AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 7481 / 10 181 141
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


24.12.2009 12.39

Ноябрьский взрыв


До июля  2009 мы практически не имели  помесячного прироста производства вина виноградного к соответствующим месяцам 2009 г.  Производство в августе 2009 г. превысило производство августа 2008 на 4,5%; сентября  2009 г. – на 1,1% к сентябрю 2008. Октябрь 2009 прирос на 17,6% к октябрю 2008, а ноябрь 2009 на 34,8%. Жизнь наших российских производителей  вроде бы налаживается. Все здорово, если не вспомнить, что в октябре 2008 г. нас всех загнала в кризис такая же "гнилая" и несбалансированная  мировая экономика. В октябре 2008 наше производство виноградного вина упало на 11% к октябрю 2007 г. А в ноябре 2008 нас шарахнул спад на 30,6%. В декабре 2008 мы упали на 16% к декабрю 2007 г. Так что  и октябрь, и ноябрь 2009 г. мы сравниваем с очень упадочными месяцами 2008 г. Спад производства в октябре, ноябре и декабре 2008 привел нас к тому, что после триумфа российского производства вина в докризисные месяцы (мы могли 2008 г. закончить с приростом производства в 10% к 2007) мы по итогам января- декабря 2008 вышли на показатель (-1,9%) к 2007 г. И весь прирост сентября, октября и ноября 2009 г. вывел нас пока только на показатель (-0,6%) к январю – ноябрю 2008, что пока на 1% ниже показателя января- ноября 2007 г. Велика вероятность того, что мы с учетом декабря 2009 г. сумеем вернуться на "рынок виноградного вина 2007 г.". Главное, что у рынка есть настойчивое желание восстановиться.

"Минус" в производстве шампанских и игристых вин у нас на рынке наблюдался помесячно целый год: в октябре 2008 г. появился первый "минус"- (-8% к октябрю 2007). Первый "плюс" в производстве появился в октябре 2009 г. (+0,5% к октябрю 2007 г. (то есть, все равно спад 7,5% к октябрю 2007 г.). Ноябрь 2009 от души порадовал – (+35% к ноябрю 2008).  И даже с учетом того, что в ноябре 2008 был спад на 27,9% к ноябрю 2007 г., мы вышли в плюс и относительно ноября 2007 г. (почти на 7%). Наши шампанисты в последнее время также проявляют максимум активности на  рынке. В результате этого производство по итогам января- октября 2009 г. отставало от 2008 на 13%, а в январе- ноябре отставание сократилось до 9%. Посмотрим- как завершится декабрь. Производители дополнительно наращивали производство с учетом возможных проблем с марками в начале года.

Если же еще подвести производственные итоги по такому показателю, как суммарный объем легального производства "вина из винограда" (виноградное вино + шампанские и игристые), то в октябре 2009  суммарный показатель вышел в "плюс" (+10%) относительно производства в октябре 2008, а в ноябре 2009 вышел на (+30%) к ноябрю 2008.

Начиная с августа 2009, ежемесячный рост производства бутилированного коньяка держится в среднем на уровне (+30%) к соответствующим месяцам 2008, что в целом вывело рынок по итогам января- ноября 2009 г. на прирост к 2008 на уровне 20%. Предновогодний коньячный (с бренди)  производственный ажиотаж продолжается, пожалуй,  только в одной стране мира -  России. Практически только в одной стране мира в период кризиса рынок коньяка и бренди не только не упал (производство + импорт), но даже несколько вырос.

Производство плодовых вин держится на уровне прироста (+5% - +10%) по итогам  с начала года (начиная с января- июня).

Пусть даже с учетом того, что рост производства винной продукции реально ничем не оправдан, все равно приятно. Мы абсолютно уверены, что  потребление российского вина не упало в 2009 г. относительно 2007 г. Весь спад рынка можно списать по итогам года на падение импорта.

И вообще - очень радует процесс активизации  наших  винников в последние годы, не смотря на хаос в регулировании рынка виноградарства и виноделия; попытку смешать все алкогольные напитки и всех потребителей без разбора в одну большую кучу, в результате чего у нас сегодня совершенно одинаково регулируется рынок самого дорогого французского коньяка  и рынок самой дешевой водки местного завода в г. Мухосранске, не делается разница между потребляющим  бутылку вина в неделю и пропойцей, который выпивает по 40 л в год абсолютного алкоголя. Главным поворотным моментом можно считать дефолт 1998 г., который дал толчок российским виноделам (временно, до засилья  на рынке молдавской продукции).  Потом  винники начали выпускать  хорошие  вина; пришли в отрасль  люди с деньгами деньги (потом даже заработала федеральная программа поддержки – недолго). 2008 – 1 половина 2009 г. – период убеждения российских винных  экспертов в наличии в России уже не единичных случаев появления качественного  российского вина, а в начале тенденции и явления. Тенденцию и явление поддержали экономический спад  и кризис, которые положили начало процессу импортозамещению  вина не в самом дешевом сегменте (как было после запрета ввоза молдавского виан), а в более дорогом сегменте. Вторая половина 2009 г.- это уже начало процесс постижения России международными винными экспертами мирового уровня. Пусть на нас не обижаются другие производители, но мы сегодня видим двух идейных лидеров на  рынке тихого вина: "Фанагорию" и "Миллеровский ВЗ"; и одного идейного лидера на рынке шампанских и игристых вин – "Абрау-Дюрсо". Дело даже не в качестве их продукции, а в лидерах  этих компаний и тех программах, которые они предлагают  нашему рынку, и в их желании доказать западному рынку – у нас есть хорошее вино, способное представлять Россию в качестве не ущербного производителя, а как страну с винной историей.

Если  безумная антиалкогольная компания  вновь не отрежет населения от информации хотя бы о вине, то можно надеяться на  позитивное развитие рынка  российского вина в сегментах  дороже 120- 130 руб. Уже  идет "российское винное" серьезное  воздействие  на потребителя. - сколько мероприятий прошло за последние два года. Запрет на  рекламу (информирование), которого жаждут антиалкогольщики,  приведет лишь с сохранению "исторических"  преференций импортного вина в сегменте дороже 130 руб. над российским вином.

На нашем Круглом столе по ГМП в ТПП РФ  Союз виноградарей и виноделов изложил свою позицию. Поскольку  аудитория  Центра "ЦИФРРА" на сегодняшний день наиболее широкая  среди открытых алкогольных  Интернет- СМИ, то мы публикуем позицию виноделов у себя. Нам этот документ очень понравился. Мы готовы в нем оспорить только одно: по нашей информации из 21 л виноградного вина в советский период "крепких и крепленых" было не более 40%, а не 85%. Но в любом случае мы сегодня имеем более прогрессивную структуру потребления вина- с тотальным превосходством производства и импорта в России виноградных натуральных вин. Если в 2007-2008 г.г. производилось легального около 50 млн дал вина и около 8-10 млн дал портвейнов нелегально (то есть, крепких – не более 15%), а по импорту входило из 25 млн дал не более 5% крепких, то из примерно 85 млн дал легального и нелегального виноградного вина не более 11 млн дал было крепким – не более 13%. Правда, тогда не было такой фальсификации продукции, как сегодня (на 30% производимого в России вина у нас просто нет сырья). В общем, проблем у отрасли виноградарей и виноделов- более чем достаточно. Но с позицией виноделов  Центр "ЦИФРРА" согласен.

Позиция винодельческой отрасли по вопросу введения  государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции

1. Из мирового опыта известно, что ни в одной стране мира на сегодняшней день нет государственной монополии  в сфере винодельческого производства. Государство задает лишь  общие правила в этой сфере и исполняет контрольную функцию, причем в большинстве стран весьма значительную роль играет институты самоконтроля отрасли, через созданные отраслевых профессиональных объединений ( организаций) производителей.

Как правило, в международной практике винодельческое производство регулируется отдельными законодательными актами, отдельными от законодательных актов, регулирующих производство и оборот другой алкогольной продукции.  Причем везде винодельческая и виноградарская отрасль рассматриваются как одно неразрывное целое. Для Российской Федерации характерен разрыв в регулировании виноградарской и винодельческой отрасли,  прогнозируется, что проблемы связанные с эти только усугубятся  в случае введения в винодельческой отрасли госмонополии на производство.

2. Учитывая сложность функционирования отрасли, требующей "тонких настроек" и сопоставляя  уровень акцизных обременений производства винодельческой продукции, весьма сомнительна целесообразность  непосредственного вхождения государства в хозяйственную деятельность для целей фискального контроля. Возможный положительный фискальный эффект  будет с несопоставим с практически неибежными  прямыми и косвенными потерями в развитии экономической базы отрасли в следствии торможения развития из-за фактического устранения конкуренции в результате введения госмонополии, не говоря уже о расходах на осуществление  перехода к госмонополии.

3. Введение госмонополии в винодельческой отрасли самым негативным образом скажется на структуре потребления в сегменте винодельческой  продукции в сторону крепленых вин. Исторически это подтверждается состоянием винодельческой отрасли в Советском Союзе. В структуре производства  и потребления вина СССР на 1984 год  из  общего объема потребления   20 литров вина на душу населения в год  на специальные ( крепленые) вина приходилось 85 %  ( т. е. 17 литров). Такая структура потребления оставалась в СССР практически неизменной с 60-х годов прошлого века  не  смотря на казалось бы растущее благосостояние населения СССР  и все призывы Минздрава СССР переходить на  употребление натуральных столовых  вин.  Причины это кроются в том, что государство через систему регулирования оптовых цен  получало гораздо больший доход с крепленых вин по сравнению со столовыми винами, что стимулировало предложение населению в первую очередь крепленых вин. Кроме того, крепленые вина гораздо проще в технологии производства, гораздо менее требовательны к качеству исходного сырья (винограда), уровню оборудования, а также условиям хранения  по сравнению с натуральными ( столовыми ) винами.  Все это приводило к тому, что под государственным контролем консервировалась ситуация с превалирующим производством крепленых  вин.

4. Следует поддержать позицию Минсоцздравразвития о возможном снижении качества продукции вследствие снижения конкуренции  из-за введения госмонополии. Более того, как указывалось выше,  в силу объективной заинтересованности государства весьма вероятно смещение предложения  в сторону крепленых вин из-за более высоких сборов акциза с литра реализованной продукции по сравнению с натуральными винами. Высокую вероятность такого развития подтверждает тот факт, что при возникновении проблем, связанных с государственным регулированием на алкогольном рынке первую очередь  обращается внимание на решение проблем производителей  алкогольной продукции с высокой ставкой акциза ( водка). На винодельческую отрасль обращают внимание в самую последнюю очередь. В этом смысле очень характерен пример полугодового простоя винодельческих предприятий в 2006 году,  вызванный переходом на ФСМ нового образца. Винодельческие заводы  заработали последними из всех производителей алкогольной продукции.

С этой же точки зрения негативно в отрасли воспринимается идея квотирования объемов производства – это еще один административный барьер для развития винодельческой отрасли России, только вступившей на более и менее цивилизованный путь развития.

С точки зрения установления нормативов  загрузки производственных мощностей по розливу необходимо учитывать следующее – в виноделии  это "советский" подход к основным фондам. Загрузить мощности проще всего  дешевым продуктом, который будет иметь более широкий сбыт. При этом дестимулируется производство более качественных, а значит более дорогого вина. При этом фактически предприятию навязывается массовое производство дешевого продукта,  лишая его права формировать свою продуктовую политику – производить более дорогие вина в меньшем объеме, но с большей доходностью, или ориентироваться на дискаунт-сектор.  В виноделии качество продукции никак не зависит от загрузки линий розлива, в отличие скажем от водочного производства, где качество продукта действительно определяется устойчивой непрерывной  работой очистительных  угольных колонн и, поскольку, непрерывно вырабатываемую водку куда-то надо девать, загрузкой линий розлива.

Далее нельзя забывать, что массовое производство и  производство  ограниченных объемов партий вина с высоким качеством имеют разную философию производства и сбыта.   В зарубежной практике очень характерна ситуация, когда оборудование розлива винодельческого предприятия работает не более двух месяцев в году, многие производители вина вообще не имеют собственных линий розлива, пользуюсь услугами мобильных передвижных линий розлива. Учитывая наши реалии вряд ли у нас это возможно, но следует быть весьма осторожным в выдаче "плановых" показателей загрузки мощностей  производителям винодельческой продукции, чтобы не убить тенденцию на развитие производства высококачественных вин.

5. В винодельческом сегменте наличие  конкурентной среды без влияния на приоритеты производства соображений объемов фискальных сборов способствует переориентированию рынка на сегмент более "здоровых" натуральных вин как в первую очередь вкусового продукта.  После выхода к 2003-2004 году  винодельческой отрасли России из  экономического коллапса  структура производства и потребления непрерывно менялась в сторону натуральных вин. К 2008 году в структуре потребления отечественного вина доля натуральных вин достигла 80 % ( источник – данные Росстата).  За вторую половину 2000-х годов в отрасли произошла тихая революция по технологическому перевооружению предприятий, и прежде всего не по  оборудованию  розлива, а по  оборудованию переработки винограда и производства виноматериалов. Двигателем этого процесса являлось развитие  конкуренции по качеству продукта. В результате потенциальный уровень качества отечественного виноделия резко поднялся.

6. Одной из основных проблем отрасли является наличие сырьевой базы – винограда. Виноградарство неразрывно связано с виноделием. В настоящее время Россия по площади виноградников находится на уровне 1955 года – 60 тыс. га ( в 1984 году площади составляли  190 тыс. га.). Причем структура сортового состава виноградников во многом унаследована со времен СССР  - с ориентацией на высокоурожайные по валу сорта с ущербом качеству. А качественное вино – это прежде всего качественный виноград, что достигается в том числе искусственным ограничением урожайности.  Только  в  последние 3-4 года  начались активное высаживание новых площадей виноградников с упором на качественные классические европейские сорта. Учитывая длительный сельскохозяйственный цикл в виноградарстве                      ( вступление в полноценное плодоношение виноградников только на 5-й год с момента высаживания)  любые воздействия в сфере производства вина неизбежно сказываются на состоянии виноградарства и, если эти последствия негативные, то исправить ситуацию в короткие сроки просто невозможно.

Учитывая высокие риски и сложность возделывания этой агрокультуры в виноградарстве,  можно однозначно утверждать, что непосредственное управление государством виноделием, а следовательно и виноградарством, будет весьма неэффективно и приведет к консервации нашей отсталости в этой сфере. При принятии любого рода решений в этой сфере, следует также учитывать, что виноградарство – чемпион среди отраслей сельского хозяйства по количеству занятых на гектар обрабатываемой земли. Поэтому особенно тщательно следует взвешивать возможные негативные последствия принятия решений о введении госмонополии   виноделии/виноградарстве в социальной сфере.

7. В целом позиция о целесообразности введения госмонополии в сфере производства винодельческой продукции –  весьма вероятно провоцирование  негативных тенденций  в изменении  структуре потребления винодельческой продукции, а также снижение качества производимой продукции и стогнация  развития  (если не деградация) винодельческой и виноградарской отрасли России.

8. О введении госмонополии на розничную торговлю алкогольной продукцией – помимо возражений об ограничении конкуренции из-за возможного неравного доступа к каналам сбыта, следует оценить следующее факторы. Несетевая розничная торговля продуктами питания занимает весьма значительную долю рынка. При этом известно, что небольшому продовольственному магазину практически невозможно выжить,  если в ассортименте отсутствует алкогольная продукция. Если лишить эти магазины права торговли алкогольной продукции, то они окажутся совершенно неконкуретноспособными по отношению к крупным розничным сетям. Следует ожидать разорение значительного числа мелких торговых предприятий с соответствующими  социальными последствиями.

Гораздо более важным видится приложить усилия для доведения системы ЕГАИС до логического завершения  -  с обеспечением возможности контролировать движение алкоголя в рознице.  Да безусловно, это приведет к определенным затратам малых торговых предприятий, но по крайней мере не приведет к их разорению.

Резюме – на сегодняшний день целесообразность введения госмонополии  в сфере производства и оборота алкогольной продукции  вызывает сомнения,  как инструмента в плане достижения декларируемых целей приведения рынка и структуры потребления  алкоголя к цивилизованному виду, так и с точки зрения  возможных долгосрочных негативных последствий для отраслей из-за проведения  столь радикальных мер.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |