается заводов, принадлежащих государству, и торговых марок, которыми управляет государственная компания. Есть положительный опыт управления алкогольной собственностью в Татарии, но и он основан на  тотальной поддержке местного производителя. Даже политику регионального сепаратизма, которая должна бы приводить к росту местного производства, региональные власти, исповедующие этот принцип,  абсолютного большинства регионов не смогли использовать в своих интересах (в условиях не снижения потребления водки в целом во многих регионах упала доля местной водки).

Даже сегодня около 30% объема легальной водки и около 40% легального спирта производится государственными предприятиями. Никто никогда не мешал государству наращивать рыночными методами (без всякой ГМП) свою долю на рынке. Коммерческий успех государственного бренда "Гжелка" в 1999- 2003 г.г. убедительно доказал возможность этой программы. Многое за это время изменилось, но новая команда "Росспиртпрома" вполне способна попытаться доказать возможность рыночного  превосходства над частными компаниями без всякой ГМП.

6. С 1992 г. у государства были в руках все рычаги по наведению порядка на алкогольном рынке. Он регулировало и как могло- направляло развитие алкогольного рынка. Кроме государства (которое незыблемо с 1999 г.), никто не принимал законодательные акты; никто не лицензировал производство, импорт и продажи; никто не контролировал снизу доверху нашу отрасль; никто не создавал систему нелегального производства для обеспечения малоимущих качественным заводским алкоголем при серьезном росте ставки акциза в интересах нелегальных производителей и слившихся с ними коррумпированных чиновников (доход с одной бутылки нелегальной водки за 9 лет вырос с 5 руб. до 25-45 руб.).

Только государство само направило развитие алкогольного рынка по пивному пути, теперь почему-то не торопится  направить  по- винному. Не занимается структурой потребления (объявить пиво алкоголем, убрать рекламу и запретить продажи в киосках – это слишком узкое  регулирование структуры потребления). Для регулирования структуры потребления не нужна ГМП.

Регулировать отрасль (через бизнес) и руководить отраслью – разные вещи. Если откровенно – мы прекрасно понимаем, что антиалкогольная компания не победит в России пьянство (как не победила ни одна предшествующая с 19 века). Поражение в антиалкогольной компании совпадет с ГМП на алкоголь (в случае ее введения). Государству это надо? Ему и правящей партии хочется быть крайними?

7. Сам процесс ГМП не способен решить ни одну проблему алкогольной отрасли и алкоголизации населения. ГМП не решает проблему коррупции в государстве и отрасли. Сегодня рычагов для  контроля за отраслью вполне достаточно, не работают они по причине неисполнения контролирующими органами своих  обязанностей.

Борьба с алкоголизацией населения и молодежи: ГМП только ухудшит ситуацию в том плане, что именно государство станет тем самым "злом", которое производит и продает населению алкоголь.

Качество и безопасность алкоголя: у нас и сегодня все, что выходит с заводов и предназначено для потребления (водка и ЛВИ) – вполне достойного качества  и вполне безопасно.

Легализация рынка и фискальная задача: причин нелегального рынка не так много. 30 млн живущих ниже прожиточного минимума по уровню своих доходов. Высокая для этой части населения цена на легальный алкоголь (цена не отвечает высоким потребностям в алкоголе этой части населения). Коррупция в органах власти и контроля.

8. Не исключено, что государство попробует с ГМП – вероятность 75% введения ГМП на спирт по методу г. Миронова.

Угрозой введения ГМП государство прекрасно будет держать бизнес на крючке, используя угрозу  ГМП как дополнительный фактор коррупции. В отрасли есть избыток мощностей (не менее 40%). Есть угроза, что при введении ГМП ты не получишь лицензию, если: не отдашь контрольный пакет акций государству и т.д.

К 1 марту Президент должен получить оценку концепции ГМП в отрасли, а с 1.1.2011 могут ввести ГМП на спирт. Если уже решили вместо кошек тренироваться на спиртовой отрасли, то целесообразно было бы  получить  результаты от ГМП на спирт (а это будет 2012 год).


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |