AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 3180 / 10 031 835
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


09.11.2009 08.59

Мутные или немутные ставки. Новые пошлины на сырье могут повысить цены на вино?


Цитируем СМИ. "Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предлагает ввести унифицированную пошлину на вино и виноматериалы. С новой ставкой вино в Россию будет завозиться по более низкой ставке, а вот виноградное сусло растаможивать станет дороже на 10%. Для российского производства вина это не самая приятная новость - оно по-прежнему очень сильно зависит от импортного сырья. Сегодня Россия абсолютно импортозависимая страна в винодельческой отрасли - завозят вино бутилированное, наливом и виноградное сусло. Вино облагается таможенной пошлиной в 20%, виноматериал (вино наливом) - 15% и виноградное сусло - 5%. Правительственная комиссия предложила ввести на 9 месяцев унифицированную пошлину на все 15%. "Унифицированная пошлина разрешает правовую коллизию, возникшую из-за неопределенности в нормативной документации в отношении термина "виноматериал" (т.е. вина наливом)", - объясняет директор по маркетингу и продажам холдинга Gerrus Group К. Бутко. Проблема заключается в том, что нет четкого разграничения, куда относить виноматериалы по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности - к "Вину", т.е. готовому продукту, облагаемому пошлиной в 20%, или к "Прочим суслам виноградным", с которых взимается 5%-ная пошлина. Зачастую импортеры под видом виноматериала завозили готовое вино и существенно экономили на пошлинах. Введение унифицированной таможенной пошлины, по мнению вице-президента СВВР А. Бражко, снизит конкурентоспособность российского продукта и увеличит его стоимость. "Учитывая низкую обеспеченность собственным сырьем и позиционирование российских вин в низкой ценовой категории, можно говорить о значительном влиянии ставки таможенной пошлины на себестоимость и отпускную цену продукта. Думаю, отрасли не избежать повышения цен в среднем на 5-6%", - добавляет К. Бутко". "Впрочем, даже если компании поднимут цены, у тех, кто использует только свое сырье, они могут остаться прежними. Более того, эти последние будут проигрывать производителям, использующим импортное сырье, - себестоимость их вина все равно окажется выше. "Мы выращиваем виноград на Дону в условиях укрывного виноградарства, у нас самая высокая себестоимость винограда, из-за этого получается самый дорогой виноматериал, - говорит председатель совета директоров Миллеровского винзавода Л. Попович. - На наши цены унифицированная ставка никак не повлияет, но нам еще труднее будет конкурировать с теми, кто производит вино из импортных виноматериалов". Есть и другое мнение  в отрасли; введение унифицированной таможенной пошлины может стимулировать российских виноделов к развитию собственной сырьевой базы. "Пошлина в 15% будет защищать российских виноградарей и вина из российского винограда, стимулировать их выращивать свой винограда, - считает гендиректор "Фанагории" П. Романишин".

Ситуация понятна. Но попробуем  беспристрастно разобраться в ситуации. Есть интерес российских виноделов, использующих только свое российское сырье. Есть интерес виноделов, которые используют и свое и импортное сырье. Есть те, кто полностью работают на импортном сырье. И есть абсолютное большинство потребителей, которым, к сожалению,  все до лампочки. Лишь бы не отравили, лишь бы не дорожало. И есть государство, дела которому до всего этого еще меньше, чем потребителю. Лишь бы проще было считать (складывать).

В  г. в январе-сентябре 2009 г. производство вина виноградного в России упало на 5% относительно 2008, шампанских и игристых вина на 15%. При этом  мощного роста производства виноматериалов в России не было в последние годы (2004- 2008), а спад импорта виноматериалов в 2009 г. составил около 30%. Если можно верить нашей государственной статистике. Попробуем разобраться еще раз- что такое импортное сырье в нашей жизни; в жизни российского виноделия. И какой потенциал есть в России для развития собственного виноградарства даже на сегодняшний день (без учета перспектив роста винного рынка).

И чтобы окончательно вынести "приговор" ситуации с российским  и импортным виноматериалом или системе российского государственного учета  сырья и продукции, мы все данные Росстата и ФТС внесли в Таблицу 3. Предлагаем всем, у кого есть уточняющая статистика, подключиться  к разбору ситуации с данными. Мы объединили здесь вина из винограда в одно целое (виноградное вино + шампанские и игристые).

Итак, 2004 год – из него мы берем только произведенный в России виноматериал, поскольку только из него (без учета импорта) могли производить российские вина в следующем году. 12 млн дал обработанных виноматериалов. В российской государственной статистике есть еще одно  понятие – необработанный виноматериал (их около 4-5 млн дал). Но поскольку когда-то он все –таки становится обработанным и попадает в учет обработанного, то его мы здесь не учитываем.

2005 год: всего виноматериала получено (произведено + импорт) – 24,8 млн дал. На производство заявленных 0,33 млн дал коньячных спиртов ушло условно 3,3 млн дал виноматериалов. В остатке 21,5 млн дал сырья, из которого (как ни крути) не получишь более 21,5 млн дал вина. Но в России произведено – 46,0 млн дал виноградного вина + шампанского и игристого. Разница в 24,5 млн дал (это либо неучтенное сырье, либо фальсификат). И в результате: в общем объеме произведенных 46 млн дал доля российского вина из импортного виноматериала, включая сусло,  27,8% (12,8 млн дал); доля вина из российского виноматериала – 19% (здесь необходимо сделать уточнение:  поскольку российские коньячные спирты  производят из российского виноматериала, то мы  здесь и далее при определении доли российского вина из российского сырья вычитаем  объем российских виноматериалов, пошедших на производство спиртов); а доля вина из "неучтенного" государственной и прочей статистикой  сырья- 53,2% (больше половины объема рынка).

2006 год пропустим – год административно- государственного хаоса на нашем рынке.

2007 год: несколько выросло производство виноматериалов в России в 2006 г. - до 16,1 млн дал. Импорт – 37,7 млн дал. Итого- 53,8 млн дал; минус 4,9 млн дал на коньячные спирты; итого- 48,9 млн дал. А произведено вина виноградного +  шампанские и игристые – 72,8 млн дал. Разница в 23,9 млн дал (почти как в 2005). Но доля российского вина из импортного сырья в общем объеме вина выросла до 51,8%; доля российского вина из российского сырья- 15,4%, а доля продукции из неучтенного сырья падает с 53,2% в 2005 г. до 32,8% в 2007 г.

Наступает год  кризиса. 2008 г.: разница между произведенным вином и сырьем достигает 29,54 млн дал. Доля российского вина из импортного сырья в общем объеме произведенного вина падает до 44,4%; доля российского вина из российского виноматериала- 15,5%; а доля российской продукции из неучтенного статистикой сырья- 40,1% объема.

2009 год: плачевные результаты- разница между продукцией и сырьем вырастает до 31,5 млн дал (рекорд); доля российского вина из импортного виноматериала от общего объема произведенного вина – 33,6%; доля российского вина из отечественного сырья-  18,3%; доля российского вина из неучтенного сырья – выросла до 48,1% объема.

При всем при этом мы нигде не учитываем производство легальных (их не более 10% объема) и нелегальных портвейнов – а их производится ежегодно не менее 10 млн дал; не учитываем производство  легальных (их не более 15% объема) и нелегальных винных напитков – их объем не менее 9 млн дал. А на всю эту продукцию теоретически должно идти еще и виноградное сырье, хотя – не идет.

Таким образом, нововведение, если бы его приняли  в 2008 на 2009 г., могло бы  повлиять теоретически- статистически примерно на треть объема российского рынка вина в 2009 г. Поскольку ситуация в 2010 г. улучшиться не может, то можно ожидать, что изменения могут коснуться трети объема российского рынка вина.

Таблица 3. Доли вина на российском рынке из импортного, российского и неучтенного виноматериала в 2005- 2009 г.г. (млн дал; %).

И в заключение несколько слов об импортном вине- без всякого заискивания. Перед новым годом импорт несколько растет; создаются запасы к новому году. Это нормально. А вот что говорят сами импортеры: "Отметим, что среди компаний пищевого сегмента в наиболее сложной ситуации могут оказаться импортеры алкоголя. Сегодня резко меняются предпочтения покупателей. Несмотря на кризис, люди не перестали пить вино, но были вынуждены перейти в другие сегменты: многие потребители, отдававшие предпочтение премиальным винам, теперь покупают вино среднего ценового сегмента; покупатели, ориентировавшиеся на вина Старого Света, приобретают продукцию из Чили и Аргентины и т. п. Импортеры вынуждены делать ставку на работу с высокооборачиваемой продукцией. Это позволяет избежать привлечения заемных средств, предоставляемых сегодня на очень невыгодных условиях",— отмечает коммерческий директор группы компаний "Сварог". По его данным, банки сегодня не принимают в качестве залога товар на складе. Кроме того, если раньше импортеры могли получить гарантии под акцизные марки через специальные механизмы, то сегодня это можно сделать только при помощи банков. Таким образом, в ближайшее время компании, не имеющие "финансовой подушки", будут заниматься импортом высокооборачиваемых вин. То есть, - переход в импортный эконом-сегмент. Усиление конкуренции в этом сегменте с винами России по цене до 170-180  рублей. Посмотрим.

А вот зарисовка из Екатеринбурга. "Жители Екатеринбурга стали чаще покупать дешевую алкогольную продукцию. Цена предпочтений, по сравнению с предыдущим годом, упала на 60 рублей. Если в прошлом году горожане предпочитали ценовой сегмент алкогольной продукции 100-150 рублей, то сейчас не более 90". Руководители  городского отдела продаж компании "Инвина":  "Люди стали экономить. Теперь гораздо чаще покупатель задает себе вопрос о том, стоит ли тратить на бутылку лишние деньги".

По мнению "Инвин", "рынок алкогольной продукции мгновенно отреагировал на изменение возникшего спроса. Появилось множество различных марок алкоголя, но, в силу качества, брэндами их не назовешь. А брэндовая продукция начинается только в ценовой категории 150 рублей и выше". Продавцы алкомаркета "Магнум" также подметили, что из хороших недорогих напитков значительным спросом стали пользоваться вина "Санрайз". А вот из пива клиенты стали предпочитать в основном разливное, оно значительно дешевле своих бутылочных аналогов.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |