AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 192 / 10 123 644
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


29.07.2009 11.20

"Страшилки" госрегулирования


В принципе, опыт говорит, что совершенно неважно, кто в России разрабатывает законопроекты в последние 18 лет. В условиях  непрозрачной, нецивилизованной и тайной системы лоббизма, до сих пор неузаконенной (как в тех же США; у нас система есть, а закона о лоббировании нет; все как с сексом в СССР), результат действия законов – все тот же – по Черномырдину. Чтобы не делалось.

Вся история алкогольного рынка и госрегулирования последних 25 лет напоминает  старую поговорку про Россию: ее прошлое мрачно, настоящее – серо, а будущее великолепно. И так уже тысячу лет.

Сегодня поправки к алкогольному законодательству разрабатывает само государство в лице Федеральной службы на основе предложений СПАП. Это означает, прежде всего в интересах крупного алкогольного бизнеса. Это означает, в интересах этилового спирта и водки. Эти продукты – финансовое  ядро рынка. Отсюда и пляшут. Это совершенно неверная позиция. С водкой принципиально в силу объективных  социально- экономических причин ничего серьезного не произойдет. Расти легальному рынку все равно не дадут. Разворошат в очередной раз эту кучу, издаст она зловоние (как в пословице), и все вернется на круги своя  до решения социальных проблем. В стратегическом плане водочный рынок для России бесперспективен. Это не в том плане, что у нас когда- нибудь водку пить прекратят (да ни в жизнь). Это просто в силу примитивности продукта.

Если бы мыслили наши алкогольные стратеги по- государственному и перспективно, то начали бы реформу  в интересах виноделов. В этом перспектива  развития России. Снизить алкоголизацию (а стратегическая цель в этом; действительно социально – экономическая нетелевизионная  политика государства  негативна  для  значительной части населения, и алкоголь с его суррогатами  идут с этой политикой государства – параллельными курсами) можно только изменив структуру потребления. Российское село обречено спиться, тут уже вряд ли что-то можно изменить. А с остальными надо работать.

Сегодня алкогольную реформу госрегулирвания проводят  спиртовики и водочники. И в этом ее слабость. Какой была алкогольная  Россия 25 лет назад и какой стала: в 1980 г. население потребляло 300 млн дал виноградного натурального вина и около 200 млн дал крепкого алкоголя (без учета самогона). Пиво выкидываем, хотя мы лично готовы многое простить пивному рынку за создание пива "Кулер лайм" (просим не считать рекламой). Сегодня мы имеем вина около 110 млн дал (85 млн дал виноградного, 25 млн дал игристого и шампанского), а крепкого – 235 – 240 млн дал  (185- 190 млн дал водки и ЛВИ; и суррогаты без домашнего самогона – не менее 50 млн дал).  На водочном рынке сегодня и в ближайшие лет 5 порядок в России навести невозможно (будем рады, если ошибемся в своем прогнозе); он является слепком в миниатюре нашего государства и его экономической системы. Он – копия его.  Так распорядилась жизнь.

Для нас – это первое слабое место реформы. Все внимание водке и спирту в ущерб вину.

Второе слабое место – реформа вновь в интересах крупного алкогольного бизнеса и проводится им в союзе с госсектором (временно они союзники). Мы имели самый свежий печальный опыт подобной работы – это 102 закон. Давайте представим, что в 102 законе нет ЕГАИС (как и не должно было быть). Что остается – только реформа по укрупнению алкогольного (водочного бизнеса) и системы розничной торговли алкоголем. Кризис в 2006 г., который произошел по  недалекости разработчиков закона, произошел только по причинам, связанным с ЕГАИС (простой отрасли в январе- марте 2006 и июле 2006), что ввело в состояние кризиса и крупный, и средний, и малый бизнес (поставило их в равные условия и вместо уничтожения регионального производства той же водки только усилило региональное производство на том этапе). Егаисоый кризис не позволил крупному бизнесу в полной мере собрать планируемый урожай от 102 закона.

Сегодняшний комплекс мер выглядит вынужденно – прогрессивным (как возможность построения коммунизма в отдельно взятой стране) , но главная цель у него та же- интересы крупного водочного бизнеса, причем не только российского.

Не будь кризисного спада в производстве легальной водки в России в 20% (начиная с первого месяца кризиса – октября 2008 г.), не исключено, что и службу бы никто не создал. Это напугало власть. Ведь на самом деле – это не нелегальный рынок теснит легальный, это не производство легальной водки упало на 20%. Это у потребителя уже при нынешней ставке акциза снизилась потребность на  20% в легальной дорогой водке. У нас до сих пор не понимают, что даже сегодня наша водка в 1,5 раза относительно дороже  крепкого алкоголя в Скандинавии для  нашего потребителя. Если считать, что легальная водка пьется населением достаточно равномерно, то не менее 15% потребителей легальной водки сказали ей решительное "нет" и держат слово уже 10 месяцев. Пусть 3% из них бросили пить; 5%- снизили потребление; 7% ушли в нелегальный рынок.

Правительство все еще обсуждает  будущие алкогольные меры. Федеральной службе необходимо самоутвердиться в органах власти. Это самое молодое структурное образование и профильное  ведомство из недавно созданных. Если что-то у него получится (а этого бы очень хотелось; и наша критика к этому не имеет никакого отношения), то (возможно) административная  реформа в России продолжится в подобном направлении более активно. От Федеральной службы ждут подвига. В нынешней ситуации (в нашем понимании) – это найти общий язык с Минфином.

На наш взгляд, с точки зрения  Минфина у службы уже есть 2 прокола: первый пакет предложений (апрельский), который пошел в разрез с мнением Минфина по вопросам ставки акциза (Минфин ушлый, умный и хитрый; прекрасно зная нашу государственную систему изнутри, он понимает сомнительность эффекта от введения всех этих мер жесткого контроля в плане пополнения бюджета, поскольку рынок – 100%-ое порождение этой системы). Второй июньский – попытка через алкогольный бизнес (приближенный к службе союз государственной и олигархических водочных компаний) вернуться к теме сохранения  ставки акциза. По сравнению с апрелем  акцизная позиция Минфина стала жестче (тогда она была на уроне действующей трехлетней программы; по крайней мере, речь не шла о 30%-ом  росте). После апреля позиции сторон претерпели изменения-  "акциз пошел вверх" (служба пришла к "пониманию" необходимости сохранения прежней программы ставки роста акциза, что автоматически хоронит все прочие предложения, хотя вводить их можно и нужно – но эффекта того уже не будет); Минфин за это время нарастил свои аппетиты до 30%-го роста. 

В результате из корыта "выплеснут" ребенок- уже не столь даже важно: 10% роста ставки или 30%. Это просто непринципиально  для государства- сократится легальный рынок водки еще на 15 млн дал сразу или за 2 года. Минфин прекрасно понимает, что минимум 30% нелегальной водки у нас будет всегда.

Спорить службе с Минфином опасно (вес у Минфина и поддерживающего службу Зубкова явно разный). Но другого выхода у нашей службы нет. Иначе подвиг не получится точно (при ставке акциза в 250 руб. можно вешать "боксерские перчатки" на гвоздь).

Но при всем при этом есть еще один очень важный момент- принятие будущего закона. Чтобы пока об этом не говорил руководитель профильного Комитета по экономике Госдумы сегодня по поводу будущих осенних алкогольных  решений, депутаты после оздоровляющего отдыха поедут в свои регионы- посмотреть как живет их электорат. Там их ждет много сюрпризов. И очень может быть, эта поездка "отрезвит" депутатов и не даст удорожить водку  до предложений Минфина. 

Рынок водки необходимо расчистить: от нелегальной водки и от дешевой региональной водки (поэтому принимаются  меры по борьбе с дешевой водкой методом введения минимальной цены, а региональную попытаются побороть  методами борьбы с региональным сепаратизмом – иначе его можно назвать борьбой с региональной водкой).

У крупного федерального бизнеса выбор сегодня не слишком велик. Сегодня пока еще крупный бизнес группируется (как и до кризиса) вокруг сегмента в 130 рублей за бутылку в рознице. Сегмент этот мал относительно всего рынка и нынче сокращается в объеме. До кризиса в течение нескольких лет он рос, развивался и являлся носителем тренда. При этом дешевая нелегальная водка никак с ним не пересекалась, потребителей у него не отнимала, расти не мешала. Сегодня путь крупного федерального бизнеса – только вниз по цене. Только там можно прирасти объемом. Но для крупняка – это серьезный шаг назад.  Точнее пути два: идти самим вниз, или уничтожить этот сегмент введением высокой минимальной цены. И в этой ситуации крупному федеральному бизнесу должно быть выгодно введение высокой минимальной цены: при минимальной цене в 120 руб. при 250 руб акциза та же "Зеленая марка" может поднять до 140 в магазине. И при выборе потребителя- что взять при новых ценах (водку "Зеленая марка" за 140 или водку, которая стоила  90, а теперь 120)- вероятность выбора "Зеленой марки" выше. При этом в такой психологический момент выгодно запустить новый бренд (что делает "РСП"): потребитель сразу получит новую водку по высокой цене в 120% и выбор в пользу нового бренда может быть  вероятнее, чем  "старого известного бренда".

Если же минимальную цену не введут (что очень вероятно после поездок депутатов по регионам), и акциз повысят всего на 10%, то путь федерального бизнеса только вниз по цене – к водке по 90- 100 руб. – созданием новых брендов или раскруткой старых. И водка по 90 руб. уже в какой-то степени  конкурирует с "премиальной" группой нелегальной водки по 75 руб. (но вовсе не так серьезно, как раздуваем эту проблему СМИ все мы с вами).

Федеральная служба сегодня (это естественно) сомкнулась с крупным федеральным бизнесом и "РСП", поддерживая  "СПАП". Более того, на нынешнем этапе совпали интересы государственного  алкогольного бизнеса и крупного частного федерального (российского и иностранного, который крайне разнороден; его объединяют лишь масштабы бизнеса). В "РСП" в основном средние региональные заводы. Подобное единство может продержаться  не более года. Противоречия перевесят, и службе придется занять сторону "РСП". Тому же "РСП" не нужна вся та армада заводов, которая у него есть. Вполне достаточно по 2 (где-то по 3 завода) в каждом из федеральных округов. Итого – не более 17 водочных.

Еще один честный парадокс-  серьезной битвы между водкой по 90 и по 75 рублей на самом деле нет. Будь в магазинах водка только по 90, ее объемы бы выросли относительно сегодняшних максимум на 5%. Ни потребитель не перейдет с 60 рублей на 90, ни государство ничего не получит (государство на самом деле ничего сегодня не теряет в финансовом плане от наличия нелегальной водки на рынке; легальная физически не может заменить нелегальную даже при введении минимальной цены в 90 руб.). Введение минимальной цены 85 руб. в 2007 г. в докризисный период могло бы увеличить объем легально- схемной  водки со 130 млн дал до 140 млн дал. Но в акцизном плане ничего бы не изменилось – рост обеспечила бы схемная водка из Осетии. Если бы ввели минимальную цену в 90 руб. с 1.01.2009, то при нынешней ставке акциза рынок легально- схемной водки составил бы не 105 млн дал (как составит по итогам года), а 110 млн дал.

Если минимальную цену введут с 1.1.2010 при ставке акциза:  (+10%) на уровне 100 руб., то рынок легально- схемной  водки составит около 100 млн дал по итогам 2010 г. (чтобы не делало государство дополнительно); при ставке предлагаемой Минфином (+30%) на уровне 115 руб., то рынок легально- схемной  водки  составит около 90 млн дал по итогам  2010 г.

В общем, совершить подвиг у нашей Федеральной службы не получится, но пусть она к этому стремится. "Павших" бойцов сменят другие.

На опытном поле Воронежа

Совсем недавно один из серьезных и наиболее информированных в законодательном плане алкогольных экспертов заявил, что Россия уже практически подошла к созданию государственной сети алкогольной торговли. Наверное, так и есть.

Но мы предполагаем, что государство как- то постепенно будет проводить алкогольную реформу. Сначала попробуют со спиртом разобраться, потом с водкой. Подведут итоги. А потому уже и к рознице подступятся. Тем более, что можно будет изучить созидательный, передовой, воронежский, розничный, алкогольный опыт. Там же уже полгода  местная администрация бесстрашно создает полигон государственной розничной торговли, может быть.

Перенесемся в 18 января. Как бальзам на сердце г. Миронова пролился 18 января 2009 г. В ответ на его 3- летние призывы перейти к ГМП на розничную торговлю алкоголем (а повторяет он это с завидным упорством  3 года, так и не разобравшись в сути вопроса) все российские СМИ обошла заметка  следующего содержания: "В Воронеже создается сеть государственных магазинов по продаже алкогольной продукции". И далее: "Воронеж, 18 января. В Воронежской области откроется сеть из 32 государственных магазинов, торгующих алкоголем. Как рассказал директор ГУП "Воронежкачество" И Гришин, таким способом власти области пытаются бороться с нелегальной алкогольной продукцией.

Планируется открыть магазины площадью до 150 кв. м в каждом райцентре Воронежской области (их 32). Первые три — в Острогожске, Рамони и Репьевке — появятся в конце февраля, название сети пока выбирают. "Воронежкачество" планирует на первом этапе вложить в данный проект 12 млн рублей собственных и заемных средств – этого будет достаточно для открытия первых пяти магазинов. "Воронежкачество" имеет в распоряжении собственную лабораторию, деятельность которой направлена на сертификацию продукции. Гришин рассчитывает, что оборот каждого магазина может составлять 600 тыс — 1 млн рублей в месяц. При этом сеть постарается удерживать "приемлемые цены".

Эксперты "ЦИФРРА" тогда долго и подробно расписывали – почему ничего из этой затеи не выйдет. Хотелось бы узнать подробности деятельности Администрации в этом направлении, но их пока нет. А ведь казалось – такое плевое дело. Почему бы лидерам "Справедливой России" не съездить в Воронеж, не разобраться – а что, собственно, помешало?

Очень было бы полезно. Ведь мы исходим из того, что чиновники не сидели сложа руки, а первые 5-10 магазинов уже готовы к открытию. Просто в частной хорошо нам знакомой  дистрибьюторской винной компании, которая в декабре решила открывать магазины частные, уже в 3 городах работают около 10 магазинов. Трудно это вести бизнес государству, не имея опыта. Даже Газпром, и тот, как "бизнесмен- монополист"  горит синим пламенем в 2009 г.  Не царское это дело – алкоголем при капитализме в  России  торговать.

Геть, братья-славяне - 7

Как быстро летит время. Мы даем уже в седьмой раз сравнительный блок "Геть, братья- славяне"- о том, где и как идут алкогольные дела в период кризиса в трех некогда  братских славянских странах. Мы все на разных стадиях алкогольного развития. В Белоруссии – стабильность и порядок на алкогольном рынке, в силу чего (логично) там продолжает расти потребление водки и ЛВИ, падает потребление вина виноградного и коньяка, а также плодового. В силу того, что шампанские и игристые продукты там до сих праздничны (они живут без излишеств), то этот продукт не падает. А рынок САН даже растет в силу той же некоторой "отсталости", но этот рынок белорусы скоро закроют совсем. И ни о каких реформах они не думают. Стабильность честной власти порождает стабильность экономики. Это один славянский полюс.

Посередине  – Украина. Они начали алкогольную реформу в кризис, готовились к ней еще до кризиса. В октябре- ноябре  ввели новую марку с указанием объема жидкости в бутылке и затем  минимальную цену на водку. Не знают, что делать с государственным "Укрспиртом". Крупные водочники требуют его приватизации.  На 50% сократили экспорт спирта. Из уникального- там растет рынок водки, но падает рынок ЛВИ и другой водки. В сумме роста рынка водки и ЛВИ до мая не было. Был  суммарный  спад, аналогичный российскому. Но с мая началась подготовка к дикому росту акцизов с 1 июля 2009 г., что спровоцировало рост производства продукции по старой ставке  акциза. Что еще интересно: рост производства водки не подтверждается  в Украине  спиртовым рынком даже с учетом падения экспорта, что подтверждает нашу еще январскую догадку о том, что в Украине идет не рост производства, а изменение схем работы (раньше продукт назывался иначе, а теперь стал выходить по статотчетам как водка). Меняются схемы работы. У нас в России с коньячными спиртами тоже пока вон какая чехарда идет.

Россия пока болтается на противоположном полюсе. Как один предмет в проруби. Мы на самой низшей стадии – мы готовимся к реформе и копим силы. Что важно – власть осторожничает. Не хочется второй раз за 3 года погрузить рынок в административный кризис. Кое  в чем мы пошли дальше всех- чтобы был с кого потом спросить персонально (не назначая крайними 3 замминистров разных министерств) за "успех" реформы, назначено специальное профильное ведомство. Набор предлагаемых  мер не так уж плох. Но только потому-  что делать все равно что-то надо. А без устранения или хотя бы минимизции влияния главных причин хаоса на рынке (нелегальный рынок не первичен, а вторичен; не он порождает ситуацию,  а ситуация порождает его; и количество контролеров: технических в лице ЕГАИС или физических в лице будущих региональных  представителей службы ничего не решает; хороший пример- борьба московского  правительства  с дешевой водкой в московском ритейле) можно делать все, что угодно. Что-то в реформе придумали сами, что-то взяли у хохлов. В докризисный период предлагаемые меры могли бы иметь какой-то эффект, про сегодня – сказать сложно. Но пусть сделают хоть что-то. Все равно надо двигаться вперед. Застой надоел всем.

В этом принципиальные разницы между нашими рынками. А населению на все это наплевать; оно в кризис все равно  подчиняется  инстинктам в зависимости от генетически заложенного чувства национального самосохранения  развития: пьет больше крепкого, а меньше слабого (и так везде, нигде не наблюдается ни снижения потребления алкоголя, ни спада крепкого с ростом слабого).

Более  подробно по видам продукции.

Группа крепкого алкоголя:

  • Водка и ЛВИ: ничего кардинально  нового и удивительного не произошло. Единственное, в России спад водки и ЛВИ с 18,7% в мае упал до 12% в июне. Продукция неожиданно стала желанней. Хотя на общий спад по итогам января- июня это практически не повлияло. В Украине рост производства (выход в плюс относительно 2008 г. на 5,1%) мы целиком  связываем с серьезным ростом ставки акциза с 1 июля. Поэтому, в июле должен быть спад за счет перепроизводства в июне, а вот уже август будет более показательным. Белорусы (продажи водки и ЛВИ) – наращивают производство главного кризисного напитка – водки (рост продаж на 4%).
  • Водка: разнонаправленное политическое движение рынка. Честное – вверх у белорусов (на 2,4%). Левое движение в России – (-15,6%). Самообманное движение у украинцев (+44,4%). На этот рост влияет рост ставки с 1 июля и спад производства ЛВИ и другой водки в 2 раза.  Внешняя  видимость успехов украинской реформы может сподвигнуть и наших реформаторов брать пример. Но у нас нет продукта, за счет которого может расти нелегальная водка (максимум –  до уровня минус 7% от уровня 2008 г. за счет нелегальной водки). Как мы понимаем – основной рост производства водки в Украине все-таки обеспечен спадом производства группы ЛВИ и др. водки.
  • ЛВИ: Россия восстанавливает рынок (+19,6%). Украина манипулирует им и теряет 43,2%; в Белоруссии рост на 13,9%. При этом в России преимущественный рост у крепких ЛВИ (+28%). Нелегальный рынок водки и ЛВИ в Украине мы измерим в августе- в результате акцизной реформы он должен будет вновь вырасти до 40%.
  • Коньяк и бренди: Россия продолжает демонстрировать рост рынка коньяка (физический и бумажный) при остром дефиците статистическом  коньячных спиртов. А в жизни всем почему-то спирта хватает. И в Украине, и в Белоруссии спад производства коньяка на 15%- 16%. При этом в обеих странах происходит рост рынка легальной водки. Рост может происходить только за счет чего-то другого. Вот в Белоруссии спад коньяка. В Украине спад коньяка и спад ЛВИ. Точно также и рост коньяка и бренди в России должны происходить за счет чего-то. Даже падение рынка легальной водки в России не является  причиной для роста коньячного рынка. Он аномален и асоциалогичен. Даже рост производства продукта по цене до 250 руб.

Группа низко алкогольной продукции:

  • Виноградное вино: что интересно, при различном уровне зависимости от импорта все три страны сократили производство примерно на уровне 3%-:%. Белоруссия находится на этапе формирования рынка виноградного вина. Реализуется программа  тотального импортозамещения алкоголя произведенным в Белоруссии из импортного сырья (вино виноградное, коньяк). Россия сократила в июне спад до 5,6% от июня 2008 г. (мае спад составлял  -7,7%; а в апреле – 8,7%). Возможно, что это простое сезонное препроизводство продукции. В Украине спад на 3% предполагается. Про украинские винные свары мы пишем регулярно, поэтому дождемся  более точных данных.
  • Шампанские и игристые вина: Россия и Украина единодушны (спад в 15%-16%). Мы имеем развитие рынки этой продукции, потому и теряем пропорциональные доли рынка. Белорусы при низких объемах производства умудрились нарастить  производство на 0,4%.
  • Плодовое вино: белорусы с ним борются – потому спад на 8,6% (за счет крепленых вин). Напомним про белорусскую государственную программу борьбы с плодовыми винами. У Российского государства  отношение к рынку этого продукта безразличное; потому – рост на 17%.
  • САН: в России спад производства на 21%; в Украине- на 12%. Мы уже переболели этим продуктом. Причем, и в Украине в 2003- 2004 г.г., и в России в 2007 г. уже были резкие  спады производства. В Белоруссии рост на 4,2%. У них все еще впереди (вплоть до запрета этой продукции).
  • Пиво: мы предполагаем, что спад производства на 4% - 6% в России и Украине связаны с ростом производства нелегального пива и продажей его в розлив.

Сырьевая группа:

  • Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья:  Россия на уровне 2008 г. (-2,6%). В Украине должен быть спад на уровне 20% из-за спада экспорта.

Вот такие разные итоги. Наш рынок интригуют Федеральная служба, Правительство и Минфин, а также настойчивый г. Миронов своей навязчивой идеей о ГМП на спирт. Что он лично вкладывает в это понятие- никто не понимает.  До того,  как все начнется в России (Правительство должно определиться  до конца августа; но есть еще депутаты – они что-то примут в октябре; работать это что-то, скорей всего, начнет после Нового года), мы уже увидим – чем все это кончится в Украине (в августе- сентябре станет видно – насколько рухнет от повышения акцизов рынок водки в Украине; при  этом хитрые хохлы акцизы подняли очень сильно, а о том, что подняли минимальную цену – информации нет. Забыли поднять, видимо. И зачем тогда эта профанация с минимальной ценой в Украине?).

Таблица 1. Сравнительная динамика изменения объемов легального производства алкогольной продукции в России, Украине и Белоруссии в кризисный период  2008- 2009 г.г.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |