Грянувший в конце прошлого года экономический кризис сильно ударил по и без того непрочным позициям красноярских производителей ликероводочной продукции - по итогам первого квартала 2009 года объемы производства водки в Красноярском крае упали примерно на 54 %.
Связано это в первую очередь со снижением объемов производства у основного местного игрока этого рынка - "Шушенской марки", которая занимает около 20 % красноярского рынка продаж и примерно 90 % - производства. По данным Енисейской алкогольной ассоциации, если за январь-февраль прошлого года "Шушенская марка" выпустила примерно 93 тысячи декалитров, то за тот же период этого года объем производства едва превысил 35 тысяч декалитров.
Снижение производства крепких алкогольных напитков в крае в начале года вызвало массу разговоров относительно возможного увеличения доли контрафактной продукции на рынке региона. К тому же уже в конце 2008 года отмечали всплеск попыток проникновения на рынок нелегальной и некачественной водки.
"В этот период действительно многие заводы, столкнувшись с проблемами финансирования, начали уходить в производство контрафакта, стремясь повысить маржу, которая по нелегальной водке доходит до 400 %, - говорит Анохин, - однако нам удалось сдержать натиск и не допустить эту продукцию на рынок. За 2008 год рынок края недосчитался более 800 тысяч бутылок контрафактной и некачественной водки по сравнению с прошлым годом."
Несмотря на оптимизм президента Енисейской алкогольной ассоциации, праздновать полную победу пока рано. Сегодня ситуация обострилась настолько, что привлекла к себе внимание членов совета безопасности края, очередное заседание которого прошло на минувшей неделе. Оно было посвящено выработке экономических мер по преодолению сегодняшнего положения.
Столь высокое внимание к водочному сегменту алкогольного рынка вполне объяснимо, ведь из 5,5 млн декалитров легальной алкогольной продукции, выпитых в крае в 2008 году, большая часть - более 3 млн дал - пришлась именно на водку. При этом на долю местных производителей водки - лишь 20 % этого объема.
Около 80 % водки из проблемных регионов (Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Подмосковье) поступает в край по цене 35-38 рублей за бутылку. Отметим, что цена бутылки складывается из акциза (38,2 рубля), налога на добавленную стоимость (12 рублей при минимальной ставке) и себестоимости производства собственно полулитра водки (14 рублей). И это еще без торговых наценок завода, оптовика и розничного продавца. Несложно заметить, что водка из проблемных регионов поступает на оптовый рынок по цене ниже акцизов.
К тому же, по данным Министерства финансов РФ, заводы Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, которых насчитывается 48 и 46 соответственно, дают в бюджет акцизных сборов в размере 1,3 млрд и 705 млн рублей. При этом в Красноярском крае с его тремя заводами акцизные сборы составляют чуть более 2 млрд рублей.
"Если проанализировать эти цифры и сопоставить их с имеющейся у нас оперативной информацией, - говорит Анохин, - становится понятно, что, по сути, и в Кабардино-Балкарии, и в Северной Осетии имеет место массовое уклонение от налогообложения, а значит, большая часть производимой там водки нелегальна."
Помимо федеральной налоговой темы, в ситуации с водкой есть и тема региональная. Дело в том, что, заходя на местный рынок с заниженными ценами, водочные компании сильно подрывают позиции местных производителей. По данным Енисейской алкогольной ассоциации, это уже привело к тому, что в объемах продаж водки по краю кабардино-балкарская продукция в среднем занимает 30-35 % против 14-18 % местной (абсолютный рекордсмен - это северо-восточный округ - 53 % против 5,3 %).
При этом перед алкогольной промышленностью края сегодня стоит очень амбициозная задача - увеличить размер собираемых в бюджет края акцизов до 3 млрд рублей уже в 2010 году.
"Для того чтобы это осуществить, - говорит Анохин, - необходимо реализовать водки местных производителей вдвое больше, чем в прошлом году, нарастив долю местных производителей до 40 %."
Добиться таких результатов при сегодняшнем положении дел представляется весьма проблематичным, ведь, по сути, на государственном уровне практически отсутствуют механизмы противодействия нелегальному алкогольному рынку. А постоянный рост акциза на крепкий алкоголь еще больше подрывает позиции добросовестных игроков, обостряя ценовую конкуренцию.
"Постоянный рост акцизов и, как следствие, постоянный рост цен на водку все больше отодвигают население края от легальной продукции, оборачивая на дешевый контрафакт, - говорит генеральный директор "Шушенской марки" Виктор Иванов. - Сегодня важно как минимум заморозить акцизы, чтобы добросовестные производители могли за счет оборота восполнить свои потери."
Эксперты сходятся во мнении, что в идеале ставки акцизов должны быть снижены. В результате игроки выйдут из тени. Без снижения привлекательности теневого оборота алкоголя выиграть в этой схватке не удастся.
newslab.ru
Архив новостей