27 января 2010 г. в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания на тему "Совершенствование законодательства в сфере государственного регулирования алкогольного рынка", в ходе которых обсуждался законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Законопроект был внесен Правительством в Государственную Думу 11 января 2011г.
Слушания были организованы Комитетом по экономической политике и предпринимательству. В обсуждении законопроекта приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, представители Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, представители органов власти, бизнеса и общественных организаций.
С докладом, отражающим суть предложенных в законопроекте поправок, выступил статс-секретарь - заместитель руководителя Росалкогольрегулирования Владислав Спирин. Он отметил, что работа над законопроектом длилась почти два года. В основу документа легли базовые программы и поручения Президента РФ и Правительства РФ по повышению эффективности регулирования алкогольной продукции в Российской Федерации и снижению потребления алкоголя среди населения, а также Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения на период до 2020 года.
Владислав Спирин акцентировал внимание присутствующих на целом ряде нововведений, которые Правительство предлагает ввести в данный законопроект.
Это, в первую очередь, отнесение пива и напитков, изготавливаемых на его основе, к алкогольной продукции, а также введение четкой классификации алкогольной продукции.
Новым законопроектом предполагается введение запрета розничной продажи всей алкогольной продукции не только в детских, образовательных учреждениях, организациях культуры, на объектах спорта, но и на территориях, прилегающих к ним. Предусматривается также запрет потребления (распития) алкогольной продукции в указанных местах и запрет розничной продажи всей алкогольной продукции (за исключением пива крепостью менее 5 %) в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях, а также в нестационарных торговых объектах.
Предполагается введение на федеральном уровне запрета розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов и до 8 часов по местному времени. Владислав Спирин уточнил, что эффективность данной меры находит отражение в снижении количества бытовых преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, нарушений правил дорожного движения нетрезвыми водителями, что способствует оздоровлению социальной обстановки в целом.
В настоящее время в 63 регионах России введены ограничения розничной продажи алкогольной продукции по времени, и анализ показывает, что в ограничения с 23 до 8 утра попадают большинство из регионов, где регламентировано время продажи. При этом регионам предоставляются дополнительные полномочия по определению мест, условий и времени продажи алкогольной продукции вплоть до введения полного запрета ее продажи на своих территориях.
Кроме того, в целях профилактики алкоголизма среди молодежи, законопроектом предусмотрено отнесение к слабоалкогольным напиткам продукции с содержанием спирта не более 7 процентов объема готовой продукции и запрет ее оборота в потребительской таре более 330 мл.
Ограничения объемов потребительской тары для слабоалкогольной продукции, по словам Владислава Спирина, будет способствовать снижению разовой дозы потребления этой продукции, кроме того, розлив в потребительскую тару меньшего объема увеличит себестоимость продукции по сравнению с тем же объемом продукции, разлитой в потребительскую тару большего объема, что также будет являться дополнительным ограничением приобретения данных напитков.
Законопроектом предусматривается также обязательное наличие предупредительной надписи "Алкоголь вредит Вашему здоровью", занимающей не менее 20% площади потребительской тары или этикетки алкогольной продукции.
Владислав Спирин подробно остановился и на поправках, которые направлены на совершенствование регулирования алкогольного рынка. Так, для достоверного учета движения алкогольной продукции на всей территории России предполагается введение единой формы декларации в рознице и единый порядок учета розничной продажи алкогольной продукции.
В целях снятия административных барьеров законопроектом предусмотрено введение единого порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и единого сводного государственного реестра лицензий (включающий в себя розничную продажу).
В целях исключения злоупотреблений, связанных с переработкой изъятого алкоголя, предусмотрено обязательное уничтожение конфискованной алкогольной продукции.
В целях исключения приобретения федеральных специальных марок в количествах, значительно превышающих реальные потребности, предусмотрено изменение правил их приобретения и введение расчета в их потребности по форме, установленной Правительством.
Законопроектом предлагается установить нормы минимального использования производственных мощностей спиртзаводов и ЛВЗ. Нормы минимального использования мощностей будут определяться Правительством, исходя из установленных в организации режимов работы. Законопроектом вводится контроль использования мощности. В настоящее время отсутствие законодательно установленной нормы минимального использования мощностей создает возможность для производства неучтенной продукции.
Еще одним из нововведений является введение лицензирования перевозок спирта и крепкой нефасованной спиртосодержащей продукции, а также декларирование объемов такой перевозки. Существующая в настоящее время такая форма контроля, как уведомление о закупках и поставках спирта - это, по словам Владислава Спирина, лишь информация о намерениях, которая не предусматривает представление сведений о фактическом объеме поставки или закупки сырья. В то же время, возможность неучтенной перевозки сырья способствует его использованию для производства неучтенной алкогольной продукции. Поэтому предполагается, что для перевозки необходимо будет иметь лицензию, а также уведомление для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции (ранее 60%).
Завершая свое выступление, Владислав Спирин отметил, что, поскольку законопроектом меняются требования к деятельности хозяйствующих субъектов, определен переходный период и этапность реализации предлагаемых мер.
По материалам АЛКОЭКСПЕРТ
Архив новостей