1. Политика и алкоголь
О своем уходе из политики заявил г. Б.Титов ("Деловая Россия", "Правое дело"). В условиях антиалкогольной компании, возглавляемой Президентом и Премьером лично, если ты всерьез занялся алкогольным бизнесом и себя позиционируешь как алкогольный предприниматель (а "Абрау-Дюрсо"- это всерьез и надолго), то из политики и власти тебя "попросят" или "должны попросить". Прошла пора, пожалуй, когда алкогольных магнатов избирали в Госдуму, Совет Федерации и т.д. В следующем составе законодательной ветви мы вряд ли увидим знакомые фамилии владельцев алкогольного бизнеса. Да и пора уже выстраивать в России нормальную легальную систему легального алкогольного лоббизма, как это сделано на западе.
2. "Перепетие" минимальной цены
Если почитать предложения различных депутатов и граждан за последний год по "усилению противодействия" нашей отрасли и алкоголизации России, то может создастся странное впечатление- будто до того мы жили в обстановке полной алкогольной демократии и либерализма. Вспоминается еще довоенный (конца прошлого века) грузинский анекдот – грузин сокрушается- "что же вы нам тогда не говорили, что мы в советское время при коммунизме жили". Не было ведь у нас никакой особой свободы и до начала антиалкогольной компании. Легальный рынок душили все последние 17 лет. А "пьющие дети", которым розничная торговля продает пиво и САН, никогда не делали погоды на рынке водки и ЛВИ и вина. Рост государственного давления на нелегальный сектор не приведет к снижению давления на частный легальный. По большому счету – это государство для себя (для своей водки и коньяка) уже расчищает дорогу. В премиальный сегмент пока государство войти не решилось. В кризис решило атаковать сегмент 110- 130 рублей: быстро, стремительно, по- кавалерийски. Взять сегмент с ходу сразу в 2009 г. не удалось. Пусть даже и будет создан мощный частно-государственный "кулак" ("РСП"+ "ВКДК" + "Коалко") с заводами, а также старыми советскими и последними новыми "РСП"шными брендами. Группа частных компаний ("Русский алкоголь", "Синергия", "Омсквинпром" и до недавнего времени "СВ") серьезно противостоят своими брендами и популярностью у потребителей новым программам "РСП". У госмонстра нет иного пути, как начать движение "вниз". А для этого надо расчистить "авгиевы конюшни" сегмента водки до 100 руб., пока минимальная цена ниже (на 2010 г. всего 89 руб.). Руководство "Росалкоголя" мудро заявило, что собирается изучить процесс воздействия водки по 89 руб. на потребительский рынок водки. Мы продолжаем считать, что это некий шанс для местных производителей водки. Сегодня разница между ценой нелегальной водки (50- 65 руб. в регионах) и местной легальной (самой дешевой - по 87-90 руб.) достаточно высока; но если с 1 января нелегальная станет 89 руб., а легальная самая дешевая местная по 95-97 руб., то у местных властей появится полное право и желание выкинуть нелегальную вон. Если в регионах начнут контролировать розницу (то есть не дадут продавать нелегальную водку с разыми программами), то нелегальная водка перестанет выполнять важнейшую, отведенную ей государством более 10 лет назад, социальную функцию гармонизации населения. Малообеспеченные теряют доступ к заводской водке в необходимом для них объеме (доступность снижается в 1,5 – 2 раза при цене в 89 руб.).
Самый худший для этого потребителя вариант – вынужденное его снижение ценовой доступности в 2 раза. Пусть рынок водки и ЛВИ в 2009 составит 180 млн дал. Пусть около 105- 110 млн дал (с запасом) будут легальны и частично схемны (относительно безобидные схемы с частичной уплатой акциза). Пусть около 70- 75 млн дал нелегальны. Вот как в этой ситуации поведет себя этот потребитель? Нелегальную водку по 55- 60 руб. пьет человек, который себя еще "уважает"; тем более, если эта водка спокойно продается до сих пор в федеральных сетях. Этот потребитель, покупая ее в этих магазинах, не может быть не уверен в ее "полноценности" (как бы его не убеждали в СМИ, что она должна быть нелегальна); федеральные сети приучили граждан к льготным ценам. Для этого человека – новая цена – реальное повышение государством цен на его продукцию. Да еще в период кризиса. Его принуждают новой ценой сократить привычное для него потребление в 1,6 раза. Он будет искать выход. Вот эти потребители – резерв рынка легальной продукции. Пусть условно половина нелегальной водки продается по цене дороже 55 руб., половина – ниже 55 руб. То есть, 35 – 37 млн дал теоретически "может уйти" в легальный сектор (относительно показателей 2009 г.), если потребители водки дороже 55 руб. проявят "политическую зрелость и сознательность). Потолок нашего легальной рынка водки и ЛВИ в этом случае – около 145 млн дал (за пару- тройку лет, если государство напряжется, это возможно). Больше надеяться не на что. Поскольку, от водки по 40-45 руб. – один шаг этого потребителя (это уже другая группа) к суррогатам. Будет ли он на те же деньги покупать хотя бы часть водки и часть суррогатов? Трудно сказать, но надеяться на него не стоит.
Но есть нюансы. Минимальная цена стоять на месте не будет; после года отработки ее придется вывести на уровень 100 руб. в 2011 г. А это новое давление на потребителей, часть которых потеряет в следующем году работу. Часть которых будет переселяться государством из неперспективных городов (не исключаем, что эта программа заработает уже в следующем году) и т.д.
Особенность новой ситуации в том, что до сих пор государство воевало только с легальным рынком (все последние 17 лет). А теперь начинает пожирать своих "детей" - нелегальный сегмент, не устранив социальные причины (нищету) в группе потребителей и дополнительную причину (коррупционную составляющую товаропроводящей цепочки - более того, усилив ее возможностью получать с 1 бутылки нелегальной водки до 65 руб.). Государство вышло на "тропу войны". Будем считать, что сознательно. Хотя вполне можно было бы это "дерьмо" в кризис не трогать. Мы считаем, что Государство прежде всего для себя и своего производства расчищает этот рынок. Если есть желание выйти на объемы около 30 млн дал в год, то для этого надо рынок увеличить.
Всех нас (и легальный сектор, и нелегальный) ждет очень непростой год. С Новым годом!
3.Самогонщики
Следующий год не будет легким ни для кого: ни для легального алкогольного рынка; ни для нелегального; ни для значительной части потребителей алкоголя и суррогатов. Государство усиливает давление на всех. Если хирург в городской больнице г. Химки (Московская область) получает 12 000 руб. в месяц и при этом оперирует каждый день, об успехе какой вообще антиалкогольной или любой другой программы в России можно говорить.
Увы, у нормальный взрослых людей есть нормальная потребность в алкоголе или его заменителях. Свердловская область: "в 2008-2009 гг. в Свердловской области резко увеличилось производство и потребление нелегального и суррогатного алкоголя. За последние год-полтора картина торговли алкогольными суррогатами в Свердловской области изменилась почти радикально: Лобвинский БХЗ, ранее дававший ежедневно 30 тонн нелегального спирта, остановлен полгода назад. Теперь спиртоторговля – редкость. На смену техническому спирту пришел самогон. Специалисты "УралСертификата" сообщают о все большем числе эпизодов, когда целые поселки подсаживаются на 70-градусную выпивку, произведенную кустарным способом. Вместо "централизованно" организованного завоза криминальными группировками суррогатного спирта, население "децентрализованно" включилось в процесс "самообеспечения" крепким алкоголем. Отследить, как прежде, "каналы поставки" и "оптовый сбыт" представляется почти невозможным. Кроме того, в области с осени 2008 года наблюдается вторая волна "аптечного алкоголизма". В Свердловскую область с территории Центральной России во все увеличивающихся масштабах ввозятся пресловутые стограммовые "фуфырики" со спиртосодержащими жидкостями. Пальму первенства здесь надежно удерживает "Асептолин" из Московской области, его ввозят миллионами флаконов. Его пьют даже подростки. Принятые в 2006 году поправки к законодательству, ограничивающие производство и продажу 100-граммовых спиртосодержащих препаратов "двойного назначения" на "Асептолин" не распространяются, по официальной документации в этом средстве этилового спирта нет вообще. На деле же экспертиза, проведенная "УралСертификатом" показала содержание спирта в "Асептолине" 90 %".
Мы попросили рассчитать "профессионала- изготовителя" себестоимость 40-ка градусного самогона для 0,5 л – получилось около 23-25 руб. (при цене легальной бутылки водки в 89 руб. с 1 января; при цене основной массы нелегальной водки от 50 руб. сегодня). Как ни крути, а для себя придется значительной части малообеспеченного населения гнать. Да и постоянная информация о винном фальсификате по 60 руб. за бутылку давно должна бы уже призвать население (потребителей этой продукции) к самообеспечению- к трехлитровым банкам с домашним вином под резиновыми перчатками. И когда легальный алкоголь становится для гражданина недоступным по цене при прежней его объемной потребности, то только и остается государству, что убеждать население в том, что его тяга к алкоголю – "случайный" процесс, приобретенный не его предками, а в лучшем случае- бабушкой с дедом.
Абсолютно необходимая борьба с нелегальным рынком алкоголя и "недомашними" суррогатами не может не вызвать новых проблем. Поэтому надежды Зубкова на порядок к 1 июля мы не разделяем. Мы считаем, что накал алкогольной проблемы будет только нарастать в течение всего 2010 г. И к росту самогоноварения по всей стране надо быть готовыми. Значит – следом государство начнет бороться с самогоноварением (как это пытаются сегодня делать в Украине).
4. С кем будут бороться сепаратисты?
В 2010 г. продолжит развитие система "регионального сепаратизма". Наверху совсем не дураки: если до 1 января 2010 г. региональные власти боролись не с нелегальной водкой (это было бессмысленно при такой разнице в цене; да и народ простой пил дешевую водку и радовался; поэтому цену в 89 руб. сегодня часть населения и воспринимает как процесс государственного "подорожания водки"), а с легальной (в основном – федеральной); то теперь им придется бороться с нелегальной (только Татария да Башкирия лишили себя этой новой радости много лет назад).
Минимальная цена введена в любом случае в интересах федеральных компаний (даже такая низкая). Как бы сегодня не требовали федералы введения 100 – рублевого порога, а то – и выше. Она расширяет региональные рынки для местной водки "внизу", куда федералы лезть раньше не собирались. Но взамен (если региональные власти поступят по "совести") федералы фактически "получают" рынок водки дороже 110 руб. (хотя и за него придется побороться, но "местным" администрациям можно всегда "помнить" про то, что для них сделали сверху, введя минимальную цену).
Удмуртия: "стоимость водки, произведенной в Удмуртской республике (Ижевск), с 2010 года будет не менее 92 рублей, а завозной – не менее 100 рублей". Выступая перед депутатами Госсовета Удмуртии, президент республики А.Волков коснулся и темы продаж спиртных напитков. Напомнил, что на федеральном уровне установлена минимальная стоимость пол-литровой бутылки водки – не менее 89 рублей. "В Удмуртии, чтобы максимально ограничить продажу суррогатного алкоголя, решили немного повысить этот минимум, причем фору дали местному производителю. Теперь на прилавках Удмуртии местная водка будет стоить как минимум 92 рубля, а минимальный порог для привозного продукта будет установлен на уровне 100 рублей". Это пока самый радикальный метод из нам известных.
Кировская область. Интереснейший материал о местном рынке. Газета "Вятский наблюдатель", №52 за 2009 г. Статья И.Караваева при содействии Ассоциации компаний по оптовым продажам алкогольной продукции в Кировской области. Поскольку у нас практически никто не читает региональную прессу, да еще с учетом новогодних праздников – мы практически полностью разместим этот материал у себя с краткими пометками в скобках с пометкой – примЦ). Чем вообще интересная Кировская область? Туда власть направила на работу руководить областью группу молодых политиков- "оппозиционеров" во главе с Н.Белых. Понятно, что меньше всего любую региональную власть в данной ситуации волнует качество нелегального алкоголя (все и так знают, что он вполне нормальный – по крайней мере – водка); главное – региональный бюджет.
Антиалкогольная кампания в Кировской области превращается в откровенное государственное лоббирование интересов одного из местных СВЗ. В 2010 году в бюджет Кировской области должно поступить примерно в два раза больше акцизов от продажи алкоголя (около 1 млрд руб). Поскольку в области сегодня фактически работает один СВЗ, вся продукция которого потребляется внутри региона, план по акцизам можно выполнить только одним образом - несмотря на объявленную антиалкогольную кампанию, предложить жителям области выпить в два раза больше местной водки чему, судя по всему, пока еще мешает одно обстоятельство - привозной алкоголь. В статье разбираются - к чему может привести выбранная алкогольная стратегия и существуют ли альтернативные варианты.
Общая структура реализации алкоголя в Кировской области: 35% - водка местного производства; 32% - портвейны; 10% - водка из других регионов; 23% - весь остальной алкоголь (вино, коньяки и т.д.).
"Риторика борцов с иноземным спиртным не отличается разнообразием: из-за недобросовестных иногородних производителей, которые не уплачивают налоги и делают "паленую" водку и низкокачественный портвейн, по самым приблизительным подсчетам, бюджет нашего региона недополучил более 400 миллионов рублей. Подобную информацию об иногородней водке и портвейне СМИ тиражируют не первый год".
Авторы статьи делают собственные расчеты ("представим, что в 2010 году объемы произведенного и ввезенного алкоголя сохранятся на уровне уходящего года, и подсчитаем доходы регионального бюджета. При расчетах предположим, что с каждой бутылки спиртного уплачены все положенные налоги" (примЦ: что-то уж слишком низкий акцизный федеральный коэффициент у Кировской области приведен в расчетах):
- от реализации местной водки: 15 855 000 л Х 0,4 (доля спирта) Х 211 рублей (сумма акциза с 2010 г.) Х 0,4 (доля акциза, остающаяся в местном бюджете с 2010г) = 535 млн руб.
- от реализации портвейна: 14 062 500 л Х 0,18 (доля спирта) Х 211 рублей Х 0,6 (доля акциза, перечисляемая в федеральный бюджет Х 0,00999 (доля акциза, которую в 2010 г. федеральный бюджет перечислит Кировской области) = 3,2 млн . рублей.
- от реализации привозной водки: 4 511 250 л Х 0,4 Х 0,6 Х 211 рублей Х 0,00999 = 2,28 млн руб.
От реализации прочих спиртных напитков:
- крепких (коньяки и др.): 2 875 000 л Х 0,4 Х 211 рублей Х 0,00999 = 2,42 млн руб.
- вин: 7 500 000 л Х 1,5 руб. (акциз за один литр) Х 0,00999 = 112 тыс. руб.
Таким образом, все добросовестные, но иногородние производители, заплатив все налоги, пополнят региональный бюджет чуть более чем на 8 млн. рублей. Для примера - еще одна цифра. По данным экспертов, из всей привозимой в регион водки, продукции, происхождение которой вызывает сомнение, - не более 17%, с которых бюджет области не досчитался (в худшем случае) около 600 тысяч рублей. Примерно в эту же сумму могут обойтись заявленные командировки кировских милиционеров в регионы, где предполагается найти производство такой сомнительной продукции. (ПримЦ: нам кажется, что этими расчетами автор статьи и Ассоциация загоняют себя сами в угол. Выше в другом материале мы написали, что региональная власть должна бы "освободить" федералам сегмент от 110 руб. А если она этого не хочет? Представим, что вся водка стала местной, ниже наши расчеты.
Итак, вся водка местная (если мы нигде не ошибемся):
- 4 511 250 л Х 0,4 (доля спирта) Х 211 рублей (сумма акциза с 2010 г.) Х 0,4 (доля акциза, остающаяся в местном бюджете с 2010 г.) = 152 млн руб. (согласитесь, это уже не шутки, не 2,28 млн руб.); Даже если вычесть отсюда 17% (это явно "низко качественная водка", то эта сумма падает до 126 млн руб. в год. Тоже серьезно в кризис.
- а если еще самим начать выпускать то, что сегодня называется портвейном и опошляет даже те советские "три семерки", то: 14 062 500 л Х 0,18 (доля спирта) Х 211 рублей Х 0,4 (доля акциза в местный бюджет) = 213 млн руб. (вот где еще один Клондайк; только кому же они в таком объеме легальные нужны? На каждого из 1,4 млн населения в 2009 г. придется – по 10 л портвейнов в год. Вот, кстати, выплыл тот самый примерно- средний объем по России потребляемых портвейнов по России – около 10 млн дал в год, из которых 90% нелегально).
И, как ни крути, но однозначно получается, что выгодно региональной власти "выпнуть" из региона всю чужую водку и производить свою, если хотя бы разница по водке составляет по их и нашим расчетам 126 и 2,28 млн руб. Наши ПримЦ здесь пока заканчиваются).
В разделе статьи "А гадость пьем из экономии" автор с продавцами очень точно оценивают новую ситуацию после НГ: "другая традиционная претензия к поставщикам и продавцам недорогого привозного алкоголя - продажа ради прибыли фальсификата и контрафакта, опасного для здоровья. Эта доступность привела к тому, что сегодня пьянство считается бичом Кировской области. И здесь не спасут ни центры дезинтоксикации, ни запрет на употребление спиртного после 23.00, - предполагают различные общественные организации.
Конечно, сложно назвать дешевый портвейн напитком, полезным для здоровья. Но никто не отменял законы спроса и предложения: этот товар нашел свою категорию покупателей. И пьют его не потому, что он вкусный, а потому что он дешевый. И даже если с 2010 года минимальная стоимость бутылки водки по решению федерального правительства составит 89 рублей, а оптовики "выкатят" на рынок 100% легальный портвейн по цене 55-56 рублей, выбор "ценителей" будет в пользу последнего. Поскольку благосостояние населения области, равно как и отношение к алкоголю, после запретов на реализацию того или иного вида спиртного не изменится (ПримЦ: мы еще прошлой осенью писали, что не может в кризис не возникнуть условий для роста потребления портвейнов, а также предлагали считать эту фазу переходной от потребления крепкого алкоголя к вину; оптимистичные фантазии).
Таким образом, нужно признать: борьба с портвейном, и даже его полное исчезновение (и легального, и вызывающего сомнения) с прилавков магазинов не даст ничего - ни в плане борьбы с алкоголизмом, ни для наполнения бюджета (ПримЦ: а у нас-то получилось совсем иная картина; его надо самим у себя производить, а не завозить; только это в бюджет ничего не даст; акциз-то с этой продукции все равно производитель не платит. А получится у потребителя дилемма: купить 0,5 л легальной водки за 89 руб. или почти 1,5 л легального портвейна за 120 руб.? Пожалуй, потребитель выберет водку).
В то же время, ни один из ответственных оптовых поставщиков алкоголя в Кировскую область не будет сегодня защищать портвейн. От этого напитка действительно можно отказаться. Но для этого как минимум необходим нормальный и конструктивный диалог власти и оптовых операторов.
Структура реализации водки в Кировской области: 77,85% - водка местного производства; 22,15% - водка, произведенная в других регионах. По мнению экономистов, 80% рынка продаж той или иной продукции можно занять только за счет запретительно-административных мер. Представим, что местного производителя и (как предполагается) местный бюджет власти поддержат более решительно и каким-то образом вообще запретят ввоз в Кировскую область водки из других регионов. Тогда что? Таможенные посты на всех въездах в область? Зато везде - местная продукция. И никаких Немироff, Пять озер, Абсолют, Финляндия, Парламент, Столичная, Зеленая марка, Калашников, Путинка и десятков других названий на прилавках. Нет выбора - нет проблем? (ПримЦ: действительно, вступают в силу главные противоречия: между бюджетом области и интересами потребителей с деньгами, которые хотели бы тратить деньги на федеральные бренды).
В статье местные оптовики предлагают искать новые способы пополнения бюджета. В кировской Ассоциации компаний по оптовым продажам алкогольной продукции уверены: зарабатывать на акцизах нужно не за счет увеличения потребления алкоголя внутри Кировской области путем выживания "чужого" алкоголя, а прежде всего - за счет поставок произведенного в области алкоголя за ее пределы (ПримЦ: увы, но получается замкнутый круг).
Безусловно, потребуется определенная работа над качеством, дизайном, а также компетентный маркетинг. Примеры успешного выхода на российский рынок нашей алкогольной продукции уже есть. Слободская "Дымка" неплохо продавалась по всей России с 1994 по 2006 год. Руководство "Росспиртпрома" не скрывает, что из этого торгового знака в перспективе можно создать универсальный федеральный бренд, а уже сейчас продукцию в обновленном дизайне, но под этим названием можно встретить на московских прилавках. Только произведенную пока не на вятских заводах".
Безусловно, это долгосрочные планы, но их реализация возможна только при объединении, должном диалоге бизнеса и власти. Выбранный же легкий путь, к сожалению, может оказаться тупиковым. Одновременно в Ассоциации подчеркивают: никто не отрицает, что "белое" и легальное предпринимательство в сфере оборота алкоголя выгодно всем. Все - за! Но есть процессы, которые законодательством сегодня просто не урегулированы.
- Мы готовы играть по правилам, и давайте вырабатывать их совместно, - отмечают в Ассоциации. - Тем не менее вместо диалога, к которому призывает власть, и о котором мы столько слышим в СМИ, сегодня нарастает непонятное давление на бизнес. От которого страдают и наши партнеры, и покупатели.
Тем временем:
Действительно, в районах области в организациях, торгующих алкоголем (там, где статистические показатели продажи ввозимого алкоголя превышают объемы реализации местной продукции), уже не скрывают: прессингуют всех. Негласные, но жесткие требования различных чиновников везде одни и те же. Среди них - настойчивая "просьба" не выставлять на полки водочную продукцию, которая дешевле продукции одного "известного завода". И еще - не забудьте отводить под местный алкоголь не менее 70% полок. Состав самых частых гостей предпринимателей и торговых организаций, торгующих "неправильным", сиречь, иноземным алкоголем, один и тот же: представители администрации, Роспотребнадзора, милиции, центра стандартизации и так далее. И каждый из посетителей, как показывает практика, всегда находит убедительные аргументы в воспитании у руководителей торговых организаций чувства патриотизма. "Кошмарят", как рассказывают предприниматели, прежде всего весь алкоголь из Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Самое пристальное внимание стало уделяться даже неподакцизному алкоголю. Кроме этого, под любыми предлогами из продажи изымаются кабардинские шампанское и коньяк (ПримЦ: перед выходными Зубков рассказывал о 50 приостановленных лицензиях производителей – хорошо бы их назвали поименно).
Поскольку количество проверок нарастает лавинообразно, участникам рынка все это напоминает спланированную и тотальную операцию по изживанию в Кировской области продукции из традиционно "винных" регионов России. При этом проверяющие требуют документы, не предусмотренные ни одним законодательным актом.
География "алкогольных зачисток" вполне объяснима - Яранский район, Санчурский, Вятскополянский, Омутнинский, Белохолуницкий. Объемы продаж ввозимой водки здесь - до 50%. Но не потому, что там живут столь непатриотично настроенные граждане - просто ближе к этим районам расположены заводы Глазова, Нижнего Новгорода, Казани. Тем не менее на совещании с участием глав упомянутых районов в Правительстве области была поставлена четкая задача - продавать местное спиртное. Помимо административных методов, областное Заксобрание и департамент финансов заложили в бюджет будущего года и весомый пряник - более 70 миллионов рублей (для сравнения: окончательная победа над недорогим привозным алкоголем с которого, возможно, не уплачены акцизы, принесет областному бюджету максимум ВОСЕМЬ миллионов рублей) на "трансферты, направленные на обеспечение дополнительных мер по увеличению поступлений акцизов на алкогольную продукцию". Что, по мнению Контрольно-счетной палаты, совсем не укладывается в рамки антиалкогольной политики - семьдесят миллионов бюджетных рублей на поощрение потребления алкоголя. Пусть и местного. Хотя научно доказано, что выделять водку на борьбу с пьянством - то же самое, что выделять деньги на борьбу с коррупцией.
(ПримЦ: в общем, мы даже не хотим пока это все комментировать. Борьба с кабардинской водкой и осетинской- это региональный сепаратизм или нет? До сих пор мы привыкли к тому, что "сепаратисты" боролись с легальной водкой, а теперь вроде бы должны с нелегальной. Как все это будет развиваться? Кому не лень, загляните на сайте в газету, прочитайте целиком статью. В то же время "задуши" кировчане хотя бы 50% привозной водки, то это даст в бюджет области не 1 млн руб. из федерального акцизного пакета, а 65 млн руб. в год сразу. А при зарплатах в области у медиков по 5 000 – 6 000 руб. это прибавка по 2 000 в месяц каждому областному медику. Понятно, что смешная добавка с точки зрения федеральной московской компании. Нищета населения – причина всех наших бед. И никуда от нее не денешься. Те же 300 000 милиционеров, которые придут в "народное хозяйство" в 2010 г. – чем эта "специфическая" группа будет заниматься далее. А впереди еще грандиозная социальная программа по закрытию моно-городов. Веселое время впереди).
5. Передовая Коми
Республика Коми первой в России уже практически выполнила первой в Росси Алкогольно- антиалкогольную Концепцию (досрочно). При численности населения в 960 000 человек за одиннадцать месяцев 2009 года на каждого жителя Коми, включая младенцев и пожилых, пришлось по 30,12 литра выпитого алкоголя. Это то, что зафиксировала региональная служба и доложила в своих отчтеах. При этом с начала года на одного жителя Коми в среднем пришлось по 7,73 л абсолютного алкоголя. Это на 0,1 л больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ну, пусть еще 1,5 л даст декабрь; итого не более 9,2 л. На базе республики можно создавать центры по передаче передового опыта.
Итак, за январь-ноябрь в Коми было продано (исходя из отчета, опубликованного в СМИ):
- шампанского и игристого – 125 тыс дал (1,3 л на душу продукта или около 0,13 л абсолютного алкоголя; такой показатель будет в России по итогам года на среднюю душу). С учетом Нового года в Коми области получится почти по 3 бутылки в год минимум;
- водки и ЛВИ - через магазины -1,287 млн дал (+0,1% к 2008); это по 13,4 л водки и ЛВИ в год на душу (5,36 л абсолютного алкоголя); достаточно много- еще 2 л в Новый год и в результате 15,5 л или 6,2 л абсолютного алкоголя; средний россиянин выпьет водки и ЛВИ в 2009 г. около 13 л;
- вин – 1,064 млн дал (+2,7% к 2008). Или 11 л вина на душу за 11 месяцев (очень высокий показатель) или около 1,1 л абсолютного алкоголя;
- коньяка – 67,7 тыс дал (+0,3% к 2008) или по 0,71 л на душу за 11 месяцев (0,28 л абсолютного алкоголя);
- слабоалкогольных напитков — 343,5 тыс дал (+0,1% к 2008 г.); по 3,6 л на душу (очень высокий показатель даже для мирового уровня) или 0,33 л абсолютного алкоголя.
Мы считали абсолютный алкоголь приблизительно и получили примерно 7,7 л абсолютного алкоголя. Но есть нюанс- региональные расчеты не учли пиво. Если уж его до сих пор не воспринимают в качестве алкогольного напитка (а он таковым является официально и юридически, но всего лишь не регулируется алкогольным законом), то о чем можно вообще говорить. Не могли жители выпить менее 55 л пива за 11 месяцев в среднем, а это еще не менее 2,8 л абсолютного алкоголя к тем 7,7 л.
А вообще, на наш взгляд, социальная обстановка в области "нормальная и стабильная": как уточнили в службе по лицензированию, от отравления алкоголем за одиннадцать месяцев 2009 года умерло 292 человека (всего в 2008 году — 299 человек, в 2007 году — 303, в 2006 году их было около 500). Если смертность от отравления алкоголя стабильна в течение трех лет подряд и ниже показателя 2006 г. примерно на 40% (в 2006 г. "отравляли" ССЖ по решению Роспотребнадзора слишком ядовитыми добавками; прекратили – и смертность упала) – это уже победа мудрой "антиалкогольной" политики государства. Более того, нет роста смертности в период социально – экономического кризиса в 2009 г. (что более чем странно).
Архив новостей