Бизнес возмутил не сам факт возвращения введения системы лицензирования, а то как это было сделано: вводите с 1 января, посмотрите – что сегодня есть, сколько времени надо на получение лицензий операторам рынка, чтобы процесс не остановить и т.д. Вводите лицензирование с 1 января, значит, импорт новыми лицензированными компаниями должен начаться через пару месяцев минимум. Раз уж пошли в этом вопросе на поводу Белоруссии и Казахстана, которые, видимо, не в состоянии без этой процедуры регулировать импорт-экспорт. В Белоруссии (мы не раз об этом писали) дело импорта до абсурда было доведено: импортеров утверждали на каждый квартал. В России в этом плане было все отлажено, и ФТС вполне на высоте.
Государство опять ударило по вину. Премьер 13 января подписал документ, утверждающий Концепцию алкогольной и антиалкогольной политики, основной идеей которой является желание государства снизить потребление алкоголя к 2020 г. в 2 раза. О достижимости этого нет смысла пока говорить, но путь-то один: снизить по максимуму градус, а это "винный путь".
Случайно или не случайно, но Минпромторг с ФТС взяли и нанесли по этой Концепции, по идее Таможенного союза первый мощный удар- по развитию винного рынка России (как импорту, так и вторичному виноделию). Причем- на пустом месте. При этом тщательно скрывают имя конкретного чиновника, который в Министерстве допустил этот "административный ляп". А поскольку теперь организации будут до последнего защищать честь мундира, то все это выльется в остановку импорта минимум до серединный февраля и убытки бизнеса в 300 млн дол, а потребитель почувствует дискомфорт уже в первой половине февраля.
Повторился 2006 год.
В распространенном 13 января "оправдательном и обвиняющем импортеров" сообщении Минпромторга говорится, что:
- оформлением лицензий готовы были заниматься еще в декабре. "Проблемы с их получением возникли из-за того, что сами импортеры алкоголя не отследили изменения в законодательстве, поэтому и не обратились к нам своевременно", — заявил представитель Минпромторга. По его словам, все договоренности, принятые в рамках Таможенного союза, широко освещались на сайтах профильных министерств и через "Российскую газету". Однако: В документе о едином тарифном регулировании Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (опубликован в "Российской газете") вторым пунктом сообщается, что уполномоченные госорганы исполнительной власти участников Таможенного союза должны осуществлять выдачу лицензий на экспорт и импорт с 1 января 2010 года, а оформление этих лицензий должно быть обеспечено в срок не позднее 1 июля 2010 года. Таким образом, поставки лицензированными организациями никак не могли бы осуществляться с 1 января. Ну, явный же прохлоп чиновников. В Минпромторге, однако, на это ответили, что данное положение не препятствовало приему заявок от импортеров до 1 января. Логика железная;
- никаких проблем с выдачей лицензий не существует: "выдача лицензий осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня подачи письменного заявления участника внешнеторговой деятельности и соответствующих документов". Оформлением и выдачей лицензий на импорт занимаются территориальные органы Минпромторга". На самом деле территориальные органы еще вчера (кроме Москвы) вообще не понимали, что происходит и о чем идет речь. Хотя 90% импортеров сегодня – это Москва и СПб.
Обидно за виски, ром и т.д. Но стратегический для России продукт – это вино и виноматериал. У импортеров сегодня нет денег для содержания мощных стоковых складских запасов; да и расторговались многие до основания- в этом и смысл новогодней торговли. Это импортеры вина и российские производители вина за свой счет решают государственную задачу по снижению алкоголизации населения и изменению структуры российского потребления алкоголя. Государство в этом плане вообще не понимает, что делается на рынке. Роль вина вообще не отмечена в Концепции. Только волшебная палочка может просто так снизить потребление алкоголя или активное вымирание основных потребителей алкоголя – малоимущих в ближайшие 10 лет.
Что касается вина и виноматериалов – данным решением по бездумной и ошибочной остановке работы операторов рынка:
- нарушены интересы государства; реально никакие меры по ограничению доступа населения к алкоголю не приведут к серьезному ограничению потребления. Алкоголь может спокойно замещаться суррогатами. Социально- экономических причин для снижения потребления алкоголя в кризис – не видно на горизонте. Даже если взять за основу фиктивную цифру потребления в 18 л. абсолютного алкоголя в год (а на самом деле для населения старше 15 лет – у нас не более 14,5- 14,9 л в год), то крепкий алкоголь и его суррогаты – около 7,7 л (52%); пиво и САН- около 5,3 л (35,8%); а вино – все- около 0,85 л (5,7%), то только вино может снизить уровень алкоголизации населения, вытесняя крепкий алкоголь и его суррогаты. Пиво и САН уже убедительно доказали, что не способны стать альтернативой крепкому алкоголю. Снижение потребления пива и САН уже началось. Вино замещает крепкий алкоголь не "градусом", а "объемом" - при покупке вина никто из нормальных потребителей не сравнивает градусы (каждая бутылка вина – это снижение абсолютного алкоголя в 2-3 раза). А вот для винного рынка необходим рост, а не удары по нему чиновников. И так на федеральном уровне помощь винному рынку уже прекратилась с 2010 г. Кроме того, все убытки бизнеса сегодня – это убытки государства;
- нарушены интересы потребителя, который уже в феврале почувствует снижение ассортимента прежде всего винной продукции, что недопустимо в условиях необходимости изменения структуры потребления; при этом на себе это почувствуют и потребители высококачественных вин, и потребители дешевого российского вина (которое преимущественно – на 70% - производится из импортного виноматериала по причине отсутствия необходимых площадей виноградников – пожинаем последствия горбачевской антиалкогольной компании). Как следствие – однозначно вырастет потребление крепкого алкоголя;
- нарушены интересы легального и законопослушного бизнеса, на который бы государству стоило опираться, а не громить бездумно. Серьезные финансовые убытки как компаний импортеров, так и всех, задействованных в системе товаропроводящей цепочки продукции, а также российских производителей тихих вин и шампанских с игристыми достигнут не менее 300 млн дол.
Конечно, как в любой сложной ситуации, и здесь будут выигравшие: те, у кого есть запас продукции; те, у кого есть запас виноматериала; те, кто производит продукцию из своего виноматериала и т.д. Но в целом для рынка – это, безусловно, серьезный минус, который возник на пустом месте- из-за несогласованности действий министерств и ведомств – по непонятной причине вне данных мер оказалось наше профильное Министерство – "Росалкоголь". Там вполне достаточно компетентных специалистов, которые при согласовании этого документа сразу бы указали на данный пробел. Но Минпромторг и ФТС даже не удосужились поставить в известность о рождении данного документа наше профильное ведомство, отвечающее за алкогольный рынок.
Архив новостей