|
Новости рынка
Верните регионам Право! Г-н Лужков ратует за возврат Права контроля качества алкоголя регионам в системе оптовой торговли (если хотят вновь получить то, что у них было). Уже забылись за 5 лет слова "аккредитация", "аккредитованная компания" и т.д. Прежде чем возвращать регионам Право, надо хорошо подумать и четко прописать – что и как может делать региона, в какой форме, а главное – цели этого контроля. Если Роспотребнадзор не может выявить 30% фальсификата в российском вине и коньяке, то где гарантия, что с этим справится региональная администрация? Давайте вспомним – как это было. В 2006 акцизные склады исчезли, рухнул административный бизнес на марках. А до того к каждому складу был прикреплен налоговый инспектор, который был на зарплате у компании, которой принадлежал акцизный склад. А поскольку у него было несколько складов, то и левых зарплат было несколько. Но это мелочи. Сам платил, для хороших людей не жалко. Конечно, было просто делать вид, что проверяешь качество алкоголя на нескольких десятков складов оптовых компаний, чем делать вид сегодня, что проверяешь качество алкоголя в тех же, например, 15 000 розничных точек Москвы. Не охватишь необъятное… Кстати, и сегодня в Москве часть компаний пользуется услугами Системы добровольной сертификации ГУП Правительства Москвы "Московское качество". Но она для бизнеса добровольная. А хотелось бы знать, что сделало Правительство Москвы для популяризации этой системы на добровольной основе для бизнеса? Прежде чем вводить новую систему, надо вспомнить, что старая (до 2006 года): - действительно нарушала экономическую целостность нашего большого пространства (даже вызвала критику ВТО, в результате чего мы получили из рук "мудрого экономиста" Грефа сырую ЕГАИС); каждый регион печатал свою алкогольную валюту – марку, защищал ее для удорожания безумными защитами и т.д.;
- была кроме всего прочего отличным административным бизнесом (каждая марка стоила от 1,6 руб. и выше в зависимости от региона); считаем – если в Москве продавалось не менее 350 млн бутылок только водки в год, то только с водки москазна получала 350 млн руб. при минимальных затратах.
- позволяла регионам проводить ту политику, которая была выгодна местным производителям, не пуская чужую продукцию, ограничивая конкуренцию и т.д. Приходят на память нынешние аналогии…
- но самое главное – не избавила российский рынок от нелегальной водки (более того, именно акцизные склады в том числе и в Москве легализовывали нелегальную водку- именно тогда разница между легальным производством = 130 млн дал в год- и розничной продажей водки и ЛВИ под 200 млн дал – продолжала составлять около 70 млн дал; объем нелегальной водки в этот период застоя стабилизировался); и именно тогда доля фальсификата на рынке вина и коньяка составила 30% и сохраняется до сих пор;
Нужна ли нам такая система? Вряд ли. Способно ли наше государство или регионы придумать что-то иное? Вряд ли. Но пусть попробуют. И сначала придумают систему, которую надо обсудить. А уж только потом наделять регионы какими-то новыми "старыми" полномочиями. И вот если новая предложенная региональная система контроля избежит всех этих негативных моментов, то надо подумать о возможности ее введения, но она должна быть не в виде простой передачи полномочий, а во вполне конкретном и прописанном виде. И если и давать регионам что-то, то не полномочия, а именно систему работы – вот не надо здесь больше творчества масс. Не проще ли заставить сегодня Роспотребнадзор умерить пыл охоты на внешних ведьм, а перенести центр приложения усилий на охоту на своих. И, в заключение, очень хочется спросить Правительство Москвы – за последнее время было проведено в Москве много пресс- конференций, на которых прямо назывались результаты проверок алкоголя, продающегося в Москве (напомню только один факт – ноябрь – проверено 30 образцов шампанских и игристых вин от 65 до 130 рублей, 13 из них от конкретных производителей не содержат виноматериала). Что сделали после проверок власти Москвы, московский Роспотребнадзор? Эта продукция так и продается в московском ритейле… В гнилой коррупционной системе не будет честно работать никакая система контроля качества. А значит, все опять превратится в систему поборов с бизнеса. Как правильно сказал на этот счет Д. Добров (СПАП)- ничего ужасного на рынке с момента отмены этой системы не произошло. И действительно - все, что касается качества и безопасности в худшем случае осталось по-прежнему. Вроде бы даже по данным Роспотребнадзора травиться алкоголем реже стали. Еще раз про Минфин Еще раз про одержимость Минфина поднять ставки акциза на 30%, но очень коротко. Летом "ЦИФРРА" давала специально несколько материалов с цифрами и доказательствами того, что произойдет. И как упадет объем легального производства, и как вырастет нелегальное, и как потребители перейдут из сегмента легального алкоголя в нелегальный, и как сократится собираемость акцизов… И т.д. Но Кудрин занимает упертую позицию, он скребет по российским сусекам… Но он экономист, а не политик. И многого не просто не понимает, а не знает (забыл на небожительстве). Я считаю, что сегодня причина его упертости в достаточно успешно проведенном эксперименте с пивом – повышении ставки акциза в 3 раза на пиво в 2010 году: и объем потребления не упал, и объем производства упал по январю- июлю всего на 7,6%, и собираемость акцизов с пива уже выросла на 150%, а вырастет по году на 170%. Теперь бы Минфину самое время понять, что это совершенно разные напитки (пиво вообще населением не воспринимается ни по цене, ни по другим признакам как алкоголь, но это не означает, что практику такого резкого повышения ставки для пива надо повторить – еще на 200% и пивной рынок действительно серьезно "рухнет"); что проецировать подобные "успехи" в одном сегменте на другой – бессмысленно и непрофессионально (это от не знания особенностей алкогольного рынка и потребителей алкоголя); что ситуация на пивном и водочном рынках кардинально отличались и будут отличаться; что госполитика на рынке пива до 2010 г. не способствовала бурному развитию нелегального пивного рынка (сегодня это есть, но не так смертельно – не более 10% рынка пива); а на водочном рынке государством (при самом непосредственном участии Минфина – инструменты – акцизная политика и сговор между государством и производителями нелегальной продукции – это не мог не быть сговор, если производством нелегальной водки занимались целые регионы, а эта водка продавалась в каждом российском магазине ) была создана следующая ситуация на общем рынке водки и ее суррогатов: 50% объема легальная водка и ЛВИ; 25% нелегальная водка и 25% технических, аптечных и домашних суррогатов. В конце концов, целью любой политики должны быть люди. А здесь цель загнать часть потребителей легального алкоголя в стан потребителей нелегального, а с оставшихся попытаться собрать больше, чем раньше денег в надежде на то, что они так и будут сохранять лояльность легальной водке. Самый хороший социальный урок 2010 года – это факт того, что нелегальная водка сокращает сове присутствие в легальной розничной торговле (по январю – июлю на 30% объема), но легальное производство водки и ЛВИ при этом не растет (даже сегодняшние 89- 100 руб. -это почти в 2 раза дороже для малоимущих потребителей, чем в 2009 году). Цены на крепкий алкоголь для народа в России уже давно загнаны в угол – таких высоких цен относительно зарплат простого населения нет ни в одной цивилизованной стране мира. Другое дело, что в России нет и баланса цен – поэтому на западе бутылка нормального виноградного вина для бедных (под 2 – 2,5 евро) стоит раза в 1,5 - 2 раза дешевле самого дешевого крепкого алкоголя для этих же бедных. И при этом все это стоит в 5 раз относительно дешевле, чем в России. А у нас самое дешевое натуральное вино стоит в одну цену с самой дешевой легальной бутылкой водки. Вот, может Минфину порекомендовать МЭРу заняться влиянием на баланс цен, так тогда вообще все угробят. Кудрин заявил, что механизмом противодействия росту нелегальной продукции будет предварительная уплата акцизов – наивность Минфина поражает. Нелегал не платил, не платит, а Минфин еще хочет ростом ставки акциза на 30% и создать условия, при которых тот и не будет платить (ни до, ни после). К снижению алкоголизации населения в России эта мера не имеет никакого отношения. Провалится она и в фискальном отношении. Тогда зачем? Изобразить бурную деятельность по радению за интересы государства? 2011 год принесет еще один сюрприз – повышение ставки еще на 10% и выход реальной МРЦ на водку на 115- 120 руб. должно привести к сокращению легального производства водки и ЛВИ в 2011 г. (если вновь часть произведенной нелегальной продукции не будет учитываться Росстатом: пример, как я понял из всей шумихи вокруг Дмитровской водки- почти 2 млн дал водки компанией "ВВК" было произведено нелегально – раз вместо 2 млрд руб. уплатили 15 млн руб. акциза- значит: за январь – июль 2010 г. было произведено по Росстату условно- легально 53,54 млн дал водки и ЛВИ, что на 5% меньше 2009 г., а если убрать нелегальную водку "ВВК", то падение учтено-легального производства за 7 месяцев составило 8,4%; выкинем половину на жару – падение не менее 4% из-за выпадения нелегальной водки из легальной статистики; а если еще не забывать о найденных Счетной Палатой 27 млрд долга производителями водки, то ситуация – полный край. И все это только по одной причине – ценовая недоступность легальной водки для малоимущих. До решения этой проблемы все попытки эффективно регулировать рынок будут обречены при том уровне коррупции и т.д. в России. Поэтому, господа из Минфина, изучите пока хотя бы опыт первых 7 месяцев 2010 г. Уже будет достаточно для непринятия неправильных решений. При этом само пьянство в России вызывает у меня не меньшее отторжение, чем у самого Онищенко, но в отличии от него я понимаю причины явления и его историчность. Ну, а пока можно, конечно, в виде очередного эксперимента рынок водки и еще усугубить ростом ставки акциза на 30%. Всего лишь надо спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации на самом социальном рынке России, более социальном, чем зерновой и т.д. И всячески поддерживает социальность этого рынка именно государство своей социально- экономической политикой. Радует одно, что предложения Кудрина до 2013 г. никто всерьез принимать не будет – выборы на носу. Отвечать –то за такое решение не Кудрину, а другим людям. Разве что Минфин хочет подставить кого-то из руководства страны. Скоко? Понять, что же сегодня реально отражает государственная статистика – уровень работоспособности органа или приблизительное состояние экономки – несложно. Сегодня хочется просто поделиться некоторыми "средними" государственными цифрами. И относиться к ним надо соответственно. Таблица 1 – среднедушевые продажи некоторых видов продукции по регионам в 2009 г. Для объема реального потребления реальным потребителем каждый показатель возрастет минимум в 2 раза. Государство как может, так и учитывает все экономические показатели. Таблице 1 в принципе доверять можно. Таблица 1 в комментариях не нуждается. Надо только учесть, что, например, розничных продаж водки и ЛВИ государство учло в 2009г. только 169,1 млн дал (хотя по нашим наблюдениям должно было быть не менее 180 млн дал) и т.д. Но еще раз – это только учтенные государством показатели. А поскольку в госстатистике масса путаницы, мы специально приводим Таблицу 2 (среднедушевые траты на алкоголь наших граждан в 2009 г.). Таблица 1. Учтенные розничные продажи алкогольной продукции на среднюю душу по регионам в 2009 г. (л). Регионы России Водка и ликеро-водочные изделия Вина шампан ские и игристые Вина виноградные и плодовые (сумма позиций Коньяки и бренди, кон. напитки Пиво Объем (л) Разница со среднерос. потребеле нием Объем (л) Разница со среднерос. потребеле нием Объем (л) Разница со среднерос. потребеле нием Объем (л) Разница со среднерос. потребеле нием Объем (л) Разница со среднерос. потребеле нием Российская Федерация 11,9 100% 1,9 100% 7,2 100% 0,8 100% 76,9 100% Центральный федеральный округ 14,7 124% 2,9 153% 8,4 117% 1,2 150% 82,5 107% Белгородская область 10,3 87% 0,9 47% 4,3 60% 0,3 38% 45 59% Брянская область 8,8 74% 1,3 68% 8 111% 0,3 38% 54,7 71% Владимирская область 10,1 85% 1,3 68% 7,2 100% 0,6 75% 52,1 68% Воронежская область 13,4 113% 1,9 100% 4,8 67% 0,6 75% 76,2 99% Ивановская область 14,7 124% 1,5 79% 11,2 156% 0,5 63% 102,2 133% Калужская область 10,4 87% 2 105% 6,9 96% 0,6 75% 55,7 72% Костромская область 12,8 108% 0,7 37% 6,3 88% 0,4 50% 59,6 78% Курская область 8,5 71% 1,1 58% 6,6 92% 0,4 50% 73,2 95% Липецкая область 9,4 79% 1,3 68% 7,8 108% 0,4 50% 71,9 93% Московская область 15,2 128% 3,2 168% 9,1 126% 2,1 263% 104,5 136% Орловская область 10,5 88% 2,4 126% 5,7 79% 0,7 88% 68,1 89% Рязанская область 7,9 66% 1,3 68% 6,4 89% 0,4 50% 56,1 73% Смоленская область 15 126% 2 105% 10,4 144% 0,6 75% 59 77% Тамбовская область 10,1 85% 1,2 63% 5,3 74% 0,3 38% 64,8 84% Тверская область 16,4 138% 2,5 132% 11 153% 1 125% 67,2 87% Тульская область 9 76% 2 105% 6,1 85% 0,5 63% 47,8 62% Ярославская область 13,4 113% 1,3 68% 9,5 132% 0,7 88% 70,2 91% г.Москва 20,7 174% 5,2 274% 10,3 143% 1,9 238% 103,7 135% Северо-Западный федеральный округ 14,2 119% 2,2 116% 10,5 146% 1,4 175% 95,2 124% Республика Карелия 16,6 139% 1,3 68% 14,1 196% 0,8 100% 49,8 65% Республика Коми 15 126% 1,7 89% 12,5 174% 0,8 100% 87,2 113% Архангельская область 16,5 139% 1,5 79% 11,1 154% 0,9 113% 38,2 50% Вологодская область 13 109% 1,3 68% 8,5 118% 0,5 63% 84,4 110% Калининградская область 13,7 115% 2,2 116% 10,2 142% 1,8 225% 62,7 82% Ленинградская область 18,3 154% 3,1 163% 12,2 169% 2 250% 89,5 116% Мурманская область 14,6 123% 2,5 132% 9,7 135% 1,3 163% 48,1 63% Новгородская область 13,4 113% 1,6 84% 15,2 211% 0,8 100% 54,5 71% Псковская область 13,7 115% 1,8 95% 10,1 140% 0,8 100% 63,1 82% г.Санкт-Петербург 12,1 102% 2,6 137% 8,8 122% 2 250% 149,9 195% Южный федеральный округ (по 2009 год) 6,5 55% 1,2 63% 5,2 72% 0,5 63% 50,4 66% Республика Адыгея 7,4 62% 2,6 137% 6,8 94% 1,7 213% 17,7 23% Республика Калмыкия 7,1 60% 0,5 26% 4 56% 0,5 63% 28,2 37% Краснодарский край 6,2 52% 1,1 58% 7,9 110% 0,5 63% 58,8 76% Астраханская область 8,2 69% 0,9 47% 5,1 71% 0,4 50% 74,3 97% Волгоградская область 8,4 71% 2,1 111% 5,5 76% 0,6 75% 116,2 151% Ростовская область 5,3 45% 1,7 89% 5,4 75% 0,5 63% 51,6 67% Республика Дагестан 13,8 116% 0,7 37% 3,9 54% 0,3 38% 6,6 9% Республика Ингушетия 0,01 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0,01 0% Кабардино-Балкарская Республика 3,5 29% 0,4 21% 3,1 43% 0,4 50% 29 38% Карачаево-Черкесская Республика 3,5 29% 0,4 21% 1,8 25% 0,4 50% 32,1 42% Республика Северная Осетия – Алания 3 25% 0,4 21% 1,5 21% 0,2 25% 11,8 15% Чеченская Республика 0,02 0% 0,01 1% 0,02 0% 0 0% 0,01 0% Ставропольский край 5,1 43% 1,6 84% 6,4 89% 0,8 100% 65,1 85% Приволжский федеральный округ 10,5 88% 1,3 68% 5,8 81% 0,4 50% 65,4 85% Республика Башкортостан 9,1 76% 1,5 79% 2,4 33% 0,2 25% 80,9 105% Республика Марий Эл 12,2 103% 1 53% 11,7 163% 0,3 38% 29,3 38% Республика Мордовия 10 84% 0,9 47% 6,4 89% 0,3 38% 55,1 72% Республика Татарстан 13,3 112% 1,2 63% 3 42% 0,4 50% 78,9 103% Удмуртская Республика 13 109% 1 53% 10,9 151% 0,4 50% 78,5 102% Чувашская Республика 13 109% 1,2 63% 5 69% 0,6 75% 38 49% Пермский край 10,4 87% 1,1 58% 7,1 99% 0,6 75% 83 108% Кировская область 13,2 111% 1,3 68% 12,2 169% 0,5 63% 74,9 97% Нижегородская область 11,2 94% 1,7 89% 6,2 86% 0,6 75% 58,9 77% Оренбургская область 7,2 61% 0,9 47% 4,1 57% 0,2 25% 73,1 95% Пензенская область 7,5 63% 1,2 63% 7,6 106% 0,3 38% 59,4 77% Самарская область 10,3 87% 1,5 79% 5,7 79% 0,5 63% 58,9 77% Саратовская область 8,4 71% 1,4 74% 5,8 81% 0,7 88% 42,2 55% Ульяновская область 8,3 70% 1,7 89% 6,3 88% 0,3 38% 40 52% Уральский федеральный округ 14,5 122% 1,5 79% 9,8 136% 0,8 100% 98 127% Курганская область 8,7 73% 0,9 47% 9,3 129% 0,3 38% 81,5 106% Свердловская область 15,3 129% 1,4 74% 10,1 140% 0,8 100% 93,9 122% Тюменская область 14,5 122% 1,5 79% 6,8 94% 1,1 138% 85,4 111% Челябинская область 15 126% 1,8 95% 12,6 175% 0,6 75% 120 156% Сибирский федеральный округ 11,5 97% 1,3 68% 6 83% 0,5 63% 77,5 101% Республика Алтай 8,6 72% 0,6 32% 6,2 86% 0,3 38% 59,2 77% Республика Бурятия 13,6 114% 0,6 32% 6,1 85% 0,1 13% 41,6 54% Республика Тыва 14,8 124% 0,6 32% 2 28% 0,3 38% 62,4 81% Республика Хакасия 14,4 121% 1 53% 8,9 124% 0,6 75% 57,8 75% Алтайский край 7,7 65% 1,3 68% 3,7 51% 0,3 38% 50,4 66% Забайкальский край 13,7 115% 0,9 47% 6,5 90% 0,3 38% 66,3 86% Красноярский край 11,3 95% 1,6 84% 5,6 78% 0,6 75% 96,6 126% Иркутская область 11,2 94% 1,3 68% 6,8 94% 0,4 50% 96 125% Кемеровская область 15 126% 1,4 74% 9 125% 0,7 88% 61,4 80% Новосибирская область 11,7 98% 1,7 89% 4,8 67% 0,5 63% 80,8 105% Омская область 7,7 65% 1,1 58% 4,6 64% 0,3 38% 117,9 153% Томская область 12,6 106% 1,1 58% 7,3 101% 0,6 75% 66,4 86% Дальневосточный федеральный округ 13,6 114% 2,4 126% 6,2 86% 0,8 100% 67,6 88% Республика Саха (Якутия) 13,6 114% 2 105% 6,9 96% 0,7 88% 47 61% Камчатский край 16,6 139% 3,2 168% 7 97% 1,5 188% 70,9 92% Приморский край 11,6 97% 2,3 121% 5,5 76% 0,8 100% 69,2 90% Хабаровский край 12,8 108% 3 158% 5,3 74% 0,9 113% 76,2 99% Амурская область 10,1 85% 1,2 63% 6,7 93% 0,5 63% 73 95% Магаданская область 17 143% 3,7 195% 7,7 107% 1,1 138% 37,1 48% Сахалинская область 26,4 222% 3,5 184% 8,1 113% 0,9 113% 83,3 108% Еврейская автономная область 10,9 92% 1 53% 5,5 76% 0,4 50% 56,1 73% Чукотский авт.округ 21,7 182% 3,5 184% 7,9 110% 1,3 163% 17,7 23% Если в физических объемах розничных продаж алкоголя государство делает ошибки не более, чем в 10%-15%, то что касается финансовых показателей – возникает к государству ряд серьезных претензий и вопросов. Во- первых, оборот розничной торговли основных показателей алкоголя в 2009 г. государство определило в объеме 623 млрд руб. (пусть там и не вся продукция, но абсолютное большинство – не менее 90%) , хотя многие эксперты (и "ЦИФРРА" в том числе) насчитывали его в объеме не менее 1,3- 1,4 трлн руб. Даже наши экономически безграмотные депутаты, предлагая госмонополию на розничные продажи алкоголя, откуда-то доставали цифру в 1 трлн руб. (в странной надежде, что эта цифра будет попадать каждый год в бюджет без обратной отдачи этой же суммы в отрасль на ее поддержание). Ошибка в 2 с лишком раза – великовата. Хотя, сегодня даже наше Минэкономразвития ругают в Правительстве за неточность экономических прогнозов (ошибки до 15%). В такой ситуации остается только предположить, что розница каким- то образом обманула государство. Или местные органы статистики дали столь неточные сведения. Поэтому созданную на базе госстатистических данных Таблицу 2 приводим как пример некорректности прямого учета госстатистки (видимо, в любой отрасли экономики России). Столбец 1 Таблицы 2 сразу вызывает только одно подозрение: оборот шампанских и игристых – 178 млрд руб, а столовых – 95 млрд руб. при том, что физический объем столовых минимум в 3 раза больше объема первых. Поэтому мы дополнили данные средними тратами на приобретение этой продукции средним россиянином в год и месяц. А также физическим объемом розничных продаж, учтенных государством. И посчитали среднюю стоимость 1 бутылки напитка по ярду позиций. Со средней ценой бутылки водки в принципе можно согласиться – 98 руб. водка и водка +ЛВИ в среднем – 94,7 руб. Средняя цена бутылки коньяка – на грани (290 руб.), должна быть явно значительно повыше. А вина шампанские и игристые зашкаливают – средняя цена 511 руб. бутылка. Но смешнее всего средняя пивная цена – 7,5 руб. за 1 бутылку пива. В общем, госстатистике доверяй – но проверяй. Итак, государство совершенствует учет объемных показателей розничных продаж, но учет финансовых показателей нуждается в корректуре. Таблица 2. Учтенный розничный оборот алкогольной продукции в 2009 г. (по ряду показателей результаты не соответствуют действительности). Оборот розничной торговли (тыс. руб.) Среднедушевые годовые траты на алкоголь (руб.) Среднедушевые среднемесячные траты на алкоголь (руб.) Физический объем розн. продаж (млн дал) Средняя розн. цена 1 литра прод. (руб.) Средняя цена 1 бут. (руб.) Алкогольная продукция-всего 623 292 267,70 4 452,09 371,01 ЛВИ до 25% 19 446 798,30 138,91 11,58 Питьевой этиловый спирт 95% - всего 43 222,60 0,31 0,03 Напитки коньячные (включая бренди) 7 337 527,80 52,41 4,37 ЛВИ свыше 25% 23 711 173 169,37 14,11 Водка 277 164 140,30 1 979,74 164,98 186 ,3 98 Виски 14 944 559,30 106,75 8,90 Коньяк 64 980 579,50 464,15 38,68 11,2 580,18 290 Кальвадос 549 623,40 3,93 0,33 Вина игристые и газированные 178 021 082,20 1271,58 105,96 26,1 682,07-? 511- ? Вина столовые 95 659 869,90 683,28 56,94 САН до 9% 24 610 146,30 175,79 14,65 Сидры 513 356,10 3,67 0,31 Пиво, кроме отходов пивоварения 163 843 146,10 1 170,31 97,53 1091,2 15,01-? 7,5-? Водка и ЛВИ 320 322 111,60 2 288,02 190,67 169,1 189,43 94,7 Периодически отдельные регионы выдают в эфир свои данные по обороту розничных продаж алкоголя, мы стараемся их не пропускать и отражать в материалах "ЦИФРРА". Но и там деление денег на объем не всегда дает адекватный результат. И поскольку сводную Таблицу по регионам в целом пока государство не дает, то мы сделали рабочий вариант – Таблица 3. Пропорция трат на алкоголь нашего населения сложилась в последние годы (в целом и в среднем) примерно следующим образом: около 4%-5% от доходов среднего россиянина; около 10% от трат среднего россиянина в системе розничной торговли; около 20% от затрат среднего россиянина на продукты, напитки и табачные изделия. И если взять за основу некоторые принципы расчета, то можно получить средний потребительский потенциал населения (по регионам) по затратам на покупку алкоголя исходя из среднедушевого уровня доходов. В 2009 распределение средних доходов по месяцам было очень неравномерным, соответственно – менялся и потенциал сумм, которые теоретически могли бы тратить граждане на алкоголь в среднем (Таблица 3). Разновеликие затраты по месяцам вроде бы противоречит привычному, регулярному и систематическому потреблению. Если это не устраивает, то можно просто воспользоваться последним столбцом – среднемесячным показателем (он по России за 2009 год – 886,5 руб.). Кстати, если его умножить на наши 140 000 000 россиян, то получается около 1,24 трлн руб. Может быть, нашей Счетной Палате пора заняться не только экономикой, но и Росстатом. Таблица 3. Средний потребительский потенциал населения (по регионам) по затратам на покупку алкоголя исходя из среднедушевого уровня доходов в 2009 г. (руб.). Регион России январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь Декабрь В среднем в месяц за 2009 год Российская Федерация 559,4 750,6 790,3 849,7 828,1 869,7 858,4 810,0 836,0 894,3 868,0 1 946,6 886,5 Центральный федеральный округ 725,3 988,4 1 072,9 1 211,9 1 102,5 1 160,1 1 141,1 1 032,9 1 112,0 1 228,1 1 158,5 2 295,6 1202,6 Белгородская область 469,1 598,6 652,6 700,5 662,7 664,3 755,0 712,5 717,4 760,9 739,0 1 569,9 735,0 Брянская область 405,1 533,9 549,2 575,5 538,9 564,9 564,6 540,5 551,8 596,7 549,1 1 354,4 598,2 Владимирская область 351,0 493,1 510,1 539,5 496,1 522,3 523,9 491,2 504,5 501,7 523,2 1 288,7 549,8 Воронежская область 369,7 510,1 552,7 599,9 588,4 590,1 585,9 573,0 591,2 641,3 576,4 1 399,3 618,3 Ивановская область 283,3 431,5 419,8 464,8 440,8 478,4 453,7 425,3 470,7 414,0 485,7 1 126,6 480,3 Калужская область 487,8 598,8 576,6 712,0 572,0 706,4 715,1 628,3 670,8 670,0 677,2 1 600,3 701,8 Костромская область 351,8 470,5 455,8 557,2 499,1 459,1 520,5 470,5 583,3 488,6 533,6 1 323,0 545,6 Курская область 475,2 570,0 563,0 641,4 567,8 614,2 650,7 617,8 639,6 661,4 672,2 1 399,2 662,4 Липецкая область 477,6 621,0 605,2 667,2 654,4 726,2 730,0 704,0 727,3 780,1 743,8 1 748,2 748,1 Московская область 744,5 891,7 940,4 1 079,5 1 022,6 1 082,8 1 098,0 1 014,0 1 030,7 1 074,4 1 052,2 2 100,6 1093,2 Орловская область 348,3 478,4 478,7 546,8 479,6 516,2 535,9 508,3 525,7 546,2 511,6 1 257,1 549,3 Рязанская область 400,4 509,0 561,2 581,8 504,5 735,2 600,5 580,1 569,0 570,1 539,0 1 364,2 614,5 Смоленская область 438,2 562,2 588,6 667,6 615,3 649,8 652,1 619,1 641,2 657,1 624,0 1 565,5 676,0 Тамбовская область 424,4 525,3 510,7 565,9 570,5 629,6 632,0 615,1 604,3 629,0 616,9 1 365,2 630,4 Тверская область 413,6 549,3 555,8 622,3 575,4 609,8 621,9 553,8 586,6 619,0 602,0 1 472,7 634,7 Тульская область 484,8 626,8 638,9 680,1 645,8 674,1 664,9 644,0 661,4 703,5 690,5 1 547,9 710,1 Ярославская область 479,1 607,3 607,8 666,0 635,6 649,0 669,3 627,5 581,1 704,5 647,9 1 462,1 682,6 г.Москва 1 295,0 1 887,4 2 131,1 2 426,3 2 156,8 2 239,5 2 153,4 1 888,8 2 126,5 2 458,4 2 260,8 4 979,8 2335,6 Северо-Западный федеральный округ 513,7 794,7 835,5 900,6 874,6 890,4 853,2 812,8 805,3 848,6 852,0 1 959,0 893,8 Республика Карелия 502,0 624,3 639,9 691,6 641,0 705,5 676,1 635,2 636,5 683,2 668,2 1 568,8 709,0 Республика Коми 756,5 940,3 1 046,9 1 051,1 1 023,5 1 025,0 983,9 915,6 950,1 966,1 920,9 2 191,4 1049,6 Архангельская область 554,6 749,6 798,9 879,1 813,3 857,1 834,7 801,3 800,2 845,0 820,6 1 842,4 869,4 Ненецкий авт.округ 908,1 2 234,7 2 146,7 1 857,2 1 835,7 1 966,0 2 062,4 1 904,2 1 884,4 1 669,9 1 732,2 4 107,1 2040,4 Вологодская область 434,9 612,7 613,6 593,9 598,0 575,1 608,4 543,6 596,0 650,5 568,8 1 326,9 633,4 Калининградская область 464,5 654,8 663,5 730,3 750,1 736,2 730,1 691,5 721,0 781,0 746,4 1 657,2 761,5 Ленинградская область 433,5 530,2 563,0 584,0 595,6 615,5 687,1 625,8 606,8 602,5 595,7 1 339,5 637,2 Мурманская область 756,9 1 062,6 1 080,1 1 122,7 1 104,6 1 002,7 903,8 843,3 950,1 1 033,1 1 049,1 2 634,4 1102,4 Новгородская область 498,0 582,7 595,5 647,0 613,1 640,7 691,5 627,8 666,7 662,8 658,1 1 477,0 686,0 Псковская область 434,1 518,8 514,4 548,4 543,0 560,2 560,0 543,8 568,4 571,1 568,9 1 212,3 588,6 г.Санкт-Петербург 482,6 995,9 1 059,6 1 184,1 1 138,8 1 177,0 1 065,0 1 045,6 974,3 1 038,3 1 096,1 2 508,6 1119,9 Южный федеральный округ 415,6 537,7 548,4 608,8 590,2 607,7 628,8 629,7 646,1 682,7 652,9 1 473,0 653,0 Республика Адыгея 414,6 384,3 465,9 470,4 478,0 544,8 537,6 509,4 525,9 533,9 515,7 1 189,1 535,6 Республика Дагестан 413,7 534,1 546,4 601,0 633,6 675,6 680,2 726,5 766,9 794,1 836,0 1 776,1 724,4 Республика Ингушетия 210,6 299,7 290,1 329,0 255,5 264,8 315,7 342,8 306,9 285,2 349,3 1 006,3 336,5 Кабардино-Балкарская Республика 316,2 412,7 413,3 452,8 434,3 448,4 474,9 496,4 525,0 546,2 531,3 1 152,9 504,6 Республика Калмыкия 190,1 318,9 343,3 371,1 322,3 374,8 374,1 348,4 346,8 339,4 332,0 830,4 366,3 Карачаево-Черкесская Республика 337,2 466,2 463,1 482,9 475,0 526,0 525,4 513,4 508,8 542,3 520,5 1 159,6 532,6 Республика Северная Осетия - Алания 437,5 496,5 491,6 569,4 537,4 565,3 606,7 541,0 586,6 590,9 637,7 1 665,6 621,8 Чеченская Республика Краснодарский край 433,2 555,0 581,8 675,2 624,3 625,4 703,2 706,6 751,3 836,5 713,8 1 651,6 719,6 Ставропольский край 411,1 506,5 489,0 570,5 557,0 559,5 580,8 602,5 565,7 600,0 599,3 1 302,3 599,5 Астраханская область 425,7 630,4 632,0 651,5 623,4 674,3 654,3 619,6 638,5 677,3 604,2 1 386,1 672,9 Волгоградская область 468,7 592,4 590,4 641,2 639,8 643,7 626,2 609,3 617,7 620,0 609,3 1 344,6 657,3 Ростовская область 428,3 583,1 601,3 643,4 626,8 647,7 642,2 626,9 634,3 661,5 647,9 1 466,4 671,2 Приволжский федеральный округ 466,6 617,8 617,0 679,6 654,9 703,3 709,3 673,6 692,3 729,4 700,4 1 596,1 721,7 Республика Башкортостан 439,9 617,8 678,3 785,8 758,7 838,4 836,3 823,9 853,7 937,6 900,2 1 937,8 846,2 Республика Марий Эл 303,3 417,6 390,1 459,0 428,6 441,6 459,5 438,1 475,2 482,9 479,7 1 118,7 479,7 Республика Мордовия 296,4 405,3 413,5 482,4 451,3 479,6 504,6 487,3 490,1 513,8 505,2 1 103,6 502,4 Республика Татарстан 569,3 727,0 706,5 758,9 756,2 794,8 813,9 781,0 759,1 803,6 824,0 1 650,6 814,9 Удмуртская Республика 377,1 503,2 508,3 542,1 537,2 563,2 520,8 522,9 542,2 548,5 531,2 1 312,9 570,7 Чувашская Республика 295,8 415,3 420,9 474,9 439,5 486,3 473,3 488,6 478,1 482,7 480,2 1 176,9 496,4 Пермский край 606,5 786,2 787,7 882,9 814,4 956,1 899,4 805,4 849,8 856,1 825,2 1 903,8 898,9 Кировская область 375,6 474,2 500,4 536,6 506,7 549,4 575,0 526,4 542,4 549,7 530,6 1 415,1 575,3 Нижегородская область 508,4 611,9 644,3 736,8 707,8 728,7 739,0 700,7 699,6 805,7 687,9 1 676,6 756,1 Оренбургская область 432,6 550,1 535,5 503,0 506,5 578,1 580,7 582,6 597,3 621,3 587,0 1 307,4 602,8 Пензенская область 430,0 514,0 518,2 563,3 547,2 561,9 604,8 567,3 578,1 579,5 574,2 1 348,7 603,6 Самарская область 651,8 919,9 787,2 906,2 862,8 890,4 921,1 828,3 916,7 924,6 906,4 2 096,1 947,4 Саратовская область 291,3 457,7 487,1 495,6 490,7 520,5 530,3 508,5 507,6 567,3 539,5 1 311,8 544,8 Ульяновская область 410,8 499,2 518,4 532,6 505,4 513,2 560,9 522,5 538,5 504,6 469,4 1 112,8 550,1 Уральский федеральный округ 757,4 878,9 937,7 1 010,7 972,1 991,6 1 001,6 935,1 966,6 1 021,8 988,0 2 336,0 1042,1 Курганская область 458,9 563,4 578,4 602,1 615,0 656,8 654,2 614,4 663,8 641,9 611,7 1 419,1 662,2 Свердловская область 726,6 857,2 924,4 1 006,6 938,0 931,4 967,3 912,3 932,9 991,8 956,4 2 240,0 1010,3 Тюменская область 1 016,6 1 204,4 1 286,2 1 388,5 1 370,0 1 403,5 1 384,7 1 290,4 1 338,8 1 438,1 1 416,1 3 436,2 1453,2 Ханты-Мансийский авт.округ 1 290,2 1 439,5 1 448,2 1 595,2 1 678,0 1 661,4 1 610,4 1 510,3 1 576,6 1 713,6 1 675,0 3 461,9 1705,6 Ямало-Ненецкий авт.округ 1 266,0 1 768,7 2 082,0 2 098,0 1 996,7 1 935,2 1 814,0 1 710,3 1 747,5 1 873,5 1 921,2 4 359,8 2056,3 Челябинская область 625,9 676,5 714,3 760,7 726,3 758,9 767,9 706,7 730,4 759,2 715,2 1 639,2 784,6 Сибирский федеральный округ 456,7 620,8 640,1 671,3 657,6 692,7 663,9 635,6 655,8 699,2 673,6 1 550,3 702,9 Республика Алтай 358,8 476,8 514,3 520,3 508,0 548,6 583,8 503,8 559,6 551,2 531,0 1 283,1 563,0 Республика Бурятия 469,0 603,1 592,7 654,0 587,8 641,9 640,0 601,6 617,8 648,8 612,9 1 504,2 664,9 Республика Тыва 257,9 415,6 454,6 448,3 398,2 549,6 466,8 438,0 493,2 486,9 476,3 1 314,9 496,9 Республика Хакасия 368,5 481,7 467,1 590,5 562,8 599,1 608,0 584,5 528,9 575,9 612,8 1 353,7 596,6 Алтайский край 300,9 449,3 449,2 492,6 471,1 493,7 474,6 454,0 480,9 516,9 487,0 1 097,4 504,3 Забайкальский край 411,8 571,4 579,4 599,6 603,6 629,1 617,8 614,3 620,6 649,2 669,0 1 545,0 659,0 Красноярский край 557,8 774,3 810,1 821,7 788,9 836,7 775,5 730,6 801,4 823,3 785,7 1 840,8 844,3 Иркутская область 448,7 636,2 673,5 699,1 652,1 733,9 669,7 671,5 668,4 713,7 684,2 1 465,4 715,0 Кемеровская область 511,7 634,2 661,1 661,4 675,7 661,9 671,8 641,6 651,0 698,8 646,6 1 471,1 703,2 Новосибирская область 426,5 646,8 657,6 738,9 781,2 807,9 740,6 715,8 716,6 795,4 786,2 1 850,7 783,4 Омская область 529,9 649,6 654,2 685,5 678,0 676,5 688,9 661,8 672,7 741,9 712,3 1 613,9 731,9 Томская область 516,4 643,4 697,4 676,3 630,6 729,8 706,0 618,1 673,0 688,8 678,1 1 639,6 722,9 Дальневосточный федеральный округ 575,8 796,9 824,9 903,5 899,6 948,0 915,3 876,4 897,1 975,5 944,3 2 314,1 964,3 Республика Саха (Якутия) 621,6 937,3 964,1 1 063,3 1 016,2 1 155,4 1 071,2 1 007,1 1 038,7 1 115,1 1 079,8 2 707,3 1116,9 Камчатский край 753,0 1 036,9 1 029,1 1 102,9 1 159,7 1 130,6 1 175,5 1 056,8 1 113,3 1 195,4 1 118,8 2 696,0 1188,5 Приморский край 460,8 688,7 726,4 784,6 786,9 771,1 755,5 735,3 740,1 757,5 739,5 1 796,1 794,7 Хабаровский край 599,7 758,2 782,1 902,2 914,8 1 048,3 980,8 943,7 948,6 1 007,0 1 007,9 2 561,6 1006,3 Амурская область 436,1 594,6 585,3 628,3 624,6 639,7 573,8 575,7 574,7 784,1 742,8 1 750,4 688,7 Магаданская область 765,0 786,6 1 018,1 1 188,0 1 133,4 1 245,7 1 203,8 1 112,3 1 189,9 1 356,3 1 256,9 3 015,5 1243,9 Сахалинская область 937,6 1 260,0 1 292,4 1 326,8 1 306,4 1 301,5 1 355,0 1 287,3 1 332,4 1 509,2 1 434,8 3 406,1 1446,5 Еврейская авт.область 440,9 593,1 596,9 622,5 601,5 659,1 681,1 638,0 680,7 673,8 664,1 1 473,7 680,8 Чукотский авт.округ 967,7 1 400,1 1 453,3 1 782,1 1 875,7 1 775,1 2 005,7 1 978,9 2 470,4 2 299,8 1 996,7 4 249,6 1956,8 ФАС После статьи в Российской газете "Полезли в бутылку: ФАС наблюдает за конкуренцией на алкогольном рынке в рамках Таможенного союза" полезли в голову разные мысли. Понятно, что ФАС сейчас все еще разбирается с ситуацией на рынке импорта в начале года, рассматривает жалобы российских компаний по поводу ограничения их деятельности (прекращение действия лицензии, не выдача лицензий и т.д.). Кстати, я думаю, что было бы, если молдавская сторона обратилась бы в ФАС РФ с жалобой на руководителя "Роспотребнадзора" (РСПН), который искусственно ограничивает конкуренцию на российском рынке вина. Ведь такая ситуация возможна. Теперь с жалобой на руководителей РСПН и ФТС вполне могут обратиться, например, водочные компании Казахстана и Белоруссии – действия наших чиновников ограничивают конкуренцию на российском рынке, заставляя получать их лицензии и маркировать продукцию в рамках Таможенного Союза (если наши преференции не оговорены специально в документах ТС). Хорошо, что Премьер-Министр заявил, что Россия еще не вышла из кризиса, и запретительные меры можно списать на какой- нибудь "форс- мажор". Кстати, если "РСПН" перестанет искать в молдавском вине вредные примеси, а честно скажет – чего он хочет хотя бы российским импортерам- толку будет больше. Вот американцы не скатываются до поиска в шотландском виски пестицидов силами местного "Роспотребнадзора". Бойкот виски в США угрожает прибылям шотландских экспортеров. Эдинбург озабочен запущенной в США кампанией с призывом к бойкоту товаров и услуг Шотландии в связи с первой годовщиной освобождения ливийского террориста Абдельбассета Меграхи. Сейчас родственники погибших в теракте призывают соотечественников бойкотировать шотландские товары, в первую очередь виски, и отказаться от поездок в эту страну. Пока статистики о том, как реагируют американские потребители на эти призывы, нет. В 2009 г. Шотландию посетили 352 000 туристов из США (340 000 в 2008). В 2008 г. туристы из США потратили в Шотландии 260 млн фст — примерно 20% расходов всех въезжавших в страну. США — крупнейший рынок сбыта для Шотландии (на него приходится около 15% экспорта). 2009 г. стал рекордным по объему экспорта виски в США: он вырос на 13% до 419 млн фст (данные Шотландской ассоциации виски). США являются также крупнейшим инвестором шотландской экономики: 44% вложений за последние три года, благодаря американскому бизнесу в стране за это время было создано более 3 000 дополнительных рабочих мест. Для примера: бойкоты приводят к приличным снижениям продаж. Израильский бойкот турецких курортов, объявленный в 2009 г., нанес экономике Турции ущерб в 400 млн дол. Нужно лишь грамотно формировать и рулить общественным мнением, а наши пока этого не умеют. Общественный бойкот уже не подсуден никакому ФАСу. Надо только простому россиянину доходчиво объяснить, почему молдаванин или грузин и их вино и фрукты – враги россиян. И все. Псковская область Псковская область по итогам 1 полугодия 2010 г. занимает первое место в России по "пьяной преступности". Это из доклада Прокурора области. Цифра о первом месте по преступности, связанной с бытовым алкоголизмом населения, возникла в ходе обсуждения вопроса о концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Псковской области на 2011-2013-й годы". Чиновники считают, что это "заслуга" того, что они дают честную статистику, а не скрывают, как в других регионах. В то же время на 1 псковича приходится около 10 л спирта в год (ясно, что это учтено - легальное потребление). Добавим еще 2-3 литра ССЖ и нелегальной водки. Все равно меньше, чем в других регионах. Это как раз тот случай, когда среднее потребление ни о чем не говорит. Цифра "мертва" без статистики по маргиналам областей, реально безработным, гражданам, получающим зарплаты до 5 000 -7 000 руб. в месяц и т.д. А то в среднем пьют не больше других, но, видимо, во хмелю жители именно Псковской области становятся особенно буйными. Это, пожалуй, надо учесть российским политикам. Что- то в области влияет таким образом на жителей. Может, аномалия какая на территории… Регион- 50 Сразу несколько новостей у "Региона-50". Во-первых, начинают работать с "Росспиртпромом". Так что тенденция "РСП" по сотрудничеству с самыми крупными компаниями в каждом регионе продолжается ("Гармония", "Септима" - это только из тех, что были на слуху и попали в СМИ в связи с кризисной "оптимизацией" ассортиментного портфеля – шлите, уважаемые читатели, дополнения). Теперь один из объемных лидеров российской дистрибьюции и монстр московского региона. Остается только узнать – на каких условиях произошло братание. И еще одно смелое и "решительное" решение "Региона-50" - начало производства водки под своими брендами ("Зимняя стужа" и "Царская проба") в столице КБР – г. Нальчике на ЛВЗ "Дистар". Собираются производить под 1 млн бутылок в месяц. Сегодня легальной водке из КБР очень трудно. Так что это и некая поддержка для завода из России. На сайте "Алкоэксперт" опубликован даже текст дополнительного договора, который завод готов заключать с контрагентами: "В случае выявления Покупателем нарушений, при предоставлении соответствующих доказательств, Поставщик выплачивает штраф в размере 1 000 000 (Миллион) рублей за: 1) использование заводом-изготовителем федеральных специальных марок, полученных другим заводом-изготовителем и/или на другую лицензию;2) использование поддельных федеральных специальных марок;3) не соответствие в системе ЕГАИС нанесенного штрих-кодирования номеру федеральной специальной марки". Достаточно интересная идея. Архив новостей
|