Эксперты считают, что в ситуации виноваты Росалкогольрегулирование и сами производители. Ведомство свою вину отрицает, но ограничение "молодежных" напитков вполне вписывается в нынешнюю концепцию борьбы с алкоголизмом.Производство слабоалкогольных напитков крепостью не выше 9% на заводе "Очаково" остановлено: компании не удается получить акцизные марки, передает Пивное Дело "Слабоалкогольные напитки мы не выпускам с Нового года. Производство простаивает уже месяц", - говорит представитель "Очаково" Софья Сонина. - Убытки мы несем пока небольшие, так как, предвидя ситуацию, мы сделали запасы в прошлом году. Но чем больше будет простаивать производство, тем больше будут потери".
С 1 января 2012 года все слабоалкогольные напитки менее 9 градусов, за исключением пива, подлежат обязательной маркировке. Соответствующие поправки внесены в закон "О госрегулировании производства алкоголя" летом 2011 года.
"Получить акцизные марки мы не можем, так как мы не можем создать на них заявку: у нас нет утвержденного бланка в электронной системе", - жалуется Сонина. Кроме того, получить акцизные марки производитель сможет только через месяц после подачи заявки.
Аналогичные сложности испытывают и другие производители слабоалкогольных коктейлей, говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. В том числе United Bottling Group (производит Jaguar, Red Devil, "Черный Русский", "Казанова", "Трофи", "Нирвана"), компания "Мегапак" (Hooper’s, Hooch) и другие. Эти и другие производители от комментариев отказались.
В Росалкогольрегулировании утверждают, что компании сами виноваты в том, что они не могут получить акцизные марки. "Вся нормативная документация была создана в прошлом году. Все акцизные марки есть в наличии, - говорит пресс-секретарь РАР Александр Куляков.
- Мы принимаем заявки на получение марок и делаем все для того, чтобы производители их как можно быстрее получили". По его словам, никаких препятствий у производителей нет.
"Процедура слишком сложная, и не все успели к ней подготовиться. Компаниям нужно не только собрать необходимые документы, но и установить станки для наклейки марок на производстве", - признает Дробиз. Но о том, что в феврале может возникнуть дефицит слабоалкогольных напитков, участники рынка предупреждали заранее, говорит Дробиз. "Это происходит из-за несогласованности действий между регулирующими органами и производителями алкогольной продукции, - считает он. - Полноценно отрасль сможет восстановиться только в марте".
Ограничение производства слабоалкогольных коктейлей соответствует Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма.
Пьет коктейли в основном молодежь. По данным Росалкогольрегулирования, с 12-13 лет треть юношей и почти 20% девушек начинают ежедневно или через день употреблять слабоалкогольные напитки и пиво.
При этом сроки становления алкоголизма у молодых в четыре-пять раз короче, чем у взрослых, говорится в "Информационной брошюре о вреде алкоголя", размещенной на сайте ведомства.
"Многие производители слабоалкогольных напитков намеренно разрабатывают маркетинговые кампании, направленные на детей и подростков, раскрашивая банки в детские, молодежные цвета, украшая их тинэйджерской символикой", - говорит сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем Дарья Халтурина. Слабоалкогольные коктейли изначально позиционировались как молодежные, согласен Дробиз. По его словам, большая часть слабоалкогольных коктейлей производится не на натуральной основе: это спирт, смешанный с ароматизаторами и красителями.
Содержание этилового спирта и тонизирующих веществ в слабоалкогольных напитках ускоряет пристрастие к алкоголю, в особенности молодежи, а потребление такой алкогольной продукции приводит к физиологической потребности ежедневного ее потребления, говорится в концепции по борьбе с алкоголизмом.
По данным Росстата, в 2011 году производство слабоалкогольных напитков увеличилось на 5,6%, до 31,9 млн дал.
По материалам портала "Акциз"
Архив новостей