Системе алкогольных реформ как воздух нужна сильная и реальная федеральная власть и сильная региональная (способная, например, выдавить из розницы нелегальную продукцию). Рычаг для выдавливания нелегальной есть – это одинаковая минимальная цена на легальную и нелегальную водку. Нелегальная "легко" выходит в рознице на уровень цены в 89 руб., легальной это сделать сложнее. В результате того, что Росалкоголь уже начал регулировать выдачу лицензий, а в ближайшее время будет и выдавать марки, то он сможет влиять на производителей нелегальной водки (по крайней мере, это может минимизировать старые схемы работы) и всю ее товаропроводящую цепочку до розницы, а уж розницу пусть будут добры контролировать региональные власти. И сделать они это могут без введения дополнительных марок. Другое дело, что алкоголь сегодня нуждается в дополнительных проверках по качеству. Это государство так легко рассталось с контролем качества, сосредоточившись на безопасности (которая, как оказалось на практике, прекрасно может обходиться без качества и соответствия продукции), до создания бизнесом реальных систем контроля качества.
Есть сомнения в возможности сильной федеральной и сильной региональной власти одновременно. Но как-то все мы из этой ситуации будем выходить.
2010 год будет очень сложным во всех отношениях. Но мы уже приспособились к новой жизни в новых условиях (по крайней мере, бизнес и население). Государство еще нет.
Последствия и результативность всей будущей алкогольной реформы целиком зависят от социально- экономического государства в следующем и последующих годах.
Рыночная потребность (то есть потребность населения) в нелегальной водке в России – колоссальная. Поскольку (можно смеяться) нарушен "главный закон равновесия водочного рынка в славянских странах", выведенный экспертами "ЦИФРРА": основное условие минимизации нелегального рынка водки и ЛВИ – минимальная зарплата населения не должна быть ниже стоимости 100 бутылок легальной водки в рознице. В этом случае практически устраняются социальные причины в необходимости нелегальной продукции. 5 000 руб. : 89 руб.= 56 бутылок легальной водки. Ни одна социальная причина для отсутствия нелегальной водки устранена не будет. Таким образом, бороться с нелегальной водкой придется только административными методами. Для этого нужен серьезный ресурс.
Достаточно "прогрессивным" был для нашего рынка период 2002- 2007 г.г., когда баланс между легальной и нелегальной водкой достигал уровня 70% на 30%. И ведь в это время "покупательская водочная способность минимальной зарплаты" находилась примерно на сегодняшнем уровне. Потребитель с минимальной зарплатой так же мог купить не более 60 бутылок водки. За время кризиса должна была упасть средняя зарплата в России (по логике), но официальные цифры этого не показывают. А мы считаем, что она реально упала; потому и вырос спрос на нелегальную водку.
Да здесь бы еще надо разобраться – с чего это вырос спрос? А может быть (нам кажется – это вернее)- в кризис (с октября 2008 г.) выросло предложение нелегальной водки, которому никто не стал сопротивляться из числа должностных контролирующих лиц (Росалкоголь пока не в счет, у него функции только появляются). 13 месяцев кризиса (с октября 2008) на рынке не было "хозяина". Красота. Предложение упредило спрос – как положено в маркетинге. Не было бы этого бесконтрольного предложения – не было бы падения легального производства водки за кризис на 25 млн дал (даже если с учетом создания запаса марок производители в этом году нарастят объем в декабре).
Мы лично обвиняем государство в том, что это оно создало своей бесконтрольностью условия в кризис для роста производства нелегальной водки. Поэтому сегодня обвинять в этой ситуации государство не имеет право никого, кроме себя. Рынок легальной водки упал на 20%, а не открыли бы шлюзы для неограниченного доступа на рынок нелегальной водки – упал бы не более чем на 5%- 7% (за счет реального снижения уровня доходов и т.д.). Только своим бездействием государство подарило товаропроводящей цепочке нелегальной водки не менее 350 млн бутылок нелегальной водки в год (это за вычетом возможного падения легального рынка). При уровне нелегального дохода с бутылки 25-45 руб. (пусть 35 руб. в среднем), государство легко дало заработать 12,25 млрд руб. всей цепочке. А само лишилось верных по 48 руб. с бутылки – около 17 млрд руб. в 2009 г.
Именно поэтому мы сегодня за реформы, которые начал "Росалкоголь" при всем нашем скептицизме к нашему нынешнему государственному устройству и системе управления государством. Реформа не может не вытащить на свет новые проблемы, которыми до сих пор никто не хотел заниматься. Любая предлагаемая мера – неоднозначна. И в этом состоянии неоднозначности дальше прибывать нельзя. Посмотрим за действиями "Росалкоголя" - его задача в период реформ – быстро реагировать на возможные негативные последствия.
Для нас важно понять:
- возымеют ли какой-нибудь значимый для алкогольного рынка результат будущие государственно – общественные меры в России по снижению алкоголизации, которые будут приниматься в соответствии с Концепцией. Чтобы сегодня не было написано в Концепции (а это постановочный документ), никто сегодня и в мире, и в России не знает, как можно противостоять алкоголизации в развитых цивилизованных демократических западных странах. Россия – не алкогольный изгой в этом ряду. У нас – копия западных проблем в этом плане, но отягощенная низким уровнем жизни большинства населения и, однозначно, исторической предрасположенностью российского образа жизни к алкоголю у значительной части населения (кто бы и как бы не доказывал обратное). Это народу надо говорить о том, что он всю историю христианства в России был богобоязненен, трезв и безумно любил власть. Может- поможет. А кто затеял борьбу с алкоголизацией, должен понимать истинное положение вещей. Все, что сегодня принимается в этом отношении, пусть будет. Но меры не носят точечного характера, а лишь общий; поэтому с этой стороны ждать серьезного сокращения потребления алкоголя (либо его суррогатов) не приходится. Целей должно быть несколько: молодежь и дети; женщины; умеренно пьющие люди; неумеренно пьющие, но адаптированные к этой жизни; асоциальная публика и маргиналы. Сегодня – ничего похожего на программу адресного преодоления алкоголизации хотя для одной какой-нибудь группы нет (ни экономически, ни социально). Будет какой- то переброс населения из группы потребителей легального алкоголя в группы нелегального и суррогатного. Маловероятно, что сама по себе антиалкогольная компания снизит потребление алкоголя более, чем на 15% максимум в ближайшие несколько лет. Это может быть лучшим результатом. И еще раз – это не критика Концепции: она как раз поставила вполне правильные задачи по снижению потребления. В ближайшие 10-12 (надо быть реалистами) умрет не менее 30% сегодняшних маргиналов; если им на смену не придут новые – то ситуация со средним потреблением алкоголя в России серьезно улучшится. И, если быть честными до конца, то это- один из главных источников в России снижения потребления алкоголя. То, что молодежь станет пить меньше – верится с трудом (ну, пусть в 2 раза меньше; но она не главный потребитель). Женщины и умеренно пьющие – погоды в снижении потребления не сделают. Только маргиналы могут помочь государству в решении проблемы: это не менее 30 млн человек, которые выпивают около половины алкоголя и все суррогаты в России- до 40 л абсолютного алкоголя в год на душу. Меры для нормальных людей пусть будут – ограничение по времени и т.д. Но если государство не способно противостоять пополнению рядов маргиналов в кризис взамен естественно уходящих – значит, сдвигов никаких в алкоголизации не будет. Мы так и останемся (как сегодня) на 13,5 л абсолютного алкоголя на душу в год в среднем (ну, пусть упадем на 10% -15%- это будет очень хорошо); или примерно по 15 л (минус 10% - 15%) на каждую душу за вычетом детей до 15-16 лет (как считают на западе);
- и очень важным является осознание того - какую роль будет играть алкоголь в новый период жизни государства и общества в ближайшие 10 лет. Ждать от нашего государства экономического прорыва не приходится; об этом говорит и система власти, и система экономической власти в государстве. В лучшем случае будет предпринята попытка восстановить то, что было построено в 2000- 2008 г.г. (как бы ни обвиняли сегодня эту модель). Но другой модели не знали тогда, не знают и сегодня. До новой модели надо еще дойти. Короче говоря, из кризиса каждый будет выбираться сам – как в начале и середине 90-х. Государство поддержит только пенсионеров (пока хватит денег). Это не страшилка. ВВП государства может расти; финансовые индексы – тоже. Но большая часть населения (и прежде всего – сегодняшние и будущие маргиналы) как-то слегка оторваны от ВВП и стоимости акций. Ближайшие 10 лет не могут позитивно повлиять на снижение потребления алкоголя и суррогатов нижними слоями населения;
- еще важно понять - как измениться покупательская способность населения и готово ли оно будет тратить деньги для обеспечения себя прежним объемом алкоголя по новым ценам. А вот здесь лакмусовой бумажкой и станет введение минимальной цены на алкоголь. И если введение минимальной цены хотя бы восстановит за год- два прежний уровень легального рынка водки и ЛВИ (130 – 135 млн дал в год или около 70% рынка водки и ЛВИ), то мы будем уже считать в новых экономических условиях эту меру серьезной победой.
Потребитель серьезно меняется; он уже понял, что эра его личной премиумизации закончилась (для значительной части бывшего среднего класса). Потребитель стал экономнее в одежде, обуви, бытовой технике и т.д. Еда как таковая перестала быть атрибутом праздника (все те же оливье и т.д.; для более обеспеченных всякие деликатесы). Праздник может содать в России человеку (пока еще наше сознание не изменилось в позитивную сторону) – прежде всего алкоголь. Хотя потребитель (по данным до 20 декабря 2009 г.) уже не реагирует как прежде на всякие распродажи, никакого потребительского подарочного и алкогольно- закусочного ажиотажа до сих пор нет. Хотя наличие продукции в необходимом объеме уже могло приучить россиян к спокойному поведению под влиянием кризисных моментов.
Год наш рынок под влиянием потребителей приноравливал производителей и поставщиков к дешевой продукции. К дешевой приноровил, теперь хотелось бы еще и качество к дешевой продукции присовокупить. Дешевый и качественный алкоголь – вот путь для производителей в России, и импортеров тоже (а это означает снижение доходов производителей; но тогда должна быть снижена коррупционная составляющая бизнеса, если это возможно; созданы условия государством для производства в России качественной и дешевой продукции. Однозначно будут бор с некачественной продукцией. Качество в России вновь станет конкурентным преимуществом при схожей цене (как 7- 10 лет назад). Более того, проверки качества продукции конкурентов в органах надзора и контроля станут методом конкурентной борьбы. А почему нет? Вот состоялась проверка 30 образцов шампанских и игристых вин 13 производителей из московской розничной торговли; в 10 образцах ряда производителей "вина" нет. Документы в Роспотребнадзор и рынок для этой продукции закрыт в Москве навсегда.
На днях состоялось выступление Председателя Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ А.Борисова на конференции Moscow Times "Итоги года: стратегии российских и международных компаний". Там он отметил: "Какие проблемы выделяют члены нашей бизнес-организации? На первом месте- сжатие внешнего и внутреннего спроса, – возрастание налогового бремени, возрастание тарифов естественных монополий, и на последнем – возрастание коррупции и фаворитизм. Многим компаниям приходится из-за усложнившейся ситуации использовать методы, от которых за последние годы по убеждениям или из-за улучшения ситуации уже отказались. Мы в своем кругу считаем, что если есть возможность воздерживаться [от таких методов], то лучше воздерживаться, так как рано или поздно это будет отражаться на репутации компании и отношениях власти и бизнеса в целом". Выступление большое и интересное. Но в выделенной нами цитате есть последний абзац- это как раз та "криминализация" российского бизнеса, о которой "ЦИФРРА" предупреждала в октябре 2008 г. Это совершенно "нормальное" и объяснимое для кризиса явление. Алкогольному бизнесу тоже позволили подзаработать на нелегальной продукции в кризис, что и вызвало рост нелегального рынка почти до 45% объема рынка водки (а легальный рынок сократило на 250 млн л в 2009 г.). Похоже, что "Росалкоголь" начинает постепенное наступление на алкогольные завоевания нелегального рынка в 2010 г.
Многие государства планируют какой-то рост своей экономики на 2010 и несколько последующих лет, но практически никто не планирует улучшение социально- экономической ситуации. А это как раз показатель способностей наших потребителей. Мы специально посмотрели доклады и планы нашего Минэконоразвития. Понятно, что оперировать этими показателями нам на нашем рынке с достоверностью 100% нельзя. Но все же- что-то эти цифры отражают. Вот, например, Таблица 1 (Основные показатели развития экономики в 2008 – 2009 (в % к соответствующему периоду предыдущего года). Мы "вырезали" эти показатели из большой таблицы доклада. Такой показатель, как индекс потребительских цен в России всего за два года вырос на 13,3% в 2008 к 2007 и на 12% в 2009 к 2008 (это официальные средние цифры; а продукты – значительно больше). Или за два года – рост в сумме на 27%. За это время реальная заработная плата (кто их знает, как они считают ее, но в динамике и относительно других подобных показателей – можно учесть)- выросла в 2009 г. относительно 2007 г. (эталонного) всего на 6,4% (разница какая: +27% и +6,4%). Закономерен и результат по обороту розничной торговли: рост в 2009 к 2007 на 6,7%, но ведь это при росте индекса потребительских цен на 27%; какой это объемный минус в результате.
В планах и докладах МЭР на следующие несколько лет отмечено:
- "сокращение доходов населения и ослабление рубля (а также принятые таможенно-тарифные меры по защите внутреннего рынка) привели к тому, что спрос на внутреннем рынке в 2009 году снижается, прежде всего, на импортируемые товары и в меньшей степени на отечественную продукцию. Ожидается, что в 2009 году импорт снизится более чем на 30 %, тогда как отечественная продукция, направленная на внутренний рынок, менее чем на 10%. В 2010 году возможен более быстрый восстанавливающий темп импорта. В последующие годы, по мере повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, внутренний спрос будет в большей степени ориентирован на них. Предполагается, что процессы импортозамещения будут более интенсивно происходить на потребительском, чем на инвестиционном рынке;
- занятость населения и безработица: в 2008 году в Российской Федерации началось сокращение численности трудоспособного населения. За 2009 - 2012 годы численность трудоспособного населения будет сокращаться в среднем на 0,9 млн. человек ежегодно. Эта тенденция приведет к снижению численности экономически активного населения до 72,8 млн. человек в 2012 году (прим. - вот это, собственно, и есть "основная армия" потребителей легального алкоголя). Экономический кризис сократил спрос на труд. В результате в 2009 году численность занятых в экономике снизится на 2,1 млн. человек и составит 66,4 млн. человек. В дальнейшем, в связи с ростом производства и увеличением спроса на труд, численность занятых в экономике постепенно возрастет и в 2012 году составит 66,6 млн. человек. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте явилось своеобразным буфером, смягчающим давление на рынок труда. Однако общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда (МОТ), в 2009 году увеличится до 6,8 млн. человек, или 9,3 % экономически активного населения. В дальнейшем, в связи с ростом производства и увеличением спроса на труд, уровень безработицы сократится и в 2012 году составит 6,2 млн. человек, или 8,5 % экономически активного населения (прим.- вот в это мы не верим);
- денежные доходы и расходы населения: после значительного сокращения доходов населения в 2009 году их восстановление будет идти умеренными темпами. За 2010 - 2012 годы реальная заработная плата вырастет на 4,9 %, реальные располагаемые денежные доходы населения – на 7,3% (прим. – даже если мы поверим в эти расчеты, то это в лучшем случае выведет показатель за 3 года на уровень доходов конца 2008, но снижения уровня цен точно не будет – даже если он сохранится, это уже сегодня – плюс 12% к 2008; неужели цены не вырастут за эти годы? На алкоголь-то точно будут расти минимум на ставку акциза). Претерпит сильные изменения структура доходов населения. Доля доходов занятых и прочих доходов населения будет снижаться на фоне роста доли социальных трансфертов. Это обусловлено проведением в 2010 году мероприятий, направленных на увеличение пенсионного обеспечения граждан. В планах есть несколько вариантов. Один из них: в 2010 - 2012 годы реальная заработная плата вырастет всего на 0,8%. В целом, реальные располагаемые денежные доходы населения за 2010 - 2012 годы вырастут на 3,6%. Есть там и более оптимистичные два варианта. Документ очень большой, желающие посмотрите сами.
Это все мы приводили лишь для того, чтобы было ясно: и государство не планирует перевернуть горы для решения социально- экономических проблем (где эти горы?).
Так что бизнес остается один на один с потребителем, проблемы которого в 2010- 2012 г.г. в лучшем случае останутся на сегодняшнем уровне.
Поэтому, мы продолжаем считать, что ситуация на потребительском рынке в целом, и алкогольном рынке России в частности в лучшем случае стабилизировалась во втором полугодии 2009 г. И такой останется (в лучшем случае) в 2010 – 2012 г.г.
Архив новостей