В очередной раз заявляем антиалкогольщикам с трибуны нашего сайта, что наш Центр вовсе не является лоббистом алкогольного рынка, а – лоббистом здравого смысла на алкогольном рынке.
"Коммерсантъ" описал новую ситуацию с ЕГАИС. Минфин по поручению направил доклад Премьеру для Президента о совершенствовании системы и снижении затрат на нее со стороны бизнеса. Можно и снизить затраты производителей и импортеров, если в число проверяемых вновь войдут оптовики и добавится как-то 230 000 розничных торговых точек. Данные о потерях бизнеса (около 2,5 млрд дол в 2006 г.) и затратах бизнеса за эти годы (0,5 млрд дол) считали в свое время наши эксперты и мы же их выдавали в СМИ. После 3 лет 8 месяцев "плодотворной" работы системы по сбору денег с бизнеса на ее работу систему вновь предполагают развивать. При этом – вернуть ей первоначально главные задачи: контроль за оптом и розницей, который провалился в ходе начала работы системы. Что за это время изменилось в системе? Как-то работает система сама на себя в режиме производства и импорта алкоголя. Даже на этом этапе развития ее можно было бы использовать в качестве справочно- информационной для ФНС и Росалкоголя. При грамотной аналитической обработке даже той существующей информации – она уже была бы полезна. Но этим до сих пор никто не занимался. В истории алкогольного рынка появился новый фигурант – Росалкоголь, который в процессе становления нуждается в функциях. ЕГАИС – отличная и очень длительная функция, можно даже сказать – бесконечная.
В материале сказано, что "в целях повышения эффективности ЕГАИС в докладе предлагается "переориентировать ее на контроль и учет оптовых и розничных продаж", а также "реализовать функции мобильного контроля для подтверждения легальности алкогольной продукции в розничной торговле и общественном транспорте"".
Отличная идея- мобильные проверки. Эти идеи уже звучали примерно в таком виде: проверяющий приходит в магазин с ноутбуком, подключенным к сети; берет бутылку и вводит номер специальной или акцизной марки в систему, а система выдает ему заключение- что за бутылку он должен в это время держать в руках. Может где-нибудь так и будет, но не у нас. Все равно в России все сводится к самой примитивной процедуре: легальна или нелегальна марка. Вопросов несколько: можно ли избежать нахождения в ЕГАИС нелегальной продукции в виде легальной (например); или – как система будет бороться с бизнесом "зеркальных марок" (если бы в нее поступали данные о розничных продажах, то продукт с данной маркой списывался бы в этом случае; а если списания нет, продукт с этой маркой будет находиться в системе постоянно). Еще небольшой пример из жизни: в год в России производится, импортируется не менее 6 млрд единиц продукции, информация о которой появляется в ЕГАИС. И это без учета того, что пиво и САН вполне могут приравнять к крепкому алкоголю и водрузить на них марки (а это будет еще более 20 млрд в год). За время работы системы теоретически там должна уже находиться информация о 20 с лишним млрд единиц алкогольной продукции с номерами. Списания этой продукции производиться не может, так данных о розничной продаже этой продукции нет. И так это кладбище информации будет пополняться и пополняться… Может быть, что-то измениться, если когда-нибудь сопрягут декларирование розницы с ЕГАИС…
Мы видим сегодня только одну задачу – ЕГАИС хотят отстоять как функцию и как возможность бесконечно работать над ее совершенствованием при неплохом от нее доходе конкретным организациям. По совести- бизнес не должен платить за систему ни копейки вообще. Все должно делаться за счет государства.
Мы не исключаем, что в будущем наше государство (тем более, что Кудрин резко изменил свое мнение об эффективности российской экономики и остановил рецессию в России своим решением уже в 3 квартале 2009 г.) создаст такой комплекс социально- экономических условий, при котором уровень жизни значительной части малообеспеченных слоев населения позволит ему получить доступ к легальному алкоголю и прекратить пить ССЖ и очень дешевую нелегальную водку. Тогда всю ЕГАИС можно будет просто заменить минимальной ценой на крепкий алкоголь. Но сегодня это понятие уходит по времени в сторону. Государство понимает сегодня социальную необходимость нелегального заводского качественного алкоголя. И роль ЕГАИС сегодня – это автоматизированное "алкогольно-политическое" прикрытие многих проблем. И отличная форма отчета о контроле за рынком. Тем более, что еще и антиалкогольная компания "на носу"; работа над ЕГАИС впишется в систему и антиалкогольной компании отлично. Сама идея ЕГАИС хороша? Отлична! Идея сокращения потребления алкоголя в России хороша? Отлична! Идея перевода населения с водки и пива на натуральные виноградные вина хороша? Отлична! Все эти идеи по времени реализации растянуться лет на 20 и будут существовать параллельно.
Бедная ЕГАИС сегодня противопоставлена всей системе социально- экономического развития России, которая и создает рынок нелегальной водки. Поэтому – никаких сомнений в том, что государство в ситуации с ЕГАИС хочет как лучше.
Архив новостей