Об отвлеченных мыслях: с 2015- 2017 г.г. Россия начнет снижать потребление крепкого алкоголя естественным (демографическим) путем- начнет терять потребителей водки: притока снизу не будет (родилось их в 1990- 1993 в 2 раза меньше, чем надо), а сверху – (по возрасту) умирать будут почти как сегодня (может, чуть удлинится продолжительность за счет того, что значительная часть потребителей суррогатов за это время вымрет). Не довелось побывать на совещание по акцизам в Краснодаре, но вчера рассказали очевидцы про одно выступление на этом форуме. ФИО назвать не буду – нет абсолютно точной цитаты выступающего (очень известного в узких винных кругах человека). Сказал он (как передали) обращаясь к присутствующим чиновникам следующее: "Вы – хуже татаро-монгольского ига. Вы, может быть, созреете и дадите лет через 5 людям землю, деньги на посадки винограда и т.д. Только через 5 лет, возможно, уже никто не захочет этим заниматься…". Вот это самое страшное, что может произойти.
На радость государству
Если не брать в расчет внутренние задачи государства на алкогольном рынке, то среди внешних главными считают две: снижение алкоголизации населения (социальная) и повышение собираемости налогов (фискальная). Если судить по ряду публикаций, то первая задача уже успешно решается. И тому есть документальные подтверждения. По первому вопросу – заимствуем результаты исследований аналитиков компании GLOBAL REACH CONSULTING: "Сокращение объемов российского рынка крепких алкогольных напитков наблюдается с 2005 г. в среднем на 4,5% в год, а в 2009 г. рынок сократился на 14%. Это выразилось не только в снижении объемов российского производства водки, но и в серьезном сокращении объемов импорта крепкого алкоголя. Сокращение импорта не затронуло водочный сегмент, по которому в 2009 г. отмечался 11% рост". Поскольку этот наш небольшой материал "На радость государству" не для операторов алкогольного рынка, а для государства, то почему бы государству в пылу будущих "законотворческих баталий" (теперь уже осенних) не поверить авторитетным исследователям. Значит, задача решается. И есть даже успехи. Падает крепкий алкоголь. В 2009 г. также упало вино, пиво и т.д. Антиалкогольная компания дает свои плоды.
Кстати, очень вовремя дали "показания" статисты- чиновники из Югры (край, вроде бы, пьющий). Цитируем местную прессу: "В период с 2002 по 2009 годы употребление алкоголя на душу населения в Югре сократилось на 27% и составило в 2009 году 10,5 литра. Такие данные озвучили в Департаменте здравоохранения региона по итогам мониторинга Мансийскстата в пресс-службе окружного Центра медицинской профилактики. "Снижение показателя употребления алкоголя является результатом межведомственного сотрудничества, а также спланированной, системной работы проводимой в Югре", - отметил директор Департамента здравоохранения автономного округа. Директор подчеркнул, что широкая пропаганда сокращения потребления алкоголя и приверженности к здоровому образу жизни с использованием средств массовой информации направлена, прежде всего, на молодое население Югры".
Если уж наш север бросает пить, то прочая Россия и подавно. А вот по второй задаче мы собрали сами данные от Росказначейства (Таблица 1. Поступление спиртовых и алкогольных акцизов в консолидированный бюджет РФ в январе-марте 2008 – 2010 г.г.). Данные 2010 г. свидетельствуют о том, что обеспечен стабильный процесс роста собранных акцизов с алкоголя, который не требует более революционных решений в акцизной политике (касающейся размеров ставки акциза).
Итак, в 1 квартале 2010 г. относительно 1 квартала 2009 г. :
- общий сбор алкогольных акцизов вырос на 37,7% и составил 33,963 млрд. руб. Есть вероятность того, что в 2010 г. сумма собранных акцизов превысит 145 млрд. руб. При этом важно, что рост обеспечен не только пивными акцизами, а и водочными, и другими;
- акцизы от произведенного алкоголя выросли на 37,3% (31,276 млрд. руб. или 92% от всех алкогольных акцизов);
- акцизы от импортного алкоголя – рост на 43,2% (около 8% от всей суммы акцизов);
Алкоголь произведенный в России:
- спирт этиловый – рост на 34%;
- вино (любое)- рост на 30,6%;
- пиво – рост на 94% (доля пивного акциза в общей сумме акциза выросла с 23,35% в 2009 г. до 32,89%);
- алкогольная продукция крепче 25% (весь акциз в федеральном и региональном бюджете) – рост на 15,6%;
- 9%-25% (без вина) – рост на 20%;
- до 9% - рост на 22%;
Импортный алкоголь:
- вино и виноматериал – рост на 20%;
- пиво – рост на 155%;
- до 9%- рост на 29%;
- 9%- 25% - рост на 297%;
- свыше 25% - рост на 29%;
В общем, государство может успокоиться – акцизные интервенции на рынке больше не нужны. В январско-мартовском столбце таблицы есть два показателя с минусом (для тех, кто решит заглянуть в Таблицу) – производственные акцизы продукции 9%-25% и свыше 25% в бюджетах субъектов Федерации. На самом деле, это всего на всего перераспределение акциза (больше его пошло в федеральный бюджет), а в сумме (поступления по этим позициям в федеральный и региональный бюджет) выросли.
Таблица 1. Поступление спиртовых и алкогольных акцизов в консолидированный бюджет РФ в январе-марте 2008 – 2010 г.г. (млн руб.; по материалам Государственного Казначейства; АП – алкогольная продукция, за исключением вина; ФБ – федеральный бюджет; СФ – бюджет субъектов Федерации).
Ну, а поскольку сегодня у Центра "ЦИФРРА" винный день – пятница, то чуть больше внимания винным акцизам из этой Таблицы 1. Мы специально вырезали Вино в отдельную Таблицу 2.
Таблица 2. Винные акцизы.
Показатели
2008
2009
2010
Январь - март
Январь – март
Январь 2010
Январь- февраль 2010
Январь – март 2010
Собрано акцизов (млн. руб.) в янв.- март 2008
Доля от суммы акцизов в янв.- март
Собрано акцизов (млн. руб.) в янв.- март 2009
Доля от суммы акцизов в янв.- мар2009
Прирост собр. акц. в янв.-март 2009 к янв.-март 2008
Доля от суммы акцизов
Прирост собр. акц. в 2010 к 2009
Доля от суммы акцизов
Прирост собр. акц. в 2010 к 2009
Собрано акцизов (млн. руб.) в янв.- март 2010
Доля от суммы акцизов
Прирост собр. акц. в 2010 к 2009
1. Производство
Вино
1 220
4,34%
1 022
4,14%
4,56%
+66,7%
4,18%
+26,7%
1 335
3,93%
+30,6%
2. Импорт
Вино + виноматериал ??
349
1,24%
257
1,04%
0,15%
0,54%
309
0,91%
+20%
При условии того, что производство вина выросло в 1 квартале 2010 г. на 10%-12% к 1 кварталу 2009 (по нашему мнению – результат избыточного производства в связи с административным падением импорта) собираемость акцизов с произведенного в России вина выросла с 1,22 млрд. руб. в 2008 и с 1,022 млрд. руб. в 2009 до 1,335 млрд. руб. (соответственно: +9,4% и +30,6%). Несколько упала доля "производственного" винного акциза в общей сумме (4,34% в 2008 г.; 4,56% в 2009 г.; 3,93% в 2010 г.); это связано с тем, что лучше стали собирать акцизы с водки и ростом пивных акцизов. Рынок обеспечивает и помесячный прирост в 1 квартале: январь – (+66%); январь – февраль – (+26,7%); январь – март – (+30,6%).
Поставки вина и виноматериалов (и т.д.) по импорту также на уровне. Падение импорта вина в 2009 г. почти на 30% к 2008, а в 2010 г. еще примерно на 9%-10%; а также очень серьезно падение импорта виноматериалов в 2009 и еще на 34% в 1 квартале 2010 г. тем не менее позволили повысить сбор акцизов на 20% в 1 квартале 2010 к 2009, но при этом показатель 2010 г. пока ниже показателя 2008 на 11%. До конца года показатели выровняются.
Так и хочется сказать государству – вот про натуральное вино и шампанское с игристым в плане акциза вообще забудьте. Мы уже предлагали весь винный акциз (с производства и импорта) отправлять виноградарям на развитие первички. В 1 квартале собрано с вина 1,644 млрд. руб. Для государства даже сегодня деньги не заметные. Если считать, что из 70 млн. дал российского вина из винограда (тихие + игристые) в год 20 млн. дал (29%) производят из нашего сырья (по 2009 г.), то- в 1 квартале произвели 14 млн. дал вина из винограда, пусть 30% - "наше" - 4,2 млн. дал - то на каждый условный литр российского вина из российского винограда в 1 квартале компаниям, имеющим свои виноградники, это было бы уже в виде государственной помощи – по 39 руб. Представляете! Пусть половину производитель направит на виноградники, а половину – на снижение цены вина при продажах. А если еще при этом начать контролировать ценообразование на российское вино, то оно может (настоящее, нормальное) стоить в магазинах в бутылках по 60 руб. Вот и противовес водочной продукции по 89 руб. И держать это вино по цене на уровне 2 дол. в рознице. Может, и не полная утопия.
Правильно было бы забыть и про акциз на крепленые вина – пусть их даже и практически 20% на рынке российских вин; считайте их переходным этапом от водки к вину для малоимущих. Пусть лучше крепленые очень дешевые вина ( с натуральных никто уже на крепленые у нас не перескочит) оттягивают на себя часть бывших потребителей водки по 40- 60 руб. в условиях новой водочной политики России в отношении малоимущего населения. Россия никогда в обозримом будущем не будет государством для всех россиян. Она уже идет общим путем развивающихся стран– если государство наше будет действовать хотя бы в интересах 50% населения, то это уже будет достижением.
ФАС - еще один регулятор алкоголя
Прошло всего полтора года, а как изменился рынок организаций, которые курируют и регулируют алкогольный рынок. Тогда нас регулировали 8 министерств и ведомств. Плюс – общественность, которой команду сверху начать антиалкогольную компанию еще не дали. Сегодня – это прежде всего "РАР" ("Росалкоголь"). Где-то сверху над ним (для проформы) Правительственная Комиссия. Где-то сбоку Счетная Палата, которая тоже хотела заняться проверками кавказских заводов (видимо, пыл СП уже остудили в этом плане- каждый должен свой кусок контролировать), а также регулярно докладывала о неэффективности акцизной политики. Особых перспектив в регулировании нашего рынка у СП нет. Но появился новый игрок на этом поле – ФАС, которого в период "восьмибарщины на алкогольном рынке" слышно не было.
Поводов у ФАС заняться алкогольным рынком вполне достаточно (пока сверху же не дадут команды отстать от алкоголя, но ФАС – орган вредный, он не отстанет). Пока ФАС интересуют два момента: Вино (пока импортное вино) с точки зрения свободы конкуренции продукта – борьба с возможными сговорами по завышению цен и т.д. А второй момент – лежащий на поверхности и являющийся предметом гордости "РАР" - снижение всеми силами в результате проверок числа операторов алкогольного рынка, что по мнению ФАС, также подрывает основы конкуренции. Прецедент был создан грамотно: появилась новая компания (без грехов работы с нелегальной и пр. продукцией и т.д.), которой лицензия не выдана и скорей всего выдана не будет никогда. За период работы РАР были выданы всего 24 лицензии, среди них выделяются структуры крупного федерального ритейла, которые смогли "поменять" лицензии после их лишения. Впереди 2010 и 2011 г.г. – период массового окончания действия лицензий. Поле деятельности для ФАС – огромное.
Состоялась встреча ФАС и РАР по делу "Винографа". ФАС демонстрировал свои документы, которые четко трактуют действия РАР по отношению к несчастной компании как нарушение со стороны РАР. РАР пока не предоставил документы сверху, подтверждающие конкретное право федерального органа сокращать всеми правдами и неправдами число операторов рынка. Как известно нам, в ФАС уже обращаются и другие компании. А уж таким компаниям как "Исток" и пр. (которым уже терять нечего) – сам бог велел туда обратиться, чтобы вопросы банкротства банками компаний, которые могли бы работать, были рассмотрены и с точки зрения действий по сокращению конкурентной среды. А РАРу однозначно придется еще документально доказывать, что его политика не ведет к сокращению конкуренции на федеральном и региональном рынке. В скором времени станет лучше видно от монополии чего старается сегодня защитить ФАС наш алкогольный рынок. Устремления алкогольного ЧГП были озвучены еще до Нового года – 30% -40% водочного рынка. Фактически уже сегодня ФАС борется с этим светлым будущим водочного рынка.
Но винная тема еще интереснее. И ФАС ей решил заняться очень серьезно. Уже занимается. Даже его конфликт с Минпромторгом по поводу выдачи – невыдачи лицензий в январе 2010 – это фактически работа в защиту импортеров вина и виноматериалов и винного рынка (остальная-то продукция – мизер в структуре импорта алкголя).
В вине фигурируют вопросы завышения цен на импортные вина (прежде всего в дорогих сегментах) на прилавках наших магазинов. Остается открытым для ФАС вопрос – почему по всему миру (давайте сузим географию до Европы) продаются нормальные импортные (вполне сортовые) вина по 3 евро за бутылку, а в России столовый импорт (всякие "бароны" и т.д.; не будем брать пакеты) – от 4 евро, а то, что в европейском магазине по 2,5 -3 евро, у нас от 10 и дороже. И ФАС уже пытается разобраться в цепочке ценообразования. Ведомство получило от ряда российских компаний информацию о всей цепочке ценообразования конкретных вин из ближнего и дальнего зарубежья в нескольких ценовых сегментах. Сейчас ФАС анализирует ситуацию. Если считать первое снижение цены с 20 000 до 10 000 руб. за бутылку в одной из компаний в рознице сигналом, то первая ласточка уже пролетела.
Если взять розничную цену на российской полке для импортного вина за 100%, то ее примерно можно разложить таким образом (условно): 20%- 22% от розничной цены - стоимость вина у производителя плюс доставка вина; таможенная пошлина – от 5% до 8% от розничной цены; прочие затраты поставщика, включенные в себестоимость – около 10%; 15%-20% - наценка оптовика; розничная наценка – около 30% и плюс 10%-15% - это выплаты сетям (рознице) за благосклонность. Что порекомендует минимизировать алкогольному бизнесу в этой цепочке ФАС? По крайней мере, борьба ФАС против завышенных бонусов сетей и т.д. вряд ли приведет к снижению цен на вино. Сети найдут как снять деньги с поставщиков.
В данном случае ФАС пока действует в интересах не столь значительной части потребителей. Увы, но вина до 110 руб. за бутылку в России продается 70% (импортом, который попадает сюда, можно пренебречь). Условно бутылочный импорт в России начинается от 150 руб. на полке. И это не более 20% российских потребителей вина. Опять же условно: 150- 170 руб. – заурядный столовый импорт. За рубежом такое вино могло бы стоить 1 дол- 1 евро в магазине.
В принципе ФАСу и сегодня еще не поздно (ведь там даже есть Управление по контролю за деятельностью органов власти) поднять дело за 2006 год (март) – о запрете поставок молдавского и грузинского вина в Россию. И рассмотреть его с той позиции, что в результате действий Роспотребнадзора резко снизилась конкуренция в ценовом сегменте до 100- 110 руб. между российскими и импортными винами (они просто исчезли из этого сегмента – как молдавские; а болгарские и украинские подорожали на 30%-40% и вышли в другой ценовой сегмент – за 120 – 130 руб.). Все это привело к подорожанию российского вина по 70 руб. за бутылку до 100 руб. за бутылку (и все это в 2006 г.).
Разборка ФАС с импортным вином в сегменте до 200 руб. обязательно приведет ведомство к сравнению российского и импортного: почему заурядное российское стоит у нас 70 руб. за бутылку, а заурядное (но, все же получше) импортное 150- 170 руб. И почему заурядность не конкурирует между собой? Почему заурядное импортное конкурирует с хорошими российскими винами (по 150 – 170 уже вполне приличные российские вина) и многократно побеждает объемно?
ФАС от вина теперь точно не отстанет. Вино – единственный в России конкурент крепкого алкоголя. И хотя антиалкогольная компания в России (прежде всего на законодательном уровне) переходит в состояние рецессии, вопросами изменения структуры потребления власть заниматься будет.
В свете всего этого алкогольному бизнесу было бы очень неплохо сформировать рядом с ФАС свою экспертную площадку (уж неприкаянным винникам точно). Это не значит, что площадка должна носить откровенно оппозиционный РАРу характер. Но ФАС встал сегодня в оппозицию к нарушениям РАР и Минпромторга, которые те также совершают не просто по собственной инициативе, а по желанию свыше. Пока "паны" разберутся у "холопов" алкогольного рынка будут трещать чубы. Экспертные мнения, близкие к РАР, вряд ли будет ФАС воспринимать адекватно. В общем – в интересах всей алкогольной отрасли, но, прежде всего, импортеров вина и производителей вина налаживать отношения с ФАС (как когда-то мы уповали на создание федерального алкогольного органа, но государство нас всех и здесь перехитрило).
И вот уже после написания материала появилась еще одна статья (не первая) на эту тему в "Коммерсанте" - "Элитный алкоголь для массового потребителя". Сеть "Коллекция вин" хочет продавать в Москве вино по европейским ценам. Цены они уже начали снижать. И хотят, чтобы
/**/
jQuery(document).ready(function(){$("#news_fulltext a:has(img[src])").fancybox();});
/**/
в России цены на алкоголь не отличались от европейских в несколько раз, как сейчас, а не более чем на 25-30%. Компания провела переговоры со своими дистрибуторами (их около 80) и убедила большинство из них увеличить оптовую скидку в среднем на 10-50%. Сама компания урезала свою маржу с 50% до 40%. В итоге стоимость большинства напитков снизилась на 25-75%, а на некоторые топовые наименования вроде Mouton Rothschild — в 2-2,5 раза. Партнерам обещан рост продаж продукции в 1,5 раза в физическом объеме, который должен все компенсировать.
Жаль, что подобные меря не возможны в сегментах народного импортного вина – до 200 руб. на полке.
Но сам опыт интересен для России. ЦИФРРА абсолютно согласна с М. Кашириным, что "формат винного бутика не выживет при рентабельности 40%- 50%; если маржа меньше 70-80%, затраты на содержание бутика не покроются". Значит, придется "перестраиваться" и учиться скромности винным бутикам.
Если брать рынок вина виноградного в России в 2009 году, то он потерял в физическом объеме около 10%. При этом производство осталось практически на уровне 2008 г. Падение пришлось в основном на импорт – 27%-28%. При этом импорт вина, которое продается в России дороже 250 руб. в магазинах, упал на 15%- 17%, а импорт более дешевого вина на 30%. При этом доля вина по цене дороже 250 руб. в 2009 г. составила около 22%- 23% в объеме импорта.
Если ФАС в результате "сделает" импортные вина более доступными – честь ему и хвала.
Зарубежье
Украина
Пока продолжается в Украине законодательная "акцизная вакханалия", за первый квартал 2010 года объемы производства винодельной продукции увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В частности:
- вин виноградных - на 13,9% - до 4,9 млн. дал (у нас тоже рост на 12%);
- виноматериалов виноградных - на 10,6% - до 6,3 млн. дал (видимо, есть – откуда?);
- винных напитков виноградных - на 32,3% - до 0,5 млн. дал (у нас рост на 9%);
- шампанского и игристых вин - на 7,7% - до 1,0 млн. дал (у нас небольшой спад на 0,2%);
- в 3,3 раза увеличилось производство вермутов - до почти 0,3 млн. дал (у нас пока рост производства вермутов не отмечен).
Белоруссия
Все новые предприятия Белоруссии подключаются к алкогольно-производственной импортозамещающей программе. Так, "Слонимский винодельческий завод" в скором будущем начнет розлив виноградных вин из испанских и румынских виноматериалов, которые поступят на предприятие уже в конце мая. Будет выпущены полусухие и полусладкие красные и белые вина. Объем первой поставки составит по 2,4 тыс. дал каждого из наименований. Из сухих румынских виноматериалов "Мускат" (партия объемом 0,6 тыс. дал. также поступит в мае) будет начат розлив вина "Рислинг". В конце 2009 года Слонимский ВЗ уже начал выпускать продукцию на основе грузинских виноматериалов - грузинское вино "Алазанская долина" и "Сапервави" полусухое и полусладкое. Из молдавских виноматериалов в текущем году был начат выпуск нового вина "Кадарка Страсть", а в мае будет выпущено вино "Кадарка Искушение".
Импорт готового вина, коньяка и прочих алкогольных продуктов должен быть сокращен до необходимого минимума. В настоящее время решается вопрос о мерах по сокращению украинского пива в Белоруссию. Как все эти программы будут увязаны с работой Таможенного Союза – пока непонятно.
До заявлений о поиске стратегического инвестора "Немирофф" собирался разливаться в Белоруссии (и еще некоторые украинские водочные компании).
Казахстан
Французы в апреле вывезли большую группу своих производителей вина в Казахстан. Казахи назвали это "винной экспансией Франции в РК". Казахи любят красивые термины, как и россияне. Назови любой процесс программой, и он "засияет" новыми красками. О казахах нам вообще теперь надо знать больше – мы о них теперь будем писать почаще. Это же их рынок откроется нам (а наш – им) в рамках Таможенного союза (чем казахские алкогольные компании очень недовольны: боятся дешевой конкурентной продукции - прежде всего, крепкой – структура рынка у них как в России). Ровно два года назад руководство республики объявило: "Будет создан кластер "Виноделие". Тут в терминах они даже нас обогнали. Наши еще до такого не додумались. Хотя у нас тоже есть места для таких кластеров. Цитата того периода: "Для развития винного кластера в Алматинской области Казахстана имеются необходимые ресурсы: сырьевая база, производственные мощности по глубокой переработке сырья, предприятия, выпускающие вспомогательные материалы (стеклянная тара, упаковочные гофроизделия, этикетки и пр.). В общереспубликанском товарном производстве виноградного вина область занимает 79,4%. Его производством в настоящее время заняты 20 винзаводов общей производственной мощностью 87 млн л в год. Крупные производители натурального виноградного вина: ЗАО "Голд продукт", ТОО "Винзавод Дионис", ЗАО "Винзавод Иссык" Енбекшиказахского района, которые могут стать центром кластера. Ассортимент вин компании "ГолдПродукт", известный на рынке Казахстана под торговой маркой "Тургенские вина", насчитывает более 100 наименований. Виноградарством занимается объединение "Эко АгроПродукт". Общая площадь собственных виноградников компании, расположенных в Тургенской долине, составляет более 2 тыс. га. Специалисты объединения занимаются омолаживанием старых виноградников, селекцией и адаптацией к местным условиям новых европейских сортов винограда. Общая площадь виноградников области составляет 4472 га. В среднем в год производится 12,5 тыс. т винограда. Основными производителями винограда являются Енбекшиказахский (удельный вес в области составляет 80,1%), Уйгурский (12,5%) и Панфиловский (7,2%) районы. Для укрепления сырьевой базы в рамках принятой "Программы восстановления и развития виноградарства и виноделия" осуществляется замена виноградников, высаживаются морозоустойчивые французские сорта ("Мерлот", "Каберне франк", "Шардоне" и др.). ТОО "Био-Нан" Енбекшиказахского района были завезены из Франции сорта Каберне савиньон, Каберне фран, Брокол, Жама, Сира и высажены на площади 20 га".
Очевидно, что казахские виноделы не дремали. И в административно – организационном плане добились у себя больших успехов, чем наши в России. Длинная цитата для того, чтобы было ясно – на наш рынок скоро придут и казахские вина, которые явно будут дешевле наших. А уж как их найдут наши малоимущие потребители – посмотрим. Не исключено, что в их составе гораздо больше виноматериала, чем в литровых пакетах российских компаний. Кстати, и французское вино в результате мы можем получить в рамках Таможенного Союза через Казахстан дешевле – там импортеры скромнее. А пока французское вино в Казахстан привезли для продвижения под эгидой и при участии главы Экономических Представительств по Центральной Азии, а также под руководством Главы департамента по винно-водочному сектору Французского Агентства по развитию международного бизнеса "UbiFrance" (все при Правительстве Франции). Глядишь, когда у нас помирятся "СПИ" и SPI, хотя бы по водке нечто подобное будет.
Средняя стоимость бутылки французского вина на потребительском рынке Казахстана составляет от 3 тыс. тенге (1 тенге – 0,21 руб.), то есть - 600 руб. Средняя зарплата в Казахстане 69 000 тенге (13,8 тыс. руб. – на уровне российской примерно). Минимальная зарплата – около 15 000 тенге (3,0 тыс. руб.). Видимо, Казахстан пока находится на уровне России образца 1992- 1999, когда любое!!! вино из дальнего зарубежья считалось у нас элитным. Видимо, не хотят казахские импортеры (или им не дают) завозить в республику полусладкие и сухие французские вина, которые продавались до кризиса 2006 г. в России от 120- 130 руб. за бутылку. Все у них впереди, мы их научим в рамках Таможенного союза любить дешевые французские, испанские, итальянские и прочие вина. Таможенный союз явно "обогатит" нас всех новыми впечатлениями.
Новая Зеландия
События кризиса идут своей чередой, а жизнь все равно продолжается. Вот и Новая Зеландия с ее относительно небольшими объемами производства вина переживает позитивный момент (даже растут ее поставки в соседнюю Австралию). Более того, Правительство Новой Зеландии собирается инвестировать в винный маркетинг на мировом рынке за 4 года около 540 млн. руб. (18 млн. дол.). Российскому рынку тут ничего не обломится. Наш рынок практически отказался в период кризиса (судя по географии импорта) от всякой экзотики.
Архив новостей