До экономических волнений полки с алкоголем поражали своим разнообразием, особенно ширились винные полки. В настоящий момент по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА, продажи красного и розового столового вина снизились по сравнению с прошлым годом на 23 %, белого – на 17 %, а по прогнозам Минсельхоза, продажи дорогих вин уменьшатся еще на 14 % красных и 4 % - белых.
По словам владелеца нескольких региональных сетей супермаркетов Дмитрия Потапенко, вино никогда не было стратегическим продуктом. "Импортеры понимали, что в России рынок крепкого или дешевого алкоголя. Вино может быть только объектом политических переговоров", - говорит он. Александр Полетаев, главный консультант Asti Group, координатор программы семинаров Russian Wine Fair – 2009, считает, что в развитии винного сегмента главная политическая причина такова: "Тенденции на отечественном рынке алкоголя, сложившиеся летом-осенью 2009 года, – итог затянувшегося многолетнего кризиса, который развивается из-за отсутствия ясной государственной политики в сфере производства и продвижения вина, крепких напитков и пива. В итоге рынок лихорадит, а "крайним" оказывается потребитель".
Спросом пользуются вина среднего ценового сегмента, считают эксперты. По словам, представителя розничной сети "Караван" Андрея Мартынова, идет ротация: пропорции между категориями изменились незначительно – вина, водки продаются так же, но внутри категорий картина другая. "Снизились объемы продаж элитных марок. Потребительский спрос сместился в сторону более дешевой продукции – как по винам, так и по крепкому алкоголю", – говорит он.
"Мы вынужденно пересмотрели категорию "алкоголь", рассказал категорийный менеджер направления "Вино, крепкий алкоголь" сети "Лента" Данила Коновалов. - Подход был достаточно простым: оптимизация ассортимента, уменьшение доли премиального сегмента, увеличение товаров с высокой оборачиваемостью и, соответственно, расширение среднего и низкого ценовых сегментов".
По мнению Вадима Дробиза, руководителя ЦИФРРА, основной тормоз продаж вина ценовой: "При обычной средней американской зарплате в 2,5 тыс. долларов вино по 25 долларов – это 1 процент. Если взять даже нашу "спорно-статистическую" среднюю зарплату в 18,9 тыс. рублей, то 1 процент от нее – вино по 190 рублей". Эксперт уверен, что алкоголь дороже 500 рублей не имеет шансов на большие продажи. Для того чтобы привить привычку к постоянному потреблению, нужна доступность продукта, как в винопроизводящих странах.
По оценке коммерческого директора компании-импортера вина "Форт" Татьяны Баглай, ценовой барьер массового спроса установлен на планке 300 рублей за бутылку. В доказательство она приводит данные – сейчас у ее фирмы увеличились продажи продукции стоимостью до 10 евро.
Абсолютным лидером продаж является известная своим сторублевым "Советским шампанским" фирма "Исток". Сохраняя верность легкому по ценам и градусам алкоголю, она за первое полугодие 2009 года увеличила сбыт на 55 процентов, отгрузив в магазины 236,5 тыс. дал вина, пишет журнал "Sales business".
В частности, по словам бренд-менеджера категории "Игристые вина" компании "Исток" Веры Химиной, до конца года "Исток" будут активно, качественно и количественно наращивать региональную дистрибуцию по шампанскому и новинкам, внедрять мотивационные трейд-маркетинговые программы для товаропроводящей цепи и для потребителей, чтобы в 2010–2011 годах провести массированные рекламные кампании в регионах. ""Пятерочки" и "Перекрестки" прокачивают огромные объемы шампанского и водки. Кроме того, удачно развиваются наши взаимоотношения с сетями Metro Cash & Carry и Real. В частности, в Metro сразу же проявили интерес к новинке "Истока" – шампанскому Charlotte в стиле прованс и согласились ввести ее в свой ассортимент с минимальными вложениями с нашей стороны", - добавляет она.
Рекордно низкие цены установило "Очаково", разливая сухое и полусладкое вино в коктейльные жестяные банки 0,3 литра, по розничной цене – 40 рублей. Пример движения "в народ" оказался заразительным. Дуэт "Эсперанто вин" и "Кристалл-Лефортово", еще год назад предпочитавший выставлять новинки вроде дорогого французского коньяка Grenadier X.O, сейчас завалил розницу вином "Энигма дель Инка" в упаковках, стилизованных под пирамиды, в ценовом соотношении 3 литра за 300 рублей, отмечает издание.
Ритейлеры, делающие ставку не только на импортный, но и на дорогой алкоголь, в целом по рынку теряют в показателях. В частности, сеть "Коллекция вин" закрыла региональный франчайзинговый проект элитных винных бутиков "Андрэ". "Просто не повезло – его начали как раз перед кризисом, – рассказала руководитель департамента развития франчайзинга "Магазина готового бизнеса Deloshop" Нина Семина. – Сам проект был "конечен", потому что мог работать только в городах-миллионниках. У компании хорошая концепция, дающая большой спрос, но 2008 год сильно подкосил премимум-сегмент"
По мнению руководителя "Независимого винного клуба" Владимира Цапелика, падение продаж импортного алкоголя гораздо глубже, чем российского. Эта тенденция продолжится. Потребители невольно переключатся на местную продукцию. "Есть неподдельный интерес к новому российскому вину. Речь идет, конечно, о натуральном виноградном вине от лучших производителей Ростовской области и Краснодарского края. Думаю, позиции наших предприятий укрепятся, как это уже было во время кризиса алкогольного рынка 2006 года", - добавляет он.
Архив новостей