Любой алкогольный прогноз в период мирового экономического кризиса не может строиться без знания особенностей этого кризиса, понимания сроков его продолжительности, влияния на потребительский рынок. Любой прогноз на ближайшие 5 лет – достаточно смелый проект. Достаточно легко можно прогнозировать судьбу премиального сегмента, который стабилизируется в 2009 г. на уровне обеспеченных потребителей и на этом его рост прекратится в 2010- 2013 г.г. в связи с тем, что кризис будет продолжаться. Это чисто наш прогноз. Поскольку средний класс в мире перестанет помогать в ближайшие 5 лет развиваться премиальному сегменту. Это как в России – все, что могло произойти в сегменте дороже 200 рублей в алкоголе – уже произошло и к концу года стабилизируется. Стабилизируется до конца года и сегмент от 110 до 200 рублей. И потребители этих сегментов уже стабилизировались. А вот беднота будет еще целый год привыкать к новой минимальной цене, определяться. Точно так же на западе 75%- 80% потребителей еще только будут приспосабливаться к кризису и в 2010 г. Дешевый и доступный алкоголь в западных странах для всех слоев населения – залог того, что в массовом сегменте алкоголя кризиса (как отголоска мирового экономического кризиса) на западе пока нет. Есть структурный кризис алкогольного рынка, связанный с началом мирового экономического кризиса- крепкий алкоголь начинает еще успешнее бороться с низко алкогольной продукцией, и т.д.
Нам кажутся абсолютно беспочвенными сегодня любые прогнозы западных компаний в отношении развития мирового рынка алкоголя в условиях непонимания ими природы экономического кризиса. Поэтому их прогнозы – это их прогнозы.
Лучше посмотрим более подробно, что произошло за последний год на легально- учтенном российском алкогольном рынке (некоторые выдержки из Отчета "ЦИФРРА" январь-сентябрь 2005-2009 г.г.). Мы уже давали отдельно итоги производства, отдельно – импорта. Теперь – общий итог (Таблица 1).
Еще раз – чем наиболее интересны эти итоги: они сравнивают докризисные тенденции развития рынка (кризис начал отражаться на рынке только в октябре 2008 г.) с периодом кризиса (9 месяцев 2009 г.).
Главный итог: легальный рынок алкоголя потерял 15% своего объема (это без учета пивного рынка). Сейчас неважно – как они "рассосались". Если в последние годы рынок легального алкоголя достигал ежегодно 280-285 млн дал продукции, то в 2009 его объем не превысит 245 млн дал (даже с учетом новогодних праздников). Потеря в 40 млн дал всего лишь за год. При этом в последние годы соотношение рынка крепкого алкоголя и низко алкогольной продукции колебалось вокруг отметки в 50% (плюс- минус 2%).
Это, конечно, лучше, чем в Прибалтике. Так, за первые 9 месяцев этого года в Латвии было продано на 29% меньше алкоголя, чем за аналогичный период 2008 года.
При этом рынок легального крепкого алкоголя пострадал в 2009 г. на 17%.
Рынок водки и ЛВИ упал на 16,2%. При том, что в 2008 он практически был равен 2007. У водочного рынка в связи введением минимальной цены и возможным усиление контроля за рынком водки со стороны государства есть шанс в 2009 вырасти на 19% относительно будущего годового уровня в 105 млн дал за 2009 г.
При выходе легального рынка водки в январе- сентябре 2008 на уровень 2007 (-0,24%) объем января-сентября 2009 упал на 19,6%. Представьте- с легального рынка ушла в 2009 г. каждая пятая бутылка водки. Куда? По нашим прогнозам большая часть ее должна вернуться в 2010 г. А вот сценарий 2011 г. мы пока даже и не прогнозируем. Хорошо иностранцам- все они про себя знают.
Рынок ЛВИ в целом значительно вырос в 2008 г. (+21,5%). Поэтому рост в 2009 уже не столь бурный (+6,4%). В связи с такой рокировкой объемов мы уже пришли к тому, что на легальном рынке водки и ЛВИ каждая пятая бутылка – это ЛВИ той или иной крепости, горечи или сладости. При этом рынок крепких ЛВИ после бурного роста в 2008 расти в 2009 г. перестал. А недоразвитый рынок низко алкогольных ЛВИ растет достаточно бурно (+22%) по сравнению с ростом в 2008 относительно 2007 (+7,1%). При этом низко алкогольные ЛВИ явно не замещают крепкие и водку, а некие другие продукты.
Рынок бутилированного коньяка и бренди: если до кризиса в 2008 рынок рос на 13,7%, то кризис привел к тому, что рынок "объемно импортозаместился" российской продукцией по 120- 250 руб. Все это привело к тому, что по итогам января- сентября 2009 рынок даже вырос относительно 2008 на 1,2%. Но это произошло в основном стремительному росту производства в последние 2 месяца. Есть вероятность, что этот уровень сохранится до конца года. При этом в 2010 г. мы вообще не ожидаем объемного роста рынка коньяка и бренди. Более того, в связи с "подорожанием" нелегальной водки возможен спад потребления коньяка в самых дешевых сегментах (120- 150 руб.). Но самое интересно – по этой же самой причине возможен рост потребления коньяка в этом сегменте. Коньяк по 120- 150 руб. по идее должен пить потребитель нелегальной водки (на грани цены легальной) – по 70- 75 руб. Это продвинутый потребитель среди потребителей нелегальной водки. Вот что он будет делать при росте цены на водку для него на 20 руб.: перейдет на легальную по 90 руб. при тех же объемах потребления и еще реже будет брать коньяк или останется в нелегальном секторе, но усилит потребление престижного коньяка? Все увидим уже в 1 полугодии.
Рынок крепкого импортного экзотического алкоголя (виски, ром, джин, текила, абсент) стал уделом более избранных судьбой граждан и упал на 29% (этот уровень держится уже полгода). Он в целом отвечает снижению потребления этой продукции. 30% объема потребления обеспечивали не дотягивающие, но стремящиеся в этот "круг избранных".
Рынок крепкой алкогольной экзотики по видам (первое число – рост в январе- сентябре 2008 к 2007; второе рост аналогичного периода 2009 к 2008; разительная разница, но даже при этом виски увеличил свою роль и долю на этом рынке с 75% объема группы до почти 80%): виски (+24%; -29%); ром (+9,7%; -37%); текила (+16,4%; -57%); джин (+25,5%; -14%); абсент (+43%; -43%). Никаких шансов для восстановления прежнего объема этого рынка в 2010 г. нет. Но возможен интересный опыт: пока "чешутся" российские компании в плане розлива в России виски, рома, текилы и т.д., наши союзники по Союзному государству (белорусы) уже готовы к началу розлива у себя этой экзотики из нормального западного сырья (наши бы точно нахимичили, а в Белоруссии не дадут). Не видно фурора от программ по завозу в России дешевого виски по цене до 300 руб. в магазинах от монстров мирового рынка. А вот посмотрим на белорусский продукт, они его и в Россию собираются поставлять. Вот к белорусам у нас лично доверия больше. Вот как начнет "белорусский" виски нишу дешевого виски в России занимать, да и по водке нашей "шарахнет".
Группа легальной продукции низко алкогольного толка потеряла в январе- сентябре 2009 г. 14,5% своего объема от прошлогоднего периода. И это без учета падения пивного рынка. Вот этот момент самый неприятный даже для борцов с алкоголем (по крайней мере, так должно быть). Нет объемного замещения упавшего крепкого алкоголя низко алкогольной продукцией. Падение низко алкогольной продукции вполне логично в кризис, мы считали еще год назад, что так и должно быть. Но при этом не может не расти потребление (даже как замещение низко алкогольной продукции) крепкого алкоголя, а он (легальный) у нас упал на 17%. Значит, часть его все равно заместила низко алкогольную продукцию в легальном сегменте, а иначе реальное падение легального крепкого алкоголя было бы еще больше.
Винная группа упала на 14,6%. Мы ровно год назад (кому не лень, могут посмотреть наши прогнозы) говорили именно о таких цифрах, потому что этот спад легального сегмента и в крепком алкоголе, и в винных группах был логичен.
Легальный рынок нормального виноградного вина и фальсифицированного, но легального, упал на 16%. Это даже при том, что российское производство отстает всего на 5%; но спад импорта на 30% в стране, где государству на необходимость ориентации населения на натуральные виноградыне вина глубоко "наплевать", в результате привел к такому итогу. Мы говорим здесь о легальном сегменте, поэтому есть в этом объеме очень малая толика легальных российских портвейнов. Трудно утверждать, что в кризис вырос рынок нелегальных портвейнов (пожалуй, он остается на уровне своих 8- 9 млн дал; как рынок крепких винных напитков); пожалуй, расти этой вкусной крепкой продукции в кризис не дала нелегальная водка и ее суррогаты.
Что интересно в виноградных винах: спад рынка вина высшей категории (условно; это вина дороже 250 руб. в розничной торговле) на 17%; пропорционален спад и в более дешевой категории – на 16%. Это в масштабах России, а не одной или двух торговых точек.
Рынок легальных шампанских и игристых упал на 16%. Импорт вермутов и прочих ароматизированных вин упал на 40%. Российские вермуты в этом производственном российском хаосе учета и контроля можно посчитать только приблизительно.
Мы специально для себя и иностранных компаний, которые любят оценивать рынок вина в целом, ввели новый показатель (они же все предсказывают бурный рост везде, где только можно)- (виноградные вина + шампанские и игристые + импортные вермуты). Так вот этот объем, который должен был по западным результатам исследований расти и расти, потерял в 2009 г. уже 16,4% от 2008 г.
Никакого влияния не оказывающие на рынок вина в России плодовые вина продолжают свой рост.
Главные "враги государства российского": САН упали на 14% и пиво на 7,5%.
Ничем позитивным не проявила себя и сырьевая группа: легальный рынок коньячных спиртов упал на 31% при росте производства коньяка и бренди в России на 19% за январь- сентябрь 2009 г. Не оскудела земля Русская схемными умельцами. Наши Левши больше не занимаются всякой ерундой по части там "блоху подковать". Этиловый ректификованный спирт из пищевого сырья (легальный) может праздновать победу: вместо логичного падения вслед за водкой и ЛВИ хотя бы на 15% он растет почти на 4%. А ведь еще даже не начали лицензировать его перевозки. Он уже испугался лицензирования перевозок и угрозы ГМП. Объем легально - учтенного виноматериала, сусла и т.д. (импорт – как основа для производства российского вина) упал на 32%.
Сужение легального рынка на 15%-17% усиливает не столько конкуренцию легального сектора с нелегальным (чего уж тут соревноваться в период усиления поляризации доходов и подготовки к новым сокращения рабочих мест в 2010 г.), сколько внутри легального. На том же водочном рынке "ушедшие и упавшие" компании освободили не более 8 млн дал рынка, а он в этом году упадет на 15 млн дал (или на 25 млн дал относительно 2007г.).
Напряженность конкуренции в легальном секторе в 2010 г. должна резко усилиться.
А в отношении 2013 г. в России тоже можно было бы что- то написать из области западных исследований – неминуемый рост чего-нибудь на 0,5%.
Архив новостей