Российские производители пивных бутылок попросили ФАС проверить компанию "Русджам" (дочерняя структура турецкой Anadolu Cam) на предмет монопольного положения на рынке. Они обвиняют конкурента в том, что, занимая 47% рынка и имея доступ к дешевым европейским кредитам, он в условиях кризиса снизил цены на 15%. Эксперты говорят, что снижение цен на тару удешевляет конечный продукт.
О намерении проверить "Русджам" в отношении демпинга на рынке пивной стеклобутылки заявил на заседании экспертного совета ФАС по легкой промышленности замначальника отдела строительных материалов и легкой промышленности ФАС Артем Рудак. Поводом стало заявление национального объединенного совета предприятий стекольной промышленности "Стеклосоюз". "С 2009 года компания "Русджам", которая имеет доступ к европейским кредитам, включая средства ЕБРР, в условиях кризиса снизила цены на 15%", - объяснил суть претензий участник "Стеклосоюза", гендиректор ЗАО "Орехово-Зуевский стекольный завод" Виктор Дворянков.
По оценке союза, который опирается в своих выводах на данные Росстата, "Русджам" занимает 47% российского рынка пивной стеклобутылки. Всего, по данным "Стеклосоюза", на российском рынке действует 26 стеклотаренных завода, включая пять заводов "Русджам". При этом стеклотаренные предприятия привязаны к месторождениям сырья, располагаются в регионах и являются градообразующими.
В союзе утверждают, что цены турецкой компании являются монопольно низкими, поэтому пивоваренные компании стали активно переходить на контракты с "Русджам", за исключением тех, кто в силу принципиальной позиции хочет сохранить диверсифицированность поставок.
На пивном рынке присутствуют пять ключевых групп: "Балтика" (Carlsberg), SUBMiller, InBev, EFES и Heineken. Как пояснили в "Балтике", компания закупает у "Русджам" только 3% стеклотары для своих нужд, остальные поставщики - региональные заводы, в частности "Алексинское стекло" (Тульская область), АКТИС (Ростов), "Экран" (Сибирь) и "Веда-пак" (Калининградская область).
Крупнейшие производители пива закупают бутылки у разных производителей, утверждает эксперт пивного рынка Алексей Воинов: "Один завод не может удовлетворить потребности в таре крупной пивной компании, к тому же в этом случае производитель начнет диктовать цены и условия". В том, что кто-то воспользовался хорошей ценой "Русджам", г-н Воинов не видит ничего плохого: это даст возможность снизить цены на готовую продукцию.
ФАС пока не усмотрела нарушений в действиях "Русджам" в силу заменяемости выпускаемой ею продукции продукцией других предприятий, однако анализ будет продолжен, пообещал г-н Рудак.
Пиво дважды не наливать
"Стеклосоюз" предлагает внести в проект технического регламента по упаковке запрет на розлив пива и других напитков в ранее использованные бутылки. Участники союза полагают, что использование оборотной тары не соответствует санитарно-гигиеническим нормам пищевого производства, к тому же вынуждает пищевые компании применять опасные для окружающей среды детерагенты, затрачивать средства на создание и обслуживание помывочных цехов. Использованные бутылки "Стеклосоюз" предлагает в качестве стеклобоя отправлять на переплавку. На данный момент в России доля оборотной тары в структуре розлива пива достигает 40%.
РБК daily
Архив новостей