AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 2374 / 10 031 029
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


16.08.2011 00.00

"Черная полоса" и методы ее преодоления


Мало кто знает, что автором сценария фильма "Полосатый рейс" был великолепный писатель-маринист, моряк по профессии Виктор Конецкий. Так вот - Виктор Петрович отличался умением создавать фразы, которые становились афоризмами. Достаточно вспомнить боцмана в "Полосатом рейсе", который, спрятавшись от тигров в их же клетке, заявил: "Боцмана без хрена не сожрешь!".

К чему это я? А вот к чему.

В зоопарке день открытых дверей Сегодня ситуация в российской алкогольной отрасли очень похожа на положение этого самого боцмана. Попробую разъяснить столь замысловатую аналогию.

Алкогольная отрасль в настоящее время переживает "черную полосу" своего бытия.

Если проводить аналогии - тигр по кличке "Росалкогольрегулирование" уже значительно снизил "демографическое давление" на рынке, схарчив многих игроков. Остались либо самые верткие особи, либо самые крупные, либо те, кто близок к дрессировщикам. Кстати, чаще всего - это особи одновременно верткие, крупные и близкие.

Лев по кличке "Госдума", как и положено гривастому, начальственно рыкнул новым "Законом об ограничении" - и свалил на каникулы, отсыпаться. Отложив разбирательство с последствиями на потом.

А обезьяна со сложным именем "Антиалкогольная общественность" с восторгом поприветствовала и "Большую Чистку", и законотворческое "Взрыкивание". И сейчас находится в перманентно взволнованном состоянии и творческом поиске - как бы еще нагадить производителям и продавцам алкоголя. По крупному или по мелкому - это уж как выйдет.

Итак, в результате, алкогольная отрасль, как боцман, оказалась в клетке жесточайших запретов на продажу, ужесточенных еще и постоянно возрастающим акцизным бременем. Вокруг, роняя слюну с клыков, бродит тигр РАР, а обезьяна со сложным именем "Антиалкогольная общественность", радостно визжа, норовит открыть дверцу, чтобы тигру было удобнее вести диалог… Черная полоса продолжается! Для водочников, повторюсь, настала "черная полоса". И общая тенденция говорит о том, что эта самая сегодняшняя "черная полоса" достаточно скоро покажется "белой полосой".

Антиалкогольная общественность совместно с Минфином только в азарт вошли - и пока не задавят легальное производство водки, не успокоятся. И говорить им, что они следуют ложным предпосылкам, совершенно бесполезно. "Трезвенники" искренне уверены, что запретами можно победить алкоголь, а минфиновцы - что поднимая акцизы, можно собрать дополнительные средства в бюджет. И никаких доводов они не слушают.

Для примера: попытайтесь объяснить добропорядочному гражданину Папуа-Новой Гвинеи, происходящему из племен джали или ментаваи, что есть людей - нехорошо. Он, конечно, покивает. Но в душе останется убежден - вместе с телом врага он съедает и его силу. Если эту силу оставить в несъеденном трупе, то победа будет неполной или ненастоящей и враг сможет им навредить. И доказать этому самому добропорядочному гвинейскому гражданину, что его убеждение неправильно - абсолютно невозможно. Потому что он искренне верит в верность своей теории.

Так же невозможно доказать искренне уверовавшим трезвенникам вместе с Минфином, что их "запретительная" деятельность ведет только к росту потребления наркотиков, спиртосодержащих жидкостей и самогоноварению. Искренняя вера логике не поддается. Хотя бы потому, что оперирует она простыми понятиями: это хорошо - а это плохо, делай так - и будет тебе счастье, если враг не сдается - его уничтожают.

Не скрою, вера сама по себе - штука очень нужная и важная: она дает моральные ориентиры, которые, собственно, делают человека человеком и позволяют существовать обществу.

Но решать только с помощью веры научные, экономические и социальные вопросы - согласитесь, уже перебор. Вера в существование Божие - это одно: сам факт по определению недоказуем. А вера в то, что "Россия спивается" - это совсем другое: здесь можно взять цифры и посмотреть.

Стоит только посмотреть на цифры надо непредвзято, как сразу выяснится, что Россия по потреблению алкоголя занимает 22 место в мире, что основная масса населения либо совсем не пьет, либо потребляет в год минимальные дозы алкоголя (это если включить в этот список пресловутые тортики, конфеты с ликером и прочую безобидную продукцию, при изготовлении которой используется алкоголь).

И станет понятно, что серьезно лечить надо лишь к 3 миллиона алкоголиков. И вернуться к системе лечебно-трудовых профилакториев, чтобы 30 миллионов много пьющих не забывали страх Божий - а в случае запойного пьянства работали на народ путем строительства дорог, подметания улиц и осуществления погрузочно-разгрузочных процессов.

Для того, чтобы бороться с потреблением алкоголя несовершеннолетними, достаточно, как в той же Америке, давать реальные сроки продавцам, отпустившим алкоголь этим самым несовершеннолетним. Пусть "вилка" сроков будет от административных 15 суток до 1 года колонии-поселения - этого вполне достаточно, чтобы ни один продавец не продал бутылку пива без паспорта даже ветерану Куликовской битвы.

А доблестным сотрудникам полиции приказом вменить отлавливать поддатых недорослей, выяснять, кто им продал (или налил) алкоголь - и по той же схеме. И, заодно, штраф родителям.

Всех - вдребезги пополам! Конечно, 33 миллиона человек, имеющих проблемы с алкоголем - это много. Это, действительно, проблема. Но причем здесь остальные 110 миллионов человек? Искренне не понимаю, зачем, вместо того, чтобы спокойно и планомерно решать проблему снижения потребления алкоголя, устраивать "пожар в сумасшедшем доме во время наводнения"? И уж совсем не понимаю, зачем использовать методы из анекдота: - Василий Иванович, а что с Анкой? - Да палец вывихнула. И я ее застрелил. Чтобы не мучилась… Любому непредвзятому наблюдателю понятно, что снижение доступности алкоголя путем повышения цен, уменьшения количества магазинов и сокращения срока их работы - явно не панацея. Что в "идеальных" скандинавских странах с алкоголем обстоят дела далеко не так, как это декларируется.

Много чего выяснится, если посмотреть на проблему алкоголя непредвзято. Но кто смотреть будет? Куда как проще заниматься с трибун уничижением: "Россия спивается!" и поддакивать западным "экспертам", презрительно, через губу советующим, что делать с "этим вечно пьяным русским быдлом".

Вот, например, "Единая Россия" определилась, под какими лозунгами выйдет на выборы - ее главной "фишкой" в борьбе за избирателя станет проблема алкоголизма и наркомании.

"Алкоголизм в нашей стране входит в число пяти основных проблем наравне в дорогами, тарифами ЖКХ и жильем. Главной жертвой недуга, по нашим опросам, становятся молодые люди после вузов, жители городов-миллионников и деревень", - делится наблюдениями лидер "Молодой гвардии" Тимур Прокопенко.

По данным региональных исследований ФОМ, наиболее острой проблемой в России алкоголизм назвали 34% респондентов, наркоманию - 29%.

…Ну, прежде всего, "молодогвардеец" Прокопенко забыл шестую основную проблему - дураков. Но это так, к слову… А теперь - по поводу алкоголизма. Понятно, что с ним гораздо легче бороться, чем с наркоманией. Вернее - не бороться, а демонстрировать борьбу.

Ведь что предлагают единороссы? Помня неудачный опыт горбачевских времен, они хотят решать проблему алкоголизма без спешки. "У нас был прецедент в стране, когда активная борьба с алкоголиками привела к росту токсикомании, - отмечает Прокопенко. - Мы уже приняли решение приравнять пиво к алкоголю, и такие меры с нашей стороны будут продолжаться". Также единороссы вместе с "Народным фронтом" выступили с законодательной инициативой повысить возрастной порог для продажи алкоголя и табака с 18 до 21 года.

То есть, если говорить доступным языком, самая крупная политическая партия предлагает не рубить собаке хвост за один раз - а делать это постепенно. И Горбачев с Лигачевым были не правы только в одном - что поторопились.

А вот то, что сама идея "всеобщего запрета алкоголя" по определению - ложная, политики не задумываются. Ведь как рассуждают единороссы: народ говорит, что алкоголизм - это плохо. Так запретим алкоголь - и нас поддержат на выборах.

Но первая беда в том, что рассуждения эти - по принципу "средней температуры по больнице". Вы, уважаемые, в Нижнем Тагиле спросите, что они считают опаснее: алкоголизм или наркоманию? Вторая беда - уверенность единороссов в том, что все инициированные ими законы будут выполняться. А если и не будут, то для начала дадут выигрыш на выборах. Так вот мой прогноз: приравнивание пива к алкогольным напиткам, сокращение времени продажи алкоголя, повышение возрастного порога с 18 до 21 года - чистой воды политиканство. Потому что в России нет главного - продуманной политики в отношении алкоголя. Политики, рассчитанной на годы, а не на ближайшие выборы. И как следствие, ее отсутствие делает любые инициативы по запрету и ограничению невыгодными в политическом и экономическом плане.

Мне, например, обидно, что лидирующая партия априори считает меня потенциальным алкоголиком и быдлом. А ведь именно то следует из всех предложений "Единой России" в области борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Справедливости ради надо сказать, что предложение единороссов по поводу приравнивания наркодилеров и их пособников к серийным убийцам - абсолютно правильное. Пока власти и общественность вели шумную, но неэффективную борьбу с алкоголем, количество наркоманов за последние 5 лет увеличилось в 11 раз.

Однако не стоит забывать, что алкоголь - не героин, анаша или "крокодил". И принципы борьбы с пьянством и алкоголизмом резко отличается от принципов борьбы с наркотиками. Имеются ввиду эффективные принципы, дающие результат, а не лозунги.

Так чо делать-то? Однако вернемся от политики к водке. В принципе, есть два пути, чтобы преодолеть "черную полосу", наставшую для производителей крепкого алкоголя (далее - водочников).

Путь первый - начать проработку проекта государственной политики в отношении алкоголя.

А для этого, прежде всего, прекратить "войнушку" с пивоварами: сегодняшняя тактическая победа (приравнивание пива к алкогольным напиткам) - это залог стратегического поражения в недалеком будущем. Примеров этому в истории - масса.

Во-вторых, четко определить позиции отрасли: 1. Производителям и продавцам алкогольных напитков не нужны алкоголики и пьяницы - они составляют ничтожную часть покупателей. Алкоголиков необходимо лечить в сети лечебно-трудовых профилакториев - чтобы они трудом покрывали расходы на свое содержание.

2. Бороться с пьянством алкоголизмом только запретами - неэффективно и убыточно прежде всего, для государства. Ограничения должны быть логичными и взвешенными. Например, ответственность вплоть до уголовной за продажу алкоголя несовершеннолетним приемлема и необходима. А резкое сокращение числа торговых точек, занимающихся реализацией алкогольной продукции, проведенное без учета численности населения проживающего в районе - недопустимо, потому что это ведет к опасности возникновения конфликтов. И т.д.

3. Законодательно запретить алкоголь невозможно - все попытки это сделать провалились во всем мире. Единственный реальный путь снижения потребления алкоголя: пропаганда культуры потребления алкогольных напитков - своеобразной "инструкции по безопасной эксплуатации". При этом акцент должен делаться на то, что "лучше не пить совсем". Естественно, программа по культуре потребления должна прорабатываться с учетом особенностей социальных групп - чтобы каждая из этих групп получала информацию, в виде понятном и доступном ее пониманию.

Путь второй для преодоления "черной полосы" - тактический. Наше государство сегодня испытывает проблемы с наполняемостью бюджета. Проше говоря - денег нет и не будет. И потому все эти предложения по разработке национальной алкогольной политики будут упираться в непонимание и в желание еще раз "ободрать шестую шкуру у телефона".

Поэтому необходим нестандартный подход - такой, который предприняла "Казенка" в ответ на участившиеся случаи отравление россиян поддельным алкоголем на турецких курортах.

Напомню - на сегодняшний день достигнута договоренность о поставках "Казенки" на турецкий рынок в количестве 150 тыс. бутылок ежемесячно на первый год и увеличении объема до 4 млн бутылок на последующие годы.

Так что боцмана (то бишь "Казенку") без хрена не сожрешь! Некоторые эксперты воспринимают такую "экспансию" с юмором. А зря… На самом деле экспорт русской водки вполне может стать достаточно интересным и полезным занятием. Для государства - копеечкой в дырявенький бюджет. Для производителей водки - великолепной "отмазкой" при наездах со стороны Минфина: мы, дескать, не россиян спаиваем, а пополняем казну. А, кроме того, экспортеров наше государство на рефлекторном уровне старается не трогать.

…Кстати, когда пойдет денежка налоговая от экспорта, тогда производителям водки и можно будет голос повышать - и его благосклонно услышат. Возможно. И даже помогут государевы люди продавить нашу водовку на ихний рынок.

P.S. Тут недавно узнал, что Франция все свои нефтяные контракты закрывает за счет экспорта только сыра. Может, брехня. А может - и нет…


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |