Рынок – "со мною вот что происходит"?
Давайте порассуждаем вместе. Ясно, что наверху понимают – антиалкогольная компания должна "прикрыть" какие-то процессы:
- снизить алкоголизацию? Очень сомнительно. Популизм хорош для народа, который получает по 5 000 – 15 000 руб. в месяц, но есть же еще и разумные люди.
- сократить нелегальный алкогольный рынок? Только отчасти. Если его и сокращать (а кстати, кто мешал это сделать лет 10 назад?), то ради кого-то. Значит – появился этот или эта группа лиц. А поскольку управляют Россией просто безобразно, то не приходится надеяться на хитрую схему – она будет примитивной.
- сократить число операторов алкогольного рынка и устроить его передел? Вот это уже горячее.
Давайте посмотрим, что происходит:
- банкротятся и переходят в собственность банков крупные и серьезные компании (это было с конца 2008 г.). Хорош пример "Веды" - ушел с рынка производитель и кому особо нужные его бренды сегодня? А ведь можно было заставить компанию отработать свои долги, но компанию просто закрыли. "Гросс" все равно закроют и работать – отрабатывать долги компании не дадут. "Слюз-Виктан" - не думаю, что компания увернется в России от полного и реального банкротства. И вот недавно свежий пример закрытие компании "ТД Самотлор" - с ней многие работали (банк ее закрыл, не стал перекредитовывать), без работы 250 человек и их семьи. Примеров много. По нашему мнению – конец 2008 и весь 2009 г. шло сокращение числа операторов рынка силами банков – кредиторов. Банки не давали денег и закрывали компании (крупные), хотя – могли бы поддержать. Так прошел первый этап ликвидации лишних операторов; но банки продолжают свою работу. Не зря перед новым годом ходили "достоверные слухи" с самого верху, что алкогольный рынок отдают трем банкам. Оказалось – все гораздо проще – банкам доверили начать процесс ликвидации лишних операторов в явный ущерб банкам. Явно, что их (СБ, ВТБ и др.) кто-то очень могущественный направляет в этом плане. Мы уже отмечали, что могли быть созданы управляющие компании алкогольными активами при банках или переданы активы в "РСП", но активы просто хоронят. (Кстати, в СБ есть управляющая компания разными активами, полученными в кризис – эти активы теперь вообще никому не нужны – это еще одна госафера; но может быть – то же самое – и на других рынках происходит?).
- с осени 2009 г. начался второй этап сокращения операторов рынка. "Росалкоголь" ("РАР") начал тотальные проверки операторов (производителей, дистрибьюторов, РЦ ритейла). И так все знали, что у большей части операторов – рыльце в пуху. И сегодня не дают лицензии производителям и дистрибьюторам под любыми предлогами; процедура с марками может затянуться (если не готовы документы по организации выдачи марки, то какое имеют право госорганы вводить эту меру с 1 марта - хотят очередного кризиса – получат его); не решен вопрос о ГМП на спирт, но введена мера по барде и т.д. Когда все в кучу свалишь, то слишком много всего, а цель одна – выгнать с рынка максимум операторов. Еще в поддержку нашей мысли: в 2009 г. отчитывалось о работе 300 ЛВЗ; из них работало 260 в течение года; в январе 2010 г. работало всего 120 заводов. ФТС будет бороться импортерами на первом этапе, на втором – с лета за них возьмется "РАР" (так нам кажется).
Таким образом, главная цель алкогольной реформы – макисмальное сокращение числа операторов алкогольного рынка усилиями госбанков и "РАР" (посредством лицензирования и выдачи марок). Для чего и для кого – это уже другой вопрос. Кстати, сюда прекрасно укладывается и постновогодний кризис импорта. Сюда отлично ложится введение функции выдачи марок с 1 марта при неготовности даже Правительственных документов на эту тему.
Хотя – все это может быть простым и случайным совпадением – еще раз повторим – Россией управляют безобразно. А почему алкогольный рынок должен быть исключением. Есть у нас на рынке Союзы и Ассоциации, пишите письма, требуйте с ФАС разобраться в ситуации, жалуйтесь в ФАС и т.д. Реформа затронет всех, никто в стороне не останется. А может - мы опять нагнетаем ситуацию. И еще – если опять будут упрекать "ЦИФРРУ" в том, что она не борется с этими явлениями – Центр не для этого создан; он изучает процессы, предполагает, анализирует. Пытается вместе с вами найти тайные пружины процессов и т.д. Он – не политическая и не лоббистская алкогольная организация. Это – авторский проект и хобби.
Главные новости: "Роспотребнадзор" больше не нужен
Среди главных новостей готовы выделить две: новые федеральные специальные марки можно будет получить явно не раньше апреля (первая), а вторая – закрытие "Роспотребнадзора" (слияние с другим органом с похожим названием).
С первой – все ясно. Сроки, сроки, сроки… Явно, что к 20-25 марта у ряда заводов кончится марка, хотя мы знаем запасливых производителей, которые давно живут и работают в России в условиях новой административной системы (этак, лет по 20 уже), а потому запаслись марками на 2-3 месяца работы. Позволил финансовый ресурс. В то же время, когда "рак на горе свистнул" и бизнес поднялся против "импортной" политики Минпромторга с 11 января, то первые лицензии начали выдавать уже 22 января, вместо середины февраля. Поэтому – и "Росалкголь" может поторопиться после начала приема заявок (а их еще принимать не начали).
Интересней – о второй новости. В душе – раздвоение. С одной стороны, можно "радоваться". Уходит с рынка "старый политический кнут" власти; ожидание очередных санкций против импорта алкоголя или шпрот каких-либо от какой-либо страны, косо посмотревшей на Россию, уже поднадоело. Примитивно работали. С другой стороны, вряд ли в этом случае госконтроль усилится в руках нового объединенного ведомства. Да и само название старого органа – "контроль за благополучием" - выглядело в российских условиях несколько курьезно. Орган наблюдал и контролировал получение нами благ. При наличии "старого "Роспотребнадзора" мы имели (не лезем в еду – там вообще кошмар и ужас) гигантское количество фальсификата на нашем рынке (по вину тихому, российскому шампанскому и игристому и российскому коньяку). Именно эти факты, в принципе, привели к замене сертификации декларированием (дело не только в коррупции, о которой говорили руководители страны, оправдывая нововведение; дело в невыполнении ведомствами своих задач). Просто хуже в этом деле уже быть не может; хуже – только тотальные отравления. Считать заслугой "Роспотребнадзора" снижение смертности от отравлений алкоголем у нас не получается. Никто и не требовал от "Роспотребнадзора" борьбы с нелегальной водкой, но с фальсификатами–то должны были по идее бороться.
Могли же этот орган и оставить. Ведь кто теперь будет объявлять политические санкции? Новый объединенный орган, незапятнанный прежними скандалами? Вон новые власти Молдавии одобрили размещение элементов ПРО в Румынии, а позже решили наградить СНГ-шной медалью в честь 65-летия победы в Великой Отечественной Войне и наших, и тех, кто воевал в Румынской армии (а Румыния до 44 г. воевала на стороне гитлеровской коалиции, а в 44 г. румынский король принял "мудрое" решение о смене ориентации на побеждающих). Может, и правда все это теперь станет не важно для экономических связей, а молдавское вино и коньяк отделят от политики и оно спокойно пойдет в Россию? Может, и грузинскую продукцию пора тоже отделить от политики? Ну не должен бизнес страдать от "странной" политики своих властей. У нашего же руководства тоже достаточно много "своих" странностей.
В общем, единый орган должен быть создан к 15 мая. Цель реформы — сокращение избыточных контрольных функций этих ведомств. А о необходимости слияния служб заявил на совещании премьер-министр В. Путин. "Роспотребнадзор" свои внешнеполитические функции выполнил. Посмотрим, кого назначат руководить новой структурой. Успехов новому органу на неполитическом поприще, а если он сможет, наконец, сравнить производство и импорт сырья, с одной стороны, с другой - производство готовой продукции в отраслях (научиться хотя бы только складывать и вычитать), то ему памятник от потребителя и нормальных производителей можно будет поставить.
Здоровое государство – трезвый народ Великолепный заголовок в казахской прессе: "Здоровое государство – трезвый народ". Глубочайшая мысль в нем скрыта. Только статья посвящена здравоохранению, а понятие "здоровее государство" - значительно глубже простого здоровья граждан. Конечно, каждый отвечает за свое здоровье перед самим собой. Но в нездоровой социально-экономической обстановке нашего государства быть здоровым очень сложно (и дорого). Пивной техрегламент Изначально идея техрегламентов появилась и была подана в виде закона в начале "тучных" российских лет (2002- 2003). Сама по себе идея более чем "вредительская" по одной простой причине – мы пытаемся активно шагнуть из сегодняшнего российского феодализма в "развитой западный капитализм" на бумаге. Ни государство, ни бизнес, ни система контроля не были тогда, а сегодня – тем более – готовы к такому явлению. Аналог этого явления – замена сертификации декларированием (пусть даже особо суть этого не меняется). Но обратите внимание на причины замены: это государство само признало устами высшего руководства – коррупционность сертификации. И это вместо того, чтобы навести порядок в системе сертификации. Если государство не было способно навести в ней порядок, то почему более прогрессивной должна стать в тех же самых коррупционных условиях система декларирования? Новый пивной техрегламент: все глуше заявления о том, что пиво надо признать напитком равным водке; если не нравится равенство водке, то почему бы не уровнять его с вином? Значит, пивняки вопрос решают. И новый техрегламент тоже должен решить ряд вопросов. Пиво будет теперь дорожать в абсолютных ценах более активно чем раньше. Хотя – если рост ставки акциза на алкоголь (как обещает Кудрин) будет ниже уровня инфляции (а нам опять чуть ли не дефляцию обещают), то, например, 10% возможного роста ставки – это (+45) копеек в бутылке пива. Пиво действительно подорожало до 23 – 25 рублей (дешевое). Задача Техрегламента: снизить себестоимость пива (цена будет расти; несоложенное сырье снижает себестоимость на 25%-3% по оценкам пивняков) и спасти доходы компаний при возможном падении объема продаж в 2010- 2011 г.г.; по возможности вывести новый напиток из числа регулируемых всем алкогольным законодательством. Пиво по задумке должно стать дешевым по себестоимости, по розничной цене, и выпасть из строгого регулирования.
Чем думает государство?
На самом деле – оно думает (при действии или бездействии), не все получается случайно. Пример со спиртом и бардой, хотя уже и надоело об этом. Мера вступила в "строй", чем больше об это думаешь, тем лучше вырисовывается схема. Итак, в октябре 2009 г. мера должна была быть перенесена еще на год – до 1 января 2011 г. Мы писали, что это вряд ли что-либо изменило на рынке. А все-таки – изменило бы. На рубеже лета- осени Президент требует доложить ему целесообразность введения ГМП на алкогольном рынке или хотя бы на спиртовом. До этого целый год тема ГМП на спирт активно муссируется в СМИ высшими государственными лицами (должен ли был в такой ситуации частный бизнес вкладывать от 1 до 3 млн. дол на оборудование, хотя такое оборудование у него и так должно было быть еще раньше).
Таким образом, в случае отсрочки меры еще на год (до 1 .1.11) у частников была возможность дождаться принятия решения по ГМП на спирт, что обещали сделать примерно в марте (срок получения Президентом соображений Правительства истекал 1 марта). Тогда уже в понятных экономических условиях частники бы приняли решение – уходить с рынка или остаться и найти деньги на оборудование. Мы сейчас просто о логике процесса, а не о социальных аспектах отрасли, расположении заводов в моно населенных пунктах и т.д. Что происходит дальше- не сцене появляется "Башспирт" (государственный региональный концерн с хорошей долей на рынке спирта и готовящийся к продаже частным лицам). Он требует не переносить срок на год, а ввести все как было запланировано.
Сам Концерн ничего не теряет. Он -государственный и в случае введения ГМП устраняет своим требованием значительное число операторов спиртового рынка. Если же ГМП не вводят (а информация такая у него может быть), то все еще интереснее: Госконцерн устраняет конкурентов сроками введения меры с 1 марта, а после этого продается частным лицам.
Посмотрим, будут ли продолжать играть роль "ягнят и овец" региональные администрации в этой ситуации.
Некрасивая аббревиатура
Какое очень темно дело с "Уральской СРО". В принципе, можно предположить, что в каждом регионе будет создаваться своя алкогольная СРО – для защиты региональных рынков от перегибов "Росалкоголя". Это дела самого ближайшего будущего. Вон как активизировались производители продукции и импортеры, находящиеся вне "СПАП" (коньяк, вино, шампанское и игристое), в последнее время. Не должны остаться в стороне от защиты рынков региональные администрации и органы ФАС, а также региональные суды, в которые передаются дела о лишении лицензий. За неделю до публикации в СМИ о пресс- конференции СРО в Екатеринбурге нам в "ЦИФРРА" позвонили о том, что появилась в регионе какая- то некоммерческая организация, которая обещает защиту от действий "Росалкоголя" при вступлении в нее и уплате серьезных взносов. В СМИ эта сумма озвучена на уровне 2 млн. руб. в год.
Вроде бы уже милиция разбирается с этим делом. Но такая форма работы – явная "подстава" и для "Росалкоголя" и для алкогольного регионального бизнеса. Мы просто дадим цитату из СМИ: "Оптовики отреагировали на предложение вступить в "Общественный комитет по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции" по-разному. Одни предположили, что представители НП – мошенники, решившие таким способом обобрать предприятия. Другие уверены, что за некоммерческим партнерством действительно стоят правоохранительные органы, которые, по сути, предлагают торговцам выплатить "узаконенную" взятку за крышевание бизнеса. Но большая часть опрошенных "НЭП" торговцев сообщает, что новоиспеченное НП – неофициальное детище Росалкоголя. Стоит отметить, что партнерство зарегистрировано в феврале этого года – непосредственно на волне ужесточения борьбы с некачественной продовольственной продукцией, когда все производители и оптовые продавцы напуганы предстоящими проверками и хотят получить любые гарантии своей неприкосновенности. В межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по УрФО сообщили, что название НП им знакомо, однако никакого отношения к нему Росалкоголь не имеет". Мы очень надеемся на последнее предложение закавыченного абзаца.
Но создавать или усиливать подобные организации (там, где они уже есть) придется в каждом регионе с участием администрации и т.д. в самое ближайшее время, "чтоб не пропасть поодиночке". "Условная" победа над нелегальной водкой в регионах (при приближении цены нелегальной водки к легальной дешевой местной) – на самом деле не столь уж нарастит региональное производство в своем регионе (ну, сколько потребителей региона перейдут с водки по 50 на водку по 89 в этом году, а в следующем по 100 руб. в условиях кризиса? Не более 40% старых потребителей). Да и заработок с этой водки мал. И никуда опять без регионального сепаратизма в регионах в отношении федеральных брендов от 110- 130 руб. не денешься, а для этого придется всем объединяться (где еще этого не сделали).
"Большая разница"
Перед 1 марта нас мучила пресса вопросами по поводу выдачи с этой даты федеральных специальных марок "Росалкоголем". Что изменится? Поскольку многие эксперты им говорили "ничего", подразумевая, видимо, сам механизм – заявка, оплата, получение, наклейка и т.д. На самом деле – меняется принципиально все – подход к процессу. Если у ФНС много лет в руках был механизм регулирования алкогольного рынка и два рычага (лицензирование и выдача марок), но службе никто не ставил задачи по сокращению или уничтожении нелегального рынка, то перед "Росалкоголем" такая задача стоит и отчитываться придется перед Путиным.
ФНС собирала налоги; поступления каждый год росли – что еще надо для отчета. Никто же не разбирался, что весь рост обеспечивал только ежегодный рост ставки акциза, а при этом размер нелегального рынка водки оставался примерно на уровне 30%-35% с 1998 по 2007 (до кризиса). При этом даже планы сбора по налогам с алкоголя каждый год выполнялись, хотя план сбора акцизов с легального алкоголя был ежегодно занижен примерно на 1 млрд. дол до 2008 г. (это если самому взять и посчитать, сколько должно поступить акцизов с легально произведенной продукции; ничего сложного – полчаса работы). В этот период процветали схемы "зеркальных марок" и т.д. Потому и ЕГАИС не нужна была ФНС - они и так без этой системы прекрасно знали ситуацию на рынке. Неужели ФНС не знало о существовании целых регионов по производству нелегальной водки? Возможно – не знало. Ключик к этой шкатулке очень прост – не ставилась задача пресекать нелегальной производство. Государство устраивала социальная роль этой водки, а коррумпированных чиновников – доходы с нее.
А если бы сегодня государство просто подняло цены на нелегальную водку до 89 руб. без начала антиалкогольной компании? Именно антиалкогольная компания "смягчила" социально эту меру. Именно она позволила начать борьбу с нелегальным рынком водки. Поэтому компанию и начали раньше борьбы с нелегальным рынком.
В общем – сегодня у "Росалкоголя" в руках две главные функции – два рычага и задача минимизировать или подчинить себе нелегальный рынок, а за спиной Путин (в лице Зубкова). Пусть сражаются. Что-нибудь да получится из этого. Пока на рынке "опричина" на год минимум. Что в этой ситуации поставщикам продукции–то делать? С кем работать? Нет "неприкасаемых". Может "ВЕДК"?
А пока "Росалкоголь" "рубит лес" в регионах. Удивительно, что до сих пор серьезно не тронули Москву и Московскую область (только некоторых производителей и дистрибьюторов). А пока в других регионах идет процесс борьбы даже с такими региональными монстрами, как "Бастион-Нева" (лидер в Северо-Западном округе), "Омега спиритс" и "Инвина-Опт" (совместно реализуют почти 10% продаваемого в Уральском регионе спиртного), не считая средних и малых. Не пожалели и ритейл с родины Президентов ("Дикси" и "Агроторг").
"Синергия" и другие На "РБК" было отмечено, что акции единственной публичной алкогольной компании России "Синергии" за год выросли в несколько раз и могут вырасти еще на 40%. Рекомендации рынку – покупать акции. Было отмечено несколько моментов (в пресс- релизах они подробно расписаны, мы берем только выжимки), которые способствуют такому выводу: увеличение продаж премиальной продукции как фактор роста рентабельности (собираются довести долю премиального сегмента до 18%); ужесточение правительственных мер по борьбе с нелегальным оборотом алкоголя (расчистка рынка для таких компаний как "Синергия"); развитие экспортного потенциала суперпремиального бренда "Белуга" (мы тоже считаем этот бренд достаточно харизматичным для запада, если к нему бы еще 50 млн. дол на продвижение в год добавить); укрепление рыночных позиций компании на фоне усиления процессов консолидации рынка (при снижении объема рынка водки и ЛВИ в России компания смогла увеличить свою долю рынка с 8.2% до 9% по собственным оценкам). И есть еще один последний момент в перечне причин перспектив компании (приводим полностью): "Возможный объект для приобретения стратегическим инвестором Мы считаем, что потенциально компания "Синергия" является привлекательным объектом для приобретения стратегическим инвестором, так как контролирует значительную долю рынка, отличается стабильным финансовым положением и имеет диверсифицированный портфель брендов". В этом пункте нет никаких сомнений. Может быть, пришла пора искать этого инвестора. Но за инвесторов придется побороться. Их не так много на алкогольном мировом рынке. Не каждому повезет, и его активы купит компания CEDC или человек вроде г. Анисимова. Вот и CEDC заявила о готовности стать стратегическим инвестором для "Немирофф". Хотя у "ЦИФРРА" есть сомнения в наличии у компании денег на данный проект. При всем уважении к CEDC – последние ее сделки в России перед самым кризисом трудно назвать сверхудачными для самой компании, хотя формально компания сегодня контролирует более 14% объема рынка легальной водки в России и владеет отличными брендами "Зеленая марка" и "Парламент" (и компании, и бренды прежние владельцы, обладая каким-то сверхчутьем, продали на пике компаний и брендов). Активы в кризис упали в цене, приходится продавать один из водочных заводов и производство САН в Питере. И т.д. Пожалуй, не до новых активов компании. Хотя, как сообщил в последнем интервью У. Керри: CEDC, которая сейчас завершает консолидацию 100% крупнейшего российского алкогольного холдинга "Русский Алкоголь", намерена и дальше наращивать долю рынка через небольшие тактические поглощения и органический рост. Компания рассматривает возможность небольших поглощений в России в секторе крепкого алкоголя; а стратегические планы CEDC в течение пяти лет – увеличить долю на рынке крепкого алкоголя в странах Восточной Европы до 70% – 75%. Бизнес CEDC будет смещаться в сторону производства. Компания планирует выйти из дистрибуторского бизнеса в Польше, продав его конкурентам или посредством IPO на местном рынке. В ближайшее время узнаем – были ли заявления по поводу "Немирофф" рекламной акцией компании или реально возможным желанием. Создать российско- украинский водочный кулак – дорого стоит. Не проводим аналогий, но вспомнилось: одна украинская компания подавала заявку шведам на приобретение "Абсолюта" в период тендера. А вот если бы у CEDC действительно нашлись деньги и был выбор – кого приобрести "Синергию" или "Немирофф"? Кто компании интереснее? "Немирофф" интересен не только тем, что он популярен на рынках России и Украины, но его реально можно сделать серьезным международным брендом (есть уже и известность некоторая, и потенциал). Другое дело, что вряд ли будет CEDC развивать международное значение бренда (как не происходит это с "Парламентом"; а, кстати, помните как изменился дизайн бренда перед продажей?). Значит, "Немирофф" компании нужен, в основном, как бренд двух основых рынков (России, Украины). "Синергия" - грамотно выстроенная с учетом российской специфики компания. Российские производственные компании могут "хорошо" сегодня жить только за счет административного ресурса. Это говорит о том, что западникам категорически сегодня нельзя покупать сегодня в России 100% компании, необходимо при покупке сохранить этот ресурс старых собственников (хотя это и противоречит политике многих западников, но вот "Диаждео" со "Смирновым" вопрос решала постепенно). Вот кого бы выбрала CEDC? Из разряда вопросов: кто сильнее слон или кит? Плюс на минус дает…? Ах, как все радовались акцизным изменениям, рассказывая, что теперь 40% акциза будет сразу оставаться в регионе, а остальное придет потом – из общего котла государства. Говорили, что эта мера (рост остающихся сразу денег в региональном бюджете с 20% до 40%) станет чуть ли не панацеей от регионального сепаратизма. Но чудес же не бывает, мы еще недоумевали: в стране деньги наверху кончаются, а государство в региональных бюджетах оставляет больше - не вяжется как-то. По этому поводу была большая статья Министра экономики Чувашии. Там много о ситуации в алкогольной отрасли республики, принадлежащей "Росспиртпрому", от готовности республики взять эти активы под себя в рассрочку. И т.д.
Но главное, что бюджет республики потеряет при 40% оставленных в республике средств не менее 200 млн. руб. в год. Поскольку государство дав 40% сразу, позже меньше пришлет из общего котла. Дело в том, что реформа затронула и коэффициенты распределения "алкогольного бюджетного общака". "Если в прошлом году коэффициент перераспределения от взимаемого акциза у Чувашии составлял 1,6%, то по новой методике Минфина России регион получит в 2010 г. 0,8%. Еще больше потеряют в 2010 г. в ПФО Удмуртия, Мордовия, Татарстан.
Понятно, что за счет этих регионов больше получат другие. А есть еще те, где вообще нет своего производства. Например, водку в 2009 г. производили в 65 регионах из 89 и т.д. Должны же теперь что-то получать из федерального бюджета и республики Кавказа, где производство водки и ЛВИ в конце 2009 г. остановлено.
Может, государство, ставило иные цели, но нам очевидно одно - за этим должен последовать рост процесса регионального сепаратизма. Региону нужные деньги, живые, сегодня – как можно больше. В таких условиях остается только наращивать в абсолютном значении эти 40%. Может, Минфин считал, что все наше малоимущее законопослушное население перейдет ради региональных бюджетов с водки по 50 руб. на водку по 89 руб.? Пусть в каждом регионе такой водки около 40% было. В лучшем случае заместить региональной дешевой можно максимум 50% нелегальной, остальная либо останется нелегальной, либо будет замещена суррогатами. Видимо, в Чувашии все это уже посчитали, спрогнозировав получение алкогольного убытка в 200 млн. руб.
Ну, никак не уйти от региональной политики вытеснения федеральных брендов из регионов. И провоцирует эти действия государство. Ради интереса, хотя бы по одному региону Минфин, определяя новые коэффициенты распределения, проверил "будущее" или нет?
function replyForm(btn, id) {
var box = $('reply'+ id);
var ta = box.textArea;
if (!ta) {
box.innerHTML = $('comment_form').innerHTML;
ta = box.textArea = box.getElementsByTagName('TEXTAREA')[0];
var time = $('time'+id), user = $('user'+id);
if (time) {
time = time.innerHTML.split(' ');
time = time[time.length-1];
}
ta.value = (time && user ? '> ' : '') +
(time ? time.replace(' ', '') : '') +
(time && user ? ' ' : '') +
(user ? user.innerHTML : '') +
(time && user ? ', ' : '');
}
var show = (box.offsetHeight == 0);
box.style.display = (show ? '' : 'none');
if (show) {
ta.focus();
if (ta.createTextRange) {
var r = ta.createTextRange();
r.collapse(false);
r.select();
}
var t = getAbsTop(box) + $('comment_form').offsetHeight - document.body.clientHeight;
if (t > document.body.scrollTop) document.body.scrollTop = t;
}
btn.src = '/i/i/' + (show ? 'close_reply.gif' : 'reply.gif');
btn.title = (show ? 'Скрыть' : 'Ответить');
}
Зарисовки из регионов
Магадан
Свежие известия: в январе 2010 года объем розничной продажи алкогольных напитков и пива составил 130,7 млн. рублей, что на 10,2% больше, чем в январе 2009 года. На каждого из 161 000 человек по 818 руб. – это много для России (в январе 2009 было по 742 руб.). При этом общая доля реализации алкогольных напитков и пива в обороте розничной торговли в январе 2010 года занимала 12%. В январе 2009 года - 11%. Продукция явно серьезно подорожала. Также при этом – "потребление же алкогольных напитков на душу населения в пересчете на абсолютный алкоголь в январе 2010 года составило 0,8 литра против 0,9 литра в январе 2009 года". Удивительное дело: выпили в абсолютном алкоголе учтенного алкоголя меньше в январе 2010 г. на 11% при этом заплатили за него 10,2% больше. Это значит, что цена среднего грамма абсолютного алкоголя, выпитого в январе 2010 (818 руб. : 800 г )= 1,0225 руб.; в январе 2009 (742 руб. : 900 г) = 0,824 руб. Итак, 1 г абсолютного алкоголя (за счет того, что больше стали пить крепкого в удаленной области) вырос в цене за год на 24,1%. Что в такой ситуации должен сделать малоимущий потребитель? Готов ли он платить на 24,1% больше за прежний объем? Конечно, нет. Путь один – в суррогаты.
Пенза
Что мы и доказываем постоянно: чем больше в России нелегальной водки и спирта, тем меньше народу умирает от отравлений "алкоголем" и тем ниже общая смертность по России. Но при этом число отравлений суррогатами (без смертельного исхода) может меняться хаотически (зависит от качества суррогатов). Доказательные Таблицы мы уже давали на днях (3.03). Мы готовы назвать это Законом "ЦИФРРА" №2 (Закон "ЦИФРРА" №1 – о соотношении минимальной розничной цены на водку и минимальной зарплаты). Вот пример Пензы: в год тотального засилья в России нелегальной водки – в 2009 году "на 19% больше пензенцев отравилось некачественным алкоголем в 2009 году; в то же время случаев со смертельным исходом за год наоборот стало меньше на 6%". Официальная пензенская статистика.
Питер
Питерские власти готовят письмо в "Росалкголь" (дошла до нас такая информация, хорошо, если окажется правдой). В питерской прессе уже пошли названия "В Петербурге - угроза дефицита". "Целый ряд дистрибьюторов алкогольной продукции на Северо–Западе получил иски от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкоголь) об аннулировании лицензий. Это стало итогом проверки, которую Росалкоголь провел в конце прошлого года". Подробности читайте сами. Мы все ждали – ну, когда же хоть один регион возмутится действиями "Росалкоголя". Судя по всему – есть совсем мелкие нарушения, вроде 20 бутылок с мытой маркой. Неужели за это надо отбирать лицензию у крупного оператора. И ждали мы как раз выступления бесстрашного питерского губернатора – она не испугалась выступить и в защиту пива поначалу. Кто на Урале или в более слабых регионах готов спорить с "Росалкоголем"? Никто. Москву, видимо, пока потому и не трогают, чтобы с Лужковым не спорить. Посмотрим – как будут развиваться события дальше. "Росалкоголь" не должен оставаться "масонской ложей" или "группой опричников" для алкогольного рынка и региональных администраций. Он должен искать общий язык и с теми, и другими.
Красноярский Край
Нынешней Администрации надо будет поставить памятник при жизни. Так, постепенно, они оживят все свои ЛВЗ. Вроде пристроили еще и "Минал" (когда-то его хотел купить ТД МВЗ"). В настоящее время стратегический инвестор для "Минала" найден - ООО ПК "Муром", занимающееся переработкой, производством слабоалкогольной продукции. С предприятием уже подписан протокол намерений о социально-экономическом сотрудничестве, который предполагает приобретение имущества "Минала" и возобновление производства ликеро-водочной продукции. При поддержке правительства региона планируется начать выпуск продукции уже в третьем квартале 2010 года, а в начале 2012-го запустить спиртовое производство в Знаменке. Предполагается, что завод обеспечит работу 250 жителям Минусинска и Минусинского района. Вот это работа Администрации, если "Росалкоголь" лицензии выдаст.
Архив новостей