Продажи почти всех алкогольных напитков в магазинах беспошлинной торговли упали в 2009 году, однако эта тенденция может измениться: пассажиры постепенно возвращаются в аэропорты, а перевозчики говорят о росте количества путешественников.
Мне бы в небо
Несмотря на прошлогоднее падение спроса в магазинах беспошлинной торговли, продавать алкоголь в duty free по-прежнему престижно, поскольку это повышает узнаваемость бренда, особенно среди целевой аудитории производителей дорогих напитков.
По данным агентства International Wine & Spirits Research (IWSR), у крупнейших мировых производителей алкоголя в прошлом году значительно сократились объемы продаж в магазинах duty free. В тройке лидеров по итогам 2009 года оказалось виски Johnny Walker (Diageo) с результатом 1,5 млн девятилитровых кейсов, а это на 7,7% хуже показателей 2008-го. Второе место занимает водка Absolut (Pernod Ricard) - 850 тыс. кейсов, что на 20,3% меньше, чем годом ранее. За ней следует Martini (Bacardi-Martini) с результатом 607 тыс. кейсов (-7,4%). Но прошлый, кризисный год стал ударом для всей авиационной отрасли, что не могло не сказаться на магазинах duty free.
Пассажиропоток сократился на 3,1% — это крупнейшее падение за все время существования авиационного бизнеса. При этом больше всего сократилось количество пассажиров на международных маршрутах: трафик уменьшился на 3,9% — а именно перед этими рейсами путешественники могут попасть в магазины беспошлинной торговли. У авиакомпаний опустели премиум-классы, поскольку пассажиры пересели в эконом, а те, кто раньше летал экономклассом сетевых перевозчиков, в 2009 году чаще выбирали перелет низкотарифными авиакомпаниями, которые нередко (в частности, в Европе) вылетают из небольших аэропортов, где вовсе нет магазинов.
Одними из первых из кризиса стали выходить авиакомпании в Азии, что сразу отразилось на продажах в duty free: по данным IWSR, из 20 наиболее популярных брендов в магазинах беспошлинной торговли лишь продажи коньяка Hennessy (LVMH) в 2009 году выросли на 5,1%. Эксперты объясняют этот факт сильной работой компании на азиатских рынках.
В 2010 году пассажиропоток увеличивался по всему миру, однако неравномерно. Так, в России количество пассажиров увеличилось почти на 30%, по данным IATA, обнародованным в конце первого полугодия, в Европе скорость восстановления была в два раза медленнее, чем в Азии,— 7,8% против 15,5%. Соответственно, продажи в duty free будут расти в зависимости от увеличения количества пассажиров.
Хорошо для имиджа
Несмотря на падение продаж большинства популярных брендов в прошлом году, производители не отказались от аэропортов: duty free по-прежнему остаются одним из лучших каналов для продажи дорогого алкоголя. В ирландской компании Aer Rianta (управляет магазинами duty free в различных странах мира) убеждены, что присутствовать в магазинах беспошлинной торговли стоит даже не столько из-за объемов, сколько из-за имиджа.
C ними соглашаются другие эксперты. "Компания Nemiroff еще в 2004 году была принята в члены Tax Free World Association (TFWA, Всемирная ассоциация беспошлинной торговли), что открывает широкие возможности для нас и служит одним из эффективнейших инструментов продвижения бренда в секторе беспошлинной торговли. Речь идет не только о повышении лояльности к бренду со стороны операторов мирового рынка duty free, но и об укреплении международного статуса бренда Nemiroff,— говорят в "Nemiroff Холдинг".— К тому же мы участвуем в проводимой ассоциацией ежегодной выставке TFWA World Exhibition 2010 — одном из ключевых событий международного масштаба рынка Duty Free & Travel Retail".
"С точки зрения позиционирования duty free — очень удачный вариант: пассажиры постоянно видят одни и те же бренды, соответственно, у этих продуктов большая узнаваемость. К тому же посетители магазинов duty-free, большинство из которых бизнес-пассажиры, выступают целевой аудиторией продавцов дорогого алкоголя",— говорит генеральный директор Ассоциации рекламодателей Федор Борисов.
Российский топ самых популярных алкогольных брендов отличается от мирового, по данным Aer Rianta, самый популярный напиток — виски (Johnnie Walker, Chivas и Glenfiddich), на втором месте коньяк (Hennessy), а на третьем — водка ("Русский стандарт"). Кстати, согласно исследованию IWSR, российский водочный бренд "Русский стандарт" в 2009 году впервые вошел в список 50 наиболее популярных марок, продающихся в duty free. Увеличив продажи, вопреки тенденции рынка, на 15,6%, бренд оказался на 34-м месте рейтинга.
"Быть представленным в магазине беспошлинной торговли — уже хорошо для имиджа бренда,— убежден управляющий директор брендингового агентства BrandLab Александр Еременко.— Однако отчасти на продажах могли негативно сказаться новые правила безопасности авиакомпаний, которые запрещают пить напитки, купленные в duty free".
Даже если пассажир не собирается пить купленный в duty free алкоголь на борту, у него все равно могут возникнуть проблемы с запечатанной в фирменный полиэтиленовый пакет бутылкой. Если путешественник летит с пересадкой, то при проходе дополнительного контроля в аэропорту трансфера алкоголь могут отобрать, сославшись на запрет проноса жидкостей емкостью более 100 мл (убрать бутылку в багаж невозможно, поскольку багаж перегружают с рейса на рейс без участия его владельца). Хотя сейчас в магазине могут предупредить покупателя о возможных проблемах, если у него оформлено сразу два посадочных талона на два участка перелета.
Парфюм вместо рома
Для бизнеса аэропортов продажа алкоголя важна не меньше, чем для производителей крепких напитков. Доля алкоголя в duty free по отношению к другим товарам может достигать 50%, а сами магазины иногда приносят до половины неавиационной прибыли аэропортов. Объемы продаж могут отличаться в зависимости от того, какие рейсы вылетают в тот или иной день.
"Когда к нам перевели рейсы "Аэрофлота" в Японию, магазины duty free в дни их выполнения стали мгновенно пустеть",— рассказывает глава компании "Терминал" (управляет терминалом D в аэропорту Шереметьево) Альберт Щербаков. Различие в стремлении покупать товары в duty free отмечает и директор по коммуникациям Lufthansa в Европе Ааге Дюнхаупт: "Пассажиры из Азии и с Ближнего Востока очень любят делать покупки в магазинах беспошлинной торговли в аэропортах, а вот за американцами, например, я никогда не замечал такой привычки".
Магазины duty free существуют не только в аэропортах, но также и на рейсах авиакомпаний. Однако, по словам господина Дюнхаупта, алкоголь на борту Lufthansa не самый популярный товар. Большим спросом пользуется парфюмерия.
"У нас есть duty free только на дальнемагистральных направлениях и некоторых средне магистральных рейсах, в том числе маршрутах между Германией и Россией, но и на них выбор не очень велик. Как правило, это два сорта виски, поскольку именно этот напиток остается самым популярным среди путешественников",— говорит Ааге Дюнхаупт.
По материалам "Yarmarka.net".
Архив новостей