AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 972 / 10 042 688
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


15.09.2009 09.13

Россия все простит, но пить не бросит


Журналисты сбили нас с толку 11 сентября; еще до появления документа с инициативами Президента в СМИ  начали звонить и спрашивать – что будет с пивным рынком, ведь пиво перевели "в банки по 0,33 л". И мы честно комментировали, что некоторый хаос обеспечен. Во-первых, пива по 0,33 л в России практически нет. Банки по 0,5 л есть; но в любом случае – 260 заводам пришлось бы  как-то менять свои линии розлива. Но кроме того- большая часть пивных компаний явно будет (в этом случае) разливать пиво не в ПЭТ  по 0,33 л, а в алюминиевую банку. А вот это уже проблема. Хотя бы с той стороны, что в этом случае надо будет в год дополнительно изготовить не менее 30 млрд баночек по 0,33 л дополнительно к производимым в России сегодня. Это во много раз больше, чем производится сегодня. По нашим прикидкам  сегодня изготавливается в России для пива и САН в год не более 2 млрд для САН и не более 5 млрд для пива. То есть, рост в 4 раза. А готовы ли производители банок к этому и т.д. К счастью, ситуация быстро разрешилась и спасла пивную отрасль. Хотя, не исключено, что пиво отсюда "выпало случайно"- просто не слишком разбираются в нюансах составители документов. Но об этом ниже.

Итак, Д.Медведев утвердил перечень поручений правительству РФ по итогам совещания по вопросам о мерах по снижению потребления алкоголя. И опять запад напомнил о недавней  статье в американских СМИ с вопросом-заглавием – простит ли русский народ Президенту алкогольные опыты? И мы еще раз отвечаем – простит. И следующие выборы покажут, что простим. Единственный возможный конкурент действующего Президента – наш Премьер-Министр 11 сентября так же объявил, что конкурировать с ним не будет на следующих выборах. Если только они вдвоем подберут другого достойного кандидата, то на  это уже нет времени. Действующий Президент за 3 года до выборов начал заниматься социальной сферой. И кто будет в этом случае достойным соперником: ну не вечные же потешные оппозиционеры "Коммунист" и "Либералдемократ"?  Или на скорую руку сляпанный перед выборами  проект вроде новой партии по интеграции с Евросоюзом (где она теперь?)? Так что все простим. Уже и глава РПЦ заявил, что Президента ничем не напугаешь. И это правильно.

Да и не допустит наша государственная власть появления конкурентов. За последние 100 лет два российских режима (царский- после 300 лет династии Романовых  и советский- после 70-ти лет далеко не самого худшего периода управления в истории государства российского) добровольно пали по глупости и слабости. До их  падения в обоих случаях довела прежде всего слабость и никчемность лидеров, а лишь потом – то, что они были (возможно) чьими-то марионетками. Живем мы плохо, но искусство власти (все по Макиавелли) в том, что альтернативы ей сегодня и в ближайшем будущем нет. И потому Россия (и мы в ней) будет двигаться вперед ли, назад ли вместе с нынешним руководством, прощая ему все. Только откровенно подставляться не надо- вроде заявлений о прекращении кризиса в России и т.д. Даже в популистских целях. Вот это раздражение вызывать у народа будет.

А теперь к алкогольным инициативам  Президента. По пунктам.

1. В срок до 15 декабря 2009 г поручено разработать с участием общественных организаций и религиозных объединений концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ. Особое внимание необходимо уделить мерам в отношении несовершеннолетних и молодежи. При разработке мер, предусматривающих принятие решений, меняющих требования к деятельности хозяйствующих субъектов, следует определить переходный период и при необходимости этапность их реализации.

Отличный пункт. Если учесть, что только "Роспотребнадзор" составил не одну такую Программу, если Общественная Палата написала нечто подобное, и даже РПЦ  выдвинула свой вариант, то за этим дело не станет. Подключатся и радикальные борцы с алкоголем. Очень важен пункт про этапность. Мы предлагаем за основу этапов взять вполне конкретные показатели. Не отталкиваться от мифического завышенного показателя в 18 л, чтобы не облегчать задачу; а оттолкнуться от более реального показателя – данных "ЦИФРРА". Мы готовы дать все расчеты- в 2008 г. среднедушевое потребление алкоголя и его суррогатов составило не более 14 л на душу населения (на 142 млн человек). И давайте снижать потребление поэтапно. 1 этап – 2010- 2012 г.г. до 12 л. И направления воздействия: социальные слои населения исходя из уровня доходов, демографии, географии, город и село, половой признак, возраст и т.д. И какие методы – только реальные, а не научно- фантастические из арсенала леворадикалов. И тогда может появиться реальная программа, потому что все существующее даже в виде предложений – больше напоминает популистские призывы.

Не очень понятно, должна ли алкогольная политика государства войти в эту программу; а именно- основы регулирования и управления алкогольным бизнесом в России? Или теперь алкогольная политика государства стала частью  концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ?  После появления "Росалкоголя" у нас на рынке вообще ничего не поймешь. Раньше органов было много, но к ним можно было апеллировать. А теперь  работает какое-то "тайное общество по управлению алкогольным рынком".

Но мы все равно уверены на 75%, что на свет появится очередной "опус".

2. В срок до 1 ноября 2009 г предстоит подготовить и внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих усиление административной ответственности за нарушения, связанные с ограничениями розничной продажи алкогольной продукции и пива лицам, не достигшим определенного законом возраста, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний.

Просто отлично. На самом деле, казалось бы, нет ничего проще. Продавцы и владельцы торговых точек должны бояться  нарушения. Возмездие должно быть суровым, тем более, что в России (иногда) можно уйти от возмездия. Вот пиво почему- то до сих пор продолжают пить на улице, а закон принят два года назад. Но дело не в этом. Хотя – если будет с жестким наказанием  запрет на продажу (даже если подростка все равно взрослые выручат и купят ему пиво или что покрепче), с жестким наказанием запрет  потребления на улице (хотя, что кривить душой, приятно в жару на улице выпить холодного пива), с жестким наказанием  нарушителя- запрет на употребление алкоголя гражданами до 18 лет, то при наличии честных контролеров на всех трех этапах мы однозначно добьемся победы.

3. До 1 декабря 2009 г намечено разработать комплекс мер, направленных на противодействие реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, усиление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Рассмотреть вопрос об обязательном применении всеми участниками рынка минимальной потребительской цены /в том числе оптовой цены/ на водочную продукцию, установлении порядка определения такой цены, исходя из необходимых затрат на производство и реализацию водочной продукции с учетом сумм подлежащего уплате акциза, и форм ответственности.

Один из самых интересных пунктов. Как все это будет реализовываться. Даже из материалов совещания у Премьер- Министра понятия о минимальных ценах ушли. Кто спорит, что побороть нелегальный рынок надо. И опять дилемма: побороть за счет малообеспеченного потребителя- довести его до уровня потребления легальной продукции (нереально при нынешней цене на водку, а в 2010 минимальная цена составит уже около 100 руб.; власти придумали  гениальный ход с минимальной ценой-  ее рассчитал Экспертный Совет Госдумы: формально она есть и на нее даже ссылаются региональные органы власти, а фактически ее нет). Или побороть за счет установления минимальной цены (допустим, с 1 января 2010 г. – 97 руб. за 0,5 л в рознице) и увода с рынка водки, дешевле этого порога.

Это важный политический момент. И мы верим, что его попытаются реализовать именно вторым путем. При равной цене на продукцию (на легальную и нелегальную водку) разница цен не будет мозолить глаза ни потребителям, ни проверяющим, ни борцам с алкоголем. Все будут и целы, и сыты. Ситуация реализована в Украине; и вместе с резким ростом акциза она убивает сегодня легальный рынок водки. В России от резкого роста ставки акциза на спирт и водку отказались, это маленький плюс. Нелишне напомнить, что даже в Москве действующему московскому правительству не удалось одолеть сети в борьбе с водкой по цене 40- 50 руб.

Но нелегальная водка не может исчезнуть как класс. Потребитель (а это в 2010 г. – не менее 30 млн человек) не сможет покупать в необходимом ему объеме водку, подорожавшую в магазинах в 2 раза. А его интересует и объем потребления, противостоять которому вся российская антиалкогольная пропаганда  не сможет (по крайней мере, в течение первых  двух лет компании).  Раньше мы всегда удивлялись наивности маркетологов крупных компаний, которые утверждали, что если по одинаковой цене будет продаваться легальная и нелегальная водка, то потребитель должен выбрать легальный бренд, как более известный. Малоимущий потребитель выберет тот бренд, который ему будет приобрести выгодно. И повсеместно начнет работать программа в рознице: 1,5 - 2 бутылки водки по цене одной для продажи нелегальной водки (акция).

Программа установления минимальной цены на водку в России породит  видимость уравниловки цен на легальную и нелегальную водку. И до этого нелегальная водка продавалась открыто в России по своим низким ценам, теперь будет продаваться в рамках программ.

Есть и еще более жесткий вариант: государство (силами кого?) контролирует продажу водки в рознице и изолирует нелегальную привозную водку. Кстати, мы упустили важный момент: мы же давно сами писали, что хватить давать права на производство нелегальной водки отдельным регионам и производителям, необходимо честно предоставить право каждому региону производить необходимое для его бедных количество этой водки и продавать в рознице самого региона. Вот каждый регион в случае введения минимальной цены уничтожит рынок привозной нелегальной водки (отличный ход), и будет производить ее – сколько надо для себя (и закрывать глаза на продажи ее местным жителям по скидочным программам с указанием в ценнике на полке минимальной цены).  Попытается этому мешать "Росспиртпром" со своими программами, но не будем опережать события.

Задача государства в данном случае - просто убрать с прилавка водку по дразнящей народ цене (ниже минимально легальной) и все.

Ну а если все-таки на миг представить, что прилетят инопланетяне и помогут убрать с рынка нелегальную водку, и вся водка будет с 1.1.10 честно продаваться по цене не ниже 97 руб., то объем производства легальной водки и ЛВИ будет меняться так: 2007 г. – 131 млн дал; 2008- 121 млн дал; 2009 (прогноз)- не более 108 дал; 2010 (прогноз) – не более 97 млн дал. Это для расчета получаемых акцизов. К этому просто государству  надо быть готовым, чтобы не было шока потом. В конце концов, нравственность общества стоит дороже нескольких десятком миллиардов рублей. Логика толкает на следующий вопрос: а что же остальные  объемы и их потребители? В 2007- 2008 г.г. население выпило не менее 245- 250 млн дал водки и ее прямых суррогатов (185 млн дал водки и ЛВИ), остальное – примерно- суррогаты. Мы пьем явно больше белорусов (те по 15 л водки и ЛВИ на душу в год, если перевести на Россию – это около 213 млн дал в год; но у них нет нашей массовой сельской нищеты и такого потребления ССЖ; в наши 245-250 мы включили и самогон, и аптечные настойки). В 2010 г. в этом случае надо учесть, что рынок водки и суррогатов  на 100 млн дал  будет состоять из водки и ЛВИ и на 150 из чего-то другого. Важно учитывать все это при принятии программы. На 90% мы уверены, что учитывать это никто при принятии мер не будет.

4. Также до 1 декабря предстоит обеспечить разработку и принятие технических регламентов на алкогольную продукцию и пиво, предусмотрев при этом следующее:

а/ отнести к слабоалкогольным напиткам продукцию с содержанием в ней добавленного в процессе производства этилового спирта не более 7 проц от объема готовой продукции;

б/ ограничить объем потребительских упаковок слабоалкогольных напитков до 330 мл;

в/ указывать на потребительской упаковке слабоалкогольных напитков информацию о содержании алкоголя как в 100 мл данной продукции, так и в объеме потребительской упаковки;

г/ наносить на потребительскую упаковку алкогольной продукции и слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, контрастную предупредительную надпись о вреде алкоголя для здоровья, занимающую не менее 20 проц от ее площади.

Тоже очень интересно, но по порядку.

Пиво пока вывернулось из под серьезного гнета. К САН будут отнесены крепостью по 7% с добавленным спиртом. В этом случае  производители САН автоматически снизят крепость своей продукции на 2% (до 6,9%), чтобы не числиться "крепким" алкоголем. У нас сегодня 95% коктейлей  около 9%.  И потребитель даже не заметит этого. Как пил, так и будет. Это заметно, когда 5% и 3%, а в этом случае- не заметит. Плюс- напиток теоретически может и подешеветь, хотя вряд ли. Второй момент – о таре – интереснее. У нас рынок САН и так упал за последние 4 года в объеме на 25% (в 2009 г. будет произведено около 350 млн л САН). Так вот переход на меньшую тару (0,33 л), хотя она и занимает не менее 35% рынка САН, приведет к снижению потребления САН в 2010 г. еще на 15%- 20% (психологически – не многие будут брать по две банки 0,33 л вместо привычной 0,5 л; этим, кстати, гениально пользуется пивной рынок – потребление пива упало бы, если бы появились  в больших объемах банки по 0,33 л в дополнении к 0,5 л).

Указание на содержание в САН алкоголя в любом виде – хоть в 100 г, хоть в литре – не очень важно. Градусы и так везде указаны крупно. Хотя (на самом деле), если писать на таре крупно не градусы, а количество спирта в граммах и т.д., то это не только не отпугнет российского потребителя, а наоборот- заставит его брать  (массовый контингент) продукт с большим количеством спирта. Это станет не антирекламой продукта, а рекламой его. Ну почему бы не опробовать это на потребителе. Только на разных: на богатом; среднем высоким; средним "средним"; средним нижним; бедном; нищем. И окажется, что эта кажущаяся бесспорно полезной мера, сыграет свою роль по-разному.

Пункт "г" (наше внимание обратили на него) – очень важен. Мы уже не говорим про визуальный  образ продукта. Я еще не встретил ни одного потребителя, который бы убоялся предостерегающих  надписей на бутылке или пачке сигарет. Наоборот, эти надписи имеют обратный эффект. К ним все давно привыкли (хоть 80% эта надпись места будет занимать), а потому- никто на них не реагирует. Но это из другой области.  Но если у САН вся поверхность банки – упаковка и одновременно этикетка, то 20% от площади упаковки в виде бутылки – это уже совсем другое. Видимо, имеется в виду этикетка или контрэтикетка. Ну, на сколько же непрофессионально готовятся все эти документы.

5. До 1 декабря Правительство РФ должно внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих:

а/ внесение в федеральный закон от 22 ноября 1995 г N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" изменений, касающихся:

  • расширения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования и контроля розничной продажи алкогольной продукции, включая предоставление им права устанавливать ограничения, вплоть до полного запрета, на продажу алкогольной продукции по времени, условиям и месту на территории субъекта РФ;
  • установления запрета на продажу алкогольной продукции на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским учреждениям, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, а также в нестационарных торговых точках;

Расширение полномочий субъектов Федерации сами субъекты добивались долго (с 2006 г.). Теперь будет важно разграничить меры контроля и  меры регионального сепаратизма, бороться с которыми сегодня (если введут минимальную цену на легальную водку) будет легче. Чужую нелегальную водку они могут отсечь. Федеральная водка с местной нелегально- дешевой конкурировать не будет. И останется борьба только в легальном сегменте, куда сможет влезть только водка от "РСП", подкрепляемая "Росалкоголем". Но – нет сомнений, что "ВЕДК"- будущий дистрибьтор-монополист государственной водки – присовокупит к  государственному ассортименту некий частный (как сегодня "Двойная белая"). И в регионы от него пойдет и госводка, и нужная частная. Ну не могут подчиниться регионы диктату "Росалкоголя". Должны быть разборки по данной теме. А поскольку в "Россалкоголе" политиков нет, то ситуация будет очень интересная.  В общем- все вскоре увидим. Очень важный момент-  как поведет себя  нынешнее Правительство Москвы (останется ли оно или нет  до введения этих мер). Наиболее открытым лоббистом (без применения радикальных мер сепаратизма) была до сих пор Москва. Очень интересно звучит мера о полном запрете на продажу алкогольной продукции на территории субъекта- значит, скоро появится "образцово- показательные субъекты трезвости".

Запрет на продажу алкогольной продукции на "придетских" и т.д. территориях действует и ныне. Да и  нестационарные объекты и сегодня не торгуют алкоголем; разве что на каких-то ярмарках и т.д.

6. До 1 декабря Правительство РФ должно внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих:

б/ внесение в федеральный закон от 7 марта 2005 г N11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления /распития/ пива и напитков, изготавливаемых на его основе" изменений, касающихся: расширения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования и контроля розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, включая предоставление им права устанавливать ограничения, вплоть до полного запрета, на продажу пивной продукции по времени, условиям и месту на территории субъекта РФ;

  • установления запрета на продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским учреждениям, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям;
  • введения запрета на продажу в нестационарных торговых точках пива и напитков, изготавливаемых на его основе, крепостью более 5 %;

Здесь и по пиву слегка прошлись. Субъекты Федерации начнут его ограничивать (вплоть до полного запрета). Но нет ни слова про то, что пиво хотели сделать алкогольным напитком; нет ни слова про то, чтобы пиво приравнять к крепкому алкоголю. Надо это понимать, видимо, так, что это крепкое пиво будет приравнено (когда-нибудь) к крепкому алкоголю. Поэтому, пиво, не являясь алкоголем и будучи на 95% по крепости ниже 5%, не попадает под запрет на продажу в нестационарных торговых точках. А ведь депутат Беляков требует этого.

По-видимому, мы видим момент разделения пива на две категории: до 5% (условно- 95% рынка) и свыше 5% (условно- 5%). Это очень нужно для того, чтобы разделить и дальнейшие нововведения на пивном рынке. Власть начнет под влиянием лоббистов защищать пиво до 5% и ругать пиво крепче 5%. Настолько все интересно заворачивается в этом калейдоскопе событий. Главный же пивной вопрос не в ставке акцизов, а быть им или не быть алкоголем. До сих пор лоббисты- пивняки были хороши и в стратегическом плане, и в тактическом. А сегодня они просто мечутся, как загнанные в угол. Слишком много открылось против них фронтов. В стратегическом плане пивная отрасль войну уже проиграла. Депутаты должны разыграть красиво "пивную карту". Создав цепочку "пиво- молодежь", которой до сих пор гордится недавно вновь уволенный бывший глава компании "Исток",  пивная отрасль подписала себе тем самым приговор еще 10 лет назад.

Мимо Белякова и других депутатов послабления пиву со стороны Президента не пройдут.

7. До 1 декабря Правительство РФ должно внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих:

в/ внесение в федеральный закон от 13 марта 2006 г N38-ФЗ "О рекламе" изменений, касающихся:

  • запрещения использования информации о наличии биологически активных веществ, в том числе витаминов, в алкогольной продукции, пиве и напитках, изготавливаемых на его основе, в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными оздоравливающими свойствами;
  • усиления ограничений на рекламу алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, крепостью более 5 %.

Первое, что мы, конечно, сделали- заглянули в энциклопедию.  "Биологически активные вещества (БАВ) — общее название веществ, имеющих выраженную физиологическую активность. Термин объединяет вещества, оказывающее заметное стимулирующее, либо подавляющее воздействие на биохимические процессы in vivo или in vitro. К биологически активным веществам относятся ферменты, гормоны, фитогормоны, ингибиторы обменных процессов, иногда — токсические вещества (яды) и др. Синоним: Физиологически активные вещества". Потом мы начали смотреть- а что же такое ферменты и т.д. И утонули. Будем надеяться, что документ составляли профессионалы; и они знали – о чем писали.  В информационном плане перестанут писать о целебном составе продукта. Но в самом-то  названии, видимо, разрешат сохранить слова "кедровая", "кошерная", "медовая", "ржаная", "перцовая", "на березовых бруньках или почках" и т.д.? Или и их сочтут непотребными?

В плане усиления ограничений рекламы   "алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, крепостью более 5 проц." - а ведь и здесь 95% пива уходит из-под запрета.

8. Поставлена задача обеспечить с привлечением общественных организаций проведение на постоянной основе общенациональной информационно-пропагандистской кампании, направленной на информирование населения о вреде, причиняемом алкоголем здоровью, семейному благополучию и духовной целостности человека, и о мерах антиалкогольной политики.

Тоже очень правильное начинание. Нужна пропаганда доступного финансово  здорового образа  жизни для населения разных социальных категорий. Нужно повышать ценность семейной ячейки общества и снижать финансовый порог доступности ее создания. Нужно бороться за нравственность и духовную целостность пьющих малоимущих на фоне безнравственности "имущих". Нужно бороться за молодежь на фоне ее духовного растления проявлениями внешней жизни и сомнительными перспективами в области хорошей работы, зарплаты и т.д. Все это бесспорно необходимо. Мы хорошо помним,  как жили в 60-е, 70-е, даже в 80-е: люди пережившие войну готовы были вытерпеть что угодно – "лишь бы не было войны". Вот и россиян надо воспитать таким образом, чтобы при слове "твой враг" россиянин с детства тут же показывал на бутылку (чтобы ассоциативный ряд работал так же,  как недавно с понятиями – великий русский поэт, великий русский писатель и т.д.).  Будем перевоспитываться.

9. Президент поручил в срок до 1 марта 2010 г "рассмотреть с учетом международного опыта вопрос о последствиях введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, оценив наличие необходимых условий для принятия такого решения и определив возможные сроки его реализации".

А вот это самое грандиозное во всех предложениях. На эти темы распространяться не будем; нами и так были опубликованы две тематические статьи (в общей сложности страниц на 30): одна – об экономических аспектах госмонополии (ГМП) на алкоголь, вторая – о политических аспектах. Они есть на сайте. Читайте, кому интересно. Но эта тема не могла не звучать; тем более, что и спикер Верхней Палаты, и Председатель Комитета по экономике Госдумы рассказывали летом о том, что во время своего отпуска работают над законопроектами о ГМП. И что же – они отпуск провели за письменным столом впустую?  Вопрос не может не рассматриваться.

Чем плох и хорош срок 1 марта: к этому моменту уже два месяца должны будут работать нововведения с акцизами, минимальными ценами на водку  и т.д., которые не могут не ввести с 1.01.10 г. Уже будут видные первые ростки проблем и результатов. Но для осознания и оценки новой ситуации – срок мал. Если его передвинуть хотя бы на лето- в стратегическом плане ничего не изменится- захочет государство и введет ГМП в любое время. Но обещали-то людям "недурацкую антиалкогольную компанию". А алкогольная экономика гораздо сложнее антиалкогольной компании.

Но, по всей видимости, даже у "Росалкоголя" нет никакого интереса к ГМП, если он даже "РСП" позволил в качестве эксклюзивного федерального дистрибьютора создать даже не государственную, даже не государственно- частную, а частную компанию, на которую уже зарегистрирован один из брендов, который называли в числе будущих основных федеральных брендов.

Да и в Минфине сидят грамотные люди, которые, когда надо, умеют очень хорошо считать деньги. Мы еще раз просим- постройте на бумаге финансовую модель ГМП (в целом или любого ее вида) с учетом возможностей ее реальной работы. И сразу будет видно, что с финансовой точки зрения  сегодняшнее государство с введением ГМП "вылетит в трубу"- получит убытки. Это в доходную часть государства может упасть с алкоголя 1 триллион рублей, а в расходной на содержание госалкогольного бизнеса уйдет точно гораздо больше.

Но главное, пусть государство задаст себе вопрос и подумает, а сможет ли оно Управлять даже с помощью "Росалкоголя" (а не регулировать) работой отрасли? А это всего на всего: не менее 750 спиртовых и алкогольных заводов; не менее 250 пивзаводов – ведь пиво явно станет алкоголем; итого 1 000 производственных предприятий; не менее 2 500  компаний (дистрибюторов, импортеров и т.д. алкоголя) и плюс дистрибьюторы пива;  не менее 230 000 торговых точек по продаже алкоголя по всей России; не менее 1 млн человек, занятых в алкогольной отрасли. И сколько государству понадобится времени на учебу управлению, если "Росспиртпром" и "СПИ" (по отзывам Счетной Палаты) этого делать не научились за 7-9 лет.

Пресс-секретарь Премьер-министра  подтвердил, что вопрос о госмонополии рассматривается "в прикладном плане". В июне Премьер действительно отметил, что "разделяет подход" спикеров  Госдумы и Совета Федерации, предложивших  ввести госмонополию на производство спирта. Но вопрос монополизации производства или оборота (то есть оптовой и розничной продажи) готовой алкогольной продукции на таком уровне, якобы,  еще не рассматривался. "Это детали, которые легко решаются. Сначала правительству надо оценить целесообразность формы монополии как таковой". Вот нам как раз непонятна "легкость" этих на самом деле очень сложных деталей. А лавное Премьеру надо решить- а с кем он будет эту ГМП создавать?

В то же время, любая форма монополии, будь то создание государственного оператора, введение квот или ужесточение условий лицензирования производства и торговли  будет означать ограничение прав частных собственников. Но согласно ст. 1 Гражданского кодекса, это разрешено только "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Борьба с алкоголизацией будет "уложена" государством в это русло с легкостью.

Очень удивляет при всем при этом наивность наших высших  чиновников в ранге руководителей министерств и ведомств, которые жаждут ввести ГМП. Они  сами, являясь частью системы, не могут не понимать, что  сегодняшняя система  не может "родить" эффективную госмонополию. Тем более наивно думать, что ГМП может побороть нелегальный рынок спирта и водки. Есть хороший пример Украины. У нелегального рынка в России две главные причины: ценовая недоступность легальной водки для  малоимущих и заинтересованность в сохранении этой ситуации коррупционной группы лиц. Более того,  смело предположим, что именно вторая причина – заинтересованность в коррупции на алкогольном рынке - подтолкнула к созданию и существовании на протяжении более 10 лет  первой причины.  А вот как уж выходить из этой ситуации – пусть сами чиновники и думают.

И напоследок хотелось бы поспорить с Главой Роспотребнадзора: "После того, как в 1991 г. госмонополию на алкоголь в России отменили, начался стремительный рост употребления спиртных напитков, прежде всего суррогатных, считает главный санитарный врач". Увы, но виновата в этом вовсе не отмена ГМП (в 1992 г. у нас уже была видимость государства, которое вообще ничего не контролировало и ничем не управляло; о какой ГМП могла вообще идти речь?). Виновата в алкоголизации вовсе не отмена ГМП  на алкоголь, а разрушение государства, экономики, приватизация и т.д., которые привели к резкому обнищанию населения. А ГМП в той ситуации была делом десятым.

10. До 1 декабря 2009 г предстоит рассмотреть вопрос о передаче медицинских вытрезвителей в ведение субъектов РФ и обеспечении их соответствующим финансированием; разработать единый порядок организации деятельности центров здоровья в целях профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний, а также единый порядок организации деятельности наркологических диспансеров в целях медико-социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

И это тоже нужно. И ЛТП возродить; где заставить людей работать на государство. Бескрайний объем работы. Целое направление. Все эти предложения Президента вполне нормальны для будущего рассмотрения и взятия на вооружение. На это все наложатся  еще и дополнительные предложения депутатов по пиву и т.д.

Вспомните историю работы над 102 законом. Три года бизнес- сообщество "мудрило" над законопроектом вместе с чиновниками и депутатами под руководством Минсельхоза и  НАА. Потом глава  МЭРТ(а) и один известный депутат переписали законопроект в очень ответственный момент. И родилось то,  чем само государство разобраться до сих пор не может. Ситуация отличается тем, что у государства появился  "Росалкоголь" - концентрированное выражение государственной алкогольной идеи, мысли и власти. А бизнес- сообщество потеряло к настоящему  времени даже НАА как союз алкогольного  бизнеса. "СПАП"- отличный союз, но он будет защищать интересы государственного и самого крупного частного бизнеса. А 99% по численности (а не по обороту или объему производства) операторов рынка  сегодня сами по себе. Именно поэтому  нам всем и надо бы собраться  в Питере на Форум в конце октября. Мы и так упустили важный стратегически момент- собираться надо было весной, чтобы иметь время для влияния на алкогольную госполитику. Сегодня этого времени нет. И так понятно, что  из рук депутатов выйдет  нечто- как обычно. И его тут же надо будет подкреплять поправками и т.д. Алкогольный рынок сегодня живо обсуждает будущий первый питерский  Всероссийский алкогольный  форум (19-20 октября 2009 г.). Вот и предлагайте вопросы для обсуждения, формируйте повестку, господа операторы рынка. За вас никто на рынке решать эти вопросы не будет. "Росалкоголь"  защитой ваших интересов заниматься не будет. У него нет в Положении такой задачи. Во всем мире бизнес  сам решает свои проблемы.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |