AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 6894 / 10 180 553
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


23.12.2009 10.06

Россия- Украина: "перезагрузка"


В то же время государство идет двумя путями: оно способно новыми мерами очень серьезно "зажать" рынок, с одной стороны, а с другой оно создает  мощное частно- государственное коммерческое партнерство под управлением государственной структуры "Роспиртпром". На эту тему навеяло поговорить после Круглого стола и утреннего (тоже 22.12) сообщения о том, что "ВТБ" закончил сделку с алкогольными активами.

Итак, "ВТБ" объявил, что продал контрольные пакеты в 11 алкогольных компаниях, которые в октябре получил за долги от "Росспиртпрома". При этом банк  завершил сделку без убытка для себя, но сумму сделки и покупателя не назвал. Не очень понятно все-таки – почему пакеты в 11 заводах, если, по крайней мере,  брянский актив точно был обанкрочен, а три актива – в процессе. Но это не так важно. В результате никто ничего не потерял: государство (налоговая) от "ВТБ" (государственного банка)  в счет оплаты долгов получило два года назад 5 млрд руб. (250 млн дол на тот момент), а сегодня государство ("ВТБ", который готовится к либерализации) получило от частных структур (не меньше"). Мы ранее считали, что государство вполне могло бы отдать эти заводы "Роспитпиртпрому", "золотая маркетинговая"  команда которого получила бы в управление и производство старые советские бренды, создавала свои бренды и производила бы продукцию на своих заводах, после чего реализовывала через  новую компанию "ВЕДК". В этом  случае был бы создан мощный государственно- частный "алкогольный кулак": "РСП" (под "Росалкоголем") - "ВЕДК". Время и курс на либерализацию экономики  распорядилось иначе.

Логика развития процесса говорит за то, что новым владельцем заводов стали  структуры совладельца УК "Металлоинвест" и Coalco В. Анисимова. В то же время и этот человек не мог возникнуть в алкоголе случайно, без рекомендаций сверху (на самом высоком "сверху"). Именно потому, что все, что происходит сегодня в алкоголе – находится под самым пристальным вниманием "самого верха" (борьба с алкоголизацией не должна заслонять вопросов экономики и контроля за рынком). Никаких сомнений у нас лично нет (хотя нет и информации), что новый алкогольный монстр создается с "высшего" благословения. Создается разом частно- государственная "Синергия №2", которая получает 7-11 заводов под управлением "Росспиртпрома", что означает некую  поддержку государства. Если "очистить" эти заводы от чужой, контрактной  водки и выделить после этого 51% продукции (что соответствует доле собственности), то на 51% этих активов приходится не более 6%-7% объема производимой в 2009 г. легальных водки и ЛВИ. Для роста  возможности не ограничены.

Как было сказано, "после сделки "Росспиртпром" продолжит управлять заводами в партнерстве с новым собственником. Восточно-Европейская дистрибуторская компания (ВЕДК)". В настоящей ситуации – самый правильный шаг. Не очень понятно, почему скрыты новый собственник и сумма. А вдруг – возник новый персонаж- покупатель? И все будет совсем не так? Посмотрим.

В этот же день (22.12) объявил о своем банкротстве еще один лидер российского рынка водки и ЛВИ –компания "Союз-Виктан".

Таблица 1 дает портрет компании в качестве производителя водки и ЛВИ в России. Компания действительно уникальная. Много лет в группе лидеров украинского рынка. После бреши в российском водочном рынке, которую пробил "Немирофф" 9 лет назад, вошла в Россию в качестве импортера. Вместе с "Немировым" создали в России "плацдарм" для входа других украинских компаний, создали высочайший имидж качества и т.д. украинской продукции в России в период тяжелых межгосударственных отношений. Принесли в начале 21 века в Россию водочный маркетинг мирового уровня. В 2005 г. первыми из западных компаний в России купили алкогольное производство (в г. Руза, а затем и в Лыткарино). С 2005 до 2008 г.г. работали на нашем рынке и как производители, и как импортеры. При этом импорт практически прекратили в 2009 г., полностью перейдя на обеспечение российского рынка произведенной здесь же продукцией (начали контрактное производство на мощностях еще одного завода). Посмотрите, как росла доля рынка и объемы производства компании в России с 2005 по 2009 г.г. Уже в 2006-2007 г.г. завод прочно вошел в группу лидеров производства (первую десятку). Кризис 2006 привел к тому, что потребитель даже не заметил, что пьет уже не украинские "Бруньки", а подмосковные. Еще в 1 полугодии 2009 г. завод занимал 3,46% объема производства в России с приростом в 72% к 1 полугодию 2008 г. Вот это темпы. Проблемы начались осенью. И январь-сентябрь 2009 г. завод тем не менее закончил под №5 в России с долей рынка 2,44%.

Завод проводил реальную политику собственного "импортозамещения": если в 2008 г доля импортной (произведенной в Украине) водки "СВ" (без учета импорта ЛВИ) на рынке импортной водки составляла 18%-20%, то в 1 полугодии 2009 эта доля упала до 5%.

Чтобы была ясна ситуация на украинском рынке водки и ЛВИ, то мы даем не сегодняшнюю (провальную) ситуацию, а старую нашу Таблицу 2 - по итогам 2008 г., когда работала позитивно программа оздоровления водочного рынка Украины: новая марка и минимальная цена  (до провального повышения ставки акциза). По итогам 2008 г. в Украине "СВ" - производитель №4 с долей производства почти 11% в стране и занимает около 10% внутреннего украинского рынка розничных продаж.

По показателям объема производства и продаж – все более, чем хорошо (как было у "гроссовцев"). "СВ" прошел начало финансов- экономического кризиса в России и Украине, но не выдержал последней акцизной реформы. Долговая нагрузка компании оказалась слишком высокой. С причинами банкротства разберутся  кредиторы. НО при этом активы компании, в первую очередь – интеллектуальные  (и украинские, и российские) – очень привлекательны.

Зачем мы объединили в один блок Россию и Украину? Поясним. Еще совсем недавно (начало 2009 г.) ситуация была иной: украинские компании – лидеры прекрасно проходили кризис в Украине и России; ничто, казалось,  не предвещало такого "облома" рынка водки в Украине, хотя программа "убийственного" повышения ставки акциза уже была и все дружно обращали внимание украинского государства на будущие проблемы; Украина была опьянена  ростом легального водочного производства- хотя всего на всего прикрыли одну схему – на водку 0,5 л перестали клеить марки 0,1 л. А наши крупные компании в это время уже падали ("Гроссовцы", "Веда", "Ост-алко" и т.д.). Полгода назад мы еще смотрели на украинские компании как на потенциальных покупателей подешевевших активов в России.

Буквально на днях компания "Немирофф" дала  свой прогноз украинского рынка: к 2015 году 90% украинского водочного рынка будут консолидированы между тремя производителями, в то время как до кризиса 10 компаний контролировали почти 80% украинского рынка водки, что всегда приводилось в пример российскому рынку. Мы много думаем и пишем об украинском рынке, но в 2015 г. заглядывать не будем – слишком далеко. Мы даже себе пока не можем представить, что собой будет представлять Украина в целом в 2015 г. Каждый имеет право на свой взгляд: вот владелец "Хортицы" считает, что люди в кризис стали пить меньше на 10%-15%. Тоже возможно, где –то.

Так вот, мы не исключаем, что в 2010 г. ситуация кардинально изменится. И не украинские компании будут покупать российские алкогольные активы, а как раз наоборот.

И среди первых покупателей может оказаться новый  частно- государственный монстр России, о котором мы писали в начале материала.

Мы не знаем, как пройдет банкротство "СВ" и удастся ли компании вывести те же бренды из долгов (как это сделали те же "ведовцы" и "гроссовцы") в России и Украине. Но российское железо "СВ" особо никому не нужно, а вот "Бруньки" - отличный актив. У украинцев была независимая оценка брендов какими-то компаниями ежегодно. Так вот по итогам 2008 г. компания "СВ" (видимо с "бруньками" и т.д.) оценивалась более чем в 300 млн дол. Того же "Мягкова", который производился в объеме 2,3- 2,4  млн дал в год (1,7 млн дал для России, остальное – для Украины) до кризиса продали за 80 – 100 млн дол. Ну, должны бренды "СВ" стоить сегодня хотя бы 100 млн дол?

И не видим причин, которые бы помешали сегодня новому российскому монстру купить российские и украинские активы "СВ". Даже акцизный водочный бардак должен в Украине скоро кончиться.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |