И действительно – апологеты госмонополии не дремлют. Им нужны революционные и бессмысленные реформы- это придает видимость движения процессу экономического кризисного топтания на месте. 1 марта 2010 г. Президент должен получить рекомендации по вопросу госмоноплии. О своем негативном отношении к введению ГМП высказался руководитель Минфина. Нет ни слова о ГМП в размещенной на сайте "Росрегулирования" "Концепции" на 2010- 2015 г.г. Реально существует проект о введении ГМП на спирт г. Миронова с 1.1.2011, который предусматривает производство с указанного срока спирта в России только государственными заводами. Не должна успокаивать участников рынка программа либерализации российской экономики, объявленная Президентом. Это было сказано не для нас с вами. Вероятное разгосударствление работающих госкорпораций – это, с большой долей вероятности, заранее планируемый еще при их создании шаг. Вероятность введения ГМП на алкоголь (в какой-либо форме) на фоне антиалкогольной компании и развивающегося социально - экономического кризиса в России высока. Государство уже заявило, что безопасность волнует его больше доходов от алкоголя (акциза). Тем более новый аргумент антиалкогольщиков: "акциз в России дает в 25 раз меньше, чем ликвидация последствий от алкоголя (аварии и т.д.)". Сегодня активно формируется общественное мнение в пользу ГМП партий Справедливая Россия, КПРФ, ЛДПР, рядом общественных и религиозных организаций. В связи с этим в рамках Международной выставки "Индустрия Напитков/Russian Wine Fair 2009" 26.11.09 г. в 15.00 состоятся дебаты на тему: "Нужна ли государственная монополия на алкоголь?".
Свою позицию в поддержку ГМП с большой долей вероятности выскажут на мероприятии следующие записавшиеся участники: представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Герасименко Н.Ф. – Первый заместитель Председателя Комитета по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Брюн Е.А. – доктор медицинских наук, директор Московского НПЦ профилактики наркомании; Васильева М.В. – ответственный секретарь Союза борьбы за народную трезвость; Гиль А.Ю. – магистр в области общественного здоровья, сотрудник Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова; Данишевский К.Д. – сопредседатель Российской антитабачной адвокативной коалиции, Консультант программ по общественному здоровью Открытого Института здоровья; Лепихин В.А. – член Экспертного совета комитета по здравоохранению и социальной политике Совета Федерации; Очирова А.В. – председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике, а также представитель Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. В этой же группе - Звагельский В.Ф.– депутат Государственной Думы Российской Федерации пятого созыва (он не просто депутат, а человек – ответственный за алкоголь в Госдуме; вот его позиция пока нем не известна, хотя по сути дела он должен быть сторонником частного алкогольного бизнеса, но есть еще "партийно- электоральные" интересы).
Противоположную точку зрения из всех записавшихся на дебаты пока представляет только Директор Центра "ЦИФРРА". Мне лично это не страшно, я готов на эту тему поспорить и с Премьером и Президентом. Но еще раз хочу обратить внимание на один момент: не так давно один из участников алкогольного рынка на сайте "Алконьюс" в комментариях так и написал- вот "ЦИФРРА" вроде бы выражает мнение алкогольного рынка и бизнеса, а оно совсем иное по какому-то вопросу. Нет, мы не отражаем мнение алкогольного бизнеса и рынка, мы не являемся лоббирующей организацией алкогольного бизнеса (по крайней мер - с момента создания Центра 2,5 года назад и по сегодняшний день), мы лоббируем здравый смысл (этого мы бы хотели). Поэтому и на дебатах я выскажу мнение Центра "ЦИФРРА", как организации, изучающей социально- экономические процессы на алкогольном рынке сточки зрения бизнеса (поскольку более 10 лет был активным участником этого бизнеса).
Поэтому очень важно, чтобы с нашей стороны были представители если не компаний, то профильных союзов с аргументами, поскольку аргументов у сторонников ГМП кроме воспоминаний о советском периоде и ложных фактах и цифрах о скандинавском и польском опыте нет. В общем – "кто не с нами, тот против нас".
Чем уже не так страшна нынешняя алкогольная реформа, так это тем, что не пытаются все разом свалить в одну большую кучу и ввести с1.1.2010 г., как сделали это г.г. Драганов и Греф в приснопамятном 2005 г. И ведь за две недели до нового года не раз говорили тогда г. Драганову, что будет кризис, а он отвечал- "Закон принят, надо начинать жить по нему, а дальше разбираться". Все нововведения будут входить в строй постепенно. И это не только радует, но и обнадеживает. Понятно, что без шероховатостей не обойтись. И даже при необходимости введения минимальной цены в 89 руб. мы получим и новые проблемы на рынке в сегменте малоимущих. И мы сами подробно писали об этих будущих проблемах более двух лет. Но власть наша уже учится на своих и на украинских ошибках: украинцы ввели минимальную цену в октябре 2008 и после этого рост ставки акциза просто зашкалил. Наше государство не пошло на поводу у популистов и минимальная цена на переходный период в 2010 г. 89 руб., а на 2011 г. будет не более 100 руб. А рост ставок акциза в Украине при наличии минимальной цены (хотя сегодня эта цена на уровне 63-65 наших рублей, что уже обрушило рынок легальной водки в стране- вот это и говорит об уровне жизни большей части украинцев) оказался на руку производителям нелегальной продукции. В чьих интересах сделало это украинское государство? Индикативная цена в 89 руб. (а ведь предлагали ставку акциза нарастить не на 10%, а на 30% и в этом случае акциз в бутылке в 2010 г. составил бы 50 руб., что сделало бы минимальную цену на водку более 110 руб.) позволит перетянуть в сегмент легальной водки часть потребителей нелегальной в следующем году.
Сегодня очень важно, чтобы был четко определен механизм контроля за реализацией этого приказа. Поэтапность предполагает, что Новый порядок уплаты акциза на алкоголь в России планируется ввести с 1 января 2011г. Новый порядок уже согласован и будет внесен в правительство в I квартале 2010г. В частности, предлагается внести изменения в главу 22 Налогового кодекса РФ, согласно которым момент уплаты полной ставки акциза на спирт наступает в момент отгрузки этого спирта со спиртзавода потребителю, и покупатель спирта должен будет вносить либо предоплату напрямую в федеральный бюджет, либо дать банковскую гарантию сроком не более 6 месяцев.
А вот ограничения на розничную продажу алкоголя, возможно, вступят с 1 июля 2010 г. (так заявили на заседании Правительственной Комиссии).
Вот уже прорисовываются три реперные точки реформы: 1 января и 1 июня 2010 г. и 1 января 2011 г. Помимо реперных точек, указанных в проекте Концепции на сайте "Росалкоголя".
И еще немного философии. Итак, введение (правильное и необходимое, не рыночное, но вынужденное, вполне реальное – на стыке легальной и нелегальной цены) минимальной цены на водку при условии, что удастся реализовать эту меру на самом деле (если торговля не сможет продавать нелегальную водку):
– это и четкий социально – психологический "водораздел" между "имущими" и "неимущими" (люди четко поделятся на граждан 4 и 5 сорта; людей 1,2 и 3 "сортов" эта акция не коснется);
- это четкий раздел потребительского рынка и системы розничной торговли на "цивилизованную" торговлю (в том числе- ритейл), которая не сможет продавать нелегальную водку, и торговлю, которая будет продолжать это делать.
Минимальная цена – не потребительский, а социальный фактор. Он и позволит сегодня реально осознать "массам" свою социальную принадлежность. До того, он покупал нормальную, заводскую водку в магазине по 50 руб., а с 1.01.10 ему предложат ее покупать по 90 руб. (эту же или другую – не важно). Социальных волнений по конкретному поводу мы не ожидаем. 90 руб. за бутылку – это гораздо глубже, чем просто рубеж между легальной и нелегальной водкой. Присутствие на рынке нелегальной водки в системе розничной торговли создавало иллюзию некоего "социального равенства", прообраза "общества равных возможностей".
Наличие минимальной цены, наконец-то, вывезет на свет самую острую алкогольную проблему и причину существования нелегального рынка в России. Коррупция – это вторая причина. А первая (возможно и сознательно порожденная коррупционной политикой) – это отсутствие доступа к легальному алкоголю большого по численности слоя малоимущих со своими физическими потребностями в алкоголе, не стыкующимися с минимальной легальной ценой на водку в 2 – 2,5 раза. Для того, чтобы этот "ящик Пандоры" открыть, минимальная цена была крайне необходима. К основной массе потребителей алкоголя (примерно 70%) институт минимальной цены отношения не имеет. Начинается процесс "выстраивания" потребителей нелегальной продукции. Как пойдет этот процесс- очень четко покажут объемы производства легальной водки и ЛВИ. Но мы продолжаем считать, что первый год (2010) должен быть успешным и вывести объем производства легальной продукции на уровень, средний между 2007 и 2008, - 125 млн дал продукции. За 2010 год будут введены и другие меры государством. В то же время не будет дремать и нелегальное производство- так просто рынок оно не отдаст. В общем, все только начинается. И если честно – прогноз на 2015 г. мы не делаем. Мы не исключаем, что государству придется вернуться к идее выпуска "народной водки". А возможно, что процесс пойдет спокойно. Все это покажут ближайшие два года, но реальный прогноз ситуации можно будет сделать только после июля- августа 2010 г. Важность минимальной цены для нас – это индикативная мера, которая должна вскрыть все проблемы алкогольного рынка.
Не утихают страсти в связи с прошедшими 10 ноября в Госдуме слушаниями по вопросам сокращения употребления алкоголя в России; организация "Лига здоровья нации" подготовила свои предложения для внесения в законопроект. Это самые лево радикальные предложения. На парламентских слушаниях в Госдуме РФ от организации "Лига здоровья нации" выступил ее вице-президент Н. Кононов, который высказал следующие предложения:
- повысить акцизы на крепкий алкоголь, пиво и слабоалкогольные напитки в 5-10 раз;
- осуществлять продажу крепкого алкоголя, слабоалкогольных напитков и пива только в специализированных магазинах;
- осуществлять продажу крепкого алкоголя, слабоалкогольных напитков и пива с 11.00 до 19.00.
Он считает, что такие меры позволят оградить детей и подростков от потребления алкогольных напитков. Что касается роста ставки акцизов: на водку сегодня 76 руб. на 1 литр (38 руб. в бутылке 0,5 л); а должно стать от 190 (в 5 раз) до 380 руб. (в 10 раз) в бутылке 0,5 л. При 190 руб. в бутылке минимальная цена легальной бутылки водки вырастает с сегодняшних 90- 95 руб. до (20 руб. себестоимость, хотя и спирт внутри подорожает, + 190 акциз + НДС + не менее 40% общая торговая наценка)= не менее 340 рублей за 0,5 л (дороговато), при условии, что и сегодня цена нашей водки и так на уровне западных цен относительно уровней минимальных и средних зарплат населения.
Что касается специализированных магазинов, то мы сразу попадаем в специфику России- а что делать с сельской местностью, где живет 40% населения страны и где нет почти "ничего" из того, что есть в западной инфраструктуре жизни населения, которая и позволила перевести в Скандинавских странах торговлю алкоголем в такой режим. К продаже алкоголя с 11.00 до 19.00 народ быстро привыкнет. Радикально, но если это обязательно надо государству для отчета перед электоратом, то наш легальный сектор отрасли выдержит и это. И нелегальный преодолеет этот запрет. Что-то же помешало депутатам разом решить "проблемы" пива. Акцизы повысили в 3 раза, а алкоголем все-таки пиво пока не признали. Мы еще в начале лета писали, что возможен подобный размен: либо "акцизы", либо – "алкоголь". А ведь логично было бы сделать это в другой последовательности: пиво признается алкоголем, из чего уже следует необходимость повышения ставки акцизов до уровня, близкого к САН. Но почему-то произошло иначе. Посмотрим за дальнейшим развитием сценария.
В то же время Комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал палате поддержать во втором чтении правительственные поправки в Административный кодекс об усилении ответственности за нарушение норм авиационной безопасности, из которых, правда, пришлось убрать норму о запрете употребления алкоголя на борту самолета. "Авиационные компании не готовы отказаться от пива и виноводочных изделий по одной простой причине - в России 70% населения боятся летать".
И еще несколько слов о минимальной цене в 89 руб. А сколько водки в России будет продаваться в 2010 г. по этой цене? Мы продолжаем считать, что вводимые меры приведут к тому, что в лучшем случае в 2010 г. производство водки и ЛВИ уже может вернуться с предполагаемых 105 млн дал в 2009 г. на уровень, средний между 2007 и 2008 – 125 млн дал. Рынку и потребителям вряд ли в 2010 г. понадобится больше 125 млн дал легальной водки и ЛВИ. Вряд ли превысит объем 40-45 млн дал водка и ЛВИ дороже 100 руб. за бутылку. Пусть еще 20 млн дал – это водка от 90 до 100 рублей. Остается не менее 60 млн дал легальной водки, которая будет продаваться в рознице по 89 рублей. Это часть водки, которая сегодня полулегальна и продается по цене 65- 75 рублей; так или иначе, но она сохранится и перейдет в сегмент легальной цены. Водка, которая сегодня продается по 40- 50 рублей вряд ли "поползет" в цене к 89 и будет искать другие пути доступа к потребителю. Но и со стороны легального сегмента начнется движение к 89 рублей водки от 90 до 100 рублей. Этот процесс торговля точно обеспечит.
Что в этой "свалке" 60 млн дал водки по одинаковой цене может стать преимуществом: бренд, визуальный образ, название? По крайней мере, "Росспиртпром", который не может не знать – какой будет дальше госполитика - в этой свалке своими новыми брендами не участвует. Минимальная цена их водки – 110 руб. в веерном выходе на рынок (110, 1230, 130 руб.). "РСП" прекрасно понимает, что через 2 года минимальная цена достигнет этих заветных 110 рублей. И потребитель, скорей всего, в той ситуации выберет не его "старую" и подорожавшую за 2 года с 89 до 110 руб. водку, а ту, которая и сегодня стоит 110 руб. Поэтому и сегодня, не забывая про дешевый сегмент водки по минимальной цене, целесообразно очень активно толкаться локтями в сегменте дороже 100 руб., думая о ближайшем будущем (веер брендов по 110,120 и 130 дает гарантию преимущества на ближайшие 4 года точно).
Архив новостей