Крупнейший производитель алкоголя в Татарстане ОАО "Татспиртпром" теряет рынки сбыта. Как стало известно, компания на 40% снизила продажи водки на Урале и в Сибири, где ранее ей удавалось реализовывать значительную часть своей продукции. Владелец предприятия - правительство республики - обвинило руководство компании "в пассивной позиции" и потребовало усилить экспансию в регионы РФ. Однако эксперты и участники рынка оценивают шансы "Татспиртпрома" на успех как "маловероятные".
ОАО "Татспиртпром" снижает объемы продажи алкоголя за пределами республики — по итогам полугодия на них приходится лишь 0,11% всех продаж предприятия (по итогам 2009 года — 2,78%). Начальник отдела лесоперерабатывающей, пищевой и легкой промышленности Минпромторга Татарстана Татьяна Федорова рассказала, что ранее 66% продаж "Татспиртпрома" за пределами республики приходились на Уральский и Сибирский федеральные округа. По информации Минпромторга Татарстана, в 2008 году "Татспиртпром" продавал на Урале 110,03 тыс. дал, в Сибири — 62,8 тыс. дал водки (во всех регионах РФ, кроме Татарстана,— 262,16 тыс. дал). В 2009 году продажи там сократились соответственно до 78,9 тыс. и 11,25 тыс. дал (149,67 тыс. дал.)
Информацию по 2010 году в министерстве не дают. Однако, как сказала Татьяна Федорова, "торговые сети там снизили объемы закупок у „Татспиртпрома“". В сентябре 2008 года ГК "Русский алкоголь" (владелец брендов "Зеленая марка", "Журавли", "Ямская") открыла в Новосибирске завод мощностью 7 млн дал водки с возможностью ее удвоения, намереваясь занять рынок от Урала до Дальнего Востока. Компания разослала своим дистрибуторам письма с предложением прекратить сотрудничество с другими производителями водки. По данным госпожи Федоровой, в текущем году в этих регионах "Татспиртпром" снизил продажи на 40%. "Потеряна значительная доля рынка, которую будет сложно вернуть",— сказала она.
На совещании во вторник премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков обвинил руководство "Татспиртпрома" "в пассивной позиции", в результате которой производства компании сейчас загружены в среднем на 38%. "Нельзя мириться с тем, что один из крупнейших в России производителей алкогольной продукции, имеющий собственные заводы, один из крупнейших в Татарстане налогоплательщиков слабо представлен на рынке России",— сказал он.
Вчера в компании вопросы оставили "без комментариев". Госпожа Федорова сказала, что "Татспиртпром" и Минпромторг Татарстана разрабатывают программу продвижения продукции компании в регионы РФ и в страны СНГ — в августе-сентябре она должна быть обсуждена на заседании Совета безопасности Татарстана. "Рабочий проект программы уже рассмотрен министерствами и ведомствами. После доработки он будет представлен совету директоров ОАО „Татспиртпром“",— сказала она. Параметры не раскрываются.
Татьяна Федорова считает, что причиной падения объемов продаж "Татспиртпрома" за пределами республики, "вероятно, стал финансовый кризис — снизилась покупательская способность населения". Она также не исключает и "маркетинговые недоработки самого предприятия", полагая, что сбой произошел в результате реорганизации — в прошлом году компания создала отдельную коммерческую структуру "Алкоторг" для продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Участники рынка и эксперты оценивают шансы "Татспиртпрома" на укрепление позиций на российском рынке как "маловероятные". Директор Центра исследований федеральных и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз говорит, что предприятию понадобятся "огромные средства для того, чтобы выводить на рынок федеральные бренды". При этом, по его словам, ему придется конкурировать с такими раскрученными в России водочными брендами как "Зеленая марка" и "Пять озер", у производителей которых "великолепная маркетинговая программа". По его информации, один из лидеров алкогольного рынка России — "Синэргия" — на поддержание своих брендов в 2010 году намерен потратить $70 млн. При этом вложения в бренд №1 — "Зеленую марку" — составят $50 млн. Директор ЦИФРРА считает, что "Татспиртпрому" вряд ли удастся значительно увеличить свои продажи в России — шансы слишком "маловероятные": "Татарскую водку никто не знает, за исключением разве что „Ханской“— нужны годы, чтобы покупатель к ней привык".
О том, что "федеральная дистрибуция стоит очень дорого", говорит и директор департамента информации и внешних связей ОАО "Росспиртпром" Александр Коровка. По его словам, она оценивается в зависимости от портфеля брендов и стратегии компании. "Но так как стратегия „Татспиртпрома“ неизвестна, оценить стоимость программы компании сложно", — говорит он. При этом господин Коровка отмечает: "Татарстан долгое время был закрыт для ввозного алкоголя. Такая же ситуация наблюдается более чем в двадцати регионах России, поэтому „Татспиртпром“ имеет возможность испытать все „прелести“ регионального сепаратизма — приготовить деньги на „добровольную“ сертификацию, наклеивание марок и так далее".
По материалам "Yarmarka.net" и "Коммерсантъ".
Архив новостей