Эта идея выглядит вполне логичной и оправданной. Пиво содержит алкоголь и потому должно признаваться алкоголем в российском законодательстве. На мой взгляд, довольно странно, что до сих пор пиво относится к безалкогольной продукции, что в некоторой степени может вводить в заблуждение потребителей, особенно молодежь. Внесенный в Госдуму законопроект, предполагающий отнесение пива к алкогольной продукции, как раз направлен на устранение неоднозначного толкования термина. Это правильный шаг, который давно надо было осуществить, однако при этом необходимо учесть интересы всех сторон.
С одной стороны, пора ужесточать правила продажи пива - снижать его доступность для несовершеннолетних. С другой стороны, надо оценить целесообразность применения в отношении пива всех тех же мер регулирования, которые существуют в отношении крепкого алкоголя.
Пивоваренная отрасль сегодня, на мой взгляд, отличается от алкогольной высокой прозрачностью. Практически весь российский пивной рынок принадлежит крупнейшим мировым пивоваренным концернам. В России они строят свой бизнес исходя из тех же стандартов отчетности и практик, которые используют во всем мире. И мне, например, неизвестно о каких-либо громких случаях, связанных с операциями таких компаний на теневом рынке, сокрытием доходов или неуплатой налогов.
Не думаю, что законодательное отнесение пива к алкогольной продукции приведет к каким-либо негативным последствиям. Наоборот, торговля станет еще более цивилизованной. К примеру, крепкое пиво исчезнет из киосков, продавцам сложнее будет продавать пиво несовершеннолетним. Но предложения о необходимости применения в отношении отрасли дополнительных норм контроля, таких как лицензирование, установка счетчиков учета спирта, подключение к ЕГАИС, представляются явно избыточными.
Здесь важно не перегнуть палку. Ведь для введения лицензирования придется намного расширить штат Росалкогольрегулирования, значительно увеличить государственные расходы, не получив от этого существенной отдачи, ведь пивовары и так платят налоги на 100%. Поэтому, конечно, понимая необходимость изменений в правовом регулировании производства и оборота пива, важно оценить все возможные последствия и не спровоцировать отток капитала из этой отрасли.
Важным инструментом проведения государственной стратегии по изменению структуры потребления алкогольных напитков должна стать разумная акцизная политика. Сегодня в России структура потребления алкоголя имеет несбалансированный характер. Львиная доля в пересчете на чистый спирт приходится на крепкий алкоголь — порядка 70%, в то время как потребление пива и вина не превышает 30%. В европейских странах, в том числе скандинавских, ситуация обратная: основное потребление приходится на слабые алкогольные напитки.
Дифференцирование ставок по принципу "чем крепче алкоголь, тем выше акциз" создает условия для перехода к "южному" типу потребления с преобладанием слабоалкогольных напитков над крепкими. В России же ситуация сложилась таким образом, что после трехкратного роста акцизов на пиво акцизная нагрузка в литрах чистого спирта в водке и пиве практически равна (в то время как в большинстве европейских стран акцизная нагрузка на крепкие напитки превышает нагрузку на слабоалкогольные в два-три раза).
В этой ситуации важно, чтобы темпы роста акцизов на крепкий алкоголь превышали темпы роста акцизов на пиво и вино. Таким образом мог бы быть преодолен сложившийся дисбаланс в налогообложении подакцизных напитков. Это и должно создать предпосылки к выполнению поставленной правительством цели — перехода потребления с крепких спиртных напитков к более слабому алкоголю.
Архив новостей