Самые радикальные антиалкогольные популисты в России сегодня требуют повысить ставку акциза на алкоголь в 5- 10 раз. Какие цены на легальный алкоголь образуются в этом случае – мы показали вчера в Таблице. Хорошо, что наше Правительство периодически остужает этот болезненный энтузиазм антиалкгольшиков. За ситуацию–то в экономике и стране не депутаты отвечают, а исполнительная власть.
Очень надеемся на то, что прежде чем на совещании начнут говорить о будущем, обсудят и прошлое. Оно не во всем негативно. Например, в 2001 – 2007 г.г. был найден вариант, который всех (ту систему экономики, которая была) устраивал: баланс между легальным и нелегальным рынками главного алкогольного продукта России – водки и ЛВИ. Соотношение в эти годы было около 70% на 30%. Эту схему поддерживало наличие нелегальной водки, которая была почти в 1,5 – 2 раза дешевле реально легальной (сегодня легальная цена – минимум 100 руб.), и важная находка практических экономистов – рост ставки акциза примерно на 10% в год. Это позволяло каждый год наращивать собираемость акцизов (за счет роста ставки). Но при этом практически каждый год государство не планировало и не собирало все, что положено, даже с легального рынка (от 15 до 25 млрд. руб. ежегодно). Мы много лет писали об этом. Ниже большая таблица, которая подтвердит это в последние годы.
Даже на 2009 год (когда кризис был очевиден) государство сохранило эту систему. Во многом это было связано с тем, что руководство государство в октябре- ноябре 2008 (когда принимаются решения на следующий год) не верило в кризис. Официально его признали чуть ли не в феврале – марте 2009 г. У нас же не принято менять ставки акциза в середине года или в другое время, кроме 1 января. 2010 год стал переломным: появилось понимание того, что кризис "коснулся" и России, пришлось искать деньги и в алкоголе.
Водку в 2010 не тронули (акциз +10%; хотя Минфин готов был на 30% единоразово); остальные продукты – примерно на этом же уровне; рывок совершили только в пивном сегменте (+200%), но это на физическом уровне всего (+3 руб. на бутылку пива 0,5 л).
У государства сегодня есть смелость резче повышать ставки (чем на +10% в год); есть потребность в деньгах (но рост нефтяного пузыря нас несколько страхует от решительных необдуманных шагов государства); есть желание побороть нелегальный рынок (короче говоря – просто повысить минимальные цены на алкоголь) - затея может убить двух зайцев: реально увеличить легальный рынок крепкого алкоголя (кто-то из потребителей нелегальной продукции все равно перейдет не к суррогатам, а к легальной водке, а также – реально снизить ценовую доступность алкоголя (если меры будут работать в регионах); есть общественно – политический инструмент – антиалкогольная компания, которая оправдает любые экономические провалы в алкогольной политике приоритетом общественного над экономическим.
Главная задача совещания в Краснодаре – выработка принципов гармонии общественно–политического начала и экономического начала в акцизной политике алкогольной политики государства на ближайшие несколько лет. Если государство готово поступиться алкогольной экономикой ради популизма, то оно должно понимать, что резкий рост ставки акциза и цен на алкоголь повлияет и на общественно –политическое начало (хотя бы в плане резкого падения потребления легального алкоголя, а в условиях жесткого снижения нелегального рынка – резкого роста производства и потребления суррогатов алкоголя, что в конечном счете вновь приведет – как в 2000 – 2009 г.г.- к политической необходимости закрыть глаза на новый виток развития нелегального рынка).
Мы понимаем, что трудно относиться серьезно к Закону "ЦИФРРА" №1 про минимальную зарплату в России и минимальную розничную цену на водку (он кажется смешным), но в кризис он будет работать.
Ну, и далее. Если сегодня попытаются разобраться в акцизной политике (то же выездное заседание), то у нас ее просто нет. Есть простое (до недавних пор) осторожное повышение ставки акциза на 10%. Просто было несколько резких попыток в современной истории России повысить ставку на 25%- 40% за раз на водку, но это приводило к резкому спаду легального рынка. В Польше такой резкий скачок произошел лет 8-9 назад; рынок легальный упал на 20%; все отнеслись к этому спокойно – уж там нелегальной продукции – сколько угодно; а через 3 года рынок легальный вышел на прежний уровень по новым ценам. Но это было в период тучных европейских лет.
Для начала пусть государство хотя бы наведет порядок с уплатой акциза не легальный алкоголь. Пример – те недоплаченные ежегодно 20 млрд. руб. (до 2008 г.; а получали мы эту цифру просто – сами считали, сколько должно получить государство при таком-то производстве и такой-то ставке акциза) – это при акцизе с 1 л водки в 2007 г. в 70 руб. – 35 млн. дал водки. Условно: каждый год при чьем-то попустительстве в государстве не собирали акциз с 35 млн. дал легальной произведенной водки (если все перевести на водку). Хороший объем, так ведь это же легальное производство. А есть еще и нелегальное.
Весь бардак в России – в акцизе на спирт и водку. Кто- то там ворует акциз на коньяке, но это смешные деньги. Смешные деньги зарабатывают на фальсификации вина и коньяка (по сравнению с акцизами). Если бы навели порядок с уплатой акциза с легальной продукции, то меньше было бы воплей про все остальное. Кто начисляет акциз? Кто контролирует уплату акциза? Кто планирует сбор акциза и от какой печки пляшет? Если отвечает за рынок "Росалкоголь", то в такой ситуации функцию контроля за уплатой акциза надо передать от ФНС в "Росалкголь". Другого выхода нет. Кто контролирует производство, пусть тот и собирает алкогольные акцизы.
Ведь даже в 2009 году государство позволило не только резко вырасти нелегальному рынку, но и простило "акцизы" даже легальному производству. Упали не только объемы, лег рынок водки, а также сбор акцизов, а также цена акциза в 1 бутылке водки.
Вот для этого мы и собрали Таблицу 1. (Поступление спиртовых и алкогольных акцизов в консолидированный бюджет РФ в 2007 – 2010 г.г. по материалам Государственного Казначейства). Естественно, мы не рассматриваем пиво отдельно от всего алкоголя. Поэтому пивной акциз на равных присутствует там. Кажется – чего проще оценить эффективность работающей системы по сбору акциза ("обратным входом") – раздели собранные деньги на произведенную или импортируемую продукцию, получишь стоимость акциза в 1 л продукции, сравни с введенной ставкой. Вот и все. Но у нас предпочитают смотреть вперед. Кстати, надо как-то учесть и существование Таможенного союза, и многое другое. Пусть учтут, у нас чиновников много. Итак:
- не столь важны даже сами общие цифры собираемости акцизов в последние 3 года (рост в 2008 г. на 2,9% за счет нормальных процессов производства и импорта в 1-3 кварталах и падение на 17% в 2009 г.; при этом акцизы с производства выросли в 2008 г. на 5,8%, а в 2009 упали на 15,7%; но еще хуже ситуация в импорте – рост в 2008 на 4,3%; но падение в 2009 – на 28%), как конкретные показатели по видам продукции. В этот период (2007 – 2009) государство не устраивало мощных административно – акцизных революций на рынке.
"Производственные" акцизы:
- спирт этиловый: очень интересно- почему стоимость акциза в 1 л спирта в 2007 г. всего 13,67 руб.; в 2008 – 11,13 руб. (а должна быть около 20 руб.); в 2009 г. вообще 7,6 руб. (а должна быть под 23 руб.). Куда испарились наши с вами деньги, товарищи налогоплательщики?
- по вину (всему в целом) картина в целом благостная с уплатой акциза; с учетом крепленых вин (там ставка выше, но почти все они производятся нелегально) и шампанских, в которых акциз почему-то традиционно выше в 4 раза тихих, вполне может сложиться полученная в таблице картина – акциз с 1 вина около 6 руб. При этом – собираемость акцизов по вину выросла в 2008 на 6%, а упала в 2009 г. на 14,6% (в принципе отражает уровень падения производства);
- к пиву претензий нет: честно платят с честно заявленных объемов производства; сохраняя белый и пушистый вид. При этом в 2008 г. собираемость выросла сразу на 32% (хотя при этом собранный акциз с 1 л пива вырос всего с 1,89 руб. в 2007 до 2,54 руб. в 2008; и падение сбора – на 3,5% - в 2009 г.).
- самое интересное: алкогольная продукция с 25% и выше. При этом в таблице есть отдельные строки по поступлениям в федеральные бюджет и в бюджеты субъектов федераций (кто хочет – сравнивайте, анализируйте). Перераспределение алкогольных бюджетов в бюджеты регионов в эти годы вроде всех утраивало; новый порядок в 2010 г.(40% остается сразу в регионе, а остальное перераспределяется через обще-федеральный карман) привело к изменению коэффициентов регионального распределения, что приведет в 2010 г. к убыткам некоторых регионов на сотни млн. рублей. Нас же интересует итоговая ситуация. Итак, акциз в 1 л этой продукции в 2007 г. составил 51,54 руб. Маловато будет. Надо бы ближе к 62 руб. В 2008 г. собираемость упала на 5%; при этом средний акциз в 1 л продукции составил 52,72 руб. (+2,3% к 2007), а надо бы ближе к 70 руб. В 2009 году собираемость акцизов упала в этой группе на 19,5%, а цена акциза в 1 л этой продукции упала до 45,64 руб. – падение на 13,5% (а надо бы ближе к 77 руб.).
- алкогольная продукция (кроме вина) 9%- 25%: наши крепкие ЛВИ, "Бейлисы" и т.д.; акциз в 1 л в рамках приличий – 23,71 руб. в 2007 г. (хотя должен быть на уровне хотя бы 30 руб.); рост собираемости акцизов в 2008 г. на 0,6%, но при этом акциз в 1 л продукта падает на 3% (а должен бы вырасти) и составляет 23 руб.; в 2009 собираемость акцизов падает на 10,6%, при этом акциз в 1 продукта падает до 15,47 руб. (на 32,7%), а надо бы вырасти хотя бы до 35 руб. в 1 литре. То есть, нелегальность активно проникла и в сегмент ЛВИ;
- алкогольная продукция до 9% (в основном – САН): в 2007 в 1 л продукта акциз – 11,43 руб.; в 2008 – падение акциза в 1 л до 7,67 руб. (это была снижена ставка акциза на продукцию с водочного уровня вниз), собираемость акцизов упала на 14%, но при этом объем производства вырос на 28%; в 2009 г. собираемость акцизов упала еще на 17,1%, хотя стоимость акциза в 1 л упала до 6,7 руб. на 12,6%. На этом рынке паника и хаос уже четвертый год.
С производством все. Нельзя допустить в условиях борьбы с нелегальным рынком резкого роста ставки акциза на ближайшие 3 года. Нелегальный рынок ужмется. Но к новым ценам на легальную и легализующуюся продукцию переходного периода население должно привыкнуть. Ситуацию необходимо закрепить: в идеале можно было бы даже на 2011 год оставить настоящую ставку акциза на водку и ЛВИ, но при этом минимальную цену поднять в следующем году до 100 руб. А на 2012 и 2013 г.г. поднимать ставку на 10% в год максимум.
"Импортные" акцизы:
- вино (все в целом): здесь не удалось получить информацию – считают ли они вино отдельно или с виноматериалом, поэтому сделал два варианта (отдельно, если это только вино, но в этом случае ставка акциза очень велика, хотя крепленое и везли, и отдельно – если учет велся вина и виноматериала вместе). Куда-то должен был попасть и коньячный спирт (возможно, в алкогольную продукцию свыше 25%). Итак (вино + виноматериал): в 2007 г. стоимость акциза в 1 л продукта – 2,64 руб. (нормально); в 2008 – 3 руб. (рост собираемости акцизов 7,2%); в 2009 падение собираемости на 34% и стоимости акциза в 1 л вина на 14,3% (крепленых импортных вин стало меньше).
- пиво: все нормально; пусть специалисты сами смотрят;
- алкогольная продукция крепче 25%: цена акциза в 2007 г. в 1 л продукта – 72,88 руб. (а в произведенных в России – 51,54 руб. – почувствуйте разницу); в 2008: падение цены акциза до 66,94 руб. (на 8%, но в России–то цена акциза 52,72 руб.), а собираемость выросла на 3,9%; в 2009 году – стоимость акциза в 1 л еще упала до 62,53 руб. (почему – пусть разбираются; но в России вообще 45,64 руб.); при этом общая собираемость акциза упала на 31,6%; есть над чем подумать;
- алкогольная продукция (кроме вина) с 9% до 25%: в 2007г. цена акциза в 1 л продукта 27,4 руб. (в российской продукции – 23,71 руб., хотя надо 30 руб. – все в рамках приличий); в 2008 – цена акциза в 1 л продукта – 39,43 руб. (по российской продукции – 23 руб., а надо бы около 35 руб.); в 2009 – 42,89 руб. в импорте, в российской продукции- 15,47 руб. Вот такая загогулина акцизной политики и контроля за акцизами в России. Мы не обладаем абсолютными сведениями, мы их выуживаем отовсюду. Можем где-то и ошибиться в расчетах. Хотя – вряд ли более, чем на плюс-минус 15%. А есть же в России организации, имеющие всю статистическую информацию.
- алкогольная продукция до 9%- ее совсем мало и влияния на рынок она не оказывает.
Импорт явно более дисциплинирован в акцизном плане, интересно почему.
Таблица. Поступление спиртовых и алкогольных акцизов в консолидированный бюджет РФ в 2007 – 2010 г.г. (млн. руб.; по материалам Государственного Казначейства; АП – алкогольная продукция, за исключением вина; ФБ – федеральный бюджет; СФ – бюджет субъектов Федерации).
И еще одна Таблица- сравнение поступлений акцизов в январях 2008 – 2010 г.г. (будем вести ее регулярно по мере поступления данных на сайт Государственного казначейства об исполнении бюджета, пока тем только данные за январь 2010). В 2010 году должен быть явный рост и за счет роста пивного акциза, и за счет повышения ставок акциза на водку, и за счет какого-то роста легального рынка водки и ЛВИ.
Январь 2010 г. в этом плане не показателен, хотя часть заводов, замешанных в производстве нелегальной водки были закрыты еще в ноябре-декабре. Это уже дало прирост легального производства в январе – феврале 2010 на 7%, ситуацию по акцизам за этот период поймем по итогам 1 квартала – с учетом отсрочки его платежа.
А пока рост поступлений акцизов при осторожной и взвешенной системе повышения ставок акцизов на 2010 г. (надо отдать должное Правительству и депутатам за 2010 год) составил – 55% к январю 2009 (российская продукция приросла на 58%; импортная на 10,2%).
В производственном секторе наибольший прирост дали: вино (+66%); пиво (+95%; при этом пивной акциз вырос на 1,814 млрд. руб., что составило 12,8% от собранных алкогольных акцизов в январе); алкоголь крепче 25% (+28,7%); алкоголь 9%- 25% (без вина) – (+23,9%) и т.д.
Интересны динамика изменения доли видов продукции от собранных акцизов.
Таблица. Поступление спиртовых и алкогольных акцизов в консолидированный бюджет РФ в 2008 – 2010 г.г. (млн. руб.; по материалам Государственного Казначейства; АП – алкогольная продукция, за исключением вина; ФБ – федеральный бюджет; СФ – бюджет субъектов Федерации).
Архив новостей