AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 5153 / 10 033 808
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


02.07.2009 14.44

Алкогольный рынок ждут серьезные перемены


В настоящий момент, мало кто из аналитиков сомневается в том, что алкогольный рынок ожидают серьезные перемены. Во-первых, потому, что проблема действительно существует. Каждый год в России выпивает, по неофициальным данным, по 15-18 литров спирта на человека, тогда как в международной практике вдвое меньшее количество выпитого считается едва ли не "точкой невозврата" для нации. С другой стороны, по официальным данным, с каждым годом россияне ведут все более трезвый образ жизни. Во всяком случае производство легальной водки сокращается. Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз утверждает, что на самом деле ежегодно у нас в стране выпивают 190 млн дал водки. В 2007 году на легальном рынке было продано 130 миллионов дал, а на нелегальном - 60 миллионов. В прошлом году соотношение было 120 к 70 соответственно. В 2009 году, по прогнозу г-на Дробиза, на легальном рынке будет продано 105-108 млн дал. Значит, доля нелегальной водки на прилавках и под ними достигнет 45 %, пишет сегодня "Российская газета".

Спрос на нелегальную продукцию эксперты объясняют просто – высокая цена на легалую "сорокоградусную", на сегодняшний день из-за акцизов 0,5 литра водки не может стоить менее 90 рублей.

"Между двумя задачами - пополнить бюджет и сократить социальные последствия злоупотребления алкоголем - существует, на мой взгляд, серьезное противоречие, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. - Поставив цель увеличить поступления от продажи алкоголя, государство рано или поздно должно будет добиваться роста продаж водки и вина. А это в нашей ситуации противоестественно".

По его словам, стремление правительства увеличить собираемость налогов на рынке алкоголя понятно. Но этой цели можно добиться и без введения госмонополии. Достаточно отменить акцизы на каждый проданный литр спирта и каждую отгруженную бутылку водки или вина, которые действуют сейчас. "Эта система позволяет производителям алкоголя "договариваться" с представителями контрольных органов. И поймать их на сговоре сложно. К тому времени, когда начинается расследование, спирт давно уже превращен в водку, а водка - выпита. Поэтому гораздо проще ввести вмененный налог на производственные мощности спиртовых и ликеро-водочных заводов. Оборудование - не иголка в стоге сена, его сложно утаить. Система контроля упрощается, акцизные марки теряют смысл, ЕГАИС не нужна. А собираемость налогов возрастает", - уточняет г-н Шапкин.

Кроме того эксперт отметил, что идея введения госмонополии на оптовый оборот спирта тоже обсуждается в связи с упрощением механизма взимания акциза. Смысл идеи в том, что весь произведенный спирт закупает специально созданная госкорпорация. Она же продает его производителям продукции, содержащей алкоголь. При этом акциз становится единым, тогда как сейчас 14 % ставки акциза платят производители спирта, а 86 % - производители готовой продукции. По расчетам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРА" Вадима Дробиза, спирта ежегодно требуется России 850-900 млн литров. "Каждый литр продается по 50-60 рублей. Таким образом, вся операция принесет государству меньше 50 млрд рублей. Если не считать необходимости содержать и развивать спиртзаводы. А если считать, то не более 30-35 млрд рублей в год", - отмечает он.

По мнению г-на Шапкина, более перспективно в России введение госмонополии на розничную продажу алкоголя. "Подобная мера была введена в конце XIX века и действовала до начала Первой мировой войны, когда был введен "сухой закон". За этот период объем поступлений в бюджет от продажи алкоголя вырос чуть ли не в четыре раза, - добавляет он. - Плюс в том, что производство остается в частных руках. Предприятия эффективно управляются, действует конкуренция".

Если одновременно установить вмененный налог на производственные мощности и предельную минимальную цену бутылки водки, система будет действовать вполне эффективно, считает эксперт. "Госмонополия на розничную торговлю алкоголем поможет сократить теневой оборот. При этом надо иметь в виду - алкоголь подорожает. Точнее, исчезновение нелегального алкоголя с прилавков заставит его потребителей платить больше", - отмечает он.

По мнению г-на Дробиза, на легальном алкогольном рынке нет тех денег, о которых мечтает государство. "На самом деле в 1 трлн рублей оценивается весь совокупный доход на розничном рынке алкоголя. Торговле же достается из него приблизительно 30 %, то есть 300 млрд рублей. Но и их в случае введения госмонополии на розничную торговлю не удастся просто засчитать в доход государства, - говорит г-н Дробиз. - На эти деньги торговля живет и развивается. На каждой из 220 тыс. торговых точек, реализующих алкоголь, работает по 4-5 человек. В среднем им нужно платить хотя бы по 10 тыс. рублей в месяц. Иными словами, получается, что 130 млрд рублей в месяц уйдут только на зарплату. А есть еще аренда помещений, коммунальные платежи, развитие. Государство просто проест львиную долю вырученных денег".

По словам эксперта, сегодня с легального алкогольного рынка государство собирает акцизов на 75 млрд рублей, а можно было бы 90 млрд - 15-25 млрд рублей ежегодно остаются несобранными именно с легального рынка. "Если же стремительно легализовать весь рынок алкоголя, что маловероятно, государство может получить в виде акцизов 155 млрд рублей в год", - отмечает он.

Кроме того, издание приводит пример того, как со спиртом поступаю на западном рынке. Так, в Германии закупку спирта ведет государственная компания. Однако она не взимает с него акциз, а, напротив, платит производителям более высокую цену, чем предлагает рынок. Речь идет о поддержке спиртовой отрасли методом государственных интервенций. В Скандинавии и 16 штатах США действует государственная монополия на продажу алкоголя. Производство остается в частных руках или частично ведется государством, частично - бизнесом. Конкуренция сохраняется в любом случае. При этом в Финляндии, например, запрещена продажа алкоголя в выходные и праздничные дни. И везде госмонополия сопровождается высокими ценами на крепкий алкоголь. Пиво крепостью менее 3,5 процента под госмонополию не попадает.

Опыт ограничения доступности алкоголя в ряде регионов, главным образом, это запрет на продажу крепкого алкоголя в ночное время, вполне позитивен: Органы внутренних дел отмечают снижение преступности, а доходы бюджета при этом не упали. С точки зрения политической в борьбе с алкоголизмом России нужно больше федерализма — реальные полномочия местных властей, их избираемость и подотчетность населению. А это невозможно без реальных выборов и независимых СМИ, пишет газета "Ведомости".

По материалам СМИ


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |