AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 7105 / 10 180 770
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


23.12.2009 11.58

2009 год - прогноз итогов производства легальной алкогольной продукции в РФ


Алкогольный рынок в целом: с начала года падение производства легального алкоголя составляло 13,4% - 13,7%. В 3 квартале снизилось до 13%. По итогам года объем легального алкогольного производства в целом (за исключением пива) составит 224 млн дал - и сократится на 10% относительно 2008 г. Для информации: падение объема производства легального алкоголя в 2008 составило (-1,4%) за счет кризисного 4 квартала.

Группа крепкого алкоголя: производство легального крепкого алкоголя упало в начале 2009 г. на 14,2%, во 2 квартале - на 15,1%. Однако уже в 3 квартале спад прекратился и начался процесс "относительного роста": по итогам января–сентября спад вышел на уровень 14,6%. По итогам года производство легальной продукции в группа крепкой алкогольной продукции в целом составит около 114,3 млн дал и потеряет в 2009 г. около 12% своего объема. Падение в 2008 г. составило около 5,5% за счет кризиса в 4 квартале 2008.

Водка и ЛВИ: максимальный спад производства наблюдался в 1 квартале (-17,9%). Спад незначительно сократился во 2 квартале (по итогам января- июня спад составил 17,6%). Однако уже в 3 квартале ситуация начала меняться – падение сократилось до 13,9%. Третий квартал зафиксировал менее высокий уровень спада. Падение производства в 2009 г. составит не менее 13% (объем производства- около 106 млн дал). При этом спад в 2008 г. составил не менее (-7,6%) прежде всего за счет 4 квартала (кризис). Наблюдается спад производства практически у всех "старых" лидеров рынка. Мы предполагаем, что введение минимальной цены и других мер в 2010 г. позволит вывести легальное производство водки и ЛВИ на уровень 125 млн дал (средний уровне между 2007 и 2008 г.г.).

Водка: Максимальное снижение производства легальной водки отмечено в 1 квартале (-20,3%). Со второго квартала начинается постепенное снижение темпов падения. По итогам января – июня падение уже 19,6%; и по итогам января- сентября падение снижается до 17,7%. По итогам 2009 г. достаточно серьезное снижение легального производства легальной водки сохранится – на 17% (относительно 2008 г.) до уровня 88,7 млн дал (падение в 2008 составило 10,6%).

ЛВИ: изменения в сегменте ЛВИ свидетельствует об изменении вкусовых пристрастий потребителей легального крепкого алкоголя. В сегменте легальной продукции идет перераспределение объема в пользу ЛВИ. Не смотря на то, что в 1 полугодии 2009 г. мы наблюдали спад производства ЛВИ до -2,8%, уже в третьем квартале наступил перелом. По итогам января-сентября 2009 г производство на 15,7% превысило уровень января- сентября 2008 г. Процесс роста продолжается. Рост производства ЛВИ в 2009 г. составит 17,7%, а в 2008 – (+21,6%). Доля ЛВИ в сегменте "Водка и ЛВИ" выросла до 16% с обычных 11%.

Около 70% сегмента ЛВИ составляют крепкие ЛВИ (прирост производства в 2009 г. составит около 11,5%). ЛВИ<25% нарастят свой объем на 33%.

  • Коньяк бутилированный (без учета статистического "задвоения" в данных Росстата): вопреки всякой логике и примерам соседних Украины и Белоруссии рынок отечественного коньяка и бренди в России растет (при этом говорить о замещении водки коньяком не приходится).

В 1 квартале 2009 г. рост производства коньяка составил всего 2,1%. Именно в 1 квартале начал появляться на рынке очень дешевый коньяк, что позволило производству по итогам 1 полугодия вырасти на 9,5%. Закрепил успех третий квартал. По итогам января- сентября производство легального бутилированного коньяка выросло уже на 19,1%.

По итогам года рынок российского коньяка и бренди может вырасти на 19% (до 7,43 млн дал) относительно 2008 г. Прирост в 2008 составил 9,7%. На рынке отечественного коньяка и бренди произошло объемное импортозамещение (падение поставок коньяка и бренди по импорту более 30%) за счет роста производства дешевого продукта в России (по цене ниже 200- 250 руб., в значительной степени фальсификата). Доля фальсифицированной продукции на рынке растет и составит по итогам года не менее 35% (исходя из сравнения статистических данных о поставках и производстве коньячных спиртов и производстве готового продукта). Росту рынка не помешало и падение производства бренда №1 в России – коньяка "Московский". В то же время рост производства отмечен практически у всех основных производителей качественной продукции.

Группа низкоалкогольной продукции (без учета пива): Очевидно постепенное объемное восстановление в производстве низкоалкогольной продукции. Если в 1 квартале 2009 падение составило 14,6%, то уже по итогам января- июня 2009 г. – 12,1%, а по итогам января- сентября – 11,3%. В целом объем легального производства составит по итогам 2009 г. около 109,7 млн и дал (-8% к 2008 г.). В 2008 наблюдался рост (+3,9%).

Группа винной продукции: Падение производства в винной группе составило в 1 квартале 2009 г. 13,3%; по итогам января- июня – 10%. Третий квартал 2009 г. стабилизировал ситуацию; спад по итогам января – сентября 2009 составил – 9,5%. Но уже январь – октябрь 2009 г. позволили сделать вывод о том, что по итогам года ситуация значительно улучшится- возможен спад производства по итогам года в целом на 5% (до 72,99 млн дал) к 2008 г. В 2008 г. был отмечен спад на 6,3%.

  • Вина виноградные: Производство в 1 квартале упало на 14%. По итогам января- июня 2009 г. отставание от 2008 сократилось до -7%. По итогам января- сентября 2009 оно упало еще до -4,9%. Таким образом, данная тенденция позволит производству виноградного вина в 2009 г. практически выйти на уровень 2008 г. (48,8 млн дал и -3% к 2008 г.). Спад в 2008 составил около 1,9%. В целом на рынке спад производства на 3% происходит на фоне значительного (на 30%) сокращения поставок импортного сырья, что свидетельствует о росте фальсификата на рынке. Доля фальсифицированного вина более 30%. Одновременно с этим в 2008- 2009 г.г. значительно выросла роль, а также международное и российское признание на российском рынке группы из 7 производителей высококачественных российских вин из отечественного винограда. Развиваются две полярные тенденции: производство массового фальсификата и высококачественнх вин.
  • Вина шампанские и игристые: за 2007 и 2008 г. производство этой продукции выросло на 70% за счет выравнивания цен в дешевом сегменте на виноградные и игристые вина в результате кризиса 2006 г. По итогам 1 квартала 2009 г. падение производства составило -14,5%; за 2 квартал спад усилился до 19,4%. Однако третий квартал начал улучшать ситуацию- падение по итогам января- сентября составило -15,3%. По итогам 2009 г. падение производства составит около 13% (до 18,1 млн дал). В 2008 (за счет 4 квартала) падение рынка составило 3,7%. В определенной степени спад производства (помимо причин экономического кризиса) связан с проблемами вокруг бренда "Советское шампанское" (производство забрали у группы производителей первого эшелона и передали группе второго эшелона; результат падение доли бренда с 37% до 18% рынка). В значительной степени наблюдается рост производства фальсифицированной продукции, которая продается в том числе и в магазинах федерального ритейла.
  • В целом производство такого условного показателя как "Вина из винограда" (Виноградные вина + Шампанские и игристые вина) восстанавливается достаточно динамично. По итогам 1 квартала 2009 г. отставание составляло 22%; после чего началось улучшение ситуации. По итогам января- июня - падение -11,5%; по итогам января- сентября 2009 г.- 11%. В целом в 2009 г. этот показатель упадет на 6% к 2008 г. и достигнет 66,9 млн дал. Падение в 2008 г. составило 2,2%.
  • Плодовые вина: производство в 1 квартале 2009 упало на 6,7%; однако уже по итогам 1 полугодия наблюдался рост на 4,9%, который усилился до 8,8% по итогам января- сентября 2009 г. В целом по итогам года производство достигнет 4,28 млн дал при росте на 7%.
  • САН: в 2008 г. после кризиса этого сегмента в 2007 наблюдался рост производства (восстановление рынка) на 28%. В 1 квартале 2009 г. наблюдалось падение производства на 17%. В дальнейшем кардинального улучшения не наблюдалось: по итогам 1 полугодия – спад на 15,5%; по итогам января- сентября 2009 г. – падение на 14,6%. В 2009 г. объем производства упадет на 12% минимум до объема 36,7 млн дал.
  • Пиво: падение производства пива колебалось в течение 2009 г. от 6% до 7%. Производство легального пива упадет в 2009 г. до уровня 1 055 млн дал (спад 7,5%).

Сырьевая группа:

  • Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья (СЭРПС): в 1 квартале спад производства составил – 8,2%. Далее начался процесс выравнивания ситуации: по итогам 1 полугодия 2009 спад достиг -4,5%; а по итогам января- сентября 2009 г. производство вышло "в плюс" - +2,6%.

Однако, известие о возможной госмонополии на спирт (законопроект г. Миронова) тут же развернуло процесс легального производства в обратную сторону. Уже с учетом января- октября 2009 г. есть большая вероятность того, что по итогам 2009 г. объем производства легального продукта (43,7 млн дал) практически выйдет на уровень 2008 (-2% вместо возможного прироста в 5%-7%), но эта победа невелика – падение производства в 2008 г. составило 19,6% к 2007.

Ситуацию на рынке спирта усложняют два момента: угроза введения госмоноплии (ГМП) и необходимость оборудования заводов дорогостоящим оборудованием для утилизации барды. Никаких инвестиций в отрасль частник в условиях угрозы ГМП делать не будет. Если учесть всю продукцию, где может быть использован СЭРПС, то этот объем составляет не менее 88 млн дал в год (по оценке ЦИФРРА). Таким образом, производство 50% продукции остается вне учета.

  • Спирты коньячные: объем производства составит 0,53 млн дал; падение производства составит около 15% относительно 2008 г. Но это в целом не слишком ухудшит ситуацию. Если учесть производство коньячного спирта и поставки его по импорту (статистику), то даже в 2007- 2008 г.г. доля фальсифицированного конечного продукта превышала 30%. В кризис рост фальсификата продолжается.
  • Виноматериал виноградный: аналогичная с коньячными спиртами и ситуация на рынке сырья для виноградных и шампанских и игристых вин. Даже возможный рост производства отечественного сырья в 2009 г. до 18 млн дал и (+12%) к 2008 не решает проблему. Россия обеспечивает свои потребности в винограде лишь на 15% при возможности роста в несколько раз. Почти в 2 раза упал импорт виноматериала (из импортного производят около 70% российского вина). Даже рост на 12% лишь ненамного снижает объем фальсификата на рынке.

Таким образом, рынок легального алкоголя в 2009 г. претерпит значительное снижение объема производства, что является прежде всего результатом кризисных явлений в экономике России в целом, вызывающих снижение уровня доходов большей части населения, и усиливающих позиции производства нелегальной продукции. Все это в целом требует скорейшего введения в действие предлагаемых "Росалкогольрегулированием" законопроектов.

Приложение 1. Таблица. Динамика производства легальной алкогольной продукции в 2009 г.

По данным Центра "ЦИФРРА"


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |