Потребление водки в России продолжит сокращаться. Как пишут аналитики ИК "Ренессанс Капитал" в обзоре алкогольной отрасли, к 2014-2015 годам потребление напитка упадет вдвое к показателям начала нулевых годов. Главной причиной отказа россиян от водки станет рост минимальной цены. Вместе с тем опрошенные РБК daily эксперты не считают, что падение потребления водки приведет к "отрезвлению" населения - ее место займет самогон домашнего изготовления, объемы производства которого превысят водочные.
Тенденция к снижению потребления водки на душу населения отмечается в России с 2004 года. По данным Росстата, этот показатель снизился за последние семь лет на 26%, с 15 до 11,1 л водки в год на каждого россиянина, включая женщин, детей и стариков. При этом эксперты рынка отмечают, что фактического снижения потребления алкоголя россиянами не произошло - изменения затронули лишь структуру потребления. Часть потребителей перешли на пиво и вино, часть - на суррогаты и спиртсодержащие жидкости.
По мнению аналитиков, тенденция к снижению потребления водки в России сохранится и в ближайшие годы. В ИК "Ренессанс Капитал" уверены, что повышение акцизов на водку на 30% в 2012 году приведет к снижению потребления напитка на 10% в годовом сопоставлении. "Мы ожидаем сокращения потребления водки на душу населения в России с 11,9 л в 2011 году до 8 л на душу населения в 2015 году, что соответствует среднегодовым темпам падения в размере 7,7% в 2010-2015 годах", - отмечают в "Ренессанс Капитале". В инвестиционной компании отмечают, что снижение потребления водки будет происходить не только под влиянием растущих цен на нее, но также за счет роста популярности пива и вина, а также других слабоалкогольных напитков, акцизы на которые будут расти более медленными темпами. В сегменте премиум конкуренцию водке составят набирающие популярность виски, текила и ром.
По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, сокращение объемов потребления водки в России будет замещено отнюдь не пивом, а самогоном. "Маргинальные слои уже в основной массе перешли с водки на спиртсодержащие жидкости, - пояснил РБК daily свою позицию г-н Дробиз. - С повышением минимальной стоимости водки до 200 руб. за бутылку 0,5 л переходить на "самообеспечение" алкоголем будут и более цивилизованные категории граждан. Эти люди будут сами гнать алкоголь - покупать минизаводы, создавать производственные подпольные объединения, клубы любителей самогона. Это неизбежный процесс". Вадим Дробиз уверен, что к 2014 году потребление крепких алкогольных напитков в России вырастет с нынешних 150 до 220 млн дал. "При этом объемы производства самогона составят порядка 130 млн дал, в то время как водочные объемы упадут до 85 млн дал", - уверен эксперт.
Крупнейшие производители водки согласны с тем, что рынок ожидает сокращение объемов, но при этом они уповают на то, что им удастся удержаться на плаву за счет укрупнения рынка и выдавливания с него мелких игроков. "Очень сложно прогнозировать, что будет с продажами легальной продукции и с рынком в целом, - заявил РБК daily председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. - Мы впервые сталкиваемся с тем фактом, что акциз будет повышен дважды в течение года. Сейчас совершенно не понятен уровень инфляции в будущем году - очевидно, что от этого будет многое зависеть".
По расчетам г-на Доброва, цена бутылки водки эконом-класса общефедеральных производителей вырастет в 2012 году до 140-150 руб., что не может не сказаться на спросе на легальную продукцию. "Нас ждет тяжелый год", - не сомневается г-н Добров. В компании ВЕДК Василия Анисимова уверены, что смогут достичь увеличения показателей на фоне падения рынка. "Происходит укрупнение, это неизбежный процесс, который обусловлен как сокращением доли теневого рынка, так и активной деятельностью основных игроков, - заявил РБК daily представитель компании. - В ВЕДК 2012 год оценивают как очередную точку роста. В следующем году продажи увеличат те компании, которые смогли уже сейчас обеспечить представленность своей продукции на федеральном уровне".
"Безусловно, за счет повышения акцизов может произойти некоторое сокращение рынка в объемах, но в то же время есть вероятность, что он вырастет в денежном выражении, - уверен PR-директор компании "Синергия" Прохор Малютин. - Этот факт будет способствовать развитию крупных компаний, обладающих широким портфелем федеральных брендов, имеющих в своем арсенале серьезные производственные и дистрибуционные возможности".
В "Ренесанс Капитале" отмечают, что, несмотря на падение потребления, объем водочного рынка вырастет на 3,6% в денежном эквиваленте, что должно позитивно сказаться на рентабельности ведущих производителей.
По материалам РБК Daily Читать полностью:http://www.rbcdaily.ru/2011/11/22/market/562949982105330
Архив новостей