- В этом году из-за засухи серьезно пострадал урожай многих сельскохозяйственных культур, а как обстоят дела с урожаем винограда?
- Виноград тоже пострадал, но не из-за засухи. В Краснодарском крае, который дает больше 60% российского винограда, в июне-июле было умеренно тепло, только в августе началась жара. Виноградники пострадали от морозов зимой, часть из них погибла, в первую очередь те, что расположены в низинах, это Темрюкский, Крымский районы, Тамань. Один день там была температура -30 градусов. Это не катастрофа, но все-таки проблема, потому что погибло от 15 до 30% по отдельным видам винограда.
- Какова структура винодельческой отрасли? Кто сейчас в России занимается виноделием?
- Если говорить о настоящем виноделии, то есть о виноделии, которое основано на собственном российском винограде, то это примерно 25% всего производства вина. Еще 25% производится из импортного виноматериала приличного качества. Здесь все легально, все декларируется. Остальное, это, к сожалению, неучтенные поставки, которые мы даже не можем отследить. Сегодня проблема фальсифицированного вина стоит очень остро.
В первом сегменте тон задают новые агрохолдинги или отдельные хозяйства, которые выкупили собственность одного или нескольких колхозов и совхозов и стали крупными винными игроками. Сейчас они владеют крупными виноградниками и производят вино из собственного винограда, на собственных заводах, хотя часть из них еще и покупает виноград и виноматериалы. Это "Мысхако", "Фанагория", "Вина Кубани" - самое большое хозяйство по площадям виноградников, "Шато ле Гран Восток" - первое в России хозяйство, устроенное по французскому образцу, созданное на землях ОАО "Аврора". Эти предприятия чувствуют себя более или менее уверенно. Такие хозяйства есть и в других регионах - "Прасковейский" в Ставрополье, "Вина Ведерниковъ" в Ростовской области. Есть старые обновленные предприятия - "Цимлянские вина" и "Абрау-Дюрсо".
Есть хозяйства, которые находятся на грани выживания, потому что с советских времен там почти ничего не изменилось, нет ни инвестора, ни эффективного управления. В Краснодарском крае их достаточно много. Их судьба незавидна.
Есть малые формы бизнеса, владеющие небольшими виноградниками, которые пытаются создавать свои уникальные вина. Но таких хозяйств в России очень мало.
Есть совершенно новые хозяйства, которые выстраивают свой бизнес по совершенно новой концепции. Например: "Лефкадия" в Крымском районе. Есть еще одно хозяйство, владелец которого словак, - "Истфилд". Виноградники там поддерживаются в идеальном состоянии, среди них строятся дома на продажу. Их владельцам предлагается заниматься виноградарством и виноделием, причем вино они могут производить как самостоятельно, так и на общем заводе. Это такой калифорнийский вариант виноделия.
Есть большая часть предприятий, которые не имеют своих виноградников и базируются на импортном сырье. Они просто разливают импортный виноматериал в бутылки. Это дело прибыльное, хотя их вино продается по низкой цене. Это в первую очередь огромные заводы, которые производят шампанское резервуарным способом из хороших импортных виноматериалов. Вообще производство шампанских вин у нас развито, оно приближается к 300 млн бутылок в год. Но есть заводы, которые неизвестно из чего делают свое вино. Шампанского за 70 рублей просто не может быть. Даже самый дешевый импортный виноматериал завезти в Россию, шампанизировать и разлить в бутылки нельзя.
- Какие шаги должно предпринять государство, чтобы стимулировать отечественное виноделие?
- Нужны стабилизационные программы, прежде всего они должны касаться виноградарства. Виноградники в России занимают сегодня 64 тыс. гектаров. В 1985 году у нас было 180 тыс. га виноградников. Во время антиалкогольной кампании мы потеряли 16-17 процентов. Но основную долю у нас забрала "шоковая терапия", когда виноградники стали невыгодными. В стране было не до легкого приятного пития, надо было стресс снимать, и для этого в стране в огромных количествах производился крепкий алкоголь и завозился спирт. 2000-е года были лучше, и если бы не холодная зима 2005/06 года, то мы бы сегодня имели 80 тыс. га виноградников. В отрасли появились инвесторы, появились субсидии, и отрасль начала вставать на ноги.
Виноград - очень тяжелая для инвесторов отрасль, плодоносить виноградники начинают на третий год, но реальный выход на мощность - это четвертый год. То есть на четыре года средства инвестора замораживаются.
Сегодня государство выделило 160 млн рублей на все виноградарство России. Это очень мало, средства должны быть на порядок выше, чтобы мы действительно довели площадь наших виноградников до уровня 180-200 тыс. гектаров. Тогда мы обеспечим виноделов сырьем для собственного производства.
Виноделие нужно стимулировать, хотя бы создавать равные условия с пивом. Вино считается алкогольным напитком, а пиво - нет, хотя это тоже подакцизный товар. Мы согласны платить акцизы, но у нас есть такие ограничения, как ЕГАИС. У нас лицензируется не только производство, но и транспорт - автомобили, которые возят ящики с вином. Мы имеем право использовать только собственное оборудование для производства вина, лизинг для нас, виноделов, не существует. Пивовары могут им воспользоваться, а мы - нет, хотя производственные процессы схожие. Нам запрещена продажа товара через Интернет, хотя во всем мире это широко практикуется. Итальянский производитель игристых вин компания "Ганча", например, продает 25% своих вин через Интернет.
Развивать виноградарство нужно, конечно, прежде всего в Краснодарском крае, где условия для этого самые благоприятные, кроме того, виноград хорошо растет в Ставропольском крае, в республиках Северного Кавказа, в Ростовской области, где развито так называемое укрывное виноградарство, там на зиму кладут лозу и прикрывают ее землей, потому что там несколько месяцев температура минусовая. В зоне чернозема можно получать высокие урожаи, но качество винограда будет среднее. Лучше всего для качественных сортов подходит причерноморская зона бедных меловых почв, которая простирается от Анапы до Геленджика.
- В чем специфика отечественных вин? За счет чего они могут конкурировать на рынке?
- Наша специфика состоит, в том, что мы не сегодня образовались как винодельческая страна и у нас есть хорошая школа, которая создала большое число сортов-клонов, подобных которым нет нигде в мире. Специфичность этих сортов состоит в том, что они идут сейчас в качестве купажа для производства местных вин. Даже в компании "Шато ле Гран Восток", где хозяин француз, все равно добавляют российские сорта винограда. Наверное, в правильном сочетании базовых и эндемичных сортов будущее российского виноделия. Такая же специфика характерна для Чили, Австралии, Южной Африки.
Наши вина не похожи на иностранные, даже "Абрау-Дюрсо", которое развивалось на французский манер, производит шампанское, совершенно не похожее на французское. Сейчас все-таки надо выводить нашу отрасль на мировой уровень и многие виноделы этим заняты.
- Чем может гордиться отечественное виноделие? Раньше в магазинах продавались наши вина со множеством медалей на этикетках, участвуют ли сейчас наши виноделы в конкурсах и какие награды получают?
- Наши виноделы участвуют в конкурсах, но только немногие из наших вин могут претендовать на какие-то международные награды. Конечно, раньше на этикетках было много медалей, но это были либо наши медали, либо медали стран народной демократии. Сами понимаете, какие там были конкурсы. Престижность состоит в том, чтобы, например, получить рейтинг по Паркеру. Пока ни одно российское вино не получило места в международных рейтингах. На конкурсах мы уже начинаем что-то получать. В этом году три российских предприятия получили по две бронзовые медали в Лондоне. Говорить о более серьезных вещах пока не приходится.
В ноябре мы надеемся создать большую международную дегустационную комиссию, состоящую из именитых иностранцев и наших молодых энологов международного уровня, и создать российский рейтинг вин.
- Вас не тревожит засилье импортных вин на прилавках магазинов?
- Это нормальная рыночная ситуация. Человек должен иметь возможность пить то, что он хочет. А наша задача - найти свою конкурентную нишу, чтобы покупали нашу продукцию, а не импортные вина. Это не просто, но вполне возможно. Нужно понимать, на какую нишу потребителей ориентирована ваша продукция.
Я не сторонник ограничений, если заставлять что-то покупать или делать, выйдет все наоборот. От хороших вин рынок защищать не надо, нужно защищать его от фальсификата. Барьеры, конечно, должны быть, но для этого есть импортные таможенные пошлины. А новых режимов регламентации вводить не нужно.
По материалам РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА
Архив новостей