Кризис ломает потребительский рынок (хотя в Германии этот процесс не заметен, может, они заметно меньше лишь машин да квартир покупать стали); спрос должен падать на товары первой необходимости, например, на пиво, а не падает на продукт, продаваемый в магазинах. А чего ему падать, если там пиво ничего не стоит.
Борцы с алкоголем заявляют, что пиво в России стоит дешево, а потому надо поднять его цену максимально (материал не в защиту пива)? Лично наши эксперты на днях в Германии в Нюрнберге в магазинах покупали обычное пиво по 35 евроцентов бутылка (15 рублей). А если взять сразу ящик, то оно стоит еще меньше. И это Германия с ее уровнем жизни, доходов, социальной защиты и т.д. Не стоит даже считать долю от минимальной или средней зарплаты немца, которые более 1 000 евро (минимум) и более 2 500 евро (средняя). Про вино и говорить нечего: полки ломятся от вина до 3 евро за бутылку (130 руб.) со всего мира. У нас любят вспоминать про водку за рубежом: так вот тут водка 32% ("Корн") – 4,3 евро за бутылку 0,5 л (185 руб.), а водка по 38%- 40% - 5,3 евро за 0,5 л (228 руб.). Представляете – бутылка водки 40% в магазине стоит как 15 бутылок дешевого пива. Чисто теоретически – наше пиво дешевое 17 руб., то есть, по немецким критериям наша водка могла бы легально стоить около 240 рублей за 0,5 л.
Но хорошая наука – арифметика. Дешевое пиво в России стоит в 10 раз дороже чем в Германии (в России – 18 руб. при минимальной зарплате в 5 000 руб.- 0,36% минзарплаты; в Германии – 0,35 евро при зарплате 1 000 евро – 0,035%). Берем среднюю зарплату: в 7 раз дороже чем в Германии (Россия: 19 000 руб. и 18 руб., итого – 0,095%; Германия: 2 500 евро и 0,35 евро- 0,,014%).
Водка: при минимальной зарплате у нас в 3,4 раза дороже относительно минимальной зарплаты (Россия: 90 руб. и 5 000 руб- 1,8%; Германия: 5,3 евро и 1 000 евро- 0,53%). Относительно средней зарплаты: у нас в 2,3 раза дороже водка немецкой (Россия: 90 руб. и 18 900 руб. – 0,48%; Германия: 5,3 евро и 2 500 евро- 0,21%).
Итак, пиво у нас дороже в 7-10 раз немецкого; а водка дороже в 2,3- 3,4 раза. Вот это и есть национальная алкогольная политика. И при чем здесь мифическая российская доступность алкоголя?
И оказывается, что в России очень дорого даже самое дешевое пиво. Почему это так происходит? Будь у нас пиво в 15 раз дешевле водки, а хорошее вино в 2 раза дешевле самой дешевой заурядной водки, и при этом минимальный набор продуктов, рассчитанный государством и службой благополучия человека, стоил бы дороже 2 300 руб. в месяц раза в три, то, может, и у нас бы народ пил меньше водки и уважал власть, государство и себя.
Практически: мы уже не раз приводили расчеты, что наша легальная водка стоит дороже водки в Финляндии, Швеции и т.д. Даже при цене в 90 руб. А если бы при такой цене водки пиво стоило бы в магазинах рублей 7 за бутылку (самое дешевое)?
Нам почему-то приводят в пример дикие и нищие страны, где уровень жизни ниже российского, а продолжительность жизни мужчин – дольше, чем в России. Мы же хотим, чтобы Россию сравнивали не с "папуасами", а с той же Германией (со скандинавскими странами и Польшей мы не раз уже разбирались в наших статьях – алкоголь там дешевле российского и никакого особенного позитива в борьбе с алкоголизацией, особенно - молодежной), где при столь дешевом алкоголе народ почему-то не спился, не деградировал, и причиной демографического кризиса не пытаются считать баснословно дешевое пиво.
На одном повышении цен и снижении доступности алкоголя по времени, месту, возрасту и т.д. никаких серьезных положительных изменений в снижении алкоголизации ждать не приходится.
Срок подошел, как всегда, незаметно. С 1 января 2010 года вступает в силу требование обязательного оснащения производителей этилового спирта оборудованием для переработки барды Срок установки на спиртовых заводах оборудования по переработке и утилизации барды был перенесен, если помните, с 1 января 2009 года на 1 января 2010 года. Необходимость переноса срока была вызвана тем, что значительная часть предприятий-производителей спирта не установила необходимое оборудование к планировавшемуся сроку.
Если честно, мы даже не собирали сведения о том, устанавливали ли заводы это оборудование в 2009 г. Государство "мордовало" производителей спирта своими спиртовыми прожектами целый год. Апофеозом стал законопроект г. Миронова, подтекстом которого стало простое предложение сделать все частное производство спирта государственным (или государственно- частным- как кому больше нравится). Понимая к чему это .все может привести, Кудрин недавно "успокоил" спиртовиков.
Тем не менее в обстановке психологического давления со стороны государства и экономического кризиса, отсутствия нормальной системы кризисного кредитования бизнеса в России могли ли найти заводы деньги (немалые) на эти операции.
В прошлом году проверки выполнения этого требования осуществляла ФНС, которой в общем-то все равно (эта служба действует как хирург – ей бы только "резать", хотя наращивание долгов предприятий происходит всегда постепенно у нее на глазах). Теперь, по всей видимости, готовность спиртовиков сохранять экологию будет осуществлять Росалкоголь. За эти 2 года войны за барду что-то так и не звучали вопли со стороны российского сельского хозяйства с требованием отдать им "этот ценный кормовой продукт". По всей видимости, никому она не нужна.
Оценку законопроекту г. Миронова дадут не ранее 1 марта 2010 г. А с ней вместе и всей идее госмонополии (ГМП) на спирт и алкоголь. И какой нормальный хозяин будет до этого момента устанавливать на свои деньги оборудование стоимостью не один млн долларов? Раз уж у государства были виды на спиртовую отрасль (уже более года), то почему оно ничего не сделало для льготного оснащения "будущих своих заводов" необходимым экологическим оборудованием? Или это и не делалось для того, чтобы легче отобрать было заводы?
Совсем недолго осталось до 1 января. Должна и эта проблема, взлелеянная государством, как-то рассосаться. В крайнем случае, заставят работать только в легальном режиме все заводы, установившие это оборудование. Напомним всего несколько чисел: России необходимо в год для производства легальной и нелегальной продукции около 90 млн дал спирта этилового ректификованного из пищевого сырья, а легально его произведут в 2009 г. не более 45-48 млн дал (практически на уровне 2008).
По идее операцией "Барда" в оставшиеся полтора месяца займется именно Росалкоголь; вот и посмотрим – какой выход найдет профильный госорган из ситуации. Это будет первая проверка на профессионализм и зрелость.
Хотя уровень проблемы достаточно высок. Кто сегодня второй раз за год пойдет к Путину и скажет, что надо еще раз перенести срок государственного решения об установке оборудования. На сколько перенести- непонятно. Таким тяжеловесом может стать только правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка и ее руководитель Зубков. Гордеева, который ранее курировал эти вопросы, уже нет. Более того, в комиссию даже не включили представителей Минсельхоза, что странно хотя бы потому, что: сырье для производства вина и коньяка осталось в ведении Минсельхоза; эта злополучная барда – отходы спиртового производства – вроде бы тоже нужна Минсельхозу.
После скандально- "взрывной" статьи в Питере о том, что питерское Росалкогольрегулирование не могут найти Комитет по экономике города и участники рынка, региональное подразделение федеральной службы тут же нашлось. О чем сообщила статья в газете более высокого уровня – "Коммерсанте". Вообще: кто ищет, тот всегда найдет. Да и не терялась никуда эта структура, в чем мы тоже не сомневались. Питеру позволено многое, если не все. Город трех революций и малая родина двух Президентов, глав палат российского Парламента и т.д. (а также любимый и родной город экспертов "ЦИФРРА"). Губернатор Питера может в разгар антиалкогольной компании выступить в защиту пива и после этого остаться на своем посту до сих пор. Но даже в Питере в последнее время резко выросло потребление в качестве алкогольного суррогата ССЖ, подсчитал Союз производителей галеновых лекарственных препаратов. Производители таких жидкостей в ответ порекомендовали изучить продукцию этих самих "счетоводов". Союз производителей галеновых лекарственных препаратов распространил пресс–релиз, в котором говорится следующее: 1,165 млн л спиртосодержащих жидкостей было употреблено в качестве алкогольного суррогата в 22 городах России в октябре. Мы уже писали, что на основании этих и других данных наши эксперты пришли к выводу о том, что в 2009 г. будет употреблено в России от 15 до 18 млн дал этих препаратов в качестве заменителя недоступного для определенной части населения потребителей нелегального и легального алкоголя.
В защиту этого рынка выступили питерские производители. Они отвергли обвинения в отравлениях населения и т.д. "Про отравления — ерунда. Во–первых, продукция не предназначена для внутреннего употребления и в соответствии с законом на упаковке спиртосодержащей парфюмерно–косметической продукции содержится информация об опасности употребления внутрь, во–вторых, случаев отравления не было ни единого — ни от целевого, ни от нецелевого использования", — парировал в питерской деловой газете ("Деловой Петербург") ответ В. Шварц, технический директор ООО "РосПродТорг" — петербургского производителя таких жидкостей. По его словам, ни о каком росте производства таких жидкостей сейчас речи не идет. При этом петербургские производители спиртосодержащих жидкостей обратили внимание на сам Союз производителей галеновых лекарственных препаратов. Дело в том, что он создан в 2009 году в Самаре по инициативе завода лекарственных препаратов "Гиппократ". Этот завод сам выпускает настойки боярышника и пустырника, в которых содержание этилового спирта составляет около 70%. В общем- на всех рынках идет борьба.
Мы не зря писали, что никто не допустит никакого кризиса (в том числе и "бардового"). Видимо, играет свою роль региональная ревность. Еще недавно (как бы не плакались) региональные администрации) алкогольная власть была в их руках. А сегодня власть (а власть – это деньги) уплывает из рук в новое ведомство. Сразу после подписания государева указа мы написали о том, что впереди борьба за власть в алкоголе между новой службой и регионами. И борьба серьезная, с притиркой интересов. И правительственная комиссия создана не только для координации деятельности министерств и ведомств, но и для помощи службе в регионах. И после утверждения примата новой службы на региональном уровне (не ранее) вся полнота регионального контроля может вновь вернуться в регионы (но уже под руководством не администраций, а региональных отделений службы). Такой вариант вполне возможен. Как и такой: создание "Министерства продовольствия и торговли", куда войдет и Росалкогольрегулирование. Столкнувшись с законом о торговле, а также с необходимостью развития продовольственной безопасности наше государство вполне может прийти к выводу о необходимости такого шага.
Еще одним испытанием новой федеральной службы станет разработка концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации. Вот это дело очень серьезно и практически нереализуемое. То есть, документ и программу родить вполне можно (вон сколько вариантов программы рождала за последние лет 7 федеральная служба по защите интересов и благополучию населения – Роспотребнадзор, но никто к ним серьезно не относился, понимая, что документы это политические), а вот снизить масштабы реально – нет. И не задача это Росалкоголя. Но вполне можно объединит в один документ многое запретительное из того, что напредлагали депутаты, Общественная Палата и церковно- общественный совет за последний год. Отца Тихона придется взять в союзники. И может что-то родиться для отчета. Важно, чтобы была четко выделена во всей этой деятельности и программе государственная алкогольная политика, направленная на упорядочивание работы и защиту интересов легальных производителей качественного алкоголя (не только государственных, но и частных) от безумных и популистских лозунгов и призывов.
Госдума поддержала "протокольное поручение комитету по экономической политике и предпринимательству обратиться в ФАС и Роспатент с просьбой о проверке правомерности использования имен политических лидеров и государственных символов в названиях алкогольной продукции". Не нравится депутатам "Путинка", "Медведев", "ВВП", "Нацпроект", "Парламент" и др. Как считают борцы- "на рынке алкоголя это стремление не вполне добросовестных предпринимателей заработать на авторитете популярных политических деятелей и узнаваемости национальных символов". Безусловно, "единодушное отношение парламентариев к проблеме пьянства должно дать новый импульс разработке и осуществлению комплексной государственной программы по противодействию алкоголизации населения, столь необходимой сегодня", а депутат Беляков в партийно- депутатской иерархии поднимется на одну ступеньку выше. "Мавр сделал свое дело, мавр может уходить". Это не о Белякове, это о брендах. Есть явно политические бренды, а есть и нет. Например, "Парламент". У нас в России – есть ли такое юридическое политическое понятие? И почему эта водка в Германии смогла занять 5% немецкого рынка водки? Или немцы не борются за уважение к своему парламенту? Или у них хватает ума не смешивать два понятия: власть и водочный бренд? Может, их парламент не нуждался в дополнительной водочной рекламе?
Впереди интересные "политические" правовые процессы (дополнительная реклама брендов): можно ли считать Путина прообразом водки "Путинка" и "ВВП", а Медведева – "Медведь" и "Медведев" (а если была бы водка в старорусской деревенской интерпретации – "Ведмедь"?). Повезло лапше "Доширак": вот никто во Франции не упрекал ее в схожести с властью при правлении Ж. Ширака.
В принципе – все эти бренды имеют право на жизнь и сегодня. Только не надо было в свое время создавать спецусловия для продвижения того же бренда "Путинка", когда его реклама висела по всей Москве- единственная из водочных брендов? Что тогда она рекламировала: водку или человека? Или и того, и другого? Еще недавно это не мешало.
Архив новостей