Импортеры намерены добиваться внесения поправок в кодекс, которые могли бы изменить ситуацию.
О проблемах с Государственной налоговой службой (ГНС) рассказали представители нескольких торговых сетей, а также крупных компаний-импортеров элитного алкоголя. "С начала прошлого месяца налоговики стали применять норму Налогового кодекса, которая требует, чтобы дата выпуска продукции совпадала с датой выпуска акцизной марки, – сообщил топ-менеджер одной из компаний. – Получается, сегодня на законных основаниях нельзя продать ни одной бутылки выдержанного коньяка, с полок должен быть изъят весь виски, нужно забыть о любых винах, выпущенных до 2011 года".
"Минимальный срок выдержки виски и коньяка – три года, столового вина – год, марочного – два. В выдержке не нуждаются только водка и украинские вина нижнего ценового сегмента", – говорит еще один импортер. По оценкам импортеров, годовой объем ввоза элитного алкоголя оценивается в 1 млрд грн. И только половина этой продукции выпущена в текущем году.
Норма, требующая совпадения дат розлива и выпуска марки, содержится в ст. 226 п. 9 Налогового кодекса, вступившего в силу с начала 2011 года. Ее невыполнение гроизит конфискацией и штрафом в размере 100% стоимости продукции.
До недавнего времени, пока не стали проходить проверки, импортеры элитного алкоголя не подозревали, что это требование каким-либо образом относится к ним.
"Норма принималась для того, чтобы отечественные производители не клеили на продукцию этого года более дешевые прошлогодние марки, выпущенные еще до повышения акциза", – сообщает менеджер по импорту компании "Винфорт" Павел Глазов. "Мы же закупили более дорогие марки, выпущенные в этом году, и не подозревали, что налоговая будет трактовать эту норму именно так", – возмущается топ-менеджер одной из алкогольных компаний.
В ГНС удивлены недовольством предпринимателей. "Закон есть закон, и его нужно выполнять. Если импортеры знали, что будут ввозить алкоголь 2005 года, то они еще тогда должны были побеспокоиться о том, чтобы закупить марки. А сейчас несоответствующая марка может заинтересовать силовые ведомства",– рассказал на условиях анонимности источник в ГНС.
"Проверяющие нередко и сами понимают абсурдность такого подхода, но ничего поделать не могут",– отметил представитель одной из розничных сетей, пожелавшим остаться неназванным.
Пока не ясно, как налоговая и импортеры будут выходить из ситуации. "Импортеры компенсируют нам выписанные штрафы, но продукция опечатана", – говорит совладелец сети "Фуршет" Игорь Баленко. Хуже обстоят дела у самих поставщиков. "Если для розничной торговли это незначительный объем, то в нашем случае на одном складе может храниться половина всего объема нашего импорта. Поэтому приходится находить общий язык с инспекторами", – говорит источник в алкогольной компании.
В ГНС отмечают импортеры могут обжаловать действия фискального органа в суде. Впрочем, юристы считают, что добиться отмены штрафа и конфискации можно будет, лишь доказав, что инспектор при проверке нарушил установленную законом процедуру или что норма была интерпретирована неправильно.
Сами импортеры на суды, похоже, не рассчитывают. Как сообщил президент Торгово-промышленного союза Андрей Близнюк, его организация будет предлагать парламенту внести в Налоговый кодекс поправку, согласно которой дата выпуска марки должна будет совпадать не с датой производства, а с датой ввоза. Возможно, эта инициатива будет рассмотрена в сентябре совместно с другими поправками к кодексу.
Архив новостей