Понимая масштабы злоупотребления алкоголем в нашей стране, российские пивовары поддерживают усилия властей, направленные на сокращение масштабов этого бедствия. Вместе с тем предлагаемые Министерством здравоохранения и социального развития РФ поправки в статьи 21 и 22 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламы пива демонстрируют выборочный подход к регулированию рынка напитков, содержащих алкоголь, и не будут способствовать снижению алкоголизации в России.
Российские пивовары поддерживают ряд предложений властей, направленных на борьбу с чрезмерным потреблением алкоголя, в частности, меры по ужесточению наказания за продажу пива несовершеннолетним или ограничения продаж пива по времени и месту. В то же время Союз пивоваров уверен, что предлагаемые Министерством здравоохранения и социального развития РФ поправки в закон "О рекламе" не принесут желаемого эффекта, поскольку игнорируют международный опыт и ставят пиво крепостью 5% об. в условия более жесткие, чем, например, водка, крепостью 40% об. Существующая сегодня система регулирования рекламы пива и алкогольных напитков уже характеризуется дисбалансом: в настоящее время в рекламе пива запрещено использовать образы людей и животных, тогда как в рекламе крепких алкогольных напитков такая норма отсутствует.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что для снижения масштабов пьянства и алкоголизма необходимо ставить жесткость ограничений в зависимость от крепости напитков. Такие меры помогли многим развитым странам мира сместить акцент в потреблении с крепкого алкоголя в сторону вина и пива и таким образом значительно улучшить здоровье населения, увеличить продолжительность жизни. Для России, лидирующей в мире по потреблению крепких алкогольных напитков, такая задача особенно актуальна.
В качестве альтернативы ужесточения рекламного законодательства российские пивовары предлагают идти по пути развития практики саморегулирования в области продвижения и рекламы своей продукции. Об этом свидетельствуют утвержденный весной 2010 года Кодекс коммерческих коммуникаций (документ, созданный в соответствии с лучшими европейскими практиками и налагающий дополнительные ограничения на производителей пива при рекламировании своей продукции); решение пивоваров добровольно размещать на этикетках продукции надпись, предупреждающую о вреде чрезмерного употребления пива; совместные с властями и общественными организациями рейды по торговым точкам с целью недопущения продажи пива несовершеннолетним. Кроме того, этим летом Союз российских пивоваров активно поддержал информационную кампанию МВД РФ, направленную против нарушения законодательного запрета на продажу пива несовершеннолетним.
Компании, входящие в Союз российских пивоваров, хорошо знакомы с различными методами регулирования в большинстве стран мира, и готовы привнести свои опыт и знания в процесс разработки мер по снижению масштабов злоупотребления алкоголем.
Вячеслав Мамонтов, Председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров: "Помимо непростых экономических условий, в которых сегодня развивается пивоварение в России, можно отметить все более усиливающееся давление на отрасль. Меры по решению проблемы алкоголизации населения должны вырабатываться совместными усилиями органов государственной власти, представителей общественности, производителей и других заинтересованных сторон, в данном случае - рекламной индустрии и средств массовой информации. Наша совместная задача – принять такие меры, которые действительно будут вести к снижению употребления алкоголя в России, и не совершить ошибок Мы надеемся, что у пивоваров будет возможность в открытой дискуссии изложить свою аргументацию и внести тем самым вклад в реальную борьбу со злоупотреблением алкоголя в стране".
ДЛЯ СПРАВКИ: Законопроект, предложенный Минздравом, запрещает размещение рекламы пива любой крепости на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, предусматривает увеличение с 10% до 20% площади предупреждающей надписи на рекламных материалах, а также запрещает любую рекламу пива крепостью 5% об. и более, кроме рекламы в местах продажи и в печатных изданиях, специализирующихся на вопросах производства и оборота пива. Также в документе дополнительно ограничивается распространение в рекламе информации о полезных свойствах пива.
СТАТИСТИКА: По данным агентства "Бизнес-Аналитика" (2010 г.), в РФ на душу населения приходится 9,86 л чистого алкоголя, причем в структуре потребления алкоголя по-прежнему на первом месте находится водка и крепкие спиртные напитки (более 55%), а с учетом нелегальных продаж крепкого алкоголя - более 67%. При этом доля пива составляет лишь 32,3%.
***
Российская пивоваренная отрасль насчитывает более 250 предприятий различной мощности, производственные площади которых расположены в 73 субъектах Российской Федерации.
Союз российских пивоваров – некоммерческая организация, объединяющая предприятия пивоваренной индустрии России. Членами Союза являются 33 компании, которые имеют 90 производственных площадок на территории Российской Федерации и в совокупности выпускают более 90 процентов пива.
Архив новостей