AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 5502 / 10 179 161
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости рынка


21.08.2009 15.09

Импорт низко алкогольной продукции удручает и дает надежду


Поскольку пятница у "ЦИФРРА" - винный день, то и сегодня информация о низко алкогольной продукции.

Россия обеспечивает себя собственной продукцией (по крайней мере, розлитой в России в тару) в сегменте низко алкогольной продукции: по пиву на 98%; по САН на 98%; по виноградному вину на 75%; по шампанским и игристым винам – на 90%; по плодовым винам – на 90%; по вермутам на 60%- 65% (в условиях кризиса).

Ниже – Таблица 1 и краткая справка о том, что произошло в кризисный период с импортом в Россию низко алкогольной продукции.

Итак, благословенный для всех застойный докризисный период "тучных сырьевых лет"- все росло (пока в процесс не вмешивались политики). Даже первый полный месяц кризиса – октябрь 2009 г. не смог внести в ситуацию разброд и шатания в плане получения продукции российскими компаниями. В октябре приходила продукция (как и в ноябре), заказанная до кризиса. Поэтому, январь- октябрь 2008 г.- сплошной рост импорта. Вино виноградное (+4,7%); шампанские и игристые завозят к новому году (+124%); вермуты "хлещут" наши богемные девушки (+24,6%); плодовый импорт бутылок (+104%) и т.д. В разделе вина виноградного вина высокого качества выросли: белые сухие на 42,5% и т.д.

Хотя уже и в этот период наблюдался при росте производства в России виноградного вина и коньяка спад сырьевых поставко по импорту (виноградный виноматериал, а особенно – коньячные спирты).

Период января – ноября 2008 г. прошел по накатанной, но с заполненными вином таможнями, на "растаможку" которых у компаний уже не было денег. Но до конца года – выкрутились; ввезли.

Далее январь – декабрь 2008: темпы роста идиллии падают. Прирост вина виноградного, а также шампанского и игристого - в 2 раза ниже, чем было в январе- октябре 2008. Вермуты и плодовые вина пока еще сохраняют свой уровень прироста. Хотя надо сразу дать примерные объемы годового импорта этих видов продукции; пиво не более 30 млн дал; САН- в пределах 100 тыс. дал; вермут – в пределах 3 млн дал; виноградное вино – в пределах 25 млн дал; шампанское и игристое – не более 2 млн дал; так что в физических величинах приросты- спады играют разную роль в жизни нашего рынка.

В январе- декабре 2008 выходят в минус пиво и САН. Появялются первые минусы в подгруппе "виноградное вино". В сырьевой группе – устойчивый минус.

И финальный пока момент- итоги января – июля 2009 г. (прошло 10 с лишним месяцев нового этапа в нашей жизни). Рынок явно деградировал. Вино виноградное – импорт упал на 31%. При этом все показатели винной подгруппы – в глубоком минусе. Белые качественные вина упали на 31%; красные качественные – на 16,5% (если до кризиса мы видели тенденцию к росту качественных белых, то всеогрубляющий экономический кризис, в первую очередь, ударил по этим белым винам). Прочие белые (кроме крепленых) упали на 34%; красные прочие (кроме крепленых) упали на 33%. В общем, все плохо.

Импорт шампанских и игристых вин по итогам 7 месяцев года – спад на 24%. Падение вермутов и ароматизированных вин еще глубже (-40%). В плюсе только плодовые вина за счет болгарской продукции. В минус ушло все дальнее плодовое зарубежье.

О хороших глобальных близких перспективах говорить в такой ситуации не приходится. Будут локальные изменения в рамках этих упавших объемов: страны будут бороться между собой за съежившийся российский рынок импортной продукции. У них ситуация еще хуже – колоссальный избыток продукции, что делать с которой – они не представляют. Еще большую нагрузку на проблемы их отрасли даст урожай винограда 2009 г.

И в это же время, когда проблемы с импортом, наше государство в пылу борьбы с алкоголизацией считает возможным создать дополнительные проблемы и российскому виноградарству и виноделию повышением цены на бутылку вина в 2010 г. на 25- 27 руб. в рознице, а на игристое и шампанское – почти на 20 руб. На собираемость акцизов эта мера практически не скажется. Но при этом цена оттолкнет от вина дополнительную часть населения. Кроме того, цена минимально приличной бутылки российского вина (сейчас 110 руб., а будет под 140 руб.) вновь выходит почти на уровень молдавского вина в России, что дает опять очередной шанс молдавским виноделам побороться с подорожавшей российской продукцией.

Итак, серьезно падает (как обычно принято в России в период экономических кризисов) импорт низко алкогольной продукции; самое время поддержать отечественных производителей (прежде всего вина), но вместо этого на винную продукцию повышают акцизы и делают ее еще недоступнее по цене. Мы и импорт не пускаем в Россию из-за своей бедности (и компаний – импортеров и покупателей), и свое производство виноградного вина душим. Где же здесь государственный подход к делу? У нас российское виноградарство и виноделие только в период кризисов и делало резкие количественные скачки. Этот кризис – долгий. Дайте же, господа чиновники "Росалкоголя" и других федеральных органов и депутаты всех Дум и собраний, шанс нашим виноделам хотя бы за счет падения импорта восстановить советские объемы производства, а населению – потребления вина (вместо водки, САН и пива).

Таблица 1. Динамика изменения объема импорта алкогольной продукции в кризисный период 2008 – 2009 г.г. (прирост импорта кризисного периода с начала года к соответствующему периоду докризисного года)

У нас всплывает еще одна тема – на сколько активно использовали политики алкогольный брендинг в последние лет 10. Причем, что интересно- никто из политиков (или лиц, эксплуатирующих образ политика) не удосужился прославиться на ниве низко алкогольной продукции (там, портвейн, вино сухое красное, мускат, или на худой конец- пиво или САН), а все в сегменте крепкой (что интересно: в премиальный сегмент они не лезли; все больше по среднему – вроде как для среднего класса). И тут же вопрос – а не способствовало ли использование политических брендов водки росту потребления водки народонаселением? Почему бы его не задать этим политикам? И вот на гребне антиалкогольной компании "случился" запрос депутата Госдумы А. Белякова. Депутат выясняет, правомерно ли использованы госсимволы для алкогольных брендов, а также имен политических деятелей. Он обратился в Роспатент и правоохранительные органы с просьбой проверить правомерность использования подобной атрибутики. "Для производителей спиртного – это очень выгодный маркетинговый ход, но такая реклама дискредитирует власть – считает Беляков: "Ни для кого не секрет, что одним из популярных брендов является водка "Путинка", существует водка "Медведев", есть водка "Нацпроект", "ВВП", "Медведь", торговая марка "Медаль" – бутылка оформлена с использованием государственного флага и российского герба. Это довольно странно выглядит в принципе, а с учетом того, что сегодня и премьер и президент РФ выступили с антиалкогольными инициативами. Думаю, что это абсолютно неправомерно, ненормально и в определенном смысле даже дискредитирует власть сегодня". Запрос депутата будет рассмотрен в течение месяца. Что называется, опомнились. Примерно уже можно представить варианты ответов. Но лучше дождемся результата. Например, та же водка "Медведь" начала свое производство даже до начала г. Медведева нацпроектами, то есть, еще до того, как он планировался властью на роль Президента. Оправдать водку "Путинку", а также водку и одеколон "Жириновский" будет сложнее. Но (как у нас водится) теперь заставят при каждой регистрации в "Роспатенте" бренда получать где- нибудь (например, в ФАС или еще где) официальное заключение о том, что ваш новый бренд не имеет намека ни на бывших, ни на настоящих, ни на будущих руководителей страны, партии и государства.

В общем, ни один политик России в последние 10 лет не развивал почему-то своим именем низко алкогольный сегмент и потребление низко алкогольной продукции.

Что мы имеем в результате? Ниже таблица, отражающая только период 2009 г. Мы практически никогда не оперируем финансовыми объемами рынка, не будет этого и здесь. Только физический объем отражает реальную картину, а финансовый отражает прибавочную стоимость мифов и легенд.

Итак, физический объем легального алкогольного рынка в период кризиса начал падать. Здесь (в Таблице 2) нет пива, чтобы оно своим гигантским объемом не поглощало все происходящее на рынке. Все –таки объем пивного рынка превосходит в 3,5 раза весь объем прочего алкоголя в сумме с суррогатами.

Падение началось уже в конце 2008 г. В декабре 2008 к декабрю 2007 объем упал на 14,5%. А далее падение пошло еще серьезнее. В Таблице специально показано падение помесячное, а не относительно начала года. Январь 2009 дал спад легального объема (мы не знаем точно, насколько реально вырос объем нелегального рынка всего алкоголя – более менее точно можно говорить только о водке и ее суррогатах) и потребления на 26%. Дальше темпы спада легального рынка постепенно вышли на уровень (-15,5%) в апреле; май- (-17%), а затем опять к росту легального рынка (-12,5%). Июль погасил боевой задор легального рынка спадом до (-15,2%). Итак, примерно, в среднем объем легального рынка алкоголя в России (а значит и легального потребления) в 2009 г. упал примерно на 15%. Кто как хочет, так и может интерпретировать эти данные: народ бросил пить; народ перешел на нелегальную и суррогатную продукцию и т.д.

Группа крепкого легального алкоголя, упавшая в январе 2009 г. на 30% (а затем помесячно: (-24%); (-13,2%); (-20,4%); (-18,5%); (-16,3%)), в июле вышла на (-8%), но в это же время весь объем рынка упал на 15,2%. Значит, основной удар (падение) принял на себя рынок низко алкогольной продукции. В Таблице видно, что с июля рынок крепкого легального алкоголя начинает свой рост, а вино и прочая низко алкогольная продукция – спад. Объяснять это сезонным спадом- ростом еще рановато. Здесь должны пока еще действовать летние законы рынка. Так, винная группа (2.1) теряла: в январе- 30%; в феврале- 18%; в марте- 10,7%; в апреле 8,07% объема. Вроде вырисовывалась позитивная тенденция помесячно. Но в мае спад до (-19,3%), в июне до (-5%)- отлегло; а в июле вновь (-18,5%). Скачкообразность развития ситуации- посмотрим, что даст август, но скорей всего не подъем, а спад до тех же 18%- 19%.

Серьезную роль в сегменте рынка низко алкогольной продукции играет рынок САН. По объему он в лучшее время равнялся 60% от объема рынка тихого вина в России. С учетом его спада группа 2 получила спад в июле 2009 г. уже более 20%.

Очевидно, что российский рынок легального алкоголя в глубоком "объемном" кризисе (с точки зрения бизнеса). Пусть это порадует наших антиалкогольщиков и депутатов, но напряжет профильных чиновников. Ведь если посмотреть на отчеты даже нашего Росстата о продажах алкогольной продукции, то там спад фигурирует по видам продукции не более чем на 2%-3%. Значит, остальное – неучтенный алкоголь, если даже представить, что и правда мы стали пить на 2%-3% меньше. А объемный спад легального рынка более чем на 15% за 7 месяцев. И по законам арифметики объем рынка нелегального должен вырасти на 10% от объема легального (то есть, по итогам года минимум на 20 млн дал разного алкоголя).

Таблица 2. Изменение легального объема (физический объем) рынка алкоголя в 2008- 2009 г. по видам продукции помесячно (с учетом производства, экспорта и импорта) относительно соответствующего месяца предыдущего года.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |