AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 6966 / 10 180 626
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


17.07.2009 11.30

Не только о вине


Государство борется за алкоголь

Удачи государству в очередной борьбе, но при этом хотелось бы ему напомнить, что сомнительный эффект от максимальной легализации рынка спирта и водки при ставке акциза в 245 руб. составит не более 95 млрд.  руб. (это всего, а не прирост).  "ЦИФРРА" в конце августа сможет точно подсчитать экономический эффект от реформы (так как только в конце августа станет точно известно- какие же меры против легального рынка и против нелегального рынка введет государство).  А в это же время, например, по данным ФАС (странно, почему не по данным Прокуратуры), завышение цен при проведении госзакупок обошлось бюджету в 2008  году в 364 млрд. руб. Примерно 8,7% от объема госзаказа сейчас уходит в карман чиновников, принимающих решения о его распределении, — и на эту сумму завышается стоимость госзакупок.

Но это так, к слову. Есть вещи более интересные в будущей розничной  торговле алкоголем.

Например, Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга "ФИНАМ") провела конференцию "Розничная торговля: закон против…". Ее участники прогнозируют, что кризис в розничной торговле только начинается. В ближайшие годы многие компании прекратят свое существование, вырастет государственное присутствие в отрасли. Наиболее устойчивыми в этих условиях окажутся федеральные дискаунтеры. При этом "малые белые" сети будут почти наверняка поглощены "крупняком".  Останутся – цитата- "только 1) частные магазинчики с постоянным локальным кругом покупателей - преимущественно в регионах, 2) неконтролируемые рынки и недалеко ушедшие от них мелкие сети, 3) крупные сетевые ритейлеры". При этом мнения розничных экспертов полярны. Одни считают, что будущее за движением России  к стандартам Восточной Европы, где доля сетевой розницы - до 60% рынка. И при этом отмечают, что "сейчас под продажей - читай, отдачей за долги - стоит порядка 400 сетей при том, что до кризиса их было 2 000 всего".

Другие эксперты, наоборот, считают, что в кризис небольшие игроки как раз имеют шансы оказаться более стабильными: "малый бизнес закредитован в меньшей степени и по этой причине более устойчив. В уязвимом положении находятся, скорее, средние по масштабам бизнеса игроки, активно развивавшие экспансию на заемные средства".

Некоторые считают, что "темпы разорения и сетей, и малых предпринимателей приблизительно одинаковы".

Что можно сказать: в выигрыше окажутся, конечно, федеральные монстры – дискаунтеры, которых поддерживает государство. И прочие федеральные российские и зарубежные компании. Сначала федералы  в течение кризиса должны "сожрать" средних. До мелочи дойдет дело только в том случае, если после поедания средних  крупными выживут малые. Но не просто выживут, а начнут мешать крупным. А это маловероятно. Поэтому экспертам "ЦИФРРА" кажется, что мы увидим максимальную поляризацию (и не только в компаниях ритейла). Мы увидим поляризацию потребительского спроса. По всем сегментам рынка. Средний сегмент медленно расплывется.

В алкоголе же государство введением высокой минимальной цены (не ниже 110 руб. за 0,5 л после повышения ставки акциза) искусственно сохранит  средний сегмент, сделав его дешевым легальным. Оригинальный ход, посмотрим, чем все это кончится. Хочется государство или нет, но 45% населения от легальной водки оно отсечет. Хотя и раньше отсечение было значительным.

Что будет с сетями и банками, которым за долги перейдут сети? И здесь два варианта: частные банки или государственные. Ведь может возникнуть интереснейший вариант: Сбербанк и ВТБ  наотбирают сети у владельцев и вновь дилемма: продать их федеральным компаниям или отдать их им в управление. Или создать Корпорацию государственных  сетей. Столько впереди интересного. Но розница пусть сама разбирается.

А вот нас в этой ситуации (производителей, импортеров и дистрибьюторов касаются в новом Законе два важных момента). Как только зашла речь о сроках оплаты за поставленный товар, мы сразу написали в своих материалах (да и кто бы из алкогольщиков в этом сомневался) о том, что компенсировать снижение сроков оплаты на продукты будут за наш счет. А чего им думать; ведь Министр российской экономики считает, что банки после снижения ставки рефинансирования до 11% будут давать кредиты бизнесу по 13% (мы об этом уже писали). В таком случае, конечно, была бы нет страшна оплата продукции розницей через 75 дней (официально). Так, видимо, думают разработчики закона, веря Министру. В начале 90-х Жванецкий говорил примерно так: "Именно потому и не верю, что говорит Министр".

Чуть подробнее на тему: сочинять сами не будем, цитата: "важнейшее  новшество законопроекта — регулирование сроков оплаты поставок. Формула расчета такова: за продукты со сроком годности менее 10 дней, а также за замороженные мясо и курицу сеть должна рассчитаться в срок не более 10 банковских дней с момента приемки товара. Продукты со сроком годности свыше 30 дней оплачиваются за 45 дней, алкогольная и табачная продукция — за 75 дней. Это соответствует принятым сейчас средним срокам оплаты, утверждают опрошенные "Ведомостями" представители сетей и производители. Исключение — поставки алкогольной и табачной продукции. Средняя отсрочка платежа по ним сейчас составляет 35 дней, т. е. получается, что правительство решило вдвое увеличить срок бесплатного кредита для сетей.  Закрепление срока в 75 дней ударит и по бизнесу производителей алкоголя. Сразу после отгрузки товара компаниям начисляется акциз, который они должны уплатить в течение 30 дней, а если торговые сети будут рассчитываться за поставки через 2,5 месяца, у производителей и поставщиков алкоголя возникнет дефицит оборотных средств".

Мы не верим в координацию  разработчиков  разных законодательных  актов; но в данном случае случайно (именно случайно) совпало два момента: если перенести акциз на спирт, то не будет у  производителей алкоголя "Домоклова меча" в виде уплаты акциза до получения денег от ритейла за продукцию. То, что нас принесут в жертву  социально значимой закуске – сомнений нет. 75 дней введут и нас не спросят. Кстати, это еще очень удобный вариант для поддержки нелегального алкоголя; например, срок расчета за легальный – 75 дней, а за нелегальный – 10 дней. Для творчества торговли масса вариантов. В этом случае в условиях свершившегося факта в Законе о торговле немногие будут против переноса акциза на спирт.

Алкогольный рынок ждет   будущих изменений, которые готовят Федеральная служба, Минфин и Правительство. При этом к Закону о торговле  алкогольная власть пока, похоже, не приближалась. Что будет принято в результате в алкогольном законодательстве, сказать сложно, но акциз должны повысить и минимальные цены ввести тоже. А за перенос акциза  будем голосовать вынужденно сами.

Но и это не все сюрпризы розничного закона.    

Это нам в "ЦИФРРА" позвонили дотошные читатели законов из регионов, поскольку мы сами этого тоже не заметили. Прозевали. Как-то тишком и молчком  оказалась в Законопроекте  Статья  26. Особенности торговли алкогольной продукцией. Приводим ее дословно, благо она небольшая, но очень емкая.

"Поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только юридическими лицами. Организации, осуществляющие поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания подлежат государственной аккредитации, правила которой утверждаются Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный орган государственной власти по аккредитации принимает решение о выдаче аттестата об аккредитации или об отказе в выдаче аттестата об аккредитации по результатам конкурса, участниками которого вправе быть юридические лица, имеющие государственную регистрацию и лицензию на реализацию алкогольной продукции".

И опять возникает вопрос – а знает ли об этом наша Федеральная служба? Ведь  сразу возникает вопрос – "а судьи кто?". Кто будет вершителем судеб в регионах, определяя  право поставки алкоголя в розницу. Вариантов, как всегда, минимум два: региональный орган Федеральной службы (логично, раз он все осуществляет по вопросам алкоголя) или Администрация (которая так или иначе, но власть на месте). А процесс аккредитации: это немалые денежки, падающие с неба ни за что. Возможен и компромиссный вариант: совместный проект  субъекта федерации  и алкогольного регионального органа. Вопрос- кому деньги за будущие региональные марки? При этом аккредитация становится мощнейшим рычагом влияния на алкогольный рынок в плане: "свой" - "чужой" как для компаний, так и для продукции (местной, региональной и государственной, "росспиртпромовской").

Аккредитация- это та ниточка, за которой скрывается такой непонятный пока  КЛУБОК. "Правила государственной аккредитации, правила которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Уполномоченный орган государственной власти по аккредитации принимает решение…". И вот уже мы мысленно представляем  в ближайшем будущем "войну" в Правительстве между Федеральной службой и  Губернаторами регионов, которые тоже законопроекты не читали за право быть Уполномоченным госорганом.

Но могут в Правительстве все честно и по - братски разделить: регулировать все будет региональное отделение службы, а марки региональные клеить -  регион. Чтобы никому обидно не было.

И все так и было до 15 июля, когда появился самый новый текст Законопроекта, который обсуждался на Правительстве. Мы специально сохранили предыдущий свой материал без корректур, потому что вопрос для нас пока открыт.

Вместо статьи 26 ( а мы и хотели в своей публикации акцентировать на ней внимание) появилась статья 16. Недопустимые действия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности торговой деятельности.

Приводим статью в части касающейся.

"Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным, осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил ведения торговой деятельности, отличных от установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещаются:

1) возложение на хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, обязанности по участию в повторной, дополнительной к проведенной в соответствии с федеральными законами, проверке качества и безопасности товаров, региональной (муниципальной) системе идентификации качества товаров, за исключением случаев, когда функции по проведению указанных процедур переданы субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в установленном порядке;

2) понуждение в прямой или косвенной форме хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам, являющимся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация торговых объектов (товаров, торгового процесса);

4) принятие иных актов и (или) решений, предусматривающих:

а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в пределах субъекта Российской Федерации;

б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в пределах субъектов Российской Федерации;

в) обеспечение заключения в приоритетном порядке договоров о приобретении товаров хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, у определенных поставщиков товаров;

г) установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих определенные товары".

Насколько все звучит  волшебно и обнадеживающе. Как в России уже лет 500 говорят (с перерывом на сталинское время): строгость законов компенсируется их невыполнением. Но пока пропала  аккредитация. И пока это продукт деятельности Правительства. А ведь он еще попадет в Думу, где сидят и представители регионов. И при обсуждении на тропу войны они не могут не выйти. Одно дело: цены, условия поставок  и т.д. Но  регионам опять не дали заняться "филателией". Поживем – увидим.   

Несколько слов о бедном  импорте в январе-июне

Виноградное вино. Проблема как по всей импортной продукции. Финансовые проблемы у всех абсолютно импортеров вина,  что также сдерживает  поставки по импорту помимо ограничения потребления дорогих вин.

Общий спад объема в 2009 относительно 2008 – 29%;  относительно 2007 спад объема составил 32,5%. Грустно. Лидер все еще Болгария (19% рынка импортного вина) при спаде объема ровно в 2 раза. Вторая Франция – 16% при спаде объема в 35%. Если разница между Болгарией и Францией в объемах поставок в 2007 г. была 48%; в 2008 г. уже 36% объема; то в 2009 г. уже всего 17%. Франция "объемно" наступает на пятки Болгарии не за счет роста поставок, а за счет потери позиций болгарского вина в  конкуренции  с молдавским. В январе – июне 2007 г. Болгария и Франция занимали вдвоем 51% объема импорта. А сегодня первые 3 страны (Болгария, Франция, Молдавия) занимают почти 49% объема рынка. Молдавия заняла около 14% рынка в 1 полугодии 2009 г. Франция практически сохранила свою долю на рынке, а Болгария поделилась долей с Молдовой. Следом кучно: Германия, Испания (каждая около 11%), и Италия (около 9%).  Это вся группа лидеров, межу которой и развернется объемная конкуренция на сузившемся рынке импортного вина. И все будет зависеть не только от цен ан продукцию, но и от возможностей компаний- импортеров. Мы-то знаем, что никакой разницы между столовыми винами любой страны из этой группы нет. Есть имиджевая  географическая конкуренция. В группе качественных  импортных вин конкуренция носит более осмысленный характер.

Сегодня на рынке столового импорта ситуация аналогична той, что была в 2002-2003 г.г, когда "Винный мир" убедил дистрибьюторов, а те "заставил" розницу и потребителей пить столовые вина Испании, а затем и Аргентины. И потянулись импортеры по следам "Винного мира" в дальнее зарубежье за столовыми винами.

Так вот сегодня компании- импортеры имеют полную возможность создать преимущественное потребление вину любой из первой пятерки стран- поставщиков и любую страну из этой группы можно вывести в лидеры (если появится сильное желание у сильной компании; у того же "Лудинга" или "Вивайна").

Виноградные виноматериалы. А это уже трагедия не импортеров, а российских производителей. Спад поставок на 48% относительно 2008 г. на 54% относительно 2007 г. При этом производство российского массового  уже почти выходит на уровень 2008 (отставание всего около 7%). Первой по объемам пока остается Испания- 32% рынка при спаде относительно 2008 г. на 58% и на 62% относительно 2007 г. Немногим лучше ситуация  у Аргентины – 16% рынка и спад на 73% относительно 2008 г. После многих лет занимающая  второе место  Аргентина стала третьей. А второй в 2009 г. вдруг стала Украина (откуда такое изобилие виноматериала, ведь у них и собственное производство растет). Доля Украины- 20%, а рост объема относительно 2008 г. более чем в 10 раз. Четвертая  – Италия (10%), а  пятая Бразилия- 9%. Вот такой странный географический расклад; хотя он определяется только ценой на виноматериал. 

Ситуация на рынке виноматериала так быстро меняется. Посмотрим, сможет ли Молдавия составить ценовую конкуренцию прочим странам. Приводим отрывок статьи из молдавской профильной прессы по этому поводу: "Украинские винзаводы предлагают российским предприятиям виноматериалы по $0,32 за литр благодаря девальвации гривны и более лояльному законодательству в области виноделия. Себестоимость отечественных виноматериалов – порядка $0,4 и выше. Испания предлагает значительно дешевле. Но, учитывая сложное положение в молдавской отрасли, возможно, кто-то из  производителей готов продавать и в убыток, только чтобы получить хоть какие-то деньги для погашения кредитов, рассчитаться за виноград и т.д. Конечно, разрешение России на ввоз молдавских вин наливом – позитивный момент, но это не станет прорывом в выходе из кризиса. К сезону емкости не опустеют, и сезон будет тяжелейшим".

В общем, российское вино по цене ниже 90 рублей за бутылку лучше в 2009 г. не пить.

Шампанские и игристые вина. Итальянцы недосягаемы- 53% импорта при спаде объема на 23% относительно 2008 г. А общий объем спада 22%. Так что спад итальянцев пропорционален общему спаду. Вторые – украинцы. У них рост объема на 13%. Более дешевый украинский продукт теснит слегка прочий. Доля  Украины – 26%. Франция – третья- 8%. Спад поставок из Франции (преимущественно это шампанское) – на 61%. В 3 раза вырос объем поставок из Латвии (доля поставок – 5%), но это разный интернациональный продукт. Германия – 2,5% и спад объема на 23%. 2% заняла растущая Молдавия. В 3 раза упали поставки из Испании кавы и прочих  игристых продуктов (доля 1%). 

Интересно, что спад импорта шампанских и игристых вин и спад производства российских шампанских и игристых находится на одной уровне – 20%-22%. Что-то меняется в поведении потребителей всех ценовых категорий данного продукта.       

Плодовое вино. Объем импорта вырос в 3 раза. При этом за год Болгария заняла 51% рынка (компенсирует частично спад в виноградном вине). Но при этом импорт плодового вина в Россию в более чем 10 раз ниже импорта виноградного вина. Вторая транзитная Литва (доля поставок оттуда 15%). А вот дальше уже обычные  поставщики: Германия – 9% ( и небольшой рост объема); Китай – 4% (и спад в 2 раза). Сербия- 6,5% и Италия – 6%. При этом серьезного роста производства плодового вина в России  не отмечено. Весь прирост рынка обеспечивает импорт.

В целом улучшения ситуации нет, она стабильно негативна для всех, кроме российских производителей. Пока неясно- на сколько вырос "серый импорт" в Россию. В кризис он не мог не вырасти или не стремиться к росту.

Кемерово и Нижний

Мы так радостно недавно приветствовали деятельность региональных администраций по предоставлению гарантий перед банками для  выдачи кредитов регинальным производителям алкоголя. И вот один из первых проколов. Банк  "ВТБ 24" пытается отсудить у Кемеровской области 82 млн руб. долга по кредиту, на который областные власти дали госгарантии. Так, Арбитражный суд Кемеровской области возобновил производство по иску "ВТБ 24" к Кемеровской области (в лице Главного финансового управления области).  Третьи лица по делу — Осинниковский винодельный завод (ОВЗ) и новокузнецкий "Винградъ".

В публикациях о ситуации завод описан очень однобоко, как и сам кредит.  ОВЗ (мощность 700 000 дал портвейна в год- именно на портвейны сделан упор в публикакациях) был запущен в год предпоследнего алкогольного кризиса - осенью 2006 г. Этот же кризис был "предпоследним" толчком для российских производителей вина после запрета поставок молдавской продукции. Ошибка производителей (если бы завод ставил только на портвейны) могла быть только одна:  российском потребителю не нужен дорогой легальный портвейн по 55- 60 руб. за бутылку- слишком дорого для потребителей (поэтому Россия предпочитает пить портвейны до 30 рублей). И если ОВЗ был нацелен на производство легальных портвейнов, то крах его был обеспечен. И это Администрация области и руководство завода виноваты в том, что не решили вопрос производства именно нелегальных портвейнов.  А производитель легального портвейна в России просто обречен. Это тоже одна из недомыслей госполитики – портвейны должны замещать суррогаты (ССЖ и т.д.), а занчит и по цене не должны быть на уровне нелегальной водки; скорей – на уровне цен на суррогаты (а в идеале – дешевле). Тем более, что сегодня (в отличии от советского периода) уже никому и в голову  не приходит делать портвейны из виноматериала.

На самом же деле все было не совсем так. Например, завод  планировал к осени 2007 года запустить собственную линию по розливу марочных вин из виноградников, приобретенных в Новороссийском районе Краснодарского края. И кредит –то был нужен для покупки собственной сырьевой базы. В конце мая 2007 года завод приобрел агрофирму "Витис" (600 га виноградников с производственными мощностями по первичной переработке винограда) в Краснодарском крае. Областной бюджет тогда выступил гарантом по кредиту в 150 млн руб. на приобретение в Краснодарском крае собственных виноградников. И в сентябре 2007  завод приступил к розливу столовых полусладких вин в тетрапаке. И было уже предусмотрено на заводе строительство второй производственной линии по выпуску вина в стекле (в 2008 г.).

И в начале кризиса завод встал. Пусть разбираются в причинах. Может быть, заводу надо было вместо покупки своих виноградников  закупать испанский виноматериал и спокойно лить из него вино, как делает абсолютное большинство российских производителей. Может и государству (в лице Федеральной службы) пора не замыкаться в "спирту и водке",  а посмотреть – на конкретном примере- почему предприятие, решившее работать на отечественном сырье,  стало банкротом.

Итак, в конце 2006  года компания взяла в "ВТБ 24" кредит на 150 млн руб. под 13,5% годовых (срок погашения — ноябрь 2009 г.). А 29 ноября 2006 г. Кемеровский областной совет одобрил гарантии области на 170,25 млн руб. Прошлой осенью (в начале последнего  кризиса)  завод был остановлен. Банк пытается получить с Кемеровской области 82,19 млн руб. Ситуация, когда банк судится с субъектом Федерации — это прецедент.

Но важно, что это не просто банк, а дочка государственного банка "ВТБ". Таким образом,  фактически государственный банк судится с субъектом Федерации, что еще интереснее. Значит, это возможно. Значит, возможны юридические войны между федералами и субъектами. Мы видим большое поле деятельности в будущем (не связанное с кредитами) именно по судебным тяжбам федеральной России и региональной России.

А в Нижегородской области  губернатор области  рамках рабочей поездки по  районам  посетил недавно открывшийся  завод шампанских вин "Бальзам". В 2004 был закрыт, а в 2008 вновь открыт. Для начала производства были взяты кредиты на сумму 249 000 000 рублей на строительство нового цеха шампанизации, приобретение нового итальянского оборудования по разливу шампанских и игристых вин. В 2008 году была проведена полная модернизация завода и перепрофилирование его под выпуск игристых вин. В августе 2008 года цех шампанизации был введен в эксплуатацию, а в сентябре вышла первая партия игристых вин – шампанское "Российское полусладкое". Что важно- инвестиционный проект ООО "Бальзам" по производству шампанских и игристых вин признан приоритетным в Нижегородской области, в связи с чем правительство Нижегородской области и ООО "Бальзам" заключили между собой Инвестиционное соглашение. Особенно приятно то, что заводом  владеет  Группа Компаний "Гармония"- известный российский дистрибьютор. Надеемся, что заводы ждут разные судьбы.

Если регион теряет производителя алкоголя, то вина в этом администрации региона не меньше, чем руководства завода (если завод принадлежит местной компании).

Белорусы расширяют винную карту

Ставка Белоруссии на молдавское вино и молдавский виноматериал может слегка измениться. В ближайшее время кубанские вина начнут поставлять в Республику Беларусь. Перспективы сотрудничества обсудили  на рабочей встрече с руководителем отделения Посольства Республики Беларусь в Краснодаре  первый вице-губернатор Краснодарского края. Белорусы своим коммерсантам не доверяют, поэтому сначала решают вопросы на правительственном уровне, а лишь потом допускают в  дело коммерцию. России есть чем поделить с белорусами. Вряд ли туда пойдет сомнительный российский продукт в тетрапаках, которые у нас продаются по 50-60 руб. в магазинах. Там "это" не пропустит местный Роспотребнадзор.

Так, что явно пойдут  вина известных производителей, которые не стыдно направлять на экспорт: "Аврора", "Фанагория", "Кубань- вино", "Мысхако", "Русская Лоза".  И это может быть интересно российским компаниям. Это не потребует  очень серьезных вложений в продвижение, хотя и на серьезные объемы (в глобальном смысле) рассчитывать не стоит. Но это позволит российским компаниям нарастить производство высококачественных  вин. Замена подорожавшего дальнего столового зарубежья приличным российским продуктом в целом идет медленно. Серьезного успеха из краснодарских предприятий  пока добилась в 2008- 2009 г.г. только "Фанагория".

В то же время белорусский рынок не в состоянии спасти молдавское виноделии (сколь бы не стремился). Мы не думаем, что последние пару недель серьезно уменьшились запасы молдавского вина в Молдавии (с лишних 26 млн дал). В связи с этим в России 14-16 июля должны пройти переговоры нового Руководителя   Агропромышленного агентства "Молдова-вин"  с представителями Роспотребнадзор по комплексу  проблем, касающихся расширения экспорта в РФ молдавской винодельческой продукции. Одной из главных задач молдаване считают снятие барьеров и открытие российского рынка для молдавского вина. Речь идет о достижении договоренностей с российской стороной об открытии нескольких дополнительных "окон" для экспорта молдавских вин, а также об упрощении процедуры получения разрешений.

Также Молдавия планирует  поставлять вино наливом в Россию морским путем через Джурджулештский порт в порт Таганрога, где предполагается открыть специальный терминал. В настоящее время представители России и Молдавии активно прорабатывают вопрос открытия в порту Таганрога спецтерминала для приема судов с молдавским вином, а две российские компании рассматривают возможность фрахта или приобретения специальных судов для перевозки молдавских вин. Однако, после разрешительных процедур все опять упрется в цены на вино и виноматериал.

При этом наш "Роспотребнадзор" воистину всемогущ. Если раньше он Молдавию "напряг", то теперь (при желании) может и поддержать: стоит лишь заняться реальными проверками большей части сырья, которое ввозится в Россию. Наверняка при желании (если Молдавия станет нашим стратегическим партнером, а других у нас и нет давно; все разбежались; более того, на перестройку экономики  в России у нас осталось не более 5 лет- ровно через 5 лет интерес к России как к главному энергоносителю иссякнет) в виноматериалах других стран можно найти  много сомнительного, чем повысит винный рейтинг молдавской продукции, но еще больше -  сырья.

Их проблемы

Выдал информацию о 1 квартале нового финансового года (апрель – июнь 2009 г.)  крупнейший производитель вина в мире Constellation Brands Inc.'s. Так, прибыль компании за этот период  уменьшилась на 85%. Даже в этих условиях  акции компании на последних торгах выросли на   9,2%, до 13,85 долларов, поскольку прибыль за первый квартал, за вычетом издержек, превысила прогноз Wall Street на 1%, а внезапный спад продаж вина компании был не таким значительным, как ожидалось.  Валовая маржа уменьшилась с 35,3% до 33,9%, частично из-за того, что потребители переключились на более дешевое вино и пиво.

Constellation пришлось также провести серию сокращений, а в июне  компания сообщила о намерении реструктурировать свой бизнес за границей на фоне ослабления позиций ее подразделений на рынке Великобритании и Австралии. При этом компания отметила, что продажи марочных вин в этих странах за первый квартал выросли на 6 и 7% соответственно.

Очень интересный момент. Вина в этот период явно не дорожали, значит- продажи выросли по старым ценам. Возможно, что были снижены цены на продукцию, что позволило продать марочных вин больше (об этом компания не пишет). В то же время:   бедные больше дорого вина явно пить не стали; средний класс в лучшем случае сохранил свой уровень потребления марочных вин; богатых больше в кризис не стало (допустим, их осталось столько же); получается, что больше стали пить именно богатые. Или другой алкоголь  пытаются заменить вином? Для класса состоятельной публики Великобритании и Австралии – это возможно. А возможно, что просто марочные вина этой компании потеснили продукцию более ослабленных кризисом компаний. Скорей всего, это так и есть. 

Тем более, что в целом  у компании  сбыт марочных вин сократился на 10%, но при этом они были ровными, исключая колебания валют.  Западные аналитики  ожидают  спада  продаж марочных вин на 15%. Мы с ними согласны, о чем предупреждали еще в октябре 2008 г., когда элитный рынок считал себя в кризис незыблемым. Президент компании заявил, что экономическая ситуация по-прежнему непростая, но компания продолжает работать над уменьшением долга, и увеличением прибыли. Объем задолженности за квартал сократился на 110 млн. долларов – до 3,71 млрд. долларов. Вот это долг!

Теперь, видимо, пора переформулировать знаменитую фразу строителя Полонского по поводу движения в одного место у кого нет миллиарда. Теперь могут куда-нибудь двигаться те, у кого  долг меньше  миллиарда.  А символ респектабельности- долг, превышающий миллиард.

Слияние в экстазе

Идеи слиться и консолидироваться витают в воздухе. Другое дело, что монстрам мирового крепкого алкогольного  рынка сливаться уже некуда. Можно только "разливаться" в течение ближайших 6 лет. Одновременно с этой будущей тенденцией мы отмечали возможность роста национальных компаний  в рамках своих национальных рынков (к этому приведет ослабление мировых монстров на большей части национальных  чужих рынков в период кризиса- национальные рынки будут работать в интересах своих производителей по всему миру). При этом компании, зарегистрированные в оффшорных зонах в ближайшее время по всему миру будут считать чужими. А прецедент создаст ситуация между США и швейцарским банком. В кризис  через пару лет государства победят оффшорные зоны и тайны банковских  вкладов (жизнь заставит).

И вот наиболее перспективной формой слияния в кризис мы считаем операции по консолидации активов в рамках  своей страны. Основным сдерживающим фактором здесь может стать антимонопольное законодательство. Оно и раньше толкало многие компании именно к созданию международных компаний.

Объявили, что японские компании Kirin Holdings Co. и Suntory Holdings Ltd. ведут переговоры о слиянии, что может привести к созданию крупнейшей в стране и одной из самых мощных в мире компаний по производству алкогольных и прохладительных напитков. Вот это как раз то, что можно приветствовать. Будущий национальный гигант попытается что-то сделать в кризис на мировом рынке. Вряд ли получится, но пусть попробует.  Общий объем продаж двух фирм по итогам 2008 финансового года составил около 41,5 млрд дол. Слиться реально на японском  рынке им не позволит антимонопольное законодательство. Возможно,  возникнет какая-то новая форма экономического объединения.

Японские компании не считают перспективным внутренний рынок из-за стремительного снижения рождаемости и старения общества. В этой связи они планируют сосредоточить силы на реализации международной стратегии развития, однако для этого необходимо сначала создать крепкую финансовую базу внутри страны.

Но эти же проблемы характерны для всей Европы. Да и для очень многих стран мира. Надо "уговорить"  пить алкоголь мусульман,  и мировой рынок будет спасен. 

Что очень интересно: ни одна крупная международная компания не связывает свое развитие с собственным национальным историческим рынком; все рвутся не просторы мирового рынка.

А мы сегодня просто ждем: ждем, когда мировая ситуация  скопирует в чем-то российскую (закрытые  региональные рынки).


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |