1.1 С акцизами все в порядке
Итак, налоговые поступления выросли на 40% (аналитики говорят о подъеме экономики, им лишь бы поговорить дабы создать видимость инвестиционной привлекательности). ФНС на днях сообщила - за первое полугодие 2010-го налоговые поступления в федеральный бюджет России увеличились почти на 40% и составили 1 556,9 миллиарда рублей, что на 39% больше, в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом. При этом позитивная динамика наблюдалась в отношении всех трех ключевых налогов - налога на добычу полезных ископаемых (43% от общей величины поступлений), НДС (42%) и налога на прибыль (8%). Комитет по бюджету и налогам Госдумы РФ счел, что "последние данные ФНС позволяют предположить, что запланированные на текущий год объемы внешних заимствований, предназначенных для покрытия бюджетного дефицита, в итоге будут уменьшены, а, возможно, даже они и вовсе не понадобятся". Но при этом обвинил алкогольную отрасль: "А вот с акцизами на алкоголь, которые традиционно плохо администрируются в России, пока не получается добиться кардинального улучшения. Хотя, благодаря введению минимальных розничных цен на алкогольную продукцию, уже удалось несколько уменьшить долю "серого" сектора, прежде составлявшего 50% рынка. Определенную тревогу также внушают и потенциальные риски сокращения "импортных" платежей, в связи с созданием Таможенного союза "тройки", - подчеркнул зампред думского комитета".
А ведь это "не совсем правда". Это просто идет подготовка мнения к необходимости дополнительного роста ставки наших акцизов. Мы же даем ситуацию с акцизами каждый месяц в наших материалах по мере публикации результатов на сайте Госказначейства.
Мне кажется, что с алкгоакцизами еще все хорошо относительно алкореформы (Таблица 1.1), направленной на снижение производства и потребления крепкого алкоголя. Если легальная водка не в состоянии заместить объемно нелегальную в силу ее недоступности по цене для малоимущих (только они могли перейти на подорожавшую легальную), то у нас все вообще отлично. Собираемость акцизов с крепкого алкоголя в бюджет выросла с 23,6 в 2009 до 26,505 млрд руб. в 2010 (на 12,3% - даже больше, чем был рост ставки акциза). При этом роста легального производства водки и ЛВИ в январе- мае 2010 уже почти не было (около 4% против 9% в 1 квартале). Народ по финансовым возможностям не переходит на легальную водку, это его право. Но и в легальной розничной торговле нелегальной водки все меньше и меньше. Правда, федералы пощипали регионы: поступления в региональные бюджеты от крепкого алкоголя упали 15,9% к 2009 и на 25,6% к 2008 – это отобрали федералы (у них за счет этого прирост +124,2% к 2009 и +98,7% к 2008).
Общий рост сбора акцизов составил 34%; производство (+36%); импорт (+14,8%). В плюсе все серьезные показатели 2010 к 2009, а не только обделенное пиво. Выравнивает свой прирост сбора акцизов пиво – (рост в 2,62 раза, а к концу года будет около – в 2,8- 2,9). НО при этом продолжает скрывать объемы своего производства за январь – май. Возможно, жара сыграла с ним злую шутку- уже по итогам января- июня 2010 могут превзойти показатели 2009 (а уж по итогам января – июля – точно).
Таблица 1.1. Поступление спиртовых и алкогольных акцизов в консолидированный бюджет РФ в январе - мае 2008 – 2010 г.г. (млрд руб.; по материалам Государственного Казначейства; АП – алкогольная продукция, за исключением вина; ФБ – поступления в федеральный бюджет; СФ – в бюджет субъектов Федерации; ФБ+ СФ – итоговая сумма по данному показателю)
Показатели
Сбор янв- май 2008
Сбор янв- май 2009
Сбор янв- май 2010
Янв- май 10 к 9
Янв- май 10 к 8
Итого: от производ. (П)
42,938
39,208
58,378
148,9%
136,0%
Итого: от импорта (И)
4,333
3,24465
4,976011
153,4%
114,8%
Итого (П +И)
47,271
42,45265
63,354011
149,2%
134,0%
1. Производство
Спирт этиловый
2,57
1,7
2,087
122,8%
81,2%
ССЖ
Вино
1,9
1,72
2,116
123,0%
111,4%
Пиво
9,89
10,6
25,92
244,5%
262,1%
АП 25% и более (ФБ)
5,36
4,75
10,65
224,2%
198,7%
АП 9%-25% (ФБ)
0,103
0,096
0,227
236,5%
220,4%
АП до 9% (ФБ)
1,386
1,11
1,184
106,7%
85,4%
АП 25% и более (СФ)
21,32
18,85
15,855
84,1%
74,4%
АП 9%-25% (СФ)
0,409
0,382
0,339
88,7%
82,9%
АП 25% и более (ФБ + СФ)
26,68
23,6
26,505
112,3%
99,3%
АП 9%-25% (ФБ+ СФ)
0,512
0,478
0,566
118,4%
110,5%
2. Импорт
Спирт этил
0,001
0,00065
0,000011
1,7%
1,1%
ССЖ
0,163
0,147
0,136
92,5%
83,4%
Вино + виноматериал
0,662
0,49
0,587
119,8%
88,7%
Пиво
0,362
0,349
0,892
255,6%
246,4%
АП 25% и более
3,02
2,135
3,06
143,3%
101,3%
АП 9%-25%
0,1
0,07
0,236
337,1%
236,0%
АП до 9%
0,025
0,053
0,065
122,6%
260,0%
Много лет подряд недобор акцизов с легального алкоголя составлял около 15- 20 млрд руб. в год (при этом ФНС выполняла план по сбору акцизов, из чего следует, что потеря этих денег закладывалась ежегодно в план сбора) при объемах учтено – легального производства водки и ЛВИ около 130 млн дал. Ясно, что основной акциз воровали с водки. Я тогда писал, что исходя их этого абсолютно легальной продукции у нас не более 100 млн дал водки и ЛВИ (почему и ввел термин – учтено-легальная продукция). Росстат учитывал производство и легальной и учтено - легальной при производстве, а при продажах – вообще всей, какая попадала под руку учетчика – никто не прятал в рознице нелегальную. В результате из 130 млн дал производимой было около 30 млн дал реально "нелегальной продукции", поскольку акцизы с нее все равно не получали.
Акциз тогда в бутылке водки был менее 25 руб. (15 млрд : 25 руб)= 600 млн по 0,5 л или 30 млн дал.
Как-то этот объем перераспределялся с кризиса 2008 (в 2008 произведено по учету Росстата 121 млн дал – здесь 21 млн дал нелегален; в 2009 г. – произвели по отчету - 112,5 млн дал; здесь нелегальны 12,5 млн дал; хотя мы всегда считали эту водку условно легальной- если государство ее посчитало, а акцизы брать не захотело – как эту водку считать?). Сокращалась легальная часть, сокращалась и за счет перехода в "беспредельно – нелегальный сектор" - нелегальная в учете.
Веду к тому, что сегодня – доля нелегальной водки и ЛВИ сокращается только при сравнении розничных продаж и объемов производства, и практически не растет за счет роста легального производства (практически не замещает легальная нелегальную в объеме учтено- легального Росстатом производства – вроде бы: если сравнивать объемы учтенного производства 2010 и 2009). Если еще не запутал, то заканчиваю.
В объеме 2009 г. из 112 млн дал не менее 12 млн дал было водки и ЛВИ учтенных, но без уплаты акцизов. Поэтому, если в 2010 г. мы получим учтенный объем производства водки и ЛВИ не ниже 112 млн дал, то это будет здорово. С этой продукции заставят уплатить акциз производителей (должны, по крайней мере). Так что нелегальную водку теснят с двух сторон: сверху (это отражается в снижении розничных продаж в системе легальной розничной торговли) и снизу (в системе учтенного производства). Путь ей один – в альтернативную систему (с глаз и из сердца вон).
1.2. Красноярск
Там – трудно. Местные власти (как заботливый отец, выдающий замуж своих дочерей) сосватали и уже пристроили почти все стоящие алкогольные активы; накрепко породнились с "Байкалфармом" в правильной надежде на то, что у того хватит административного ресурса выстоять в ходе алкогольных реформ.
С начала года стоимость 1 л водки в Красноярском крае увеличилась на 14 рублей. В июне, по сравнению с прошлым месяцем, 1 средний литр водки в среднем подорожал на 2 рубля, и его цена составила 261 рубль (130,5 руб. за 0,5 л). В среднем за 6 месяцев 2010 года стоимость литра водки увеличилась на 4,1%. Изменение цены коснулось и пива. В июне 2010 года литр пива отечественных производителей стоил 55 руб. (22,5 руб. за 0,5 л), что по сравнению с началом года дороже на 7,5 рубля, или на 16,7%. Пиво зарубежных марок за 6 месяцев упало в цене на 1,5%, составив в июне текущего года 134,36 рубля за литр 67,18 рубь. За 0,5 л). Отмечено красноярскими статистиками, что незначительное изменение цен коснулось и виноградных столовых вин крепостью до 14%. За 1 литр вина в июне красноярцы платили в среднем 222 руб. (166,5 руб. за бутылку). Стоимость коньяка осталась на уровне декабря 2009 года.
Богатый Край – Красноярский. Уж очень все дорого. Правда, тут мог повлиять и подход статистиков к расчетам. Если даже предположить, что все так и есть, то какой малоимущий перейдет с нелегальной дешевой водки (а она в Крае по признанию самих властей составляла до 40% в прошлом году даже при их борьбе с ней) на водку по 130 руб. Какой "не богатый человек" в кризис будет менять свою структуру потребления и переходить на вино по 166 руб. Все, кто мог силу финансовых возможностей до кризиса и в кризис усилить потребление вина уже сделали это. У нас вся надежда была на малоимущих, которым "реформа предписала" перейти на легальную водку (при этом стремиться к замене крепкого алкоголя низко алкогольными напитками). Трудно выполнять решения партии и правительства населению с доходами до 10 000 руб. в месяц.
1.3 Татария
Татарское руководство продолжают пугать: "против руководителя правительства республики Татарстан могут возбудить административное дело за неисполнение предписаний ФАС". Премьер Республики Татарстан Рустам Минниханов может быть привлечен к административной ответственности по статье 19.5 КоАП за неисполнение решения ФАС, признавшей незаконной ограничение доступа на рынок алкогольной продукции, произведенной за пределами республики.
Вроде бы они уже опубликовали документы, которые отменяли систему, обеспечивающую господство местной водки. Но контроль за рынком они все равно будут усиливать. Каждый день практически идет информация о нарушениях на татарском рынке. Уже находят продукцию с нелегальными марками. Постоянно идет информация об изъятии крупных партий ССЖ и т.д.
Слишком важную роль играет алкогольный рынок в Татарии, чтобы вот так просто отдать его федералам – производителям из других регионов. Борьба еще предстоит. Еще покажет свои "клыки" "РСП". Ему тоже нужнее этот рынок.
Но главное волынка татарских властей сделала – не пустила на рынок дешевую привозную водку. Теперь в магазинах "Татспиртпрома" будет продаваться по 89 руб. только местная водка, а вся прочая будет дороже на 15 руб. минимум.
И в то же время татары понимают, что рынок придется "сдать". У них то это целая республиканская отрасль (правда, показатели работы некоторых заводов за последние несколько лет- после падения татарской водки на местном рынке с 90% до 75% серьезно упали) – почти полтора десятка заводов, рабочие места и т.д. Я предполагаю, что местная водка может упасть до 50%. Поэтому - в настоящее время разрабатывается программа экспансии крупнейшего татарстанского игрока ("Татспиртпром") на алкогольном рынке в регионы России. Предположительно проект будет представлен на рассмотрение в совет безопасности РТ в августе-сентябре.
1.4 Чувашия – портрет бедности
Чувашия подвела все алкогольные итоги за 2009 год; в Чувашии объем продажи алкоголя и пива снизился на 16,5% относительно 2008 г. В Чувашии в 2009 году объем продажи алкогольных напитков и пива составил 5 630,6 млн рублей – на каждого из 1,279 млн человек по 4,402 руб. в год или по 367 руб. в месяц – в 2 раза меньше, чем по России в среднем (-16,5% к 2008; и даже до кризиса там тратили значительно меньше чем по России- по 440 руб. в месяц – тоже почти в 2 раза). Что они там пьют и пили?
На алкоголь импортного производства потрачено в 2009 году - 780,4 млн руб. или – 13,86% от алкогольных трат – или всего по 50,8 руб. на душу населения в год. Если хочется посчитать на пьющих в целом, то можно смело считать, что пьет (употребляет) в Чувашии не менее 65%- 70% жителей. Значит, на российскую продукцию они в 2009 г. потратили по 316,2 руб. в месяц или по 86,14% алкогольных трат. Импорт, видимо, это в основном вино. То есть, каждый потребляющий чуваш в среднем потратил на российский алкоголь по 450 руб. в месяц. Не разгуляешься. Только – за счет нелегальной водки "могло быть счастье". В 2008 на импорт - (984,2 млн рублей). Это было 14,6% от всех алкогольных трат (доля импорта снизилась в 2009 до 13,86%). Или по 64,13 руб. в месяц в 2008 г. Разница не велика, как жили там бедно, так и живут. А кто жил нормально и пил импорт, так это и делает. Обеднели бедные.
Из общего объема учтенной алкогольной продукции водки и ЛВИ реализовано на сумму 3 929,5 млн рублей, всего продано 1 800,3 тыс. дал. Средняя цена учтенной бутылки по 0,5 л за год - 109,15 руб. Да, за такие высокие деньги – не купишь в среднем на жителя и 3 бутылки водки в месяц (109,15 Х 3 =327,5 руб., а на российскую продукцию средний чуваш потратил в 2009 году всего 316 руб. в месяц). В общем то, же ясно, что пили жители Чувашии в 2008 -2009 г.г. В то же время средний чуваш выпил в 2009 году 13,88 л учтенных водки и ЛВИ, что почти равно советскому уровню потребления (было 13,22 л).
Еще "дешевого" пива было продано 2 707,9 тыс. дал (по 21 л на каждую душу – не любят там пиво при российском в среднем по 75 л – 77 л в 2009) на сумму 1 194 млн рублей (по 22 руб. за 0,5 л). А просто дорого очень. Если у тебя есть всего 367 руб. в месяц на алкоголь (на отечественный и импортный), то предпочтения пиву точно не будет. Как и вину. Либо сумма маленькая, либо цены высокие. В том числе импортного пива выпили - 62,9 тыс. дал (2,3% от общего объема; это как раз доля импортного пива в России на рынке). Пить его могли только богатые чуваши - 1,258 млн бутылок. Еще несколько цифр: на 1 января 2010 года 993 (в 2008 году - 900) организации (без учета территориально-обособленных подразделений юридических лиц, расположенных на территории других субъектов России) имели лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. Сведения об объеме розничной продажи алкогольной продукции представили 979 предприятий и организаций.
Мы часто спорили – сколько народа работает в алкогольной торговле. Средняя численность работников в этих организациях в республике составила 31,497 человек (в 2008 году - 33.878 человек). Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в 2009 году, имели 2 751 магазин или павильон (в 2008 году - 2 626) с площадью торгового зала 176,2 тыс. кв. м (1 торговая точка в среднем – 64 кв м).
Оборот розничной торговли в этих организациях составил 17 778,2 млн руб. (по 1 158 руб. в месяц- это настолько мало, что даже сравнить не с чем; из них – алкоголь – 367 руб – это 31,7%, а по России в среднем – 10% от розницы; просто нищета и убожество); в том числе пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия – 14 022,5 млн руб. (по 913,6 руб. в месяц при прожиточном минимуме – продуктовой корзине по России около 2,5 тыс руб.; алкоголь из них- 367 руб. - 40,2% на каждого в среднем, а по России этот показатель в среднем 20%) или 78,9% от общего объема оборота розничной торговли. 5 630,6 млн руб. учтенного алкоголя в этом: 31,7% от оборота этих торговых точек в целом; а от продуктов и напитков – 40,2% (вот так живут в бедной части России, где даже пиво по 22 руб. – дорого).
По всей видимости, этот тот минимум или максимум (безразлично), который может выделить бедный житель России на алкоголь при очень низких доходах – 32% от его трат в системе розничной торговли. Конечно, давайте еще повысим акцизы а 3 раза.
В то же время – удивило: оборот местной Хореки - общественного питания сложился в размере 2 551,3 млн руб. По 166 руб. в месяц на душу. Сумма мизерная, но ведь это (166 : 1 158)= 14,33% от розных трат каждого чуваша. Очень высокий показатель для России. Видимо, много дешевых рабочих столовых.
Вот и такая Россия есть, если выглянуть из больших окон зданий Госдумы, СФ и Белого дома.
Трудно чувашей будет на коньяк "Хеннесси" перевести в 2010 г.
1.5 Радость Таможни
Многие СМИ радостно отрапортовали: импорт напитков алкогольных и безалкогольных в РФ за январь-май 2010 года в денежном выражении увеличился на 30% до 683,1 млн дол с 526.6 млн дол в 2009. Об этом свидетельствуют данные ФТС. Ничего не значат эти цифры: после хаоса в начале года (январь, февраль) импортеры судорожно восстанавливали объемы поставок в марте- апреле, а уже в мае начали думать о возможном хаосе с 1 июля. Все импортеры прекрасно понимали, что, как всегда, введут в действие документально не подготовленное решение – Таможенный Союз. И стали активно завозить импортный прежде всего дорогой алкоголь впрок. Вот, собственно, и вся причина таможенного успеха.
1.6 Адыгея – родина общероссийского тренда
А там уже признали, что "незаконный оборот алкоголя в Адыгее перешел в частный сектор". Мы его иначе называем альтернативной системой производства и продаж. В Адыгее прошло специальное заседание Совбеза республики по данным вопросам. "Необходимо вскрыть проблемы в регулировании оборота алкогольной продукции - как законного, так и незаконного. Важно знать уровень взаимодействия между правоохранительными и контролирующими органами. Адыгея не должна быть привлекательным субъектом для сбыта криминального дешевого спирта и алкогольной продукции из других регионов", - заявил глава Республики. Оказывается, их волнует, что "продажа алкогольной продукции на собственном рынке составляет всего 14% от общего объема производства". Адыгея – у нас винный край. По итогам января – апреля 2010 г. произвела 700 тыс дал вина или 6% от российского производства (причем – столового, а куда делись специальные вина – знаменитые портвейны – непонятно; по отчетам в 2010 г. вообще практически не производились; это, видимо, позволило хорошо заработать на акцизах). А больше ничего и не производили, если не считать 40 000 дал водки с начала года, 80 000 дал плодовых вин и 11 000 дал специальных вин. Хочется поверить Адыгее, но не получается. Если даже 30% из адыгейских виноградных вин – реально специальные, а не столовые, то: это 210 000 дал, из них 11 000 дал прошли по отчетам, вне отчета- 200 000 дал, что могло позволить заработать на них – на акцизе – не менее (26 руб. – акциз в бутылке крепкого минус около 2 руб. – акциз в бутылке виноградного) = 24 руб. с бутылки портвейна, прошедшего как столовое виноградное вино, Х 2 666 666 бут.= 64 млн руб. Не такие уж и большие деньги.
А в республике – "принимаемые меры по увеличению объема реализации качественной продукции республики на своем внутреннем рынке и за ее пределами недостаточны, что не способствует росту доходов в бюджеты всех уровней. Конкурентоспособность легальных производителей снижают поставки дешевой контрафактной алкогольной и спиртосодержащей продукции из других регионов, что наносит ощутимый ущерб экономике Адыгеи. По информации министра МВД, несмотря на то, что пресечен ряд каналов по незаконной оптовой поставке спирта на территорию республики, оборот алкогольной продукции остается одной из наиболее криминогенных сфер. Незаконный оборот спиртосодержащей продукции привел к повышению уровня алкоголизации населения республики, в том числе и среди несовершеннолетних. В республике не наработана единая правоприменительная практика в сфере противодействия преступлениям, связанным с оборотом фальсифицированной спиртосодержащей продукции, присутствует и ведомственная разобщенность. Как результат - незаконный оборот этилового спирта и разбавленных суррогатов перешел, в основном, в частный сектор".
И последнее – это будущий всеобщий тренд нашего алкогольного рынка. Первым это признали именно в Адыгее. Нелегальный оборот водки уходит из-под контроля государства.
1.7 Не мешайте пожарникам тушить пожары
Итак, пожарная бодяга не кончается. Отказ Госпожнадзора оформлять лицензии на торговлю алкоголем спровоцировал конфликт федеральных и региональных властей. Лицензирующие органы нескольких регионов готовят судебные иски к МЧС. В стране - вертикаль безвластия власти. А если ты вертикаль власти – то вмешайся; бардаку уже 4,5 месяца, а федеральной вертикали все это по фигу.
Три иска в арбитражный суд будут поданы в Хабаровском крае, один в Республике Коми и один в Волгограде, рассказал сотрудник МЧС. В марте на основании внутреннего распоряжения Госпожнадзор перестал выдавать заключения, необходимые для оформления лицензий на торговлю алкоголем. Для лицензий на складирование и оптовую торговлю ведомство продолжает оформлять заключения.
Но всплывают новые причины отказа пожарников влиять на розничную торговлю алкоголем: "в Госпожнадзоре решили отказаться от выдачи заключений из-за претензий к МЧС по поводу необоснованности соответствующих полномочий ведомства: в некоторых регионах возникла угроза привлечения к уголовной ответственности сотрудников МЧС; другой причиной для прекращения выдачи заключений стала необходимость снижения административных барьеров".
Полтора месяца назад ситуацией заинтересовалась Генпрокуратура. В МЧС пришло два официальных запроса за подписью заместителя генерального прокурора с просьбой озвучить позицию МЧС по вопросу отмены выдачи заключений. В одном из писем Генпрокуратура предложила договорным отделениям МЧС выдавать заключения за деньги. Пожарники ответили, что в компетенцию федеральной противопожарной службы не входит оказание такого рода услуг; на платной основе они могут только охранять от пожара".
А мне на память приходит "Хромая лошадь". Главные фигуранты там – пожарники, которые разрешили деятельность организации, торгующей алкоголем в розницу. Об этом как-то забывают. Сколько в России потенциальных "Хромых лошадей". Отвечать за это больше пожарники не хотят. Они будут только тушить.
Формально – эта бодяга одна из форм антиалкогольной компании по сокращению алкогольных торговых точек.
1.8 В каком союзе мы живем
Если помнить, что в общесоюзном государстве с белорусами мы живем уже гораздо больше 10 лет, то ТС – это еще одно убогое создание. Казахи и белорусы вступили в ТС со страхом за будущее.
Так, сравнение цен на аналогичные продовольственные товары казахстанского производства и импортные провел департамент статистики Карагандинской области. Результаты обследования показали, что уровень цен на казахстанские продукты питания значительно ниже российских. Из продуктов питания, завезенных из стран СНГ, сахар-песок был дешевле казахстанского на 7,6%, карамель с фруктово-ягодной начинкой – на 6,7%. А томатная паста, завезенная из других стран мира, продавалась дешевле отечественной на 23,9%, рис – на 8,1%. Ну, это ладно. А вот водка российского производства дороже казахстанской в 3,0 раза. Водка и коньяк от производителей стран СНГ по цене превосходят казахстанские в 4,3 и 3,0 раза, от производителей других стран - в среднем в 7,5 и 10,6 раза, соответственно. Различия в уровне цен на одноименные продукты питания обусловлены множеством причин, одной из которых являются потребительские свойства товаров.
На вопрос анкеты "Продукты питания каких стран-производителей Вы покупаете чаще всего?" 82,4% казахских респондентов ответили, что предпочитают приобретать продукты отечественного производства (в декабре 2009 года – 81,3%), 10,6% - российские (8,7%), 7% - стран СНГ и дальнего зарубежья (10%).
Приобретая алкогольные напитки, покупатели более всего предпочитают продукцию, произведенную в своей стране (80% - водку, 78% - коньяк, в декабре 2009 года – 76% и 82% соответственно).
По всей видимости, казахский рынок будет открыт для российской нелегальной водки (дешевая наша пока туда не поступает). Может возникнуть ситуация, при которой туда пойдет наша дешевая нелегальная и будет конкурировать с их дешевой легальной. А к нам пойдет их дешевая легальная. Как и по чем будет продаваться у нас – посмотрим.
Архив новостей