AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 4919 / 10 178 578
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


03.08.2009 11.34

Барометр бедности и нищеты


В этом вся разница: у нас потребитель нелегальной не может позволить себе легальную в необходимом для потребления объеме (либо ему надо ограничить потребление в 2-2,5 раза, а при практически безысходном образе жизни малообеспеченных это нереально). Для примера- в Великобритании с высоким уровнем жизни и системой контроля – 20% рынка сигарет нелегально. И еще раз наш классический пример: хочется рассмеяться в лицо скандинавам, считающим свою самую дешевую легальную водку дорогой – у нас она в полтора раза дороже относительно наших средних зарплат.

Мы не защищаем нелегальный рынок, мы категорически против него и против экономической системы, его породившей. И бороться с ним, ничего не меняя в системе – абсурдно. У нас есть огромный айсберг под названием алкогольный рынок и его государственное регулирование. У айсберга две макушки: борьба с алкоголизацией спивающегося населения России и борьба с нелегальным, под прикрытием которых можно провести любые (самые алогичные и абсурдные) комплексные решения в интересах крупнейшего алкогольного (водочного) бизнеса. При этом заведомо зная, что пить население не бросит (и даже не сократит потребление), а нелегальный рынок каким был, таким в лучшем случае и останется. На днях в прямом эфире "Бизнес-ФМ" нашего эксперта спросили: "Но ведь надо же что-то делать?". "Вот что-то и делают"- ответил наш эксперт.

Несколько разных мыслей (неупорядоченных) на тему: борьба с нелегальным рынком в России – это борьба с качественным алкоголем для малоимущих. Это практически – "борьба с собственным малоимущим народом". Это мы лишь называем явление своим именем. Начав заранее с осени 2008 г. борьбу с алкоголизацией, государство наивно надеялось, что малоимущее резко в кризис бросят пить (раза в 2), что "морально" позволит государству ввести высокую минимальную цену (в 90 руб. за бутылку). И баланс сохранится. Пока эффект обратный: даже при минимальной цене в 85 руб. производство и рынок легальной водки и ЛВИ в 1 полугодии упал на 20%. Объем перетек в нелегальный сектор. То есть, пить не бросили и меньше не стали. Наоборот: это не легальный рынок водки упал на 20% в объеме, это 20% потребителей легальной водки стали жить еще хуже и ушли в сегмент нелегальной водки и ЛВИ.

Нелегальный рынок водки для России – в чем-то понятие философское. Мы всегда называли его самым остросоциальным и показательным сегментом потребительского рынка. Именно водочный рынок наиболее четко отражает все социальные процессы в нашем обществе. Исследования именно водочного российского рынка привело нас еще летом 2006 г. к пониманию неизбежности мирового экономического кризиса.

В России нелегальный рынок водки – это барометр благосостояния и бедности нашего населения. Рынок суррогатов водки – барометр нищеты нашего населения. И как сегодня непобедимы эти явления, так и непобедим нелегальный рынок, который – порождение системы. Про нелегальный рынок говорили много до 2008 г., но когда начался кризис потребительского рынка в России (а это был октябрь 2007, а не 2008), то рынок легальной водки еще смог (был запас с начала года) в 2008 вытянуть оптимальный уровень баланса рынка: 70% легального объема на 30% нелегального. Этот уровень оптимизировала и привела к нему система акцизных складов, введенная в 2001 г. После него соотношение сохранилось еще в 2007 и 2008 г.г. Но даже этот уровень с 2006 г. стал внешним поводом активного развития явления регионального сепаратизма. В 2008 г. мы получили 63% на 37%, а в 2009 получим по итогам года- примерно 57% на 43%.

Рынок водки (бог с ними – с этими акцизами; пусть за них государство переживает) сегодня разбалансирован в глобальном смысле. И разбалансировало его не наличие нелегальной водки, а нежелание новой части населения покупать легальную дорогую водку в прежнем объеме.

Как будет жить алкогольный рынок дальше? Лучше, хуже, так же как раньше? Никто сейчас не ответит точно. Еще раз подчеркиваем- что за закон мы получим в результате осенью – даже спрогнозировать с большой точностью сложно. В Правительстве – явный калейдоскоп предложений и идей. И навредить себе там явно не хотят, остерегаются. Поэтому и Федеральную службу трудно сегодня считать катализатором алкогольных идей. Что останется от ее предложений – даже сейчас непонятно.

Наша Федеральная служба – заложник ситуации. С одной стороны, надо доказать Премьеру и Президенту свою состоятельность и эффективность (тем более, что именно алкогольный рынок 8 лет уговаривал государство создать федеральный орган; но создал–то его не алкогольный бизнес, а то же самое государство- не самый эффективный управляющий на базе не самого эффективного государственного алкогольного бизнеса). С другой стороны, социально- экономическая ситуация не предполагает позитивного движения отрасли вперед (даже в фискальном направлении).

Подводить итоги деятельности нового органа государству можно будет только после начала и некоторого периода великой алкогольной реформы. Уже сказано, что главное (опыты над спиртовой отраслью) начнутся не с 1 января 2010 г. Значит, с 1 июля (у нас раньше было 2 даты). Вероятно, что государство решило принять закон в октябре 2009, а воплощать его в жизнь позже, понаблюдав за социально- экономической ситуацией в России в кризис в первой половине 2010 г. Вряд ли кто-то допустит ныне ошибку г. Драганова, который во второй половине декабря 2005 заявил примерно так: "Мы же приняли закон; давайте жить по нему, а дальше разберемся". Надеемся, что ошибок со сроками введения 102 закона государство не повторит. Хотя в 2005- 2006 точно можно было не торопится, а сегодня ситуация заставляет. Короче, мы предполагаем, что государство оставит себе достаточно времени для наблюдения за развитием ситуации; для реальной подготовки к реформе; для формирования Федеральной службы (к 1 января 2010 служба точно еще не сможет стать тем серьезным всероссийским полноценным инструментом алкогольной политики, на который можно возложить реформу- понадобится времени не менее чем до 1 июля 2010 г.); ну, и наконец, надо подготовить схемы работы обновленного в результате будущей реформы нелегального рынка алкоголя (это тоже очень важный вопрос – государственной важности). Государство не решиться лишить малообеспеченных граждан качественного заводского нелегального алкоголя.

Закон должна реализовывать (чтобы не поучилось совсем как всегда) максимально сложившаяся и дееспособная организация, которая и станет отвечать за все успехи и провалы. Сколько на это надо времени, чтобы не повторить 2006 год? Это мы про идею со спиртом. Не знаем.

Но ничего не мешает ввести уже с 1 января 2010 г. минимальную цену на водку (сейчас она условно равна 86 рублям; плюс 10% акциза; это даст не менее 92 руб. на полке). Тот регион, который захочет это проконтролировать, проконтролирует (не все же будут жевать сопли, как в Кировской области).

Очень интересная информация из Воронежа. Кто, как не новый губернатор области, много лет отвечавший за спиртовой и алкогольный рынок России, знает все его нюансы.

Меморандум об экономически обоснованной минимальной цене на легально произведенную водку подписали Ассоциация операторов рынка алкогольной продукции "Знак качества" и торговые сети в здании правительства Воронежской области 30 июля. Руководству области не нравится водка по оптовой закупочной цене 46 рублей. Из общего объема розничной реализации водки около 25% приходится на дешевую водку, которая поставляется из других субъектов РФ. Доля водки местного производства в общем объеме реализованной на территории области алкогольной продукции уменьшилась с 34% в первом квартале 2009 года до 23% во втором квартале. Область считает, что недополучает за счет нелегальной продукции 500 млн руб. Они пока еще не понимают, что и не получат их никогда (в ближайшие годы); но процесс идет в правильном направлении- оптимизация легального и нелегального рынка. Согласно меморандуму, цена за бутылку водки емкостью 0,5 л не может быть ниже 71 рубля - для оптовых организаций при поставке в розничную торговую сеть, 80 рублей - в розничных торговых предприятиях сетевого формата при поставках через оптовую организацию, 85 рублей - в прочих розничных торговых предприятиях при поставках оптовыми организациями, 73 рублей - в розничных торговых предприятиях при прямых поставках от производителей. Правда, ни одна федеральная сеть документ подписывать не стала. А подписание стало следствием "угрозы" двух заводов области остановить свое производство в 2010 г, если власть не победит нелегальную водку, которой на рынке области около 50%. Гордеев явно хочет вернуться в Москву; инициатив будет много.

Единственное, что поставщики нелегальной водки могут опротестовать это решение через ФАС. Здесь явное ущемление свободы конкуренции. К содержанию документа уже проявила интерес ФАС. Замруководителя воронежского управления ФАС, отметил вчера, что изучит меморандум на предмет его соответствия законодательству. "Есть ли там нарушения – говорить преждевременно, пока мы не прочитаем документ целиком", – пояснил он. Он согласился с тем, что в случае с алкоголем вопрос цены действительно вторичен, а качество продукции – более важный фактор. Вот вам честная позиция госоргана. На самом деле также смотрит на нелегальный рынок и наша власть, а Федеральной службе придется с этим бороться. 

Вернемся к общему. Никто не мешает Правительству все меры вводить позднее, а с 1 января 2010 г. ввести минимальную цену на уровне, например, воронежских; усилить ответственность за оборот нелегальной продукции, продажи детям и т.д.; хочется – ввести лицензирование перевозок спирта (но так, чтобы организации получили время на оформление- это тоже серьезный коррупционный процесс). Решится ли Правительство на это? Трудно сказать. У нас же любят комплексный программный подход. А глобальность подхода, как нам кажется, в сегодняшних условиях может только навредить. Нужна не единомоментная, а пошаговая постепенная программа. Попытка ввести все разом может все угробить. Введение минимальной цены как раз и вытащит кучу новых реальных проблем. Как мы поняли, все глобальные решения все равно "заморозили" (вроде единой ставки акциза и переноса всего акциза на спирт). Ввести минимальную цену и посмотреть, что будет. Сегодня необходимо не глобальное, а локальное и точечное, постепенное регулирование рынка. Главное – дать юридическую основу регионам для "борьбы" с нелегальной продукцией. На 1 этапе было бы этого вполне достаточно. Убрать из ритейла водку по 45- 50 руб. А то вон опять 16 июля 2009 года в рамках проведения проверки ООО "Метро Кеш Анд Керри" в г.Твери сотрудниками Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области проведена контрольная закупка водки "Савинская" емкостью 0,5 литра, стоимостью по акции 48,89 руб. с НДС. Произведен данный алкогольный напиток ЗАО "Раунд-М", г. Железнодорожный, Московская область. Всего обнаружили 2 500 бутылок. 

Кому сегодня мешает нелегальная водка. В "Метро" она мешает всем, так как пока еще доверие к ритейлу у покупателей в России есть. А в обычном магазине водка по 40- 50 рублей не мешает никому. Это в Воронеже установили цены по 73 руб. при прямой поставке водки в магазин с завода (видимо, имеется в виду заводской магазин: 63 минимум с завода; перевозка – пусть даже хотя 1 руб. с бутылки попутным рейсом; магазину остается 9 рублей – 12% - магазин- альтруист). Мешает ли водка по 40-50 руб. водке по минимальной цене в 90 руб.? Если да, то для какого количества потребителей возможен переход в сегмент 90 руб. Водке по 110- 130 водка по 40-50 точно не мешает. Получается, что самая дешевая безакцизная кабардинская водка практически никому не мешает, а мешает полуакцизная и более дорогая осетинская (это в отношении Кавказа).

Сегодня у алкогольного бизнеса лоббистов нет. Есть консолидированный блок государственно- частного лоббизма крупного бизнеса (это Федеральная служба, "Росспиртпром", "СПАП": в "СПАПе"- всего несколько крупнейших компаний). А остальной рынок пока вне игры и ждет – что там вверху примут. В заслугу СПАП надо отнести письмо по поводу 30% акцизного роста. И поскольку Союз радом с властью, то письмо временно пересилило главную реальную финансовую власть России – г. Кудрина.

Мы уже много раз в мыслях и статьях возвращались к будущему алкогольного рынка. Г. Миронов хочет вернуть рынок в социализм. О перспективах этого мы написали достаточно; осенью повторим- когда начнутся баталии между сторонниками и противниками ГМП. По поводу ситуации в мире и России в целом была очень хорошая статья в "Ведомостях" 29 июля ("Кризис войдет в привычку"). Почитайте.

У нас (а эти идеи мы высказали еще в октябре 2008 г.) пока сохраняется убежденность в том, что через несколько лет экономика России круто развернется к социализму. На днях мы спорили с группой богатых людей – россиян; они считают, что возврат невозможен, так как в России слишком много собственников и они не позволят… Подождем 2011 года и посмотрим на эту группу собственников. Еще раз приведем только один факт- загранпаспорта в России имеют всего 10,5 млн человек. Это не в том плане, что они убегут. Это те люди, которые хотя бы ездят отдохнуть за границу (из 142 млн. населения). И это показатель докризисного 2007 – 2008 г.г. периода. Так что не стоит переоценивать граждан, которые встанут на защиту собственности богатых россиян. Это не нагнетание обстановки, а касательно незыблемости общественно – экономической формации России.

Впереди достаточно массовая безработица. Если трудоспособного населения у нас немногим более 70 млн человек, то реальная безработица охватит не менее 12-15 млн. человек. Дефицит бюджета в 2009 и 2010 г.г. наложится на низкую эффективность государственного управления в России. И при этом мы будем жить, работать, радоваться, огорчаться, жизнь все равно будет продолжаться.

Внешняя социальность бюджета на 2010 понятна: в 2011 г. выборы депутатов, а в 2012 уже перевыборы Президенты. Россия должна стать сговорчивей на международной арене (деньги взять неоткуда- часть придется самим печатать, но большую часть – за рубежом). Лишь бы нас не втянули в очередную войну с Грузией. Война – самый удобный способ отвлечь от кризиса и проблем.

И на фоне этого, так нам кажется, в 2011 начнется движение к экономике социализма. Госмонополия на этом этапе все погубит. Мы склоняемся к варианту частно- государственного партнерства (как форме новой социалистической экономики)- ЧГП. Такая форма сможет вытащить экономику. Но только не федеральная система ЧГП. Федеральные госкорпорации по сути своей не могут быть успешными. Региональные госкорпорации – вот путь России из кризиса. Работает Миронов сегодня над законопроектом о ГМП на производство и продажу спирта. Пусть просчитает модель превращения всех спиртзаводов России в частно- государственные региональные компании. Раз так неймется, пусть государство заберет спиртзаводы по какой-то схеме (51% государству); но не в рамках "Росспиртпрома" - это абсолютно бессмысленно (даже в рамках обновленной организации), а передайте регионам для создания региональных ЧГП и контролируйте процесс. Такой путь для спиртовой отрасли – не самый худший.

Вот пример работы федерального спиртового предприятия. "Спиртовый комбинат" (г.Мариинск, Кемеровская область, 51% принадлежит ФГУП "Росспиртпром") - один из крупнейших производителей пищевого спирта в России, находящийся с декабря 2008 года в процедуре внешнего управления, заявил о намерении вновь стать на учет в Московской области, сообщил первый заместитель губернатора Кемеровской области на заседании антикризисного штаба в четверг. По его словам, предприятие 27 июля 2009 года представило заявление в налоговую службу о внесении изменений в учредительные документы в части изменения места нахождения с Мариинска, куда предприятие на налоговый учет поставили в июне текущего года, на Люберцы Московской области. "Они уже стояли в Московской области на учете, накопили 2,5 млрд рублей долгов и пришли сюда; те долги "сбросили", теперь они убегут туда, сбросив эти долги", - напомнил участникам заседания заместитель губернатора. Не все то золото, что федеральное. Ну, какие дыры в законодательстве мешают "Росспиртпрому" и государству контролировать свой завод, который таинственным образом доведен до банкротства в последние пару лет? Нужна ли для этого госмоноплия на спирт или единая ставка, или минимальная цена? Или лицензирование перевозок спирта? Интересно, Миронов, работающий в отпуске над проектом закона о ГМП на спирт знает об этом факте и фактах других банкротств государственных спиртзаводов за последние несколько продуктивных лет в старом "Росспиртпроме"?

О ЧГП в других сегментах алкогольного рынка в другой раз.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |