AG GAI
ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА
AG-GAI Оборудование и технологии
для розлива, упаковки и оформления
качественного вина, коньяка, шампанского
ГлавнаяО компанииКлиентыЗаявкаНовостиКонтактыКарта сайта
GAI Italy GAI English
Новости алкогольного рынка
AG-GAI
Официальный представитель
в России и странах СНГ
компания
"AG ENGINEERING" Россия

Россия,
196247, Санкт-Петербург,
Ленинский пр., 160
Телефон: 8-800-350-3492 (Бесплатный)
Тел/факс: +7(812)320-03-10
+7(812)667-8554

E-mail: info@ag-eng.ru
www.ag-eng.ru

Посещения: 3699 / 9 116 656
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Новости алкогольного рынка


27.07.2009 12.31

Да здравствует славная эпоха самогоноварения в России!


Итак, перед самым отпуском Госдумы Председатель ее Комитета по экономике заявил, что ранней осенью депутаты примут что-то "алкогольное"; прозвучало это так: "Госдума планирует также принять пакет законов, касающихся оборота спирта. "По сути, это будет серьезная реформа алкогольной отрасли, – отмечает депутат. – Ее принципы уже понятны: это введение единого акциза, перевод сбора акциза на производителей алкоголя, и это, можно даже сказать, государственная монополия, то есть, очень жесткий контроль за перевозками спирта и ужесточение лицензионных требований к продаже алкогольной продукции".

Теперь становится понятнее, что вкладывают в понятие госмонополии (ГМП) депутаты. Может быть, это же самое имеет в виду спикер Совета Федерации, без устали говорящий о ГМП.

В преддверии будущих алкогольных поправок даже не удивляет некоторая активность контролирующих органов: раз государство в СМИ вроде гоняет алкогольную отрасль, им приходится тоже соответствовать – вон в Подольске нашли сначала 800 000 бутылок водки с Кавказа с вроде бы фальшивыми марками, а в конце дня сообщили, что нашли еще 4 200 000 000 бутылок. Так что нелегальной водки стало еще меньше в России – это еще обезврежено 0,26% годового объема нелегальной водки, которую выпьют наши граждане в результате. Вопросов несколько- почему в этот раз между собой не договорились компания и контролеры; кто "сдал" компанию и водку; кто ее все –таки произвел? В преддверии проведения алкогольной реформы нужны громкие разоблачительные дела. И это правильно. Осталось "обезвредить" еще не менее 1 590 000 000 бутылок нелегальной водки в этом году; а если считать, что почти половину ее уже выпили; то осталось найти всего до конца года 795 000 000 бутылок. Успехов нашим органам!

О серьезном отношении к нашим скорбным алкогольным делам говорит тот факт, что вопросы алкоголя Правительство вновь не рассматривало ни 22 июля на спецсовещании, ни 23 на общем мероприятии. Если с блоком предложений от Федеральной службы уже все ясно- он отработан, то перенос сроков мог быть вызван только одним – письмом СПАП (нашим РСПП алкогольного рынка) по поводу акцизной политики. И Президент, и Премьер не раз говорили об осторожности обращения с алкогольной отраслью. Они понимают: одно дело, когда алкогольный кризис 2006 наложился на тучные застойно- вальяжные годы, другое дело – алкогольный кризис сегодня. Значит, письмо своей цели достигло. Хотя и так понятно, что главное – это алкогольно- подковерные аппаратные игры. А вопрос с акцизами – ключевой; и звучит он на самом деле вкупе с предложениями Федеральной службы так: какую часть населения оставить без легальной заводской водки в 2010 г.? До кризиса это была водка до 85 рублей и около 25% потребителей (60 млн дал в 2007 г. и 70 млн дал в 2008 г.). Сегодня это пока условно водка до 85 рублей (хотя, конечно, дороже) и не менее 33% потребителей (по итогам года – не менее 80 млн дал). А в 2010 г. с учетом новых акцизных предложений Минфина (+30%) – это уже не менее 55% потребителей и не менее 100-105 млн дал нелегальной водки. В случае сохранения существующей программы (+10%) доля потребителей нелегальной водки все равно вырастет, но составит не более 40%- 45% потребителей. Нам почему-то кажется, что переход 50% -го рубежа социально опасен. Нельзя переходить порог 50% нелегальной водки и 50% ее потребителей от всех потребителей водки. Балансные показатели для нас 70% (легальная) на 30% (нелегальная) (как знаменитые маркетинговые 80% на 20%), соотношение легальной и нелегальной выверено за последние 10 лет.

Но всего этого можно избежать непринятием только одной меры: можно принять все, включая ставку акциза Минфина, но при этом не вводить минимальные цены на водку и тогда все будет как и раньше "хорошо". И тогда легальная водка поднимется до 120 руб. за бутылку; а лучшая нелегальная дорастет почти до сегмента "лоу-премиум" и фактически появится сегмент премиальной нелегальной водки. Тоже плюс, тоже развитие рынка.

У нас уже создается впечатление, что Правительство не очень радо тому, что связалось с алкогольным рынком. Как раньше было все хорошо и спокойно для них. Сегодня бы и радо уже (судя по всему) государство свернуть с экономической плоскости алкогольную тему и свести ее к борьбе с алкоголизацией. Шуму от всего этого много; последствия непредсказуемы; а цена вопроса алкогольных акцизов – в лучшем случае (+ 30 млрд рублей к сегодняшним). Но на свою голову Правительство создало профильную Федеральную службу, и теперь придется решать экономические алкогольные вопросы.

Сегодня, принимая важнейшие алкогольные решения, надо понять – а не переоцениваем ли мы нелегальный заводской алкоголь (водку) в качестве гаранта социального спокойствия? Можно ли побороть (если власть захочет) нелегальную водку? По большому счету – потребители нелегальной водки – социально задавленное и подавленное, и ни на что социально – активное неспособное население, не говоря уже о потребителях самых дешевых суррогатов водки – технических и домашних ССЖ. Они жили последние 10 лет на зарплату в 5 – 8 тыс руб. в месяц; и даже при тех госдоходах от нефти и демонстрации премиальной жизни в СМИ к своей жизни притерпелись. Сегодня значительная часть из них потеряла работу и спокойно перейдет на ССЖ. Об этих людях государство и раньше особо не вспоминало. О них помнили только производители нелегальной водки. Эта часть населения спокойно может перейти на самогон при ликвидации рынка нелегальной водки и технических ССЖ. И ничего страшного не произойдет. Другая категория граждан – это те, кто сегодня пьет (пусть не обижаются другие напитки, но именно водка и ее суррогаты наиболее точно отражает социально- классовую кастовость нашего общества) водку от 85 до 110 рублей (пограничный сегмент). Предположим, что те, кто сегодня пьет водку дороже 100 – перейдет на 115- 120; а вот до 100 рублей – расслоится.

В результате, если государство заранее (в октябре) оповестит население о том, что с 1 января водка в магазинах будет стоить 120 рублей, а дешевле – в природе однозначно (на этом поклянутся наши руководители силовых и контролирующих ведомств) продукции не будет, то наши граждане, взвесив свои доходы, спокойно успеют к Новому году обзавестись самогонными аппаратами и освоят нанотехнолгии изготовления самогона. Особой паники быть не должно. И как продают сегодня нелегальную водку, так будут гнать и продавать самогон. Без всяких социальных истерик. Перетерпят, народ терпелив. А если еще ввести обязательные общественные работы для всех безработных, кроме инвалидов за небольшие деньги, то вообще все будет хорошо. Премьеру, видимо, подсказали – пенсионерам надо однозначно повышать пенсии – они станут во многих семьях России главными кормильцами (в регионах с максимальной безработицей). Да, при этом рынок водки в России составит не более 90 млн дал. Это 36 млн дал спирта и 90 млрд руб. акцизов с водки и спирта. При условии того, что "сдохнет" значительная часть рынка коньяка, САН, а также вина (если введут единую ставку акциза, а на коньяк уставновят минимальную цену рублей в 280), то остальная продукция может дать еще условно не более 20 млрд руб. Итого- 110 млрд. руб., а было 75 (хотя на самом деле должно было быть 90 млрд; 15 млрд просто государство не хотело собирать). Поэтому разница в 35 (20) млрд дополнительных рублей в год, видимо, стоит алкогольной революции и перевода половины населения на самогон. Это идеальная картина.

Поэтому даже реальная ГМП на спирт в принципе не пугает. Ну, будет легальная водка из легального спирта. Ну, перейдет население на самогон. Ну и что? Рынок легальной и частично легальной водки в 2007 г. составил 130 млн дал. Ужмется до 90 млн дал в 2010 г. За счет кого? Здесь тот же СПАП предусмотрительно борется с региональным сепаратизмом. Федеральные компании не готовы ужаться на такой объем. Этот объем в принципе их объем и перекрывает. Москва в потреблении водки не ужмется, значит- регионы. А региональные администрации вряд ли будут готовы смириться с тем, что региональный рынок нелегальной водки исчез, а легальный сократится в среднем на 31%) и при этом федеральные компании будут чувствовать себя по-прежнему неплохо на региональных рынках. Вот когда начнется настоящий региональный сепаратизм. А если еще из 90 млн дал водки вычесть государственную от "РСП", которую обязательно будут продвигать на региональных рынках с помощью региональных отделений Федеральной службы (а еще надо учесть, что сегодня этой водки – новой водки "РСП" - практически нет). То есть (с учетом амбиций команды Касьянова) - это не менее еще 3 – 4 млн дал новой госводки в 2010 г.; тогда рынок водки нынешних операторов сокращается уже не до 90 млн дал, а до 86 млн дал. Делите рынок, господа операторы. Тут вам и брендинг, и ребрендинг, и рестайлинг, и что хотите. Отсекаем 3 млн дал на премиальную водку дороже 250 руб. (рынок поделен уже). И остается обновленный объем водочного рынка для дележа всех существующих брендов и операторов в 83 млн дал. Что это будет и как его будут делить – об этом как –нибудь при хорошем настроении в следующий раз. Ну, а если уж идти еще дальше, то CEDC контролирует сейчас около 15 млн дал годового производства водки и ЛВИ. При их рекламных бюджетах объем вряд ли упадет ниже 10 млн дал в год, остается уже 73 млн дал и т.д. Не менее 10 млн дал заберут "Синергия" и "Омсквинпром". Уже 63 млн дал в остатке. И можно вычитать дальше.

А если сюда еще добавить амбиции старых брендов? Не зря же маркетологи говорят о возможности наступления периода возвращения к старым проверенным ценностям. Ведутся работы по ребрендингу "Флагмана" и "Гжелки" ("Гжелку" даже в бутылки по 0,375 л начали разливать и т.д.). И вот очень интересный для нас момент: период сытного "сырьевого капитализма" в России связна с 2000 – 2008 г.г. На начальном этапе для среднего класса водочными символами периода были "Гжелка" и "Флагман". В конце первой четверти пути к ним примкнули "Зеленая марка" и "Путинка". На середине пути- добавились "Пять озер". И вот что для среднего класса из старого останется наиболее близким при "возвращении к старым ценностям" от водки по 170- 250 к водке по 130- 140 рублей? Какой период прошлой жизни будет выбран вместе с водкой для ностальгии? Мы пока не знаем. И насколько это связано с рекламными компаниями каждого из этой группы брендов, тоже не знаем. Для нас вопрос пока открыт.

До реформы осталось совсем немного времени. Пожалуй, новую эпоху при ставке акциза в 250 (хотя и 210 немало – это при росте на 10%) можно назвать началом эпохи самогоноварения в России.

Завершить эту мрачную тему хочется еще раз одним: если уж у нас рассматривают экономику алкогольного рынка без учета социально- экономической ситуации в жизни населения, то надо помнить, что легальный алкоголь в России в полтора раза минимум относительно дороже крепкого алкоголя в скандинавских странах (даже при сравнении уровня средних зарплат и минимально легальных цен). И еще – в период кризиса самогоноварение станет хобби десятков миллионов пьющих граждан. И опять все при деле: кто-то гонит для себя; кто-то гонит и продает; органы, победившие нелегальную водку и ССЖ, гоняются за продавцами самогона и штрафуют. Только суммы разные. Контролирующим органам тоже надо посчитать (пусть скажут свое веское слово) - что им-то выгоднее: бонусы нынешних производителей нелегального спирта и водки или от будущих производителей самогона?

В общем, все как-то все равно утрясется. Как глубокомысленно говорил бравый солдат Швейк: "Все равно что-то да будет. Никогда такого не было, чтобы ничего не было".

Страна у нас стала другой, а грабли все равно прежние остались, в их конструкции ничего не поменялось.

Мы искренне считаем, что вопрос целесообразности или нецелесообразности производства нелегальной водки в каждом регионе должен стать предметом рассмотрения на Правительственном совещании по алкоголю. Если будет принято решение запретить нелегальную водку вообще, то надо честно объявить об этом людям и объяснить (в тех же многочисленных телепередачах о приготовлении пищи) как правильно гнать самогон с минимальным ущербом для здоровья. Все-таки рынок самогона может вырасти до 150- 160 млн дал. Это серьезно.

И последнее – в системе коррупции не может быть белых пятен, так и не может в России существовать насквозь пушистый алкогольный рынок. Поэтому вкупе с вводимыми мерами уже должны соответствующие госорганы разрабатывать новые схемы для работы алкогольного рынка, с которым будет бороться уже следующее поколение депутатов и чиновников. И принимать надо все это пакетно.


Архив новостей
© 2005 - 2024 - Все права защищены Группа компаний: GAI Italy |  GAI France |  MEB |