Аналитический взгляд DrinksNews Russia Недавно владелец русского шампанского винного дома Абрау Дюрсо Борис Титов озвучил итоги своей "первой пятилетки" в этом бизнесе. В 2011 году русский шампанский дом "Абрау-Дюрсо" показал лучшие результаты с 2006 года. Объем производства составил 16,5 млн. бутылок. Выручка от реализации (включая НДС и акцизы) составила более 2,7 млрд. рублей, чистая прибыль возросла больше чем в два раза (по сравнению с 2010 годом) и после налогообложения составила - 538 млн. рублей.
Компания уже весной хочет выйти на IPO, для получения оценки своей стоимости, которая может быть от $100 млн. и выше. В ходе IPO она планирует привлечь $15 млн., разместив 15% акций. Борис Титов планирует пустить эти деньги на развитие инфраструктуры туристической зоны Абрау Дюрсо. Тем не менее, выход Абрау Дюрсо на IPO больше кажется интересным всемирным PR ходом. У компании достаточно дешевых кредитов, да и сумма в $15 млн. сравнительно низкая для объемов инвестиций в недвижимость. Действительно, сейчас Борису Титову очень важна оценка компании, впрочем, также как и мировая известность бренда Абрау Дюрсо. IPO позволит ему "убить сразу двух зайцев" и вдобавок сократить расходы на рекламу.
Абрау-Дюрсо это не только винный дом, но и одно из главных туристических мест на юге России. В ушедшем году его посетили 127 981 турист. Абрау-Дюрсо, со слов представителей компании в 2011 году заняло первое место в мире по количеству туристов приезжающих в одно винное хозяйство. Пока туристы приезжают в основном на один день, но компания делает все возможное, чтоб это место стало популярным для отдыха.
Борис Титов уверенно развивает инфраструктуру туристической зоны, как в текущем режиме, так и видимо готовясь к грядущей олимпиаде Сочи 2014, которая должна сыграть немаловажную роль в развитии Абрау Дюрсо. Открываются новые предприятия быстрого питания, рестораны, строятся гостиницы, готовится проект частного сектора, а также ведутся работы по замене всех старых подземных коммуникаций и систем водоснабжения.
Впервые компания озвучила планы по экспорту своих игристых вин в другие страны, в число которых уже вошли Великобритания и США. Пока были сделаны первые поставки, и если в Великобритании Абрау Дюрсо уже есть в ресторанах, то в США пока еще только доплыл первый контейнер. Развитие Абрау Дюрсо в Америке пока непонятно, но поскольку ранее малоизвестные там игристые вина из Италии и Испании уже набирают свою популярность, шансы есть и у России.
Начало работы с Англией, уже многое говорит о том, что Борис Титов всерьез опирается на исторические русско-французские отношения, благодаря которым шампанское получило славу не только в России, но и Россия когда-то стала в глазах иностранцев страной, где производят качественное шампанское. Англия, в каком-то смысле, является мировым информационным центром, поэтому начало возрождения традиций из этого региона более чем перспективно.
Возрождая традиции прошлого, в середине 2011 года компания Абрау Дюрсо представила обновленную линейку своих премиальных игристых вин Victor Dravigny. Имя новой линейки не случайно, это дань выдающемуся шампанисту работавшему в Абрау-Дюрсо с 1905 по 1919 год – Виктору Дравиньи (Victor Dravigny). Он был приглашен императором Николаем II для работы в царском имении, которым было Абрау. В его задачи входило создать высококачественное шампанское, которое можно будет подавать на приемах. Именно Дравиньи привез в Россию французскую классическую методику и добился того, что вино получилось отменного качества, и стало любимейшим напитком не только при российском императорском дворе, но и предметом экспортной гордости, именно в странах, куда сейчас ушли первые поставки.
Также в маркетинге Абрау Дюрсо стоит отметить то, что в 2011 году официальным послом бренда Абрау Дюрсо в России стал известный телеведущий Леонид Парфенов, который является одним из наиболее известных представителей российской интеллигенции. И в конце года компания выпустила линейку аксессуаров в партнерстве с известной актрисой Ренатой Литвиновой. Получился этакий интересный тандем, который может ненавязчиво затронуть разную аудиторию, начиная со среднего класса, заканчивая селебритис.
В российской дистрибуции у Абрау Дюрсо есть один недостаток, который наблюдается в очень важной категории рынка - HoReCa. Компания, которая планирует завоевать долю рынка в сегменте премиальных российских игристых вин, пожалуй, могла бы уделить больше внимания этой категории, так как эта категория открывает прямую дорогу к потребителю. Тем более, что основным направлением развития своих игристых вин, компания предпочла развитие культуры их ежедневного потребления. Грубо говоря, выпить по бокалу шампанского на бизнес-ланче еще никто не запрещал.
Вероятно в таком случае, компании нужен сильный долгосрочный партнер, имеющий опыт работы с HoReCa, при этом не сильно обремененный другими похожими брендами. Возможно, что это может быть интересно CEDC, ее дочернему дистрибутору Whitehall, который не так давно лишился брендов компании LVMH (Moet Hennessy Louis Vuitton), открывшей собственное подразделение в России, и теперь может потерять дистрибуцию продукции Gancia, в связи с покупкой последней Рустамом Тарико.
Это сотрудничество могло бы дать г-ну Титову не только хорошую представленность его игристых вин в российском сегменте HoReCa, но и, возможно, более интенсивное развитие его брендов в отдельных европейских регионах. Правда, учитывая сложное положение дел CEDC , этот глобальный шаг маловероятен.
Сегодня существует много разговоров о возможной покупке Рустамом Тарико контрольной доли в CEDC. Недавнее приобретение Рустамом Тарико итальянской компании Gancia, уже говорит о том, что Абрау Дюрсо в ближайшее время предстоит столкнуться с мощным конкурентом в борьбе за долю российского премиального рынка. Если же г-н Тарико договорится с CEDC, то его силы в продвижении премиальных вин возрастут как минимум в полтора раза.
У Абрау Дюрсо есть собственный дистрибутор, компания Атриум, через которого осуществляются все отгрузки по России. Вероятно, что сейчас функции работы с HoReСa в московском регионе могли бы быть возложены на такие локальные компании как, например, ACT Интернешнл, которая конкретно сосредоточена на работу с этой категорией. На других российских рынках, эти функции также могли бы взять на себя специализированные игроки.
Возвращаясь к IPO хочется отметить, что после его проведения алкогольный бизнес Абрау Дюрсо вероятно получит предложения о частичной или полной продаже. Компания уже сегодня ценный актив, к которому могут присматриваться западные и отечественные инвесторы. Из российских компаний с такой инициативой может выступить, например, Синергия, в портфеле которой категория игристых вин отсутствует, но при определенных условиях может гармонично в него вписаться. Тем не менее пока Абрау Дюрсо продаваться не собирается, а наоборот рассматривает приобретение ценных профильных активов, как в России, так и в других странах.
Допивая бокал замечательного Абрау Дюрсо хочется сказать, что умеют делать в России, если захотят. Удачи! Михаил Максимов Главный редактор DrinksNews Russia
Архив новостей