AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 10772 / 10 184 431
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


15.11.2010 00.00

Итоги импорта в первом полугодии 2010 г.


Российские импортеры, почти как биржевые игроки - все последние годы вынуждены пристально следить за развитием самых разных конъюнктур мировой экономики и политики, более или менее успешно "отыгрывая" тренды в своем ассортиментном портфеле. К сожалению, алкоголь куда менее мобильная субстанция, чем акции и облигации – избавиться от "плохих активов" в молдавском вине, грузинском коньяке или европейском "столовняке" одним нажатием кнопки не получится. Этим, в частности, определяется тенденция последнего времени – упрощения и сокращения ассортимента в пользу беспроигрышных и относительно "аполитичных" позиций. Тенденцию, в числе прочих трендов импорта первого полугодия 2010, подметил эксперт алкогольного рынка, руководитель аналитической службы ГК "Русьимпорт" Александр Эткин.

РЫНОК СКОРЕЕ ЖИВ, ЧЕМ…

Начнем с официальной статистики. Росстат сообщает, что по итогам первого полугодия в Российской Федерации произведено и продано в розничной торговле следующее количество алкогольной продукции по крупным категориям (см. график 1).

Есть некоторый разрыв между этими величинами, который объясняется не только задержкой в движении товара, но и: контрафактом, импортом, товарными запасами и прочими причинами. В среднем, с некоторым вольным допущением, можно сказать, что мы обеспечены собственным производством на две трети.

Тем не менее, по официальной статистике розничные продажи вина достаточно сильно упали относительно аналогичного периода 2009 года – порядка 20%. Коньячные изделия (+1%) и игристые вина (-1%) продаются примерно в тех же объемах, что и прежде.

График 1. Российское производство и розничные продажи в млн л по итогам 2010 П1.

Вопреки этим трендам, импорт тихого вина растет в первом полугодии 2010 года относительно 2009 года на 32%. Может показаться, что это недостаточно оптимистично и рынок импортной продукции так и не восстановился после кризиса. С другой стороны, в 2009 году показатели упали на 34% и теперь почти вернулись к уровню частично благополучного 2008 года. Если требуется простая и однозначная оценка происходящего сейчас, это скорее - "хорошо". Первое полугодие в сегменте тихого вина выглядит куда лучше, чем могло бы.

ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР

Мы по-прежнему остаемся в условиях разрушенного растущего тренда с 1998 года, пик которого относится к 2005 году. У нас есть свой отраслевой "1913 год", от которого теперь ведется расчет всего развития. Уже в 2006 году началась, если не Мировая Война, то тяжелая агрессия в отношении нашего рынка, а 2009 год лишь подчистил слабых.

В принципе, такие регулярные чистки напоминают правила выращивания газона: часто стричь и скоро останется только самая примитивная форма растительной жизни – трава. К сожалению, газонокосильщиков у нас как-то очень много. И у каждого аппарат своей системы. Только вот системы в этих стрижках пока обнаружить не удается. Но не будем привлекать к себе излишнее внимание, пусть пока занимаются водкой.

Возвращаясь к 2005 году, к сожалению, позднее не удается отметить ни одной устойчивой величины. Последующие года весьма зыбки. 2006 – катастрофа. 2007 – под знаком необоснованного импортного оптимизма и бума отечественного производства. 2008 – работа над ошибками. 2009 – Мировой Кризис отодвинул нас от Светлого Будущего. Решительно нет ни одной реперной точки.

График 2. Импорт алкоголя по крупным категориям в млн. л. Синим отмечены отрезки понижения, красным - повышения.

Несмотря на то, что возраст российского рынка импортного алкоголя достаточно велик, мы продолжаем находиться в растущем и несформировавшемся пространстве. И состав участников и товарная структура меняются весьма динамично. Глубина более-менее реального анализа вряд ли может превышать полтора года в обе стороны. Посмотрим это на нескольких примерах ниже.

Не будем привлекать к себе излишнее внимание, пусть пока занимаются водкой

В первой пятерке явным аутсайдером становится Болгария – падение к прошлому году продолжается. Молдавия, с учетом довольно низкой базы прошлого года показывает рост и входит в тройку. Не очень понятно на долго ли это, с учетом явной политической подоплеки сложившейся ситуации. Проблема давно уже перестала быть трагедией и истинные причины внезапных потерь качества в партиях вина обсуждены уже везде и многократно. Сейчас это уже не игра мускулами, а "животное электричество", "гальванизм", демонстрируемый на оторванной лягушачьей лапке: разряд – сокращение.

БУДЬТЕ ПРОЩЕ

Качественные вина, имеющие устойчивого потребителя, все так же спокойно себя чувствуют. Все это заметили в кризис. Сейчас происходит новый виток этого процесса: федеральные сети сокращают ассортимент. Причин много, но следствие одно – ищут небольшое количество устойчивых торговых марок. Это повсеместно принято в крупной европейской сетевой торговле и особых открытий наши соотечественники не cделают. Покупатели чувствуют себя одиноко перед стеной алкоголя с таким как сейчас количеством фэйсов. Эффект примерно как при встрече с толпой раскрашенных аборигенов: красиво, много цветов, ничего не понятно, одиноко, страшно и глаза разбегаются. Отрезвляет только ценник.

График 3. Импорт тихого вина по странам, млн. литров.

Если уйти от абсолютных показателей, то наибольшее внимание привлекает высокая разница значений прироста к первому полугодию 2009 года. В первой десятке, которая формирует более 90% импорта, разброс значений колоссальный: от -19% до 90%. Можно, конечно, по Франции, Испании и Италии высмотреть схожесть роста, но это только кажется - у каждой страны своя причина.

Покупатели чувствуют себя одиноко перед стеной алкоголя с таким, как сейчас, количеством "фэйсов".

По импортным коньякам и бренди, так же наблюдается ситуация с восстановлением. Опустим Молдавию, главное – в армянском коньяке. В нем главное, конечно, что рост есть. Общий рынок коньяка и коньячных изделий в РФ вырос на 1% в первом полугодии 2010 года. А импорт растет значительно больше. И самый главный для нас импортный коньяк, армянский, растет на 34%. Два лидера вытаскивают это сегмент из, намечавшейся было, стагнации.

По прочим КСН, отмечу текилу и шотландский виски, которые выросли более чем в 2 раза каждый. Они хорошо и уверенно восстанавливаются после кризиса.

Что же будет дальше? До конца года нас поджидает ряд новых ударов. Совершенно фантастическая сертификация импортного вина вступила в силу как раз во второй половине 2010 года. Пересмотр договоров поставок в федеральные сети так же пришелся на лето этого года. Каким еще ГУАМ-ом изойдут Саакашвили с Гимпу мы не знаем, но скорость реакции, как уже писал выше, у нашей стороны высока. Знать бы, что все этим просто закончится, было бы просто страшно. Но ведь будет еще 2011 год…

График 4. Импорт коньяков и бренди по странам, млн. литров.

По материалам "Alcoexpert".


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |