AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 3063 / 10 031 718
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


18.01.2010 10.09

Битва титанов


В последние годы бесславно закончились многие международные "пугалки" Всемирной организации здравоохранения - ВОЗ. Почему-то о них очень быстро забывают и не пишут. А зря.  Потерпев фиаско в качестве  "коммерческого партнера"  крупных  международных фармацевтических компаний и "проиграв" коммерческие  программы  "Птичий грипп", "Свиной грипп" и т.д. (ведь обещали ли то вселенские катастрофы; все это оказалось сродни коммерческо- компьютерной программе "Миллениум", программе борьбы с потеплением климата  и т.д.), ВОЗ решил выбрать в очередной раз точного, безответного и понятного врага – алкоголь. Здесь промашки у него не будет. Алкоголизация действительно растет во всем мире, в том числе и скандинавских странах; и по всему цивилизованному миру среди молодежи и женского населения. Поэтому, Россия – не страна моральных уродов и изгоев мировой истории; мы движемся в русле мировых трендов, но предпочитаем крепкое. При этом, мы согласно, что спиваться населению – достаточно обидно.

По нашему мнению, новая антиалкогольная программа ВОЗ направлена на "реабилитацию" организации (как российская антиалкогольная государственная концепция) после ее провалов на ниве прочих "коммерческих программ" и  предлагает "установить мировую госмонополию на продажу алкоголя и реализовывать ЛВИ в строго определенное время". Так, уже в январе 2010 года в Исполнительный Комитет ВОЗ  будет подан проект глобальной стратегии уменьшения вредного употребления алкоголя. Комитет должен будет решить, нужно ли вносить изменения, рекомендовать ли проект стратегии к согласованию 63 Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае 2010 года. В Документе содержится целый ряд рекомендаций, направленных на борьбу с распитием спиртных напитков.

Среди них:

  • всемирное повышение ставки акциза на алкоголь;
  • ограничение или полный запрет прямого и непрямого маркетинга;
  • ограничение объемов продаж продукции;
  • регулирование новых форм маркетинга;
  • одни из самих радикальних мер, которые предлагаются проектом – ограничить продажу алкоголя специализированными магазинами, которые будут принадлежать государству, а также продавать спиртные напитки лишь в строго определенное время.

Причина введения всего этого  "сборника" мер только одна: ни эти, ни другие меры, рекомендованные ВОЗ не работают и работать не будут в силу их сплошного популизма. Именно поэтому и продолжается алкоголизация во всем цивилизованном мире без исключений. Каждая страна имеет свое "лицо" и свои особенности. Что приемлемо в Скандинавии, никогда не будет работать в славянских странах. Маленький пример: тут наши борцы хотят распространить западный опыт  распределения  магазинов по продаже алкоголя – 1 на 5 000 жителей. Но забывают, что там в магазинах продается чуть больше половины алкоголя, а вторая половина реализуется в "барчиках", которые на каждом шагу. Если посчитать и их, то плотность алкогольных продаж будет значительно выше.

А ВОЗ надо оправдывать свое  финансирование, как-то реабилитироваться за прошлые грехи – неудачные коммерческие проекты. Поэтому теперь уж цель выбрана безошибочно. Можно бороться вечно, и финансироваться на эту борьбу также вечно.

Концепция стала документом

Маленькая вставка. И чего мы все так обиделись на Минпромторг по поводу сверхсрочного введения лицензирования?  Грустно наблюдать – как нами управляют ветви законодательной и исполнительной власти, Правительство, например.  Вспомните -  как   государственные топ-менеджеры России не смогли  заблаговременно договориться о поставках газа в Европу (новогодние праздники с 2007 на 2008). И никто из них за это не уволен и не наказан. В очередные новогодние праздники 2008- 2009  (и до сих пор) не смогли  договориться  с белорусами. На этом фоне какой-то затык с импортом вина и виноматериала – такая мелочь. Это просто маленький элементик   слабости государственной административной системы. И ничего в ней не меняется. Административную же реформу бросили, не закончив.

Что ж, год пока начался не очень весело- тигр укусил рынок за задницу: встал импорт, встала ЕГАИС.  Но есть и "положительный" момент- следом за Правительственной  комиссией Зубкова  Премьер утвердил  второй вариант Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. У государства появился базовый, рамочный, нормальный, рабочий  документ, которым всегда можно отчитаться. Это антиалкогольный документ, политический документ. Он позволяет двигаться дальше; есть с кем бороться- нелегальный рынок, рынок суррогатов, потребители с избыточным потреблением алкоголя. Как появился второй вариант, мы сразу сказали, что надо его принимать оптом и в целом.

Кое-чего там не хватает: например, развития направления ответственности самого потребителя за употребление и злоупотребление  алкоголя; роли вина и необходимости развития виноградарства и виноделия в России, как единственного алкогольного продукта в России, способного конкурировать с крепким алкоголем в процессе изменения структуры потребления; необходимости создания мощной молодежной социально- экономической политики (доступное образование, жилье; гарантированная зарплата, позволяющая содержать семью и детей, и т.д.); необходимости сегментированного подхода к нашему пьющему населению и т.д.  Но роль этой Концепции - быть базовым документом. 80% успеха или неуспеха Концепции – это социально-экономическое развитие не государства в целом, не ВВП и уровни фондовых индексов, цены на нефть и газ, а уровень и качество  жизни индивидов, из которых состоит общество потребителей алкоголя.

Как писали СМИ в сентябре: "Медведев поручил Путину разобраться с алкоголизацией населения". Вот и появилась громкая политическая предвыборная  программа - по желанию государства снизить потребление алкоголя за 10 лет в 2 раза.  И пусть она будет; понятно, что в 2 раза не снизят, но - на сколько снизится, на столько снизится. Снижать потребление алкоголя в абсолютных единицах спирта надо однозначно. Кроме того, как заявил тов. Сталин в конце 30-х после "съезда победителей"- важно не как проголосовали, а как посчитали. Посчитают так, как надо будет.

Пусть в 2013 г. Правительство с неким Премьером во главе  спокойно доложат государству и обществу, задачи первого этапа Концепции решены и что мы вышли с 18 л абсолютного алкоголя  на сегодняшний в 14,5- 14,9 л (для населения старше 15 лет). Мы в пятницу приводили некие цифры: итогов 2009 г. пока нет, поэтому воспользуемся собственными расчетами по 2008 г.: потребление алкоголя  населением  старше 15 лет – у нас не более 14,5- 14,9 л в год;  крепкий алкоголь  и его  суррогаты – около 7,7 л (52%); пиво и САН- около 5,3 л (35,8%); а вино – все- около 0,85 л (5,7%). В 2009 г. потребление легального пива и САН должно упасть на 5%-7% в целом- до 4,9- 5 л (объем рынка неучтенной  продукции этих сегментов оставим за рамками проблемы; нелегальный алкоголь в России, как и в любой другой "нетоталитарной"  стране 6ыл, есть и будет; кроме того, пиво и САН действительно никого в алкоголе замещать не будут- в этом плане мощную пропаганду развернул пивной рынок в обезличенных статьях в СМИ- якобы водочное лобби задушило прогрессивную пивную политику; нет на деле никакой прогрессивной пивной политики в России, несмотря на их программы и отчеты о социальной ответственности; мы лично будем считать победой, если государство удастся убедить в возможностях  винного рынка; сегодня задушен не пивной, а винный рынок); вино упадет до 0,75 л за счет падения импорта; крепкий алкоголь и его суррогаты упасть с уровня 7,7 л не должны.

Если же говорить о структуре нашего пьющего населения, то 75% этой группы (умеренно пьющие – в пределах 11- 1,5 л в год на душу) теоретически могут снизить потребление за счет частичного перехода на вино примерно на 1,5- 2,5  л за эти годы; а вот гораздо сложнее с малоимущими – это не менее 25% группы пьющих; пьют на уровне 35- 40 л абсолютного алкоголя в год на душу. Слишком многое надо изменить в их жизни, чтобы они сократили свое потребление; при этом эта группа выпивает около 50% алкоголя и суррогатов России. Только изменения в этой группе могут снизить общий показатель алкоголизации; поэтому государству было бы логичнее разделить население на группы и считать сегментированную алкоголизацию – хотя бы примерно.

Повального снижения потребления добиться все равно не удастся. Действительно, за 10 лет кризиса "просто вымрет"  значительная часть малоимущих потребителей (мы не кощунствуем, а констатируем то, что реально будет). Они в какой-то мере снизят общий объем абсолютного алкоголя, но только в том случае, если в эту группу не будет притока населения. А этого гарантировать мы не можем. Возможно, что государство может.

Пусть нас сочтут фантазерами, но для нормального человека вполне нормально будет заменить 1 бутылку крепкого алкоголя в 40% двумя бутылками нормального натурального вина по 11%-13%. Это реальное снижение абсолютного алкоголя в 1,74 раза. Это не значит, что вся водка и т.д. будет замещена в такой пропорции вином. Но это реальный и разумный путь "объемного замещения", который не дали ни пиво, ни САН.

В общем – есть эта Концепция и есть. Пусть по ней дальше государство и общество работают.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |