Более прохладное по сравнению с прошлогодним лето не позволило производителям кваса установить очередной рекорд продаж: практически все крупные игроки прогнозируют некоторый спад по итогам первого полугодия 2011 года. На этом фоне неожиданно прозвучало заявление компании "Дека" (торговая марка "Никола") о том, что ее продажи выросли почти на треть и что она теперь новый лидер квасного рынка вместо "Очаково".
Как следует из сообщения "Деки", продажи кваса в первом полугодии 2011 года выросли на 28% и составили 15,1 млн дал против 11,8 млн дал за аналогичный период прошлого года. Выручка компании от продажи напитка увеличилась с 1,4 млрд до 1,8 млрд руб.
"Столь высокие показатели роста продаж в первом полугодии позволили "Деке" выйти в абсолютные лидеры по объему производства кваса в стране, - говорится в заявлении компании. — По нашим оценкам, в первом полугодии "Дека" в полтора раза опередила бессменного лидера отрасли по объему произведенной продукции".
Многолетним лидером отрасли является столичная компания "Очаково". По данным "Бизнес Аналитики", в 2010 году квас производства "Очаково" занял 33% объема рынка (24,5 млн дал), при этом в сегменте бутилированного кваса доля "Очаково" еще выше — 35%.
"Дека" до сих пор находилась в тени лидера. По подсчетам маркетологов, на долю флагманской марки компании — кваса "Никола" — в 2010 году приходилось порядка 18% рынка. Однако при этом значительную загрузку "Деке" обеспечивали контракты с другими компаниями, прежде всего с PepsiCo, разместившей в Новгороде производство собственной квасной марки "Русский дар" (3% рынка бутилированного кваса в 2010 году, по данным "Бизнес Аналитики"). На базе "Деки" выпускают квас и крупные торговые сети.
Благодаря заказчикам "Дека" уже в прошлом году достаточно близко подобралась к "Очаково", заняв в совокупности 32% рынка бутилированного кваса. Как пояснили РБК daily в пресс-службе "Деки", в первом полугодии 2011 года компания смогла вырваться в лидеры в том числе за счет увеличения заказов со стороны торговых сетей. По данным "Деки", на долю собственных марок ритейлеров за рассматриваемый период пришлось порядка 11% (1,57 млн дал).
В "Очаково" РБК daily заявили, что не согласны с утратой лидерства на рынке кваса, так как подсчеты "Деки" некорректны. "В этом пресс-релизе даны суммарные данные производства. Мы считаем такую систему измерений некорректной, и с нами согласятся исследовательские компании, — заявили в пресс-службе "Очаково". — Речь идет не о лидерстве компании "Дека", а о некотором объеме производственной площадки, которая используется несколькими компаниями. Объективно было бы сравнивать доли брендов, а не суммарные данные".
Как сообщили в "Очаково" (со ссылкой на исследование Nielsen), в первом квартале текущего года квас "Очаковский" продолжал лидировать с долей 31% по России и 65% по Москве и области. При этом доля кваса "Никола" составляла порядка 19% по стране. По итогам первого полугодия 2011 года данных пока нет. "Очаково" ожидает небольшого снижения объемов продаж по сравнению с прошлогодними показателями — 4—5%.
"Обладатель бренда номер один с фантастической долей 60% по Москве неизбежно будет терять позиции под натиском конкурентов, в том числе вышедших на рынок транснациональных корпораций, — уверен председатель совета директоров "Деки" Андрей Манский. — Поэтому наша стратегия портфельная. Мы воюем семьей брендов и, таким образом, менее уязвимы".
"По всей видимости, "Дека" занялась активным PR-продвижением собственных мощностей с целью перепродажи активов, — полагают в "Очаково". — В нашу компанию не раз обращались иностранные производители с целью сотрудничества по выпуску кваса, но мы отказывались, так как не гонимся за объемами".
Остальные крупные игроки на рынке кваса отказались от притязаний на лидерство. В компании Coca-Cola (марка "Кружка и бочка") отметили, что в нынешнем году не стали инвестировать в рекламную поддержку собственного кваса, ограничившись выводом на рынок продукта в бутылке 0,5 л. В "Балтике" отказались озвучивать объемы продаж кваса "Хлебный край" в первом полугодии 2011 года, сославшись на период молчания перед обнародованием операционных результатов за отчетный период. PepsiCo также не озвучила объемов продаж марки "Русский дар". При этом в компании отметили, что по сравнению с прошлым годом произошло некоторое снижение.
По материалам РБК Daily
Архив новостей