Прошло уже два месяца с момента вступления в силу Таможенного кодекса России, Белоруссии и Казахстана. Изначально властями анонсировалось, что создание Таможенного союза (ТС) нацелено в том числе на упрощение взаимной торговли между странами-участницами. В первую очередь это касается отмены оформления товаров на таможне при их перемещении между этими государствами. Итак, возникают два вопроса: действительно ли этот механизм упрощает взаимную торговлю? И насколько оправдались ожидания (и опасения) бизнес-сообщества?
Первое: таможенные пункты пропуска товаров на границе России с Казахстаном и Белоруссией не упразднены. А это означает, что по-прежнему весь транспорт, въезжающий в нашу страну, проходит контроль, таможенники проверяют, подлежит ли оформлению ввозимая партия товаров. Для этого российские таможенники требовали предъявления документов об их происхождении из Казахстана и Белоруссии или, если товар из этих стран не происходит, казахской или белорусской таможенной декларации с отметкой о выпуске товара для свободного обращения. В связи с этим на практике возникали сложности. Например, не исключалось, что даже при наличии этих документов таможенники попросят у импортера подтверждения, действительно ли в казахской или белорусской декларации указаны те товары, которые ввозятся. Такие требования препятствовали договоренностям стран - участниц ТС об отмене таможенного оформления.
Эту ситуацию можно проиллюстрировать на примере общения с представителями бизнес-сообщества. Так, предприниматель хотел ввезти товар, производимый в Казахстане, в Россию. У него вопрос: может ли он это сделать без таможенного оформления? Да, может, но только при условии, что у него есть сертификат или декларация о происхождении. Он парирует: до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза также требовали сертификаты, что же тогда изменилось? Отличие одно: если сертификат или декларация о происхождении товара есть, то оформлять товар на таможне не надо. Получается двойственная ситуация — вроде и стало проще, но не так, как изначально декларировалось.
Стоит отметить, что за время подготовки данного материала в печать комиссия Таможенного союза опубликовала решение, согласно которому с 18 августа 2010 года отменяется требование таможенных органов по предоставлению сертификатов происхождения и таможенных деклараций на границе РФ при ввозе товаров из Казахстана и Белоруссии. Это решение — наглядная демонстрация внимания властей к затруднениям бизнеса, связанным с работой Таможенного союза. Рассматриваемая ситуация также является демонстрацией того, насколько важно практическое применение положений законодательства. При том что положения законодательства оставались неизменными, требования таможенных органов в отношении документального подтверждения значительно варьировались.
Второй момент: соглашение о правилах уплаты НДС при реализации товаров, работ и услуг между членами ТС. В России все еще не внесены необходимые поправки в Налоговый кодекс. У ряда российских компаний, например, возникла сложность с применением нулевой ставки НДС при осуществлении переработки на давальческой схеме сырья, ввозимого из Казахстана. Кроме того, возникают вопросы по применению нулевой ставки НДС на услуги по транспортировке товаров. На практике известны случаи, когда транспортные компании начали увеличивать стоимость своих услуг на 18% НДС, при том что до введения Таможенного союза эти же услуги облагались по нулевой ставке.
Разумеется, по истечении такого короткого срока окончательные выводы о функционировании нового механизма взаимной торговли делать рано. Но уже сейчас можно говорить, что новые правила отчасти упрощают процесс, но не в той степени, какой ожидал бизнес. В целом ожидания бизнеса были двух противоположных полюсов. Большая часть предпринимателей была уверена, что из-за введения новых правил начнется неразбериха на таможне, которая потенциально несет различные риски. Такое мы наблюдали в январе, когда ввели лицензирование на алкоголь и импорт шифровальной техники. Бизнес опасался, что с 1 июля проблемы будут куда масштабнее. К счастью, сейчас пока все обходится. Некоторые считали, что ТС, напротив, положительно скажется на бизнесе. Например, появится возможность сформировать "региональные центры дистрибуции" в России и уже из них перевозить товары в Белоруссию и Казахстан.
По материалам РБК daily
Архив новостей