От зимы до весны
Функция выдачи федеральных специальных марок передается от ФНС Росалкоголю. Алкоголь выпускают не более 500 заводов, хотя заводов, доля которых превышает 0,1% объема профильного рынка (водка, вино и т.д.) не более 300 на всю Россию. Как-то справятся. Тем более, что уже из Федеральных округов подают голоса структурные подразделения Росалкоголя: проявились они в СЗФО, ЮФО; значит и другие вот-вот проявятся. Ставки акцизов на крепкие спиртные напитки вырастают на 10% - государство с бутылки водки начнет зарабатывать уже не менее 50 руб. с учетом НДС. Но рост ставки сам по себе не приведет к росту нелегального рынка и даже, возможно, дал бы немного заработать государству, если бы не экономический кризис, породивший социальный кризис (но пока – не хаос). Не сделает сам по себе революцию на рынке и рост ставок акциза на вина и слабоалкогольную продукцию – на 30%. Пока нет ясности- что будет с пивом. Но этот рынок все равно никак не влияет на рынок крепкого алкоголя и вина.
Производители готовятся перед новым годом выдать на-гора побольше продукции по старой ставке акциза.
Пока все законодательно- алкогольные изменения коснулись только ставок акцизов. Но законодательная прыть не утратила своей активности. Сколь велика была активность в отношении пива еще совсем недавно: и изгнать из киосков; и рекламу запретить; и алкоголем признать; и акцизами уничтожить; и молодежь оградить; и т.д. и т.п. И тут вышел проект Концепции по предотвращению алкоголизации Росалкоголя, где предлагается все делать постепенно, поэтапно. Так что важная задача Концепции показать, что не надо все валить сегодня в одну большую кучу и решать сразу все проблемы разом. Вероятно, что все дальнейшие изменения в алкоголе будут приняты не в эту осеннюю, а в следующую весеннюю сессию. Тем более, что прежде чем рождать что-то глобальное алкогольно- экономическое (общественные программы могут рождаться и сегодня), надо все –таки разобраться и дать оценку госмонополии (ГМП) на алкоголь. По большому счету- если вводить ГМП в алкогольной отрасли, то не нужен в этом случае ни перенос ставки акциза на спирт, ни введение единой ставки на алкоголь и ССЖ, ни многое другое, что может регулироваться в рамках госсобственности и без этих мер. Если признают необходимость сохранить алкогольный рынок в сегодняшнем частно- государственном виде, то смысл введения этих мер есть.
Весна все покажет. Из-под снега столько всего вылезет…
Вроде бы все складывалось в пользу того, чтобы отобрать у "СПИ" бренды, передать их либо Росалкоголю, либо "Росспиртпрому" ("РСП"), который пытается восстановить свое производство и создать федеральную систему своей дистрибьюции. Вроде бы все эти вопросы должны были быть решены еще в октябре на заседании правительственно- алкогольной комиссии. Но в октябре лишь еще раз торжественно объявили о создании этой комиссии, лишили в ней права участия Минсельхоз (как производителя зерна для спирта и винограда для вина и коньяка), и пока все.
При этом "СПИ", где в настоящее время происходит очередная проверка деятельности организации, бурно активизировал процесс жизнедеятельности: отобрал у "КиН" коньяк "Московский" и ищет – где бы разместить его производство. По нашему мнению этот бренд однозначно должен разливаться в "Москве", также как и водка "Московская" (по крайней мере- для внутреннего рынка). Посмотрим, что придумает "СПИ". Мы очень уважаем завод "Итар" (Калиниград), но в данной ситуации есть высшие интересы бренда "Московский". Если бы "СПИ" отслеживал ситуацию на рынке, то вряд ли требовал сегодня от будущего лицензиата — обеспечить производство не менее 825 тыс. дал коньяка в год, что на 10% больше, чем было прописано в договоре с "КиН". Это сегодня, увы, после той вакханалии, которую устроил "СПИ" с "КиН"(ом) в 2008- 2009 г.г. по поводу "Московского" вряд ли возможно. Только – постепенно, поэтапно, за несколько лет. Да и не будет больше так возиться с "Московским" ни одна компания в России как "отец и мать" этого проекта – "КиН". Сегодня только "самоубийца" может подписаться единолично под таким объемом. Ни "ММВЗ", ни "Итар" не подпишется. В этой ситуации "СПИ" может либо снизить планку объему (чего делать не будет?), либо отдать розлив бренда нескольким операторам – в результате (что вообще загубит бренд).
В общем и целом для падения бренда "Московский" сделано уже очень много, осталось его только легко подтолкнуть… По всей видимости в 2010 г. "Московский" (государственный бренд) безусловным лидером российского коньячного рынка уже не будет, что дает шансы другим (частным) брендам российского коньяка.
Для "поддержки штанов" МЗ "Кристалл" создан еще один проект. Очень активно делается вид, что "завод пытаются спасти". Итак, "Московский завод "Кристалл", второй по величине производитель крепкого алкоголя в России, контролируемый ВТБ, получил лицензию ФКП "Союзплодоимпорт" на выпуск водки Kristal: этот бренд был зарегистрирован еще в 1974 году, но почти не использовался. Ранее "Союзплодоимпорт" добился прекращения выпуска водки Cristall ("Кристалл — черная этикетка") и пытался остановить продажу шампанского Cristal в России".
С шампанским для олигархов у "СПИ" ничего не получилось, и это правильно. Не надо ерундой заниматься.
Несколько слов обиды за МЗ "Кристалл"- его за последние 8 лет реально превратили в разливочный цех чужой продукции. Что в нем принадлежит государству кроме "железа": пусть разливает он около 8,5 -9 млн дал в год. Из них "Путинка", "Эталон", "Казенка" и т.д. не менее 6 млн дал. Своих брендов не более 3 млн дал, среди которых лидер "Старая Москва". Так вот из этих 3 млн дал государству принадлежал 51% (согласно пакету акций), да и тот теперь передан "ВТБ", который собираются по программе либерализации экономики сделать частным (пока там 75% государственного). Уплыл актив из государства, а уплывет еще дальше.
Даже если завод "заполнят" новыми водками "РСП" (в случае, если депутаты запретят выпуск "Путинки"), ситуация не изменится.
Если бы сегодня стояла задача заполнить государственные производственные мощности выпуском частной водки, то такую задачу реализовать возможно.
Действительно, в свое время "СПИ" добился прекращения производства очень популярной водки с"черной этикеткой", вместо того, чтобы купить или отобрать этот бренд и продолжать его производство. От кого и от чего кого-то или что-то защитили прекращением того производства? Просто убили популярный бренд (в чьих-то интересах).
Сегодня МЗ "Кристалл" выпускает "Кристальную", от которой ему не тепло и не холодно. "Хороша" была и "Самокатная". Завод, который обязан "выдавать" федеральные бренды, выдает местечково- локальные.
И вот теперь возрождение водки Kristal. Розлив начнется до конца 2009 г. Последний раз Kristal производилась по лицензии ФКП на мощностях ЗАО "Ладожское" (Краснодарский край).
Возвращаемся к тому, с чего начали – если государство хочет эффективно управлять своими алкогольными брендами, то почему не переедет их в "РСП"? Сегодня любой бренд, переданный в "РСП", в перспективе может стать успешным с помощью административных рычагов компании в отношении дистрибьюторов, а в перспективе и розничной торговли.
Почему-то государство не делает этого. Значит, что-то еще замышляет.
Слегка развеселили нас журналисты, когда напечатали от нашего имени призыв к крупным компаниям прощать долги "малым клиентам". Так, компания "Русский аллкоголь" подала более полутора десятков исков на маленькие суммы к розничным точкам: Общая сумма претензий не превышает 300 тыс. рублей. В "Русском алкоголе" объясняют: торговый дом вынужден подавать иски против партнеров, чтобы заставить их платить по счетам. Журналистов обеспокоила эта ситуация: монстр водочного рынка "скребет по сусекам". Пришлось объяснять журналистам, что у "Русского алкоголя" - все в порядке, а копейка- действительно – рубль бережет. В результате в материале появилась фраза о том, что наши эксперты чуть ли не рекомендуют "Русскому алкоголю" простить мелкие долги. Не рекомендуем. Но то, что иски поданы в суд, а материал и информация об этом разошлась по СМИ – очень хорошо. Особенно сегодня, когда утрясают ситуацию с законопроектом о розничной торговле. Депутаты считают, что наш рынок живет припеваючи в отсутствии ГМП. Пусть узнают, что и в системе торговли алкоголем есть проблемы. И не только у мелких компаний, а даже у компании №2 в России после "РСП" - "Русского алкоголя".
Очень приятное известие в отношении Группы "ОСТ". Компании удалось реструктурировать выданный год назад Россельхозбанком кредит на 700 млн руб. Компания не смогла бы его погасить, и судьба ее была незавидна. Сумма кредита была переведена из евро в рубли (700 млн руб.), новая ставка — 17% годовых (ранее 14%), залог остался прежним — 500 га сельхозземель в Ногинском районе.
Вот как кардинально изменилась ситуация. "Ост-Алко" чах уже давно. О его возможном банкротстве говорили уже года два. Но считалось, что безалокогольная и слабоалкогольная часть Группы "ОСТ"- процветает. В результате совсем недавно в СМИ появилась информация о скором банкротстве "ОСТ-Аквы". Видимо, владельцы пожертвовали безалкогольным и слабоалкогольным бизнесом ради сохранения алкогольного направления. Группа "ОСТ" - самая приближенная к власти часть частного алкогольного бизнеса. Раз сохранили эту часть такой ценой – ценой банкротства мощнейшего безалкогольного бизнеса (даже Госдума пьет только "Напитки из Черноголовки"), то в наших глазах это событие резко снижает шансы введения ГМП на алкоголь. А иначе какой смысл? Проще было обанкротить алкогольный актив и сохранить безалкогольный, потому как в случае введения ГМП (а это возможно не ранее 2013 г., хотя мудрая Концепция Росалкоголя вообще не содержит ни слова о ГМП), компания ничего за завод не получит от государства в виде компенсации. При таким долге владельцем компании фактически и так является государство в лице "Россельхозбанка".
Теперь, если компании "ОСТ" удастся, наконец, решить проблемы с менеджментом, то можно будет как-то сохранить алкогольный бизнес за собой. Для этого надо отдать долг, или вновь через три года его придется ресткруктуризировать. Предположим, что задача стоит расплатиться с долгом. Итого, 700 млн руб. + проценты (по максимуму это – если платить будут разом через 3 года – 1,1 млрд руб.; но с учетом постепенных выплат – не более 850 млн руб.). Пусть 7 рублей с каждой бутылки водки будет уходить в счет погашения кредита (пусть даже с коньяка больше, но где он сегодня – "Шустов" и т.д.); итого- 150 млн бутылок водки за 3 года. Итого, 7,5 млн дал за 3 года- не очень реально.
Для того, чтобы отработать кредит и сохранить завод, нужна супер-команда топ-менеджмента.
В России продолжается какой-то "падеж крупняка". Надеемся, что это временные трудности, которые наши крупные алкогольные компании смогут преодолеть. Ведь самая сложная часть кризиса на алкогольном рынке прошла. Рынок худо-бедно устаканился (пока) в конце 2 квартала. Только недавно писали о предновогодних проблемах у нашего шампанского лидера – "Истока". Теперь проблемы у "Союз-Виктана". Компания больше двух месяцев почти ничего не производит в России, в результате чего рискует потерять новогодний рынок и не успеть сделать запасы продукции для января- февраля 2010 г. со старой ставкой акциза. "СВ"- самая удачливая украинская компания на российском рынке. Раньше других украинских компаний она открыла здесь свое производство (мы еще в середине 2006 г. писали о том, что надо бы и другим компаниям поторопиться с переносом производства в Россию). В 2008 г. компания удвоила у нас свое производство, заняв более 2,5% рынка легальной водки в России и практически прекратив импорт продукции с Украины в Россию. Все уже забыли у нас, что "когда-то" "бруньки" были украинской водкой.
Какая-то заколодованная сумма- 700 млн рублей. У "ОСТ-Алко" такой долг; и "Альфа-банк" требует от группы "Союз-Виктан" почти 700 млн руб. Российские предприятия группы были поручителями по кредитам, взятым на Украине. В октябре 2009 года украинская и российская пресса писала о конфликте между акционерами "Союз-Виктана". Уже тогда пресса прогнозировала, что спор акционеров может привести к сложностям в отношениях между "Союз-Виктаном" и банками-кредиторами. Доля рынка "СВ" значительна и в России, и более чем значительна в Украине (компания первой четверки производителей). Так что передел рынка не заставит себя ждать уже перед новым годом.
О проблематике украинского водочного рынка мы уже писали не один раз- государство там "отчебучило" такой же мощный административный алкогольный кризис для легальных производителей, какой нам сделали в 2006. Поэтому украинским компаниям крайне нежелательны проблемы еще и на "российском" фронте.
Вроде бы падение производства в крупных компаниях должно снизить накал конкуренции в сегменте легальной водки дороже 100 руб. за бутылку, но падение рынка легально водки в 2009 г. на 17% относительно 2008 (упавшего в 4 квартале относительно 2007) пока не компенсируется падением объемов производства "остановившихся" компаний.
Архив новостей