"Российская экономика выкарабкивается из рецессии, убедился ВБ: восстановление, начавшееся в III квартале, больше не прервется, говорится в докладе банка об экономике России. Хотя итоги 2009 г. окажутся хуже, чем казалось еще в июне. Экономика оживает за счет торгуемых секторов (добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство): самое плохое с ними случилось в I квартале. Добывающий сектор восстанавливается на растущих сырьевых ценах, обрабатывающие отрасли освободились от излишков складских запасов. А неторгуемые секторы (строительство, торговля, транспорт и связь), наоборот, все еще рушатся из-за слабого спроса и отсутствия кредита, рост которого так и не возобновился. До конца года реальные доходы населения продолжат снижаться (минус 5,5% в III квартале), а безработица после сезонного улучшения вырастет до 9%, прогнозирует ВБ. Затянувшееся сокращение внутреннего спроса будет стоить экономике 0,8%. дополнительного падения, посчитал ВБ, спад в 2009 г. составит 8,7%. В 2010 г. ВБ ожидает роста экономики на 3,2% (но это целиком на основе слов наших чиновников). Платежный баланс останется в профиците по текущему счету (прогноз цены нефти — 75 дол.) и по капитальному: чистый приток составит 20 млрд (минус 30 млрд в 2009 г.). Отток, не связанный с займами, прекратится вовсе на фоне роста цен на нефть и мировой ликвидности.
Доля бедных (живущих на 5 дол. в день, хотя их бы надо считать нищими, а не бедными) после пика в 17,7% в конце 2009 г. сократится до 16,1%, или на 2,5 млн человек, до 22,5 млн. В 2008 г., по оценкам ВБ, бедных было 13,5%. Безработица перестанет расти: уже сейчас работодатели вместо увольнений предпочитают неполный рабочий день или сокращенную зарплату, придерживая работников, пишет ВБ. В сентябре, по данным Росстата, работали неполное время или находились в вынужденных отпусках 2,4 млн человек (7% штатных сотрудников), в августе — 2,1 млн (6%). В промышленности планы увольнений самые скромные с начала кризиса; 66% предприятий в ноябре — декабре 2009 г. не намерены сокращать численность, а 12% планируют ее увеличить. При этом в России на обновление основных фондов идет лишь 20% инвестиций; оборудование стареет, производительность труда остается низкой.
Сейчас, по мнению ВБ, хорошая возможность продумать новую модель роста: не на высокой цене нефти и дешевых зарубежных займах, а на повышении производительности труда, передовых технологиях и прямых иностранных инвестициях. Кризис хорош тем, что долгосрочные цели могут перевесить краткосрочные, но этого не произошло; шанс провести инфраструктурные реформы в момент, когда их тягость воспринималась бы населением с пониманием — "кризис же!", — упущен. Вместо того чтобы очистить банковскую систему от слабых банков, государство предпочло бороться за кредит, поддержание избыточной занятости тоже было выбором государства, а не предприятий".
Если честно, мы ничего позитивного в прогнозе ВБ вообще не увидели. Может быть, запад клюнет на "либерализацию российской экономики"? Более того, осознавая прекрасно, что Правительство и не способно на какую-то новую модель (даже на ее теоретическую разработку), мы предполагаем, что Правительство как раз сосредоточится на долгосрочном решении глобальных по форме, но частных по сути и содержанию задачах вроде борьбы с алкоголизацией населения, в жерновах которой оказался наш рынок и бизнес.
Подряд прошло три очень знаменательных события: парламентские слушания по алкоголю и спасению от него 10 ноября; одновременно со слушаниями сразу три чтения за два дня законопроекта о повышении ставки акциза на пиво и алкоголь; публикация на сайте Росалкоголя проекта Концепции по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма. Мощный, синхронный "удар" по врагу России - алкоголю.
В общем (будем надеяться) - государство знает, что делает, и делает, что знает.
Итак, российская алкогольная политика (как мы и предполагали) трансформировалась и получила официальное название - "госполитика по снижению масштабов алкоголизма в РФ". Последние парламентские (от 10 ноября) слушания "требуют" от Правительства как можно скорее разработать и принять концепцию такой госполитики с выделением необходимого финансирования, а Минздравсоцразвития и Минобразования и науки предлагается разработать программы, информирующие о вреде алкоголизма как для образовательных учреждений, так и для широких слоев населения. Программа получит деньги, и, видимо, немалые.
Все сделано грамотно- реальные социально – экономические нацпроекты заслонила собой "вечная" борьба с алкоголизацией. Этот "социальный проект" не носит радикального характера – никто не объявляет "сухой закон" и т.д. Только вводятся некие меры по ограничению производства, распространения и потребления. Власть и государство в такой ситуации ничем не рискуют (как это было в 85- 88 г.г.). Алкоголь не исчезает из продажи; талонно- физических ограничений на его приобретение не вводится, а это главное для потребителя. Всякие ограничения по месту продажи, времени, возрасту и т.д. – для потребителя несущественны. Он их всегда при желании обойдет. Удар наносится по алкогольному бизнесу (легальному), и бизнес его как-нибудь переживет.
Пока все выстраивается логично:
- единодушно депутаты повышают акцизы на пиво и прочий алкоголь; как мы поняли- никто из депутатов не изъявил желание встать в ряды пивного лобби и конкретно выступить против роста пивной ставки на 200% (среди правящей партии пивных лоббистов точно нет; значит они притаились среди оппозиционеров). Теперь до нового года пиво, скорей всего, признают алкоголем, как предлагал Президент; все алкогольные напитки будут собраны в одну большую "разноцветную" кучу; общественность не может не оценить такую заботу государства;
- теперь остается принять и ввести поэтапно первую "кучу" ограничений, затем – вторую, потом – третью. В первую попадают "общественные ограничения" по месту, времени, проверке документов и т.д. плюс первая группа предложений от "Росалкоголя". Во вторую войдут – минимальные цены на алкоголь, единая ставка акциза, перенос акциза на спирт и некоторые дополнительные меры. В третью – возможно- розничная торговля алкоголем или только крепким алкоголем через спецмагазины и спецотделы (негосударственные).
В результате получим некую модель функционирования алкогольного рынка, которая целиком будет зависеть от динамики развития социально- экономического кризиса в мире и России и создания системы контроля за выполнением принятых решений. По крайней мере, все будут заняты.
"Парламентские слушания" с подачи Главного санитарного врача готовы изменить этикетки на бутылках – "не менее 20% площади должны занимать контрастные надписи "Алкоголь – яд", "Алкоголь – убивает", "Алкоголь приводит к рождению уродцев" вместо лояльных надписей о предупреждении Минздрава. На наш взгляд новые надписи Роспотребнадзора оскорбляют человеческое достоинство нормального потребителя, умеренно потребляющего алкоголь (наших экспертов, например). Заставьте лучше такие надписи нанести производителей ССЖ.
Как заявил глава Роспотребнадзора- "надписи появятся, как только правительство утвердит поправки в Техрегламент". Первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья поддержал Роспотребнадзор и предложил отнести пиво и пивосодержащие напитки к разряду алкогольных напитков. Ввести на них одинаковую ставку акциза и периодически увеличивать ее, причем вдвое-втрое быстрее, чем будет расти предполагаемая инфляция. А продажу алкоголя он предложил разрешить только в специализированных магазинах - из расчета один магазин на 5 тысяч населения. Это всего 28 000 розничных торговых точек на всю Россию. Сегодня у нас таких не менее 230 000. Сокращение предлагается серьезное, в 8,2 раза. При этом будет практически полностью ликвидирована торговля легальным алкоголем в сельской местности. Впрочем, она и не нужна будет после введения минимальной цены на водку около 90 рублей за 0,5 л. Село такую цену все равно не потянет. Если в сельской местности у нас живет 40%, то пусть переходят на самогон. Остается 84 млн человек. Если для оставшихся по 1 магазину на 5 000 человек, то это вообще 17 000 магазинов (вот еще резерв для депутатов). Да, грустно.
Особого внимания в проекте заслуживает предложение полностью запретить винных или пивных фестивалей. Более чем вероятно, что это предложение будет принято.
Парламентские слушания были проведены с единственной целью – давления на "сомневающихся" депутатов. Ведь в последнее время столько было материалов в поддержку предотвращения "пивной акцизной трагедии". Столько говорилось о том, что это водочное лобби нанесло удар из-за угла по чистым в помыслах и делах пивным компаниям, одержимым только одной целью – облагодетельствовать россиян и отучить их от водки. Мы же привыкли к арифметике и логике. Никакого отношения пива к водке, а водка к пиву не имеют. Напитки разные, поводы их потребления разные и т.д. А теперь по поводу противопоставления крамольно низкого повышения акциза на водку (на 10%) и убийственно высокого повышения акциза на пиво на (200%). В бутылке водки акциз был 38 руб. 10% - 3,8 руб. – на такую сумму вырастет акциз в бутылке водки с 1.01.10. С 1.01.11 акциз в бутылке водки составит – 46,2 руб. В 2012 г. – 51 руб. Итого- рост за 3 года на 13 рублей. При этом в первый год – 3,8 руб. При этом уже минимально легальная цена в 90 руб.(а реально свыше 100 руб.) за бутылку водки привела к снижению легального рынка водки и ЛВИ с 2007 по 2009 г.г. со 130 млн дал до 105 млн дал. Всего на всего.
Акциз на пиво при грандиозном повышении на 200%: 1,3 руб. акциз в сегодняшней бутылке пива; в 2010 г. 3,9 руб. Прирост всего 2,6 руб. Даже за один год прирост акциза при 10% -ом росте в водке уже выше пивного акцизного прироста в 200%. А теперь ответьте сами себе: могло ли повышение ставки акциза на пиво на 30% в 2008 г. привести к снижению пивного рынка в России (на чем настаивает пивной бизнес), если эти 30% всего на всего 30 копеек в каждой бутылке пива?
Поэтому депутаты правящей партии, среди которых пивных лоббистов не оказалось (интересно- на кого же опирается пивной бизнес в российском парламенте?), одним махом за два дня и приняли новые ставки акциза. И если пиво больше трогать не будут (признавать его алкоголем, изымать из киосков и т.д.), то его объем в России в 2010 г. составит около 1 млрд дал, а сбор акциза – на уровне 70- 75 млрд руб. (не ниже; то есть плюс 35- 37 млрд рублей). Но поскольку на этом депутаты не остановятся, то пивной рынок в 2010 г. составит не более 900 млн дал, а акциз при этом принесет не более 65 млрд руб, что тоже даст плюс около 30 млрд руб.). Государство идет на это вполне сознательно. О слабоалкоголке уже все говорено- переговорено.
Поэтому очевидно, что крепкий алкоголь до наведения порядка в системе контроля, переносе акциза на спирт, введения единой ставки на алкоголь (за исключением вина) трогать не стоит. Механизм регулирования алкогольного рынка в лице Росалкоголя только вырабатывается.
И здесь очень интересен другой документ – проект Концепции Росалкоголя по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма. Как кажется экспертам "ЦИФРРА" надо перестать упрекать государство в отсутствии алкогольной политики у государства. Пусть государство примет хоть какую- нибудь концепцию. Размещенная на сайте ФСРАР концепция ничем не хуже публикуемых концепций Роспотребнадзора и т.д. Концепция суровая, убедительная, жесткая, серьезная, поэтапная. Пусть ее, наконец, примет государство. И спокойно регулирует наш рынок. По правилам игры власти, государства и бизнеса такая концепция быть должна. Будет документ принят, будут приняты все предлагаемые запреты (кроме ГМП на алкоголь и спирт); и все успокоятся. Пусть снижается алкоголизация в России, пусть умирают в России не от водки, а от счастья. Пусть рожают здоровых детей.
Нам важно понять – какую угрозу несет Концепция легальному бизнесу? И несет ли ее?
СМИ отреагировали на проект концепции оригинально: "До 2015 года алкогольное ведомство обещает побороть нелегальный рынок. Федеральная служба Росалкогольрегулирование представила на своем сайте проект концепции по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма. В концепции говорится, что в результате ее реализации до 2015 года будет ликвидирован нелегальный рынок алкоголя, доля которого сегодня, по экспертным оценкам, составляет от 30 до 50%. Кроме того, Росалкоголь обещает в разы сократить потребление крепкой алкогольной продукции и пива молодыми людьми. Для достижения заявленных результатов Росалкоголь предлагает установить высокие потребительские цены на алкогольные напитки с учетом содержания в них алкоголя, а также снизить доступность алкоголя через ограничение его розничной продажи по месту и времени.
Предполагается максимально ограничить систему промо-мероприятий и прочих инструментов коммуникации с конечным потребителем. Большое внимание в концепции отводится также созданию программ формирования традиции здорового образа жизни, развития спорта и физической культуры и т.д.".
Пройдемся по концепции. Цели и задачи можно было бы опустить. Главное- как и чем это будет достигаться. Но и там есть любопытные вещи.
Срок действия концепции – по 2015 г. (всего 6 лет; как раз почти 2 срока президентства Медведева). Продолжительность не заоблачная по времени (до 2020, до 2030), а реальная. Если чего-то добиться удастся, то дальше подкорректируют.
Вот еще важно: "Государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации направлена на снижение объемов потребления населением алкоголя, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни, сокращение уровня преждевременной смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни и основывается на принципах законности, гуманизма, юридического равенства, демократизма, справедливости, гласности, неприкосновенности личности и сфер ее жизнедеятельности, ответственности за вину". В данной фразе нам больше всего понравилось: "формирование стимулов к здоровому образу жизни" (это самое главное, остальное из него само вытечет) и принципы. Они уравнивают интересы и борцов с алкоголем (в том числе трезвенников), и умеренных потребителей алкоголя, а значит – и обслуживающего их легального алкогольного бизнеса. Принципы законности, юридического равенства и справедливости по нашему мнению уравнивают интересы частного и государственного предпринимательства в алкогольной сфере без приоритета государства. Неприкосновенность личности и сфер ее жизнедеятельности мы поняли как право личности на потребление алкоголя (в необходимых для нее объемах и т.д.) при ответственности за последствия - возможную вину личности.
Во второй части Концепции главное для нас то, что она "уравнивает" весь алкоголь в целом между собой: и крепкий, и "слабый". "С 1998 года в Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво, что значительно увеличивает алкогольную нагрузку на население". Так что от низко алкогольной продукции не отстанут, а будут ее максимально "кошмарить", а пиво однозначно станет алкоголем (не в этом, так в следующем году). Хотя бы потому, что его активно пьет молодежь. Однозначным недостатком концепции считаем недооценку необходимости развития виноделия и потребления натурального виноградного вина в России как альтернативы алкоголизации, потребления крепкого алкоголя, развития пивной культуры и коктейльной культуры на основе крепкого алкоголя. О вине в концепции – вообще ни слова.
Во второй же части есть вывод, с которым трудно не согласиться: "…алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России является общенациональной угрозой на уровне личности, семьи, общества, государства". Именно – алкоголизм и чрезмерное потребление алкоголя, а не умеренное и культурное, на которое у потребителя есть право конституционное и "концептуальное".
Будучи небольшой по объему, очень масштабна третья часть Концепции. Если оттуда убрать слова про трезвый образ жизни и т.д., то останутся наши алкогольные аспекты. Целями государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются: сокращение уровня потребления алкоголя и легализация и повышение эффективности регулирования алкогольного рынка. Приоритетными задачами являются: оптимизация структуры потребления населением алкогольной продукции (уменьшение доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном снижении общего уровня их потребления); противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.
Ни слова нет про замещение крепкого алкоголя низко алкогольными напитками, как это делалось в "соседнем" европейском мире. Есть "простая" задача сократить долю и объем потребления крепкого алкоголя, а это значит сократить потребления всего алкоголя без разбора (иначе долю не сократишь). Еще раз напомним наши старые цифры: в России около 100 млн потребителей алкоголя. Из них примерно 30 млн – "маргиналы" с уровнем потребления до 40 л абсолютного алкоголя в год в среднем; и примерно 70 млн нормальных людей со средним уровнем потребления в 10- 11 л абсолютного алкоголя в год на душу. Это разные люди, и меры к ним должны применяться разные. Хотелось бы, чтобы даже Концепция упомянула о социально- алкогольном неравенстве наших граждан и необходимости разных подходов.
Также, кстати, хотелось бы, чтобы в Концепции звучал не мифический показатель алкоголизации населения в 18 л абсолютного алкоголя на душу, а более реальный: если считать все население – то он равен у нас с учетом суррогатов (кстати, мы нигде не увидели в Концепции задачу по замене суррогатов алкоголем или уничтожении рынка алкогольных суррогатов) не более 13- 13,5 л, а если считать (как в Европе- на душу старше 15 лет), то не более 15 л в год на душу. Нам "легких" побед не надо. В то же время не стоит драматизировать ситуацию такими данными: "К началу 1990-х годов потребление учтенного алкоголя на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя в год, а к 2008 году оно возросло в 1,8 раза – до 10 литров". Произошла всего лишь частичная легализация рынка и переход с домашних суррогатов на заводскую продукцию. Не более того.
Очень важна 4 часть. У нас продолжается бесконечное манипулирование общественниками и профильными медицинскими чиновниками "статистических" данных по смертности от алкоголя, по отравлениям и т.д. "Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения, данных социологических и медицинских исследований, а также информации правоохранительных органов о состоянии преступности, возникающей на почве злоупотребления алкоголем, и других источников. Для получения достоверных сведений из указанных источников необходимо создать систему государственного статистического наблюдения на основе достижений в области современных информационных технологий и с учетом международного опыта".
Это, пожалуй, потребует глобальной "перестройки" работы всей системы учета и на местах, и в центре, что практически неосуществимо. Но все равно хорошо уже от того, что у разработчиков Концепции есть понимание комплексности (это следует из всего текста Концепции) решения задач противодействия алкоголизации. Это в советское время при мощной системе социальной защиты, тотальной занятости населения и в целом нормальном среднем уровне жизни (изобилия не было, но необходимое было) можно было объявить алкоголь врагом и "запретить" его. Сегодня этот фокус не пройдет. Как мы понимаем, сюда же (в информационный блок) подпадает и система ЕГАИС, и розничное декларирование и т.д.
В 5 части наш бизнес затрагивают следующие положения:
- "осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление высоких потребительских цен на алкогольные напитки с учетом содержания в напитках алкоголя". Фраза мощная. И опять-таки не очень понятная. Для кого-то и водка по 200 руб. – обычный напиток. Мы не призываем к общедоступности. Наш призыв к производству водки для народа по 30 руб. носил открыто провокационный характер. Но учитывать наличие в стране значительной части бедного и нищего населения как-то надо. Раз есть в Концепции принцип справедливости, то он должен выполняться- получается, что человек среднего класса в доступе к алкоголю не ограничен ни чем, а доступ бедного к легальному алкоголю ограничивается высокой ценой. Не очень логично все это. У нас нет социально однородного общества, которое позволяет своим гражданам обеспечивать доступ к легальному алкоголю всех слоев взрослого населения;
- "снижение доступности алкогольной продукции путем введения ограничений ее розничной продажи по месту и времени". Пусть вводят;
- "ограничение (запрет) скрытой рекламы алкогольных напитков, в том числе пива, привлекающей внимание детей и молодежи; ограничение вплоть до полного запрета проведения мероприятий, нацеленных на содействие потреблению алкоголя, таких как винные или пивные фестивали, конкурсы и др.". Это они тоже введут – никуда не денешься. Поскольку Домоклов меч вешают над всем рынком. Для создателей Концепции (а точнее – ее вдохновителей) нет полутонов, есть только черное- алкоголь, и белое – трезвость. И им пока еще непонятно, что отказаться от алкоголя (или сократить его потребление) даже нормальный человек может в силу каких-то серьезных причин, а не запугиваний его надписями на бутылке "Яд!", "Цирроз печени!" и т.д. Альтернативой крепкому алкоголю является вовсе не трезвость; это только в геометрии самый короткий путь – прямая линия. Любой процесс требует этапности, а потому какой-то альтернативой крепкому алкоголю может быть только низко алкогольная продукция. И крепкий алкоголь можно вытеснить не трезвостью, а переходом на другие виды алкоголя. А дальше как получится. Концепция отдает идеализмом, который туда вложили "антиалкогольные борцы- общественники". В этом мы видим ее главный недостаток. Хотя "борцы" могут считать попытку перевести потребителей на низко алкогольную продукцию уже пройденным этапом. Это 1995- 2008 г.г. – "пивная программа", которая с треском провалилась в России. Пиво выросло в 5,5 раз; при это появился рынок САН, выросло потребление всего алкоголя и суррогатов в целом. Но Россия не Чехия, не Германия и т.д., где пиво могло вытеснить алкоголь крепкий. К пиву никогда не относились в России как к серьезному алкогольному напитку, и не будут этого делать в будущем. Россию как Буриданова осла повели западные компании по пивному пути. А надо было развивать виноделие, в советское время уровень потребления вина и его цены позволяли противостоять росту потребления крепкого алкоголя. Так вот – в современной России на самом деле не было программы по переводу населения на низко алкогольную продукцию с крепкого алкоголя. И поэтому из Концепции выпадает целый огромный промежуточный блок, без которого ничего не получится;
- "усиление административной ответственности за нарушения ограничений розничной продажи алкогольной продукции и пива лицам, не достигшим определенного законом возраста, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний". Очень хорошо. Мы бы предложили введение общественных работ для взрослых и детей, задержанных в нетрезвом состоянии;
- "разработка и осуществление комплекса мер, направленных на противодействие реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, усиление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и его дальнейшее совершенствование". Это вообще отдельная тема. Сейчас ее касаться не будем;
- "совершенствование системы мониторинга потребления алкоголя и оценки эффективности реализации антиалкогольной политики". И это как раз касается будущего бесконечного развития ЕГАИС, а также системы декларирования розничной торговли;
- "разработка и осуществление субъектами Российской Федерации региональных программ (пилотных проектов) в целях реализации Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской федерации на период до 2015 года". А программы по развитию "регионального сепаратизма" сюда попадают, интересно?
Переходим к главному – к "механизму реализации настоящей Концепции". "Механизмы реализации поставленных настоящей Концепцией целей и задач предусматривают использование программно-целевого подхода, а также принципов государственно-частного партнерства". Что это за зверь – ЧГП – пока не очень ясно в данной сфере. Но как говорил Мишка Квакин про непонятное слово "ультиматум"- "бить будут". Может быть, имеется в виду та деятельность, которую уже проводит "Росспиртпром" в режиме ЧГП.
Каждое задействованное в борьбе с нами (алкогольным бизнесом) и потребителями ведомство создаст свою ведомственную программу. Как-то и чем-то будет усилен госконтроль за нами всеми. Мониторинг хода реализации задач, установленных концепцией, будет проводиться посредством формирования сводной межведомственной отчетности; значит, наконец-то, начнут сравнивать объемы произведенного легально спирта и объемы произведенной легальной алкогольной и прочей продукции из него, а также винограда, виноматериала и готовой продукции (вина виноградного, шампанского и игристого), а также коньячных спиртов и коньяка (кстати, очень плохо, что Концепция не предусматривает создание Закона о винограде и вине). Если Концепция сработает в этом направлении реально, то мы рискуем серьезно сократить свой рынок российского вина и российского коньяка (бренди).
Очень важно то, что предусмотрена поэтапная работа над проектом (это очень перекликается с проектом Национальной государственной алкогольной политики, подготовленным еще в 2007 г. экспертами "ЦИФРРА"). На первом этапе (2010-2012 годы) предполагается:
- снижение уровня преждевременной смертности населения, связанной с злоупотреблением алкоголем до уровня - ?; ну, это будет сделать нашим медикам легко – статистика в их руках;
- снижение уровня потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольных напитков при общем снижении уровня потребления алкоголя; здесь тоже придется править статистику; и т.д.
Первый этап – это притирка бизнеса и населения к государственной алкогольной реформе. Для умеренно пьющего человека (маргиналы все равно перейдут на суррогаты) "вреда" от реформы не будет до тех пор, пока он не сможет в удобное для него время купить необходимую бутылку вина или водки (в нужном ассортименте). Это проведение первичных (но серьезных) мероприятий на рынке (рост ставки акциза в условиях кризиса и создание условий ценовой малодоступности легального алкоголя; перенос ставки акциза на спирт и единая ставка акциза; декларирование; минимальная цена на крепкий алкоголь) и в борьбе с потреблением.
За первые 3 года реформы власть хотела бы создать условия для уменьшения остроты социально – экономического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций. По всей видимости – самые жесткие меры будут приняты с 2011 г. Можно сказать абсолютно точно, что условия для уменьшения остроты кризиса – как мощной дополнительной причины алкоголизации населения - созданы быть не могут. Нет к этому предпосылок. Поэтому государству надо уже сегодня понимать, что решение следующих, указанных в 6 части Концепции задач, а именно:
- ужесточения требований к розничной продаже алкогольной продукции (в том числе слабоалкогольной) и пива;
- усиления ответственности за нарушение запрета на продажу указанной продукции несовершеннолетним;
- увеличения акциза на этиловый спирт и алкогольную продукцию в целях снижения ценовой доступности алкоголя до уровня, не допускающего массового домашнего изготовления алкогольных суррогатов;
- установления с учетом индексирования минимальных розничных цен на алкогольную продукцию, придется проводить в условиях продолжения социально – экономического кризиса. Он продлится не менее чем до 2015 г. Поэтому надеяться на некую помощь отступающего кризиса не стоит (по крайней мере – на 1 этапе реализации Концепции).
Сегодня еще рано говорить о втором этапе, и его задачи кажутся "сказочными". На втором этапе (2013-2015 годы) предполагается:
- ликвидация нелегального алкогольного рынка; вот здесь бы горячиться не стоило – даже в развитых странах рынок нелегального алкоголя составляет не менее 15%- 20% объема; в нищей России (а богаче чем сегодня к 2015 г. 75% нашего населения точно не станет) оптимальный объем соотношения легального и нелегального рынка много лет был 70% на 30%. Это соотношение поддерживалось тем процессом роста ставки акциза, который был в течение 10 лет. Если же за эти годы стоимость водки собираются поднять до заоблачных высот, то тогда надежда на победу нелегального рынка вообще становится призрачной. Надо бы что-то здесь было указать и про суррогатный рынок (ССЖ, аптечные настойки и т.д.). Его победить важнее, чем рынок нелегальной водки. Либо государство заранее готов к замене нелегальной водки суррогатами в маргинальном секторе населения;
- снижение среднедушевого уровня потребления алкоголя ниже уровня, определенного Всемирной организацией здравоохранения, как представляющего собой национальную опасность; и это задача абсолютно недостижимая. Для этого надо всех наших маргиналов за 6 лет отправить на погост либо отучить от алкоголя (то есть добиться сокращения ими алкоголя в 3,5 раза). Еще раз на эту тему: пьем мы 13,5 л абсолютного алкоголя в виде алкоголя и суррогатов на каждую живую душу в год. ВОЗ хотел бы по 8 л. Эти 8 л в пересчете на взрослых пьющих – и есть 10,5- 11 л абсолютного алкоголя на душу в год. Столько в среднем у нас сегодня пьет не менее 70 млн потребителей из 100 млн пьющих. А остальные- по 35 -40 л в среднем. Надо "убрать" или "перевоспитать" эти 30 млн человек. Но это практически невозможно. Так что, снижение потребления с 13,5 л до 11 л (на 18%) должно будет произойти за счет нормального населения. А это значит, что каждому нормальному потребителю надо будет сократить своре потребление не менее чем на 30% в среднем. Вот пусть "отсюда" в своих программах и пляшут ведомства и регионы. А так- все нормально;
- кратное снижение уровня потребления молодежью алкогольной продукции, в том числе пива. Это очень правильно. Тотальный контроль и неминуемое жесткое наказание и продавцов и молодежи.
А вообще ситуация со всем этим здесь простая. Нужно снизить показатели. Путей для этого много. Как только государство примет большую часть алкогольных инициатив борцов- антиалкгольщиков, то те сами будут вынуждены искать позитив от принятых мер, и это должно будет выразиться в их статистике.
Ключевым аспектом 2 этапа предполагается реализация программ формирования традиции здорового образа жизни и т.д. "В результате осуществления комплекса мер по повышению эффективности регулирования алкогольного рынка и мер по противодействию нелегальному производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции доля нелегально произведенной алкогольной продукции должна быть сведена до минимума". Вот такое понятие вполне правильно – а кто его знает- каким будет тот оптимальный минимум в 2015 г.? Кто сегодня вообще может предположить, что у нас будет в России в 2015 г.? "К 2015 году предусматривается кратно сократить потребление населением алкоголя, особенно молодежью, внедрить программы, нацеленные на воспитание у подростков негативного отношения к алкоголю, а также снизить показатели смертности от злоупотребления алкоголем". Кратно- это значит, минимум в 2 раза. Может, не стоит ставить неосуществимые задачи? Нет, стоит. Если государство принимает неосуществимые программы до 2020 и 2030 г.г., то почему не может быть такой же антиалкогольной?
Хотя, данную Концепцию вполне можно принимать и без всяких дополнений. Появится еще один программный документ. Но очень нужный легальному рынку, чтобы от нас отстали и дали спокойно работать. А дальше (как все законы и программы России) начнется уже через полгода его корректура и т.д.
И о другом, но к этой теме
Разрабатываются общие правила розничной торговли и декларирования в Росалкоголе. Что-то собираются делать в Росалкоголе и с ЕГАИС (там создано профильное подразделение). На фоне этого во второй или третий раз переносится срок ввода декларирования розничной продажи алкоголя в Москве (теперь переносится с 2010 г. на 2011 г.). Правда, не очень понятно почему в качестве причины указана "неготовность программного обеспечения федеральной системы ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) к обработке больших объемов данных и со сбоями в ее работе". Понятно, что Москва уже несколько лет "бьется" над созданием электронной версии розничного алкогольного декларирования. И деньги на это, предполагаем, были выделены немалые. В той же Татарии и некоторых других регионах система розничного декларирования была создана чуть ли не в прошлом веке и до сих пор работает. Но сегодня, пожалуй, действительно лучше в работе по созданию систем декларирования дождаться двух событий: создания единых норм и правил от Росалкоголя по розничной торговле и декларированию, а также дождаться ясности в отношении развития ЕГАИС (чтобы затем как-то использовать и эту систему для декларирования). Есть надежда, что Росалкоголь сегодня на стадии работ по декларированию и ЕГАИС сам "сопряжет" и увяжет эти проблемы в одну (тем более, что теперь все это в одних его руках).
Архив новостей