Алкогольный бизнес России за последние 17 лет привык переживать любые катаклизмы. И сегодня мы переживем все, кроме госмонополии (ГМП) не важно на что: спирт, крепкий алкоголь, производство, импорт, торговлю и т.д. И вовсе не потому, что сама идея ГМП плоха; просто в России она нереализуема, как не построена в государстве эффективная система управления ни государством, ни обществом, ни бизнесом. И сколько система управления будет строиться- одному богу известно. А ГМП может пристроиться только к общей эффективно работающей на федеральном уровне и на местах государственной системе.
Поэтому наши эксперты с большим воодушевлением и поддержкой встретили слова г. Кудрина (не просто министра финансов, а реального "политика- казначея" власти и государства) о том, что он считает "нецелесообразным восстановление государственной монополии на табак и водку". Министр подчеркнул, что "сбор средств от табака и алкоголя, конечно, очень важная вещь, однако в России во все времена, как только вводилась монополия, тут же начиналось самогоноварение". По мнению Кудрина, госмонополия на алкоголь, при слабом контроле приводит к худшим последствиям. О сторонниках ГМП не будем, их ФИО уже набили популистскую оскомину.
Так что, Кудрин – это наша надежда и опора, это почти наше все в деле противодействия введению ГМП. Хотя мы еще припомним ему отказ понизить ставку акциза до разумных 100 руб. за 1 литр спирта в ответ на предложение Росалкоголя, что позволило бы на 40% - 50% сократить объем нелегального рынка водки и ЛВИ в России, после чего прочие меры были бы более эффективны. И при этом – никакого роста алкоголизации бы не произошло.
Кудрин заявил об этом 24 октября, а уже 29 октября о нецелесообразности введения ГМП в нашей отрасли заявил "по результатам заседания Президиума Правительства глава Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования) И. Чуян: "Создание любого вида госмонополии в алкогольной отрасли не поможет решить существующие там проблемы". В этой фразе главное слово – по результатам. Значит, Президиум в целом не поддерживает идею ГМП.
Итак, на финишную прямую по обсуждению проблемы введения ГМП (ноябрь – февраль за вычетом периода с середины декабря по середину января) мы выходим с проектом "хитрой" ГМП на спирт г. Миронова в форме "добровольного государственно-частного партнерства", инициативами депутатов КПРФ, ЛДПР и т.д. в поддержку этой меры. С очень осторожной позицией Президента и Премьера. И с отрицательным открыто высказанным мнением Кудрина и руководителя Росалкоголя. Правда, Кудрин иногда меняет свое мнение (как это произошло с ускорением выхода России из кризиса; но там совсем другая ситуация- России срочно нужны внешние деньги); поэтому Кудрин будет выступать против ГМП и далее (ГМП противоречит принципам либерализации экономики и может стать препятствием для будущих западных инвестиций в нашу экономику; аналогия- срочное искоренение системы акцизных складов с 1.01.2006 Грефом, когда западники признали акцизные склады препятствием в создании единого экономического пространства в России перед нашим вступлением в ВТО). Более того, деньги нужны срочно, а потому Кудрин высказался против ГМП неделю назад. А так – куда ему было торопиться с таким заявлением.
Будем надеяться, что г. Миронов зря использовал предоставленный ему отпуск на разработку законопроекта о глобальной ГМП на спирт. Чувствуется, что что-то меняется вокруг нашего рынка- осенью стихают радикальные предложения (сохраняются в основном "антиалкогольные": время, место, дети и т.д.). Не слышно конъюнктурного оппозиционера Жириновского (успокоился). Алкогольным рынком занялись Президент и Премьер – Министр лично (и даже занимались им лично почти полгода до очередного официального объявления о создании правительственной алкогольной комиссии; может, повторное объявление о создании комиссии как раз и связано с "передачей" дуэтом высшей власти всех алкогольных вопросов Зубкову - у них и других дел навалом).
Именно поэтому "ЦИФРРА" так активно и пугающе нагнетала обстановку вокруг вопроса о ГМП в своих статьях в последние полгода (и до последнего момента)- необходимо раз и навсегда похоронить эту утопическую идею на государственном уровне, которая способна принести только вред и государству, и обществу, и бизнесу.
Мы абсолютно согласны с г. Чуянном в том, что "защищать интересы государства гораздо эффективнее сможет комплекс мер по регулированию отрасли". Надо их вводить, но пока не будет введена минимальная цена с предварительным учетом последствий этого шага – алкогольный пузырь не лопнет, он будет в лучшем случае сохраняться.
Вынужденная государственная политика либерализация экономики станет нашим союзником вместе с Кудриным протии хитрых спиртовых и алкогольных идей г. Миронова и других приверженцев идей ГМП. Хотя есть и общие вопросы: кому будет передаваться госсобственность – опять своим- непрофессионалам (вроде нынешнего министра обороны и т.д.) или эффективным управленцам?
На рынке есть психологические барьеры. Таким психологическим барьером для нашего государства может стать возможное снижение производства водки и ЛВИ в 2009 г. ниже уровня 100 млн дал (это может произойти). В этом случае производство легально- учтенной водки всего за 2 года упадет на 30 млн дал или на 23%. Это очень много относительно других остросоциальных сегментов потребительского рынка России. В 2009 г. просто создавалось впечатление того, что государство сознательно предоставило свободу производителям и всей товаропроводящей цепочке нелегальной водки для возможности: а) – заработать; б) - снизить накал социальных страстей в первый год кризиса (в 2009 г. население втягивалось и привыкало жить в новых условиях); с)- дать время на формирование новых социально- потребительских групп населения.
Теперь 2009 г. практически пройден; наше терпеливое население уже втянулось в новую жизнь. Алкогольную реформу можно продолжать. Может, в этом была мудрость государственной власти? Не было смысла ломать рынок на начальном этапе кризиса.
В этом плане интересным представляется собственное исследование рынка компаниеи "Фаюр-Союз". Компания в кризис "набирает обороты", вводит продукцию в ХОРЕКУ, и т.д. Собственные исследования ГК "ФАЮР-СОЮЗ" показали, что по сравнению с прошлым годом так называемый "базовый сегмент" (менее 90 руб. за 0,5 л в рознице) вырос в среднем на 20%, с одновременным уменьшением народного сегмента (90−115 руб. за 0,5 л) почти на 28%. "Это говорит о том, что значительная часть региональных потребителей в течение последнего года переключились на приобретение самой дешевой водки на рынке". Такое изменение спроса, по мнению компании, стало явным последствием кризисных явлений последнего года. Повлияло также и смещение границ ценовых сегментов. При этом, скорее всего, на употребление водки базового сегмента переключилась и часть потребителей, ранее предпочитавших продукты сегмента среднеценового (115−135 руб. за 0,5 л) – снижение, согласно данным ГК "ФАЮР-СОЮЗ", наблюдается на уровне, в среднем 6%.
Странная, конечно, градация- почему весь нелегальный сегмент назван "базовым" (реально практически вся водка дешевле 90 руб. – это на 70% ее объема частично или полностью нелегальная водка). Попробуем состыковать все это с нашими цифрами: в 2008 г. водки дороже 100 руб. было около 50 млн дал (в 2007 г. – около 55 млн дал). Сегмент дороже 200 руб. в 2008 г. – около 2,3- 2,4 млн дал (в 2007 г. около 2,6- 2,7 млн дал). Водки дешевле 100 руб. в 2008 г. было: не менее 70 млн дал учтено- легальной и не менее 65 млн дал нелегальной (частично или полностью); итого – около 135 млн дал. Если все разбить на сегменты по "Фаюр-Союзу", то: до 90 руб. в России в 2008 г. было не менее 100 млн дал (то есть: 65 млн дал нелегальной и 35 млн дал легальной- по максимуму). Значит, на весь сегмент от 90 руб. и выше у нас остается 85 млн дал. Верхушка рынка свыше 200 руб. – долой 2,5 млн дал; в остатке 82,5 млн дал (это от 90 руб. до 200 руб.). От 90 до 115 руб. – в 2008 г. около 35 млн дал; от 115 до 135 руб. – 32,5 млн дал и от 135 до 200 руб. около 15 млн дал. Это, конечно, прикидочные расчеты.
Таким образом, "базовый" в 2009 г. должен был вырасти на 20% до уровня 120 млн дал. "Народный" (90-115) – минус 28%: 25,2 млн дал. 115- 135 руб. (минус 6%)- до 30,5 млн дал. Итого, новый объем – 175,7 млн дал. Плюс- не менее 15- 17 млн на водку дороже 135 руб. В целом – около 190 млн дал (вполне может быть). Хотя мы считаем, что сегмент водки в целом от 100 до 135 упал на 15%.
Трудно даже представить, что когда- нибудь в будущем можно будет практически точно сказать: сколько водки и в каком ценовом сегменте в России продается. Давайте поверим в это светлое будущее.
Архив новостей